Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 09.07.2010

Мы свой, мы новый мир построим…

 Пред­се­да­тель пар­тии Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей Свет­ла­на Ва­си­лен­ко пи­шет в сво­ём ЖЖ, что «ли­те­ра­тур­ный мир на на­ших гла­зах стре­ми­тель­но пре­вра­ща­ет­ся в ли­те­ра­тур­ную ма­фию». Ви­ди­мо, хо­чет ини­ци­и­ро­вать со­зда­ние не­за­ви­си­мо­го но­во­го ли­те­ра­тур­но­го цен­т­ра Рос­сии. По­то­му что вся пи­са­тель­ская власть при­над­ле­жит куч­ке ли­те­ра­то­ров, эта­ко­му бо­мон­ду, ли­те­ра­тур­но­му ис­теб­лиш­мен­ту, не­сколь­ким жур­на­лам да па­ре-трой­ке пре­мий. Дав­но по­ра от­кры­вать но­вый фронт – не­за­ви­си­мый, объ­ек­тив­ный, яс­но мо­ре, по­ли­цен­т­рич­ный и чер­тов­ски про­фес­си­о­наль­ный.

Вот же бе­да с эти­ми ли­те­ра­тур­ны­ми функ­ци­о­не­ра­ми. А как всё на­чи­на­лось: сна­ча­ла Ва­си­лен­ко пи­са­ла: «На­до сроч­но что-то де­лать. Де­лать но­вый ЖЗ: Но­вый Жур­наль­ный Зал, в ко­то­рый бы­ли бы вклю­че­ны все про­вин­ци­аль­ные жур­на­лы...», ру­ко­во­ди­те­лю СРП бы­ло ма­ло Жур­наль­но­го за­ла, Чи­таль­но­го за­ла и Ме­га­ли­та. Оно и по­нят­но, ко­неч­но, но­вый мир но­вым ми­ром, зна­мя зна­ме­нем, а ре­ги­о­наль­но­го ком­по­нен­та ой как не­до­ста­ёт, не хва­та­ет для пу­ще­го ох­ва­та про­цес­са жур­на­лов «Жар Маг­ни­тогор­ска», «Лёд Се­ве­род­вин­ска», «Ко­ло­ко­ла Яро­слав­ля» и «Бу­бен Ой­мя­ко­на».

Да Бог с ним, с ре­ги­о­наль­ным ком­по­нен­том. Ме­ня все­гда за­бав­ля­ло, что ког­да ка­ко­го-ни­будь пи­са­те­ля (ого­во­рим­ся, ус­лов­но – пи­са­те­ля) из со­ю­за (Со­ю­за пи­са­те­лей об­раз­ца вре­мён Со­ю­за, не­смо­т­ря на его раз­де­ле­ние в 90-м на СПР и СРП – от пе­ре­ме­ны ме­с­та бук­вы суть осо­бо не ме­ня­ет­ся) не по­лу­ча­ет­ся эво­лю­ци­о­ни­ро­вать – он пре­вра­ща­ет­ся в функ­ци­о­не­ра и на­чи­на­ет при­ду­мы­вать кон­цеп­цию соб­ст­вен­но­го ми­ро­во­го ли­те­ра­тур­но­го по­ряд­ка. За­чем? Да по­то­му что в су­ще­ст­ву­ю­щей до не­го си­с­те­ме всё, кро­ме его (пи­са­тель­ских) про­ек­тов, не ра­бо­та­ет, или ра­бо­та­ет, но не так, как долж­но ра­бо­тать. Ис­хо­дя из его (пи­са­те­ля) кон­цеп­ции – все пре­ми­аль­ные цик­лы в Рос­сии за­то­че­ны кон­крет­ны­ми людь­ми под кон­крет­ных ав­то­ров, все пуб­ли­ка­ции в цен­т­раль­ных «тол­стя­ках» слу­ча­ют­ся толь­ко бла­го­да­ря бла­ту, друж­бе, сек­су, бор­зым щен­кам, сгла­зу, пор­че, гип­но­зу. Да­лее – мож­но до­мыс­лить, по па­ра­диг­ме, Лип­ки – это фа­б­ри­ка звёзд во гла­ве со стре­ми­тель­но ста­ре­ю­щим Кир­ко­ро­вым,  «Но­вая ли­те­ра­тур­ная кар­та Рос­сии» – эта­кий ка­та­лог-меж­ду­со­бой­чик для пя­ти­сот че­ло­век, име­ю­щих кар­точ­ки в кар­то­те­ке и т.п.

В скоб­ках я за­ме­чу, что был сви­де­те­лем, как Ев­ге­нию Алё­хи­ну да­ли до­б­ро на пуб­ли­ка­цию рас­ска­за «Ядер­ная вес­на» в «Но­вом ми­ре», при­чём Алё­хин ни в род­ст­вен­ной, ни в иной дру­гой свя­зи ни с Ва­си­лев­ским, ни с Ки­ре­е­вым не со­сто­ял, зад ни­ко­му не ли­зал, на ко­ле­нях не пол­зал. Я лич­но был сви­де­те­лем, как глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Де­ти Ра» Ев­ге­ний Сте­па­нов, с ко­то­рым я ед­ва зна­ком по эле­к­трон­ной пе­ре­пи­с­ке, дал до­б­ро на пуб­ли­ка­цию сти­хов ке­ме­ров­ских по­этов и в крат­чай­шие сро­ки опуб­ли­ко­вал тек­с­ты. Я уве­рен, что шорт-ли­с­тер «Нац­бе­с­та» это­го го­да Олег Лу­ко­шин при­во­рот Се­ва­ре На­зар­хан и пор­чу Ва­ле­рии Гай Гер­ма­ни­ке не де­лал, а Ки­рилл Ря­бов не от­прав­лял поч­то­вым пе­ре­во­дом руб­ли за оке­ан, что­бы его на­пе­ча­та­ли в США. Про­дол­жать мож­но дол­го, но не име­ет смыс­ла.

Так, ко­неч­но, быть не мо­жет. Я, ра­зу­ме­ет­ся, вру, а си­с­те­ма ссу­чи­лась, сгни­ла и раз­ва­ли­лась. В но­вой же кон­цеп­ции всё долж­но быть по-дру­го­му. В ней не бу­дет ме­с­та дис­кре­ди­ти­ро­вав­шим се­бя ли­те­ра­то­рам. Вот, по вер­сии то­ва­ри­ща гос­по­жи Ва­си­лен­ко, кри­тик Бе­ля­ков, опуб­ли­ко­вав в «Ча­с­ко­ре» ста­тью «Че­ты­ре ми­фа о Нем­зе­ре. Се­анс с ра­зоб­ла­че­ни­я­ми», пе­ре­черк­нул де­сять лет соб­ст­вен­ной ра­бо­ты, да и во­об­ще ни­че­го для со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры не сде­лал. Я пи­шу это не по­то­му, что сим­па­ти­зи­рую кри­ти­ку Бе­ля­ко­ву, на­обо­рот, мне не нра­вит­ся его при­выч­ка на­тя­ги­вать брю­ки до под­бо­род­ка и его ста­тьи про но­вый ре­а­лизм. Но я ви­дел объ­ём бе­ля­ков­ских пуб­ли­ка­ций (на­пом­ню, бо­лее 60 ра­бот толь­ко в ЖЗ, в «Ура­ле», «Кон­ти­нен­те», «Но­вом ми­ре», «Во­про­сах ли­те­ра­ту­ры» и т.д.) и знаю уро­вень этих ра­бот в об­щем, а вот где мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции г-жи Ва­си­лен­ко? Ну да, я знаю 10 штук, а ос­таль­ные... Они, ви­ди­мо, в не­дру­же­ст­вен­ных гос­под­ст­ву­ю­ще­му ли­те­ра­тур­но­му пу­лу из­да­ни­ях? Лад­но. По­з­д­ра­вим Бе­ля­ко­ва, по сло­вам Ва­си­лен­ко, ему сно­ва 24!

Пи­са­тель-функ­ци­о­нер хо­чет раз­ру­шить ста­рый мир и по­ст­ро­ить свой, но­вый. По­че­му? А всё по­то­му, что мес­сии не бы­ло. А всё так пло­хо, по­то­му что не те лю­ди лит­про­цес­сом за­ни­ма­ют­ся: не те пи­са­те­ли пи­шут, не те ре­дак­то­ра ре­дак­ти­ру­ют, не те кри­ти­ки кри­ти­ку­ют. А всё по­то­му, что не под­клю­чи­ли к про­цес­су ог­ром­ную, дре­без­жа­щую гай­ка­ми и во­ня­ю­щую ма­зу­том ма­ши­ну под на­зва­ни­ем «Со­юз пи­са­те­лей», в ку­зо­ве ко­то­рой не­сколь­ко ты­сяч «про­фес­си­о­наль­ных» ли­те­ра­то­ров, об­ла­да­те­лей ксив с над­пи­сью «пи­са­тель но­мер че­ты­ре ты­ся­чи та­кой-то».

Я ду­маю, что у этой ма­ши­ны вы­хлоп­ная тру­ба во­внутрь, а это эки­па­жу силь­но вре­дит, хо­тя они и при­вык­ли. «Вас ведь у ме­ня шесть ты­сяч!» – тра­ги­че­с­ки вос­кли­цал не­ко­то­рое вре­мя на­зад ре­дак­тор мно­го­ти­раж­ки «Рос­сий­ский пи­са­тель» До­ро­шен­ко в от­вет на изъ­яв­ле­ние же­ла­ния чле­нов со­юз­пи­са (СПР) на­пе­ча­тать­ся. Шесть ты­сяч лю­дей с кси­вой в СПР.  В СРП – три с по­ло­ви­ной. Сколь­ко из них про­фес­си­о­на­лов на са­мом де­ле? Да про­цен­тов пять, не боль­ше, а то и мень­ше. Де­душ­ка из ка­ко­го-ни­будь Яй­ско­го рай­о­на Ке­ме­ров­ской об­ла­с­ти уже де­сять лет как член со­ю­за. Из пи­са­те­лей он зна­ет и чи­тал, ра­зу­ме­ет­ся, Пла­то­но­ва, Три­фо­но­ва и Твар­дов­ско­го. Это­го до­ста­точ­но для ря­до­во­го чле­на Со­ю­за пи­са­те­лей. А ус­лы­хав от вас сти­хи, не дай Бог, на­пи­сан­ные доль­ни­ком и, не дай Бог, в ква­д­ра­те, с не­пол­ной и/или не­точ­ной риф­мой, он за­кри­чит: «Брод­ский!» – и всё, даст вам по го­ло­ве то­ми­ком ка­ко­го-ни­будь куз­бас­ско­го по­эта и уе­дет в свою Яю.

Ра­зу­ме­ет­ся, не все чле­ны со­ю­зов та­кие. Встре­ча­ют­ся ис­клю­че­ния. Два-три-че­ты­ре че­ло­ве­ка на об­ласть. Но это как раз тот слу­чай, ког­да ис­клю­че­ния под­тверж­да­ют пра­ви­ла. И ни­че­го тут не по­пи­шешь. Не­по­нят­но од­но. Для ко­го и за­чем изо­б­ре­тать ве­ло­си­пед? Эту сы­рую и не­по­нят­ную си­с­те­му, но­вую ли­те­ра­тур­ную кон­цеп­цию. Для сво­их? Они вряд ли оце­нят. Не луч­ше ли про­сто хо­ро­шо де­лать то, что уме­ешь хо­ро­шо де­лать, а не пло­дить аль­тер­на­тив­ные со­ю­зы пи­са­те­лей, за­ме­ны ЖЗ, Лит­кар­те, Лип­кам и так да­лее, и так да­лее. Или, мо­жет быть, луч­ше про­сто ра­зо­брать­ся и на­ве­с­ти по­ря­док в соб­ст­вен­ном со­ю­зе. Так, что­бы, на­при­мер, од­но из пе­чат­ных из­да­ний СРП – «Го­ло­са Си­би­ри» (под ре­дак­ци­ей пред­се­да­те­ля Ке­ме­ров­ско­го об­ла­ст­но­го от­де­ле­ния То­гу­ле­ва В.В.) не вы­гля­де­ло кир­пи­чом из 1396-ти стра­ниц, со сте­но­грам­ма­ми IV Съез­да пар­тии Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей на 100 стра­ни­цах, опи­са­ни­ем ви­зи­та Ва­си­лен­ко в Куз­басс на 80 стра­ни­цах и ру­б­ри­кой «Для тех, ко­му из­ме­ни­ла же­на», а ста­ло при­лич­ным из­да­ни­ем, ко­то­рое не стыд­но по­ста­вить на пол­ку.

Или всё-та­ки луч­ше до­ба­вить кросс­ворд, рас­пи­са­ние при­го­род­ных эле­к­т­ри­чек, лун­ный ка­лен­дарь, да и ну её, эту со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру?


Игорь КУЗНЕЦОВ,
г. КЕМЕРОВО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования