Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 09.07.2010

Лохануться может каждый

 Ло­ши­ная мат­ка Ксе­ния Соб­чак рас­ска­за­ла,

как во­вре­мя рас­поз­нать ло­ха и как са­мо­му в не­го не пре­вра­тить­ся

 

«Я есть главный национальный лохоотвод. Благодаря мне миллионы потенциально опасных граждан сидят, прикованные к мерцающему ящику, в котором четвёртый год с интересом следят за судьбами участников мегапроекта «Дом-2». А вы так можете? Вы можете сделать собственные стринги фетишем миллионов? Нет? Тогда засуньте себя в одно место свои снобизм и ханжество и слушайте» — это была цитата из новейшей книги светской львицы Ксении Собчак. Обращение к читателям, так сказать. Книга называется «Энциклопедия лоха», в ней много иллюстраций модного художника-коллажиста Андрея Бартенева. Презентация книги в Москве была скромной – несколько журналистов и несколько десятков восторженных читателей. Впрочем, ни один вопрос не остался без ответа.

 

– Для на­ча­ла – как пра­виль­но – эн­цик­ло­пе­дия лО­хов или ло­хОв?

– Ло­хОв, ко­неч­но же. Иное про­из­но­ше­ние мне ре­ж­ет слух.

– Счи­та­е­те ли вы кни­гу кон­ку­рен­то­спо­соб­ной?

– Ду­маю, что да. В Пи­те­ре уже чет­вёр­тый или да­же пя­тый ти­раж пе­ча­та­ют.

– А по­че­му книга ста­ла по­пу­ляр­ной? Уж не по­то­му ли, что ав­тор – Ксе­ния Соб­чак?

– Зна­е­те, я ни­ког­да не де­ла­ла став­ку на имя. Мне ка­жет­ся, лю­ди по­ку­па­ют кни­гу, по­то­му что те­ма эта близ­ка и ин­те­рес­на им са­мим. И сов­сем не важ­но, кто та­кую кни­гу на­пи­сал.

– Раз «Эн­цик­ло­пе­дия ло­ха» так по­пу­ляр­на, мо­жет ли она быть но­ми­ни­ро­ва­на на ка­кую-ни­будь ли­те­ра­тур­ную пре­мию?

– Я не счи­таю свою кни­гу ли­тер­атур­ным про­из­ве­де­ни­ем, не ду­маю, что она об­ла­да­ет та­ки­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми до­сто­ин­ст­ва­ми, что­бы пре­тен­до­вать на пре­мию.

– Это, ес­ли счи­тать со­ав­тор­ст­во с Ок­са­ной Роб­ски, уже тре­тья ва­ша кни­га. Счи­та­е­те ли вы се­бя се­рь­ёз­ным пи­са­те­лем и пла­ни­ру­е­те ли продолжить пи­са­тель­скую ка­рь­е­ру?

– Нет, се­рь­ёз­ным пи­са­те­лем я се­бя не счи­таю. Я пи­шу о ве­щах та­ких по­зна­ва­тель­ных, на мой взгляд, раз­вле­ка­тель­ных и юмо­ри­с­ти­че­с­ких, где нет глу­бо­ко­го сю­же­та, и это не ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние. То есть, это та­кая по­зна­ва­тель­ная ли­те­ра­ту­ра. А пи­сать я бу­ду и даль­ше – мне это нра­вит­ся и до­став­ля­ет удо­воль­ст­вие. А вот и при­шёл Ан­д­рей Бар­те­нев – че­ло­век, ко­то­рый ил­лю­с­т­ри­ро­вал кни­гу.

Ан­д­рей: До­б­рый день, до­ро­гие дру­зья!

Ксе­ния: Это че­ло­век, ко­то­рый де­лал за­ме­ча­тель­ные кол­ла­жи в кни­ге.

– Ксе­ния, оче­ред­ной во­прос к вам: кто чи­та­тель ва­шей кни­ги – лох или не лох?

– Читатели – са­мые раз­но­об­раз­ные лю­ди, ко­то­рые ин­те­ре­су­ют­ся этой те­мой. Мне ка­жет­ся, что в каж­дом из нас жи­вёт ма­лень­кий лох. У ко­го-то он боль­ше, у ко­го-то – мень­ше, по­это­му я бы ска­за­ла, что пи­са­ла кни­гу для ши­ро­ко­го чи­та­те­ля стар­ше 14-ти лет.

– В со­вре­мен­ном ми­ре пи­са­те­лей кто лох, а кто не лох?

– Я не мо­гу, к со­жа­ле­нию или к сча­с­тью, счи­тать се­бя на­столь­ко ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным спе­ци­а­ли­с­том, что­бы оце­ни­вать их ра­бо­ты. Я не ли­те­ра­тур­ный кри­тик и по­это­му я бы ни­ког­да не взя­ла на се­бя сме­лость го­во­рить о та­ких ве­щах. Я мо­гу ска­зать о жиз­ни – вот я об­ща­юсь с че­ло­ве­ком и я по­ни­маю – есть в нём со­от­вет­ст­ву­ю­щие чер­ты или нет, а по по­во­ду книг – в ли­те­ра­тур­ном ми­ре, вы­ра­жа­ясь фра­за­ми «пло­хой очерк», «пло­хое пись­мо», «труд­но чи­та­е­мая кни­га»… Нет, я очень люб­лю чи­тать, чи­таю мно­го, но не счи­таю се­бя впра­ве та­ки­ми ка­те­го­ри­я­ми го­во­рить о том или ином ав­то­ре.

– В сво­ей кни­ге вы при­во­ди­те мно­го ло­ши­ных афо­риз­мов. Сре­ди них афо­риз­мы Ах­ма­то­вой, Бе­лин­ско­го, Ди­д­ро и пр. Во­прос – вы дей­ст­ви­тель­но счи­та­е­те эти афо­риз­мы ло­ши­ны­ми  и чем вы ру­ко­вод­ст­во­ва­лись, де­лая та­кую под­бор­ку?

– Но я не этих же лю­дей счи­таю та­ки­ми, я счи­таю – и уже го­во­ри­ла об этом – что не­на­ви­жу, ког­да ка­кой-ни­будь че­ло­век на­чи­на­ет свою фра­зу сло­ва­ми «как го­во­рил ве­ли­кий Ди­д­ро…» или «как го­во­рил Бе­лин­ский...» – мне ка­жет­ся, нет ни­че­го бо­лее по­ш­ло­го, чем го­во­рить та­кую мно­го­зна­чи­тель­ную фра­зу че­ло­ве­ку, ко­то­рый не чи­тал Бе­лин­ско­го или Ди­д­ро, а ку­пил за­ме­ча­тель­ную кни­гу «100 ве­ли­ких афо­риз­мов ве­ли­ких лю­дей». По­это­му что­бы че­ло­век, ко­то­рый по­ку­па­ет мою кни­гу, не тра­тил­ся на сбор­ник афо­риз­мов, я со­бра­ла са­мые рас­хо­жие, са­мые, на мой взгляд, ба­наль­ные и са­мые, на мой взгляд, ча­с­то ис­поль­зу­е­мые, по ко­то­рым, как по чёр­ным мет­кам, мож­но уз­нать ло­ха. В сле­ду­ю­щий раз, ког­да че­ло­век ска­жет: «Как го­во­рил До­сто­ев­ский, мир не сто­ит сле­зы ре­бён­ка», всё, мож­но сра­зу про­щать­ся с че­ло­ве­ком. Тем са­мым я эко­ном­лю ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во вре­ме­ни лю­дям, ко­то­рые не бу­дут его тра­тить на бес­смыс­лен­ное пу­с­тое об­ще­ние.

– Вы в та­ких фо­то­шоп­ных ви­дах ин­те­рес­ных пред­став­ле­ны: об­на­жён­ная грудь, ши­кар­ные но­ги, – ска­жи­те, как вы за­ни­ма­лись под­бо­ром по­доб­ных ил­лю­с­т­ра­ций.

– Этим за­ни­мал­ся Ан­д­рей, это не мои грудь и но­ги, это кол­лаж – это сбор­ная ком­по­зи­ция, ко­то­рая со­сто­ит из раз­ных вы­ре­зок и ма­те­ри­а­лов. Луч­ше вам рас­ска­жет Ан­д­рей как про­фес­си­о­нал. К со­жа­ле­нию, эти те­ла ко мне не име­ют во­об­ще ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

Ан­д­рей: По-мо­е­му, эти те­ла очень пря­мое от­но­ше­ние к те­бе име­ют.

Ксе­ния: Как же так? Это же не мои те­ла. Эти пре­крас­ные яго­ди­цы – я вот сколь­ко спор­том за­ни­ма­юсь – у ме­ня та­ких нет. Или грудь там где-то ого­лён­ная. Это же не моё те­ло. Мне, мо­жет быть, и хо­те­лось бы, но нет. Так что здесь у Ан­д­рея со­бра­но – что-то взя­то от ме­ня, но в це­лом, на­вер­ное, здесь мог­ла бы быть и моя фи­гу­ра…

– Един­ст­вен­ный скан­дал, ко­то­рый со­пут­ст­во­вал вы­хо­ду этой кни­ги, это ис­то­рия с Кех­ма­ном. (Пе­тер­бург­ский биз­не­с­мен Вла­ди­мир Кех­ман, ди­рек­тор Ми­хай­лов­ско­го те­а­т­ра, по­пал в ксю­ши­ну клас­си­фи­ка­цию как «лох пуб­лич­ный» и креп­ко на это оби­дел­ся. – Прим. ред.) Ска­жи­те, это бы­ла на­ме­рен­ная про­во­ка­ция, вы зна­ли за­ра­нее ре­ак­цию или это по­лу­чи­лось слу­чай­но?

– Зна­е­те, всё са­мое ге­ни­аль­ное в этой жиз­ни про­ис­хо­дит слу­чай­но. Мне ка­жет­ся, что вряд ли я мог­ла бы пред­по­ло­жить та­кую ре­ак­цию Кех­ма­на. Но то, что так по­лу­чи­лось, я, ко­неч­но, очень ра­да, по­то­му что в Пи­те­ре про­да­ёт­ся ка­кой-то эн­ный ти­раж мо­ей кни­ги, по­то­му что все ки­ну­лись по­ку­пать кни­гу и про­ве­рять – что ж та­ко­го обид­но­го я на­пи­са­ла. Но ни­че­го обид­но­го там не бы­ло. Я не пи­са­ла, что он не та­лант­ли­вый че­ло­век. Мне ка­жет­ся, что че­ло­век, ко­то­рый всю жизнь за­ни­ма­ет­ся ба­на­но­вым биз­не­сом, а по­том в 52 го­да ре­ша­ет об­ла­чить­ся в жёл­тое три­ко и стан­це­вать в дет­ском ба­ле­те «Чи­пол­ли­но» – я убеж­де­на, что это пре­крас­ный по­сту­пок, и ни­ка­ко­го пло­хо­го сло­ва в мо­ей кни­ге у ме­ня про это нет.

– Счи­та­е­те ли вы, что по­ня­тие лох име­ет от­но­ше­ние ис­клю­чи­тель­но к на­шей стра­не? 

– Нет, это по­ня­тие не рос­сий­ское, а ми­ро­вое, ко­неч­но, мне ка­жет­ся, что аме­ри­кан­ский опыт – это во­об­ще те­ма ог­ром­ных на­уч­ных тру­дов, не­сколь­ких де­ся­ти­том­ни­ков. Про­сто я изу­ча­ла, что мне по­нят­нее и бли­же, как учё­ный ис­сле­ду­ет, что ему по­нят­но. Би­о­лог в Рос­сии ча­ще все­го ис­сле­ду­ет ту ме­ст­ность, в ко­то­рой он жи­вёт, вот я то­же, как би­о­лог и ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель, ис­сле­дую ту поч­ву и те ме­ха­низ­мы, ко­то­рые жи­вут, раз­мно­жа­ют­ся и функ­ци­о­ни­ру­ют в на­шей стра­не.

– Ксе­ния, а дай­те, по­жа­луй­ста, со­вет мо­ло­дё­жи, как не быть ло­хом.

– Мне ка­жет­ся, в мо­ей кни­ге я по­пы­та­лась – очень слож­но сфор­му­ли­ро­вать, кто та­кой лох, но я по­пы­та­лась сфор­му­ли­ро­вать не­кое гло­баль­ное об­щее оп­ре­де­ле­ние. Мне ка­жет­ся, что лох – это че­ло­век, ко­то­рый всю свою жизнь пы­та­ет­ся не быть, а ка­зать­ся. Это че­ло­век, ко­то­рый всю свою энер­гию тра­тит на то, что­бы его как-то оце­нил мир, оце­ни­ли ок­ру­жа­ю­щие, вся его жизнь на­прав­ле­на имен­но на эти уси­лия, а не на вну­т­рен­ние ощу­ще­ния сча­с­тья, удо­воль­ст­вия и так да­лее. То есть, вот это «что­бы бы­ло как у лю­дей», что­бы лю­ди как-то те­бя оце­ни­ли, яв­ля­ет­ся глав­ной це­лью ло­ха, ес­ли он смо­т­рит на мир уни­вер­саль­но, хо­тя у ме­ня в кни­ге до­ста­точ­но ши­ро­кая клас­си­фи­ка­ция, раз­ветв­лён­ная.

– Вы се­го­дня та­кая на­ряд­ная, хо­тя этот тер­мин «на­ряд­ная» вы при­во­ди­те в сво­ём сло­ва­ре как при­знак ло­ха.

– Я се­го­дня на­ряд­ная? Я при­шла в про­стой коф­те, в про­стых ба­лет­ках, в очень про­стой юб­ке… я на­ряд­ная? Да­же во­ло­сы не ук­ла­ды­ва­ла. Пре­крас­но, что я так вы­гля­жу! Ес­ли вы так счи­та­е­те, учи­ты­вая, что я по­тра­ти­ла на сбо­ры ми­нут пять, то это пре­крас­ный ком­пли­мент.

– Во­прос к Ан­д­рею: сов­па­да­ет ли ва­ше по­ня­тие ло­ха с по­ня­ти­ем о ло­хах Ксе­нии?

Ан­д­рей: Я во­об­ще не скло­нен оп­ре­де­лять, лох че­ло­век или не лох, по­то­му что, мне ка­жет­ся, ло­ха­нуть­ся мо­жет каж­дый. Я к её ро­ма­ну – не то что­бы у ме­ня ро­ман с Ксе­ни­ей – к её ро­ма­ну, кни­ге я от­но­шусь трез­во. Все мои ил­лю­с­т­ра­ции ста­ра­лись под­черк­нуть ос­т­рые уг­лы и обо­зна­чить та­кие про­бле­мы, во­круг ко­то­рых мы всё вре­мя вра­ща­ем­ся. Я, ко­неч­но, не­мно­го при­укра­сил, сде­лал бёд­ра Ксе­нии по­кра­ше и бюст по­вы­год­нее, по­то­му что чем кра­ше...

Ксе­ния: На­ряд­нее.

Ан­д­рей: Да, чем кра­ше и на­ряд­нее ве­ли­кая…

Ксе­ния: Ло­ши­ная мат­ка.

Ан­д­рей: Да, ло­ши­ная мат­ка, тем текст бу­дет точ­нее.

Ксе­ния: Это прав­да.

Ан­д­рей: И тем боль­ше бу­дет по­во­дов у чи­та­те­лей об­суж­дать эту про­бле­му, с ко­то­рой мы стал­ки­ва­ем­ся каж­дый день.

– Ска­жи­те, а сколь­ко об­ра­зов есть у Ксе­нии у вас в го­ло­ве на се­го­дняш­ний день?

Ан­д­рей: Я не пе­ре­стаю удив­лять­ся, что Ксе­ния каж­дый день в но­вой ро­ли. Я по­ни­маю, что это боль­шой та­лант, что это не­ве­ро­ят­ный труд 24 ча­са в сут­ки, и я мо­гу ска­зать точ­но, что Ксе­ния боль­шой ма­с­тер пе­ре­оде­ва­ния и пе­ре­во­пло­ще­ния. Мне ка­жет­ся, что она долж­на се­бя ещё боль­ше про­бо­вать в ки­не­ма­то­гра­фе и те­а­т­раль­ном ис­кус­ст­ве. И мне  хо­чет­ся уви­деть её на под­мо­ст­ках хо­ро­шей мос­ков­ской те­а­т­раль­ной пло­щад­ки. А ко­го бы вы хо­те­ли, Ксе­ния, сы­г­рать?

Ксе­ния: К со­жа­ле­нию, до Ра­нев­ской я ещё не до­тя­ги­ваю. По­ка «ку­шать по­да­но» – это моя роль.

Ан­д­рей: Мне ка­жет­ся, шпи­он­ку мог­ла бы сы­г­рать.

Ксе­ния: А мне, на­обо­рот ка­жет­ся, что я смо­гу иг­рать не ха­рак­тер­ную ге­ро­и­ню, как мно­гие ме­ня ви­дят, а мне по ощу­ще­ни­ям ка­жет­ся, что мо­гу сы­г­рать тра­ги­че­с­кую роль. Ес­ли мне и при­хо­дит мысль сы­г­рать ка­кую-то роль, то это, ко­неч­но, ноч­ной пор­тье – та­кая стран­ная жерт­ва стран­ных об­сто­я­тельств, та­кая са­дома­зохиз­ти­че­с­кая ис­то­рия в глу­би­не боль­шой дра­мы.

– Во­прос от те­ле­ка­на­ла «Под­мо­с­ко­вье»: где ло­хов боль­ше – в Моск­ве или Под­мо­с­ко­вье?

– Да их вез­де пол­но. Это же не за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва де­нег и ме­с­та жи­тель­ст­ва. Это со­сто­я­ние ду­ши, по­это­му их и там, и там до­ста­точ­но.

– Вы на­чи­на­е­те свою кни­гу сло­ва­ми, что все ва­ши бе­ды от­ то­го, что вас ок­ру­жа­ют ло­хи. После составления этой клас­си­фи­ка­ции вам ста­ло про­ще жить?

– Зна­е­те, ког­да вы­ска­зы­ва­ешь ми­ру, что те­бя бес­по­ко­ит, те­бе и вправ­ду ста­но­вит­ся про­ще жить. Мне ка­жет­ся, что это про­изо­ш­ло и со мной по­сле то­го, как я на­пи­са­ла эту кни­гу.


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования