Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 09.07.2010

Протрите глаза

 Раз­мы­ш­ле­ния о «вре­мен­но при­бли­жён­ных пи­са­те­лях»

 

Бы­ла за­ду­ма­на сов­сем дру­гая ста­тья, и на­зы­ва­лась она «Не Вась­ка я!». Ре­флек­сия на за­мет­ку Ки­р. Шу­ро­ва «По тру­бам во­до­сто­ка» (№ 20–21 от 21.05.2010 г.). Грех мне жа­ло­вать­ся на кор­ре­с­пон­ден­та из пос. По­на­зы­ре­во Ко­ст­ром­ской об­ла­с­ти, где он ме­ня да­же хва­лит, что при­ят­но. Прав­да, в кон­це Кир. Шу­ров се­ту­ет, что не на­до ски­ды­вать «по­ко­ле­ние ста­ри­ков» на свал­ку, ибо имен­но они «под­ни­ма­ли и ук­реп­ля­ли стра­ну, то бишь быв­ший Со­вет­ский Со­юз, и спра­ви­лись со сво­ей за­да­чей на от­лич­но. А что смо­жет сде­лать ны­неш­нее по­ко­ле­ние пре­сло­ву­тых ну­ле­вых?»

Что на это от­ве­тить?! Мы не ве­рим в иде­аль­ных лю­дей и каж­дый день в тол­пе вы­сма­т­ри­ва­ем свой иде­ал. Я бы мог на­пом­нить ува­жа­е­мо­му ав­то­ру про Аф­ган, Чеч­ню, ре­бят-под­вод­ни­ков из лод­ки «Курск». Мог бы рас­ска­зать про очень мо­ло­до­го и та­лант­ли­во­го пар­ня-си­ро­ту, ге­ро­и­че­с­ки сра­жав­ше­го­ся со сво­ей бо­лез­нью и при этом до по­след­не­го дня про­дол­жав­ше­го пи­сать, и пи­сать хо­ро­шо. По­дви­гов хва­тит для всех, и не на­до счи­тать, что мо­ло­дое по­ко­ле­ние – это сплош­ные де­ти ин­ди­го, это не так.

Рис. Юрия БОГАТЕНКОВА
Рис. Юрия БОГАТЕНКОВА

Огор­чил же ме­ня жи­тель по­сёл­ка По­на­зы­ре­во пре­не­бре­же­ни­ем, с ко­то­рым он пи­сал о кри­ти­ке Ва­си­лии Ши­ря­е­ве. Ес­ли Кир. Шу­ров счи­та­ет се­бя ПИ­СА­ТЕ­ЛЕМ (я по­че­му-то в этом уве­рен), а не мел­ким тор­га­шом сло­ва­ми, то к со­бра­ть­ям по пе­ру на­до от­но­сить­ся с по­чте­ни­ем и ува­же­ни­ем. Не на­до опу­с­кать­ся до уров­ня плин­ту­са, ска­ты­ва­ясь в сво­их вы­ра­же­ни­ях до сель­ско­го за­бул­ды­ги «Вась­ки».

Я не зна­ком с Ва­си­ли­ем Ши­ря­е­вым, но лич­ность он бес­спор­но ха­риз­ма­тич­ная. Эта мо­гу­чая лы­сая го­ло­ва, ко­то­рую хо­чет­ся про­ти­рать бе­реж­но тря­поч­кой, что­бы пыль не осе­да­ла и не за­со­ря­ла моз­го­вые из­ви­ли­ны, от­да­лён­ность от Моск­вы так­же име­ет свои плю­сы, ка­кой-то край зем­ли, ку­да не каж­дая пти­ца до­ле­тит – это ли не до­ка­за­тель­ст­во про­грес­сии Фи­бу­нач­чи: и на ок­ра­и­нах жи­вут та­лан­ты. Ши­ря­ев – уни­кум в со­вре­мен­ной кри­ти­ке. Его ори­ги­наль­ная и экс­прес­сив­ная «ана­ли­ти­ка», вздор­но-маль­чи­ше­с­кая, про­во­ка­ци­он­ная ма­не­ра по­да­чи ма­те­ри­а­ла, в ко­то­рой пре­иму­ще­ст­во при­над­ле­жит при­ла­га­тель­ным, не­стан­дарт­ность умо­за­клю­че­ний по­рой со­зда­ёт ви­ди­мость де­жа­вю, воз­мож­но, по­это­му не­при­ем­ле­ма мно­ги­ми. Ва­си­лий Ши­ря­ев по­хож на сне­жин­ку – осо­бен­ную и ред­кую, по ут­рам её не нуж­но счи­щать со сво­ей до­ро­ги.

По­чтен­но­му Ки­р. Шу­ро­ву хо­чет­ся по­со­ве­то­вать: «Ува­жа­е­мый, по­смо­т­ри на за­кат. Кра­со­ти­ща. Тот, на­вер­ху, жи­во­пи­сец что на­до»; хо­тя за­ча­с­тую бы­ва­ет по-дру­го­му: мы го­во­рим, что жизнь пре­крас­на, и идём в ма­га­зин за ещё од­ной бу­тыл­кой вод­ки. И это на­ше ли­це­ме­рие, по­то­му что мы бы­ва­ем очень са­мо­кри­тич­ны и при этом лю­бим ис­клю­чи­тель­но толь­ко се­бя.

Что же ка­са­ет­ся Ва­си­лия Ши­ря­е­ва – при­дёт вре­мя, я с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем об­гло­даю его моз­го­вые ко­с­точ­ки, они до­стой­ны это­го.

Кир. Шу­ров сво­им «во­до­сто­ком» толь­ко под­кор­рек­ти­ро­вал мои пла­ны, в сту­пор ввёл оче­ред­ной пам­ф­лет Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва «Ну­жен ли нам Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут». Про­стой во­прос и от­вет на не­го та­кой же: пусть каж­дый ре­ша­ет сам для се­бя. Мне лич­но Ли­тин­сти­тут не ну­жен, до­ста­точ­но Кра­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рый я за­кон­чил этим ле­том, но ес­ли бы я вы­брал путь ли­те­ра­то­ра, не от­ка­зал­ся бы от учё­бы в Ли­тин­сти­ту­те им. Горь­ко­го.

Алек­сандр, как все­гда, в сво­ём амп­луа: всех клей­мит. Ему бы куз­не­цом ра­бо­тать, но пам­ф­ле­ты лег­че пи­сать, чем ма­хать мо­ло­том. Весь про­шлый год у Ка­ра­сё­ва про­шёл в «пра­вед­ной» борь­бе с про­ек­том си­с­те­мы «Шо­ло­хов» и с ду­хов­ным учи­те­лем – Ма­ка­ни­ным. Чи­тал я эти все опу­сы, об­го­ва­ри­вал со сво­им близ­ким дру­гом и ди­ву да­вал­ся. Вро­де бы и че­ло­век Алек­сандр взрос­лый, и воз­раст Хри­с­та пе­ре­жил, и вой­ну че­ло­век про­шёл, и ис­то­ри­че­с­кий фа­куль­тет за­кон­чил, а вот чув­ст­во та­кое, что за­ст­рял он во вре­ме­ни, и как раз во вре­ме­ни, ког­да дей­ст­ви­тель­но су­ще­ст­во­ва­ла «си­с­те­ма». Со­гла­сен, что у «си­с­те­мы» бы­ли «ежо­вые ру­ка­ви­цы», мно­гие шли на сдел­ку с ней, по­то­му что не вся­кий го­тов был по­се­тить ар­хи­пе­лаг ГУ­ЛАГ, и всё же «си­с­те­ма» ро­ди­ла, вскор­ми­ла и ге­ни­ев: Бул­га­ков, Пла­то­нов, За­мя­тин (ро­ман «Мы»), умол­чу о Со­лже­ни­цы­не, Брод­ском, ко­то­ро­го вы, рус­ские, из­гна­ли на За­пад, а те­перь в свя­зи с по­смерт­ным юби­ле­ем на каж­дом уг­лу кри­чи­те, ка­кой Брод­ский был рус­ский.

Сло­жи­лось стран­ное чув­ст­во, что в боль­шой ли­те­ра­ту­ре ос­тал­ся толь­ко ве­ли­кий Ка­ра­сёв, но пре­сло­ву­тая «си­с­те­ма» не да­ёт Алек­сан­д­ру спо­кой­но по­чи­вать на ла­в­рах. По­это­му, что­бы быть на слу­ху, в этом го­ду он и со­вер­ша­ет свой кре­с­то­вый по­ход про­тив Ли­тин­сти­ту­та, вы­пу­с­ка­ю­ще­го «гра­фо­ма­нов, конъ­юнк­тур­щи­ков» и про­чая, про­чая…

Сам Алек­сандр Ли­тин­сти­тут не за­кан­чи­вал, но пло­да­ми «си­с­те­мы» ак­тив­но поль­зо­вал­ся. Под­мо­с­ков­ные Лип­ки, «ха­ляв­ная» по­езд­ка на яр­мар­ку в Со­фию, дру­гие пре­фе­рен­ции. Ино­гда у Алек­сан­д­ра про­сы­па­ет­ся со­весть, и он бы­ва­ет от­кро­вен­ным с са­мим со­бой, от­сю­да и че­ст­ное при­зна­ние: я – «вре­мен­но при­бли­жён­ный ли­те­ра­тор».

В чём же про­бле­ма Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва?! Для это­го ну­жен се­рь­ёз­ный раз­бор, и за­да­ча та­кая не ста­ви­лась в дан­ной ста­тье, и всё же…

Во­ен­ные рас­ска­зы эн­ной дав­но­с­ти не вы­ве­ли Алек­сан­д­ра на пи­са­тель­ский Олимп. Их за­ме­ти­ли, но они не об­рос­ли пре­ми­я­ми. Бы­ли не­пло­хие от­зы­вы, от­кры­лись две­ри не­ко­то­рых «тол­стя­ков». И всё. Не бы­ло бе­зум­ных ти­ра­жей, пе­ре­из­да­ний, го­но­ра­ров и, глав­ное, сла­вы. По­че­му?! Го­да два на­зад вы­шел на боль­шие эк­ра­ны фильм-ка­та­ст­ро­фа «2012», по­ка­зы­ва­ю­щий зем­ной апо­ка­лип­сис. Смо­т­реть бы­ло ув­ле­ка­тель­но, по­сле, ког­да по­сы­па­лись филь­мы-близ­не­цы на дан­ную те­ма­ти­ку – ин­те­рес про­пал. Слиш­ком всё бы­ло пред­ска­зу­е­мо, од­но­тип­но, шаб­лон­но. Так бы­ло и с во­ен­ны­ми рас­ска­за­ми Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва. Они вы­ст­ре­ли­ли не в пер­вой обой­ме. Это сы­г­ра­ло свою ро­ко­вую роль в твор­че­ст­ве мо­ло­до­го пи­са­те­ля. В рас­ска­зах долж­на быть ори­ги­наль­ная ИС­ТО­РИЯ, ко­то­рая за­пом­нит­ся, при­вле­чёт к се­бе вни­ма­ние. Ма­ка­нин это ма­с­тер­ски изо­б­ра­зил в «Кав­каз­ском плен­ном». Ему уда­лось изо­б­ра­зить сол­да­та-че­ло­ве­ка, раз­ры­ва­ю­ще­го­ся в про­ти­во­ре­чи­ях: вой­на, долг, стран­ное про­снув­ше­е­ся чув­ст­во к плен­ни­ку. Ма­ка­нин не ре­т­ран­с­ли­ру­ет окоп­ный быт вой­ны, как это, к со­жа­ле­нию, де­ла­ет Алек­сандр Ка­ра­сёв. Не хва­та­ет его рас­ска­зам и са­мой Ис­то­рии, и ори­ги­наль­но­го из­ло­же­ния, и ду­ше­щи­па­тель­ной прон­зи­тель­но­с­ти, что­бы серд­це вздрог­ну­ло и за­пла­ка­ло. Не хва­та­ет по­ве­ст­во­ва­тель­ной ши­ро­ты, ху­до­же­ст­вен­но­го раз­ма­ха, пи­са­тель­ской ос­т­ро­ты.

Алек­сан­д­ру за пер­вым сбор­ни­ком рас­ска­зов на­пи­сать бы по­весть, ро­ман, да­же пусть и на зна­ко­мую во­ен­ную те­му, раз­вер­нуть­ся в ней уже по пол­ной про­грам­ме. Но ни­че­го это­го не про­изо­ш­ло, по­это­му не стать ему клас­си­ком, и бед­ные дет­ки не бу­дут в шко­ле изу­чать тво­ре­ния Ка­ра­сё­ва в обя­за­тель­ном по­ряд­ке, а не­сча­ст­ная учи­тель­ни­ца Марь Ива­нов­на не бу­дет вы­та­с­ки­вать из тум­боч­но­го за­гаш­ни­ка фо­то­гра­фию Алек­сан­д­ра и го­во­рить де­тям: всмо­т­ри­тесь в это му­же­ст­вен­ное ли­цо, в эти про­ник­но­вен­ные гла­за прав­до­люб­ца, в этот ор­ли­ный ку­бан­ский взгляд.

Не ста­нет Ка­ра­сёв и ве­ли­ким кри­ти­ком, по­то­му что за два го­да не про­чи­тал я ни од­ной ста­тьи, имен­но дей­ст­ви­тель­но кри­ти­че­с­кой, все его пуб­ли­ка­ции на­прав­ле­ны на по­пу­лизм. В про­шлом го­ду бы­ла «шо­ло­хов­ская» те­ма, изъ­ез­жен­ная вдоль и по­пе­рёк по сто раз и до Алек­сан­д­ра. Ни­че­го но­во­го он не до­ба­вил.

Что же ка­са­ет­ся злоб­ных пам­ф­ле­тов, ко­то­рые Ка­ра­сёв пе­ри­о­ди­че­с­ки пуб­ли­ку­ет, тут про­сто хо­чет­ся вос­клик­нуть – ну, про­сто Пи­кас­со.

Спро­си­те, по­че­му так? У Ка­ра­сё­ва ку­ча не­рас­кры­тых та­ла­нтов, но он ни­че­го не де­ла­ет для то­го, что­бы они рас­кры­лись. Сколь­ко на­пи­са­ли книг Са­ду­ла­ев, При­ле­пин, Га­ма­юн и дру­гие – по­счи­тай­те, и за­од­но по­счи­тай­те, сколь­ко на­пи­сал Алек­сандр Ка­ра­сёв?! Счёт бу­дет не в его поль­зу.

За­ступ­люсь и за «гра­фо­ма­на» Ан­д­рея Аст­ва­ца­ту­ро­ва, хо­тя он в этом не нуж­да­ет­ся, но к све­де­нию Ка­ра­сё­ва – Аст­ва­ца­ту­ров док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, про­фес­сор Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Ав­тор мно­же­ст­ва ста­тей по за­пад­ной ли­те­ра­ту­ре, а чем мо­жет по­хва­с­тать­ся Алек­сандр Ка­ра­сёв?! Бо­юсь, и здесь боль­шой про­кол.

Я по­ни­маю, что Ка­ра­сё­ву на­пле­вать на об­ще­ст­вен­ное мне­ние, тем бо­лее моё, но уве­рен, что он по­сто­ян­но ин­те­ре­су­ет­ся у ближ­них: «Как я вы­гля­жу?»

Мы при­ни­ма­ем ре­аль­ность та­кой, ка­кой нам её пре­под­но­сят. Эле­мен­тар­но. Мы из прин­ци­па не смо­т­рим но­во­сти по те­ле­ви­зо­ру и чи­та­ем их в Ин­тер­не­те. Мы все­гда го­во­рим то, что ду­ма­ем, и поч­ти ра­зу­чи­лись ис­крен­не улы­бать­ся.

В этом про­бле­ма об­ще­ст­ва, в том, что оно счи­та­ет се­бя «вре­мен­но при­бли­жён­ным». Об­ще­ст­во боль­но пес­си­миз­мом. И это лег­ко объ­яс­нить. Пес­си­ми­с­ты не хо­тят быть сча­ст­ли­вы­ми, им нуж­но стра­дать, что­бы оп­рав­дать свою де­прес­сию. Ес­ли они сча­ст­ли­вы, то ку­да её де­вать? Им бы при­шлось ид­ти и жить в ре­аль­ном ми­ре, а это сно­ва при­во­дит к де­прес­сии. Алек­сандр Ка­ра­сёв за­ра­зил­ся этим ви­ру­сом, но он у не­го ещё к то­му же и му­ти­ру­ет.

Что же ка­са­ет­ся во­про­са: где они, но­вые Тол­стые, Че­хо­вы… Алек­сандр, как лю­бил го­во­рить мой друг – про­три­те гла­за.

2009 год по­да­рил нам ми­ни­мум два яр­ких ро­ма­на: М.Пе­т­ро­сян «Дом, в ко­то­ром» и, ес­те­ст­вен­но, «Ел­ты­ше­вы» Ро­ма­на Сен­чи­на. Да­же то, что «Ел­ты­ше­вым» упор­но не да­ют ни­ка­кой пре­мии, как раз и до­ка­зы­ва­ет оши­боч­ность те­о­рии Ка­ра­сё­ва: не всё гра­фо­ма­ния, конъ­юнк­тур­щи­на и хлам. На­сто­я­щая ли­те­ра­ту­ра все­гда най­дёт сво­е­го чи­та­те­ля. М.Пе­т­ро­сян пи­са­ла свою кни­гу боль­ше де­ся­ти лет, уве­рен, что и Сен­чин сво­их «Ел­ты­ше­вых» со­чи­нил не за один день.

Сен­чи­ну, Пе­т­ро­сян и дру­гим уда­лось рас­пра­вить кры­лья и уле­теть на­вст­ре­чу ве­т­ру, и у них по­лу­чи­лись «Ел­ты­ше­вы», «Дом, в ко­то­ром»…

У Алек­сан­д­ра нет кры­ль­ев. Мо­жет, по­то­му что он их не­до­сто­ин. Не­удоб­но мне, па­ца­ну, учить мэ­т­ра Ка­ра­сё­ва та­ким про­пис­ным ис­ти­нам, что су­ще­ст­ву­ет раз­ни­ца меж­ду не­уда­чей и фи­а­с­ко. По­ка вы, Алек­сандр, тер­пи­те фи­а­с­ко и как кри­тик, и как ли­те­ра­тор. Фи­а­с­ко лег­ко ста­но­вит­ся ле­ген­дой, ко­то­рую пе­ре­да­дут из уст в ус­та и ко­то­рая по­мо­га­ет дру­гим лю­дям чув­ст­во­вать се­бя бо­д­рее, по­то­му что бе­да слу­чи­лась не с ни­ми.

Алек­сандр, хо­ти­те стать ве­ли­ким, так пи­ши­те же, пи­ши­те, Шу­ра, упор­но и каж­до­днев­но, но толь­ко не брюз­жи­те, по­то­му что ско­ро от вас бу­дет ос­ко­ми­на во рту. Да­же аме­ри­кан­ские до­мо­хо­зяй­ки вы­хо­ди­ли в ве­ли­кие клас­си­ки 20 ве­ка, а всё лишь по­то­му, что не тра­ти­ли вре­мя на вор­ча­ние, а за­ни­ма­лись де­лом – пи­са­ли.

А ес­ли по­ду­мать, по­че­му лю­ди па­да­ют? Для то­го, что­бы на­учить­ся под­ни­мать­ся!

Се­го­дня про­чи­тал в ЖЖ гнев­ный спич гос­по­жи Ва­си­лен­ко на ста­тью С.Бе­ля­ко­ва в «Ча­с­ко­ре». Улыб­нул­ся, ну до бо­ли зна­ко­мые фра­зы, про­сто клон Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва, а по­том ста­ло страш­но…


Сергей БОГДАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования