Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 20.07.2010

Алексей Варламов: «Я знаю свои издержки»

 Алексей Варламов – личность в современной российской литературе неоднозначная, а потому и интересная. Судите сами. Человек с прекрасным академическим образованием (в 1985 закончил филологический факультет МГУ, доктор филологических наук – диссертация «Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе Пришвина», профессор МГУ). Автор нескольких книг из серии «Жизнь замечательных людей». Победитель и лауреат престижных отечественных литературных премий «Антибукер», «Большая книга», премии Александра Солженицына. Писатель, не боящийся высказывать своё собственное мнение по многим жизненно важным вопросам, касающимся и современной жизни, и современной литературы. Но делающий это интеллигентно и неконфликтно, хотя довольно остро и порой резко.

Не сглаживая углов, не ретушируя проблем. Во всяком случае, мне беседовать с ним было одно удовольствие.

 

– Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич, в од­ном из ин­тер­вью в 1997 го­ду вы вы­ска­за­ли очень рез­кое мне­ние об уча­ст­ни­ках оте­че­ст­вен­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са то­го вре­ме­ни: «У ме­ня есть та­кое ощу­ще­ние, что иные из на­ших тол­стых и поч­ти все тон­кие глян­це­вые жур­на­лы с их ка­жу­щей­ся рас­пу­щен­но­с­тью, но очень жё­ст­кой вну­т­рен­ней дис­цип­ли­ной, су­ро­вы­ми пра­ви­ла­ми иг­ры и ото­рван­но­с­тью от жиз­ни, на­ши ли­те­ра­тур­ные пар­тии и кла­ны, ду­тые фи­гу­ры лит­вож­дей и за­ко­но­да­те­лей мод, ав­тор­ские рей­тин­ги – есть не что иное, как про­об­раз то­та­ли­тар­ных сект для ин­тел­лек­ту­а­лов, где за­ра­нее рас­пре­де­ле­ны все ро­ли, вы­ст­ро­е­на оп­ре­де­лён­ная ие­рар­хия и где не­воз­мож­но вый­ти за от­ве­дён­ные те­бе кем-то гра­ни­цы». На­сколь­ко из­ме­ни­лось ва­ше ви­де­ние это­го во­про­са по про­ше­ст­вии 13 лет?

– Три­над­цать лет спу­с­тя при­хо­дит­ся с го­ре­чью кон­ста­ти­ро­вать, что роль тол­стых жур­на­лов с той по­ры ещё боль­ше со­кра­ти­лась, хо­тя, ка­за­лось бы, ку­да уж па­дать, а сек­тант­ская, пар­тий­ная иде­о­ло­гия в зна­чи­тель­ном сек­то­ре ли­те­ра­ту­ры сме­ни­лась глян­цем, что ед­ва ли луч­ше. Мо­жет быть, это очень субъ­ек­тив­ное ощу­ще­ние, но мне ка­жет­ся, что в про­кля­тые 90-е мы боль­ше жи­ли, би­лись, вы­жи­ва­ли, гиб­ли все­рьёз, се­го­дня же кровь сме­ни­лась да­же не клюк­вен­ным со­ком – клюк­ва для это­го че­рес­чур на­ту­раль­ный про­дукт – а чем-то син­те­ти­че­с­ким, ват­ным. В ли­те­ра­ту­ре ма­ло под­лин­но­го, по­то­му что его ма­ло в жиз­ни. И от­сю­да рез­кий уход в ис­то­рию и пи­са­те­лей, и чи­та­те­лей.

– «Мо­ло­дежь не идёт в ли­те­ра­ту­ру, по­то­му что луч­шая её часть те­перь ра­бо­та­ет на па­ро­во­зах», – пи­сал так лю­би­мый ва­ми Ан­тон Пав­ло­вич Че­хов в сво­их за­пис­ных книж­ках. Как вы ду­ма­е­те, что сей­час ме­ша­ет люб­ви мо­ло­до­го по­ко­ле­ния и ли­те­ра­ту­ры? Или вы счи­та­е­те, что та­кая по­ста­нов­ка во­про­са в кор­не не­вер­на, и пре­ем­ст­вен­ность по­ко­ле­ний в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре про­хо­дит без­бо­лез­нен­но?

– Че­хов – пре­вос­ход­ный пи­са­тель, но он был до­воль­но сла­бым про­ро­ком. На его фра­зу о па­ро­во­зах от­ве­тил Ан­д­рей Пла­то­нов, ко­то­рый имен­но с па­ро­во­за в ли­те­ра­ту­ру спу­с­тил­ся. А мо­ло­дое по­ко­ле­ние се­го­дня не лю­бит ли­те­ра­ту­ру, по­то­му что ма­ло и пло­хо её зна­ет. Это ес­ли го­во­рить о чи­та­те­лях. Что до пи­са­те­лей, то их в ли­те­ра­ту­ру идёт до­ста­точ­но, в том чис­ле и мо­ло­дых, а вот пре­ем­ст­вен­ность здесь для ме­ня под боль­шим во­про­сом. Ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­ет­ся бо­лез­нен­но, дис­крет­но, взры­ва­ми, пу­тём от­ри­ца­ния (но не ра­ди од­но­го от­ри­ца­ния). Это не от­ме­ня­ет по­ня­тия тра­ди­ции, од­на­ко не слу­чай­но До­сто­ев­ский взял эпи­гра­фом к «Бра­ть­ям Ка­ра­ма­зо­вым» еван­гель­ские сло­ва об умер­шем зер­не. Бы­тие ли­те­ра­ту­ры со­кро­вен­но и до кон­ца не­по­сти­жи­мо, как ни­ко­му не­ве­до­мо и то, ко­го и по­че­му она к се­бе при­зы­ва­ет и ку­да дви­жет­ся.

– В од­ном из ин­тер­вью вы ле­ст­но от­зы­ва­лись о ро­ма­не За­ха­ра При­ле­пи­на «Сань­кя». Вы сле­ди­те за твор­че­ст­вом мо­ло­дых ав­то­ров? И ко­го бы вы ещё мог­ли вы­де­лить из пред­ста­ви­те­лей, как они са­ми се­бя на­зы­ва­ют, но­во­го ре­а­лиз­ма?

– «Сань­кя» – очень хо­ро­шая, жи­вая, стра­ст­ная книж­ка с точ­но най­ден­ным ге­ро­ем (и кон­цов­кой, ко­то­рая ка­за­лась мне не­сколь­ко ки­нош­ной, по­ка не слу­чи­лись со­бы­тия в При­мо­рье) и очень пла­с­тич­но изо­б­ра­жён­ны­ми об­сто­я­тель­ст­ва­ми.

Я не мо­гу ска­зать, что на­ме­рен­но сле­жу за про­из­ве­де­ни­я­ми мо­ло­дых пи­са­те­лей, но, во-пер­вых, мно­гие ве­щи по­па­да­ют в пре­ми­аль­ные спи­с­ки, и я чи­таю их, бу­ду­чи чле­ном жю­ри ря­да ли­те­ра­тур­ных пре­мий, а во-вто­рых, мно­гое мне при­хо­дит­ся чи­тать по дол­гу служ­бы как ве­ду­ще­му твор­че­с­кий се­ми­нар в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те. Пусть мои сту­ден­ты по­ка не очень из­ве­ст­ны (хо­тя есть сре­ди них и по­бе­ди­тель­ни­ца пре­мии «Де­бют», ав­тор «Но­во­го ми­ра» По­ли­на Клю­ки­на), но я в них ве­рю, и, на­де­юсь, их име­на ещё про­зву­чат.

Про «но­вый ре­а­лизм» знаю очень не­мно­го, кро­ме то­го, что это по­ня­тие воз­ник­ло как ми­ни­мум сто лет то­му на­зад.

– Вы бы­ли в этом го­ду пред­се­да­те­лем жю­ри Горь­ков­ской ли­те­ра­тур­ной пре­мии, чи­та­е­те лек­ции о рус­ской ли­те­ра­ту­ре в уни­вер­си­те­тах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки, пре­по­да­ё­те в МГУ, за­ни­ма­е­тесь ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­с­тью, ког­да пи­ше­те кни­ги из се­рии «ЖЗЛ», бы­ли уча­ст­ни­ком «Ли­те­ра­тур­но­го экс­прес­са» в 2009, и в то же вре­мя вы – ав­тор сле­ду­ю­ще­го вы­ска­зы­ва­ния: «Боль­шой стиль вер­нёт чи­та­те­ля к кни­ге, а пи­са­те­ля к жиз­ни. В том чис­ле к об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, где пи­са­тель­ско­го сло­ва очень ос­т­ро не хва­та­ет». Нет ли здесь про­ти­во­ре­чия? Что­бы стать но­си­те­лем или, ска­жем так, об­ла­да­те­лем это­го боль­шо­го сти­ля, не нуж­но ли по­мень­ше по­гру­жать­ся в ок­ру­жа­ю­щий мир (и око­ло­ли­те­ра­тур­ный в том чис­ле) и боль­ше от­да­вать­ся твор­че­ст­ву?

– От­да­вать­ся твор­че­ст­ву – ко­неч­но, зву­чит кра­си­во. Но ни­ка­ких ре­цеп­тов, как это «от­да­ва­ние» ор­га­ни­зо­вать, не су­ще­ст­ву­ет. Кто-то уез­жа­ет в тай­гу, как Ми­ха­ил Тар­ков­ский, кто-то на стан­цию «Прав­да», как Олег Пав­лов, кто-то жи­вет в Моск­ве или в Швей­ца­рии, чи­та­ет лек­ции или пу­те­ше­ст­ву­ет в «ли­те­ра­тур­ном экс­прес­се». Уча­с­тие или не­уча­с­тие в ли­те­ра­тур­ной жиз­ни ни­че­го прин­ци­пи­аль­но не ме­ня­ет, ос­та­ва­ясь фак­том би­о­гра­фии то­го или ино­го че­ло­ве­ка. В «боль­шой стиль» не­воз­мож­но по­пасть по сво­е­му хо­те­нию или пу­тём ка­ко­го-то осо­бо­го кон­ст­ру­и­ро­ва­ния соб­ст­вен­ной жиз­ни. Это чув­ст­во мо­жет толь­ко про­ра­с­ти вну­т­ри, по прин­ци­пу «дух ды­шит, где хо­чет».

– Ва­ши кни­ги о Гри­не, При­шви­не, Алексее Тол­стом, Бул­га­ко­ве – это по­пыт­ка как-то по­вли­ять на со­вре­мен­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс, на за­си­лье бел­ле­т­ри­с­ти­ки или про­сто лич­ный ин­те­рес к кон­крет­ным ис­то­ри­че­с­ким лич­но­с­тям?

– Ко­неч­но, вто­рое. Хо­тя бы по­то­му, что из стрем­ле­ния со­зна­тель­но вли­ять на ли­те­ра­тур­ный про­цесс ни­че­го пут­но­го вый­ти не мо­жет. (А в сло­ве «бел­ле­т­ри­с­ти­ка» я ни­че­го дур­но­го не ви­жу, и ес­ли уж на то по­ш­ло, как раз бел­ле­т­ри­с­ти­ки нам се­го­дня не хва­та­ет: ма­ло книг, что­бы про­сто по­чи­тать.)

– Ва­ша пре­ды­ду­щая кни­га из се­рии «ЖЗЛ» бы­ла по­свя­ще­на жиз­ни и твор­че­ст­ву Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва. Не бо­и­тесь ли вы, что это про­из­ве­де­ние ста­нет «ещё од­ним в ря­ду мно­гих»? Ведь, как ми­ни­мум, два би­о­гра­фи­че­с­ких тру­да о Бул­га­ко­ве при­зна­ны со­вре­мен­ны­ми кри­ти­ка­ми и чи­та­те­ля­ми очень до­стой­ны­ми.

– За­чем пи­сать тре­тью кни­гу о Бул­га­ко­ве? Ну, для на­ча­ла, не тре­тью, ибо этих книг уже на­пи­сан не один де­ся­ток и ещё боль­ше, я уве­рен, по­явит­ся. В этом пе­реч­не ра­бо­та Ма­ри­эт­ты Ома­ров­ны Чу­да­ко­вой «Жиз­не­опи­са­ние Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва» – бе­зус­лов­но, са­мое зна­чи­тель­ное со­чи­не­ние. Од­на­ко не ис­чер­пы­ва­ю­щее и не бе­зу­преч­ное. Во-пер­вых, с той по­ры, как эта кни­га бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в кон­це 80-х го­дов, от­кры­лось мно­го не­из­ве­ст­ных фак­тов и по­яви­лось мно­го но­вых до­ку­мен­тов: днев­ник Бул­га­ко­ва, про­то­ко­лы его до­про­са в ОГ­ПУ в 1926 го­ду, до­не­се­ния се­к­рет­ных аген­тов, ма­те­ри­а­лы из ар­хи­ва ЦК КПСС и пр. Всё это тре­бу­ет ос­мыс­ле­ния. Во-вто­рых, во мно­гом я с Чу­да­ко­вой не со­гла­сен, и моя кни­га по­ст­ро­е­на как по­ле­ми­ка с ней. На­при­мер, пи­сать о том, что Бул­га­ков при­ехал в Моск­ву в 1921 го­ду раз­дав­лен­ным – зна­чит иг­но­ри­ро­вать ло­ги­ку его пи­са­тель­ской стра­те­гии и судь­бы. Ут­верж­дать, что на­пи­са­ние пье­сы «Ба­тум» бы­ло ком­про­мис­сом, тру­со­с­тью – зна­чит не учи­ты­вать пси­хо­ло­гию её ав­то­ра и его ду­шев­ное со­сто­я­ние в 30-е го­ды. Есть и дру­гие раз­но­гла­сия, но это в кон­це кон­цов про­бле­ма ин­тер­пре­та­ции фак­тов, и каж­дый здесь во­лен иметь своё мне­ние. Тре­тье и на­и­бо­лее су­ще­ст­вен­ное об­сто­я­тель­ст­во за­клю­че­но в том, что М.О., ви­ди­мо, как че­ло­ве­ку по­ли­ти­зи­ро­ван­но­му, по­рой из­ме­ня­ет на­уч­ная и про­сто че­ло­ве­че­с­кая до­б­ро­со­ве­ст­ность. Уже не в кни­ге «Жиз­не­опи­са­ние Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва», а в ста­ть­ях, опуб­ли­ко­ван­ных в «Ты­ня­нов­ском сбор­ни­ке», и в ин­тер­вью ита­ль­ян­ско­му жур­на­ли­с­ту Сер­д­жио Тром­бет­те она обо­лга­ла Еле­ну Сер­ге­ев­ну Бул­га­ко­ву, за­по­доз­рив ту в тай­ном со­труд­ни­че­ст­ве с НКВД. При­чём сде­ла­ла это очень не­кра­си­во, чу­жи­ми ру­ка­ми и та­ким об­ра­зом, что ока­за­лась за­де­та ре­пу­та­ция и са­мо­го Ми­ха­и­ла Афа­на­сь­е­ви­ча. Со­гла­си­тесь, это то­же при­чи­на, что­бы о Бул­га­ко­ве пи­сать. А тот факт, что ни са­ма Чу­да­ко­ва, ни кто-то из её сто­рон­ни­ков мо­их суж­де­ний на сей счёт не оп­ро­верг, го­во­рит сам за се­бя.

– «…Оче­вид­но, что худ­ше­го вра­га, чем ком­му­ни­с­ти­че­с­кая пар­тия, у Рос­сии в ХХ ве­ке не бы­ло, и толь­ко бе­зум­ное ос­леп­ле­ние ме­ша­ет это при­знать». Это фра­за из ва­шей ста­тьи «Рус­ский век» («Друж­ба на­ро­дов», №12 за 2008 год). Не ка­жет­ся ли вам, что со­вре­мен­ные де­мо­кра­ты, пра­вя­щие стра­ной, в на­ча­ле ве­ка ХХI тво­рят ве­щи, ни­чуть не ме­нее гу­би­тель­ные? Взять хо­тя бы по­сто­ян­ное со­кра­ще­ние в школь­ной про­грам­ме ча­сов пре­по­да­ва­ния рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры.

– Да, ко­неч­но, страш­ные се­го­дня тво­рят­ся ве­щи. Но в мо­ём по­ни­ма­нии их ав­то­ры и есть со­вре­мен­ные боль­ше­ви­ки (они, а не дрях­лая, ни на что не спо­соб­ная, на трёх сту­ль­ях си­дя­щая КПРФ). По­смо­т­ри­те на ми­ни­с­т­ра об­ра­зо­ва­ния Фур­сен­ко. Фа­на­тик раз­ру­ше­ния из по­ро­ды ре­во­лю­ци­о­не­ров 20-х го­дов: всё обез­ли­чить, уп­ро­с­тить, под­чи­нить се­бе.

– Вы чи­та­е­те кри­ти­че­с­кие ста­тьи и от­зы­вы на свои про­из­ве­де­ния? И в ка­кой ме­ре вос­при­ни­ма­е­те кри­ти­ку и ру­ко­вод­ст­ву­е­тесь ею в сво­ём твор­че­ст­ве? При­ве­ду при­мер: в жур­на­ле «Зна­мя» (№8 за 2008 год) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Свет­ла­ны Шиш­ко­вой-Ши­пу­но­вой «Своя сво­их не по­зна­ша…» с до­воль­но по­дроб­ным раз­бо­ром ва­ше­го «Крас­но­го Шу­та» (би­о­гра­фия А.Н. Тол­сто­го), с ука­за­ни­ем не толь­ко яв­ных до­сто­инств про­из­ве­де­ния-ла­у­ре­а­та пре­мии «Боль­шая кни­га», но и не­ко­то­рых упу­ще­ний и не­до­ра­бо­ток ав­то­ра, не­в­клю­че­ния в кни­гу не­ко­то­рых до­ку­мен­тов и сви­де­тельств. В ра­бо­те над сво­ей сле­ду­ю­щей кни­гой из се­рии «ЖЗЛ» вы уч­ли эту кри­ти­ку? Или счи­та­е­те свой ме­тод пра­виль­ным и не под­ле­жа­щим кор­рек­ти­ров­ке и усо­вер­шен­ст­во­ва­нию?

– Ста­тьи чи­таю, и ко все­му тол­ко­во­му, что в них есть, ста­ра­юсь при­слу­ши­вать­ся. На­при­мер, к кри­ти­че­с­ко­му мне­нию Майи Ку­чер­ской о «Гри­го­рии Рас­пу­ти­не-Но­вом», к суж­де­ни­ям Ан­д­рея Нем­зе­ра о «Бул­га­ко­ве», к ста­тье Ев­ге­ния Алек­сан­д­ро­ви­ча Яб­ло­ко­ва об «Алек­сан­д­ре Гри­не». Ког­да вый­дет моя кни­га о Пла­то­но­ве, кри­ти­ки на неё, не со­мне­ва­юсь, бу­дет с ли­х­вой, и на­вер­ня­ка мно­гое за де­ло. Я знаю из­держ­ки сво­ей ма­не­ры – че­рес­чур обиль­ное ци­ти­ро­ва­ние до­ку­мен­тов и тек­с­тов, что при­во­дит к боль­шо­му объ­ё­му кни­ги и за­труд­ня­ет чте­ние. С этим бо­рюсь, но не все­гда уда­ёт­ся, ибо до­ку­мен­таль­ная со­став­ля­ю­щая мне все­го до­ро­же, и я сам люб­лю чи­тать кни­ги, на­сы­щен­ные до­ку­мен­та­ми. Что же ка­са­ет­ся кон­крет­но той кри­ти­че­с­кой ра­бо­ты, ко­то­рую вы на­зы­ва­е­те, я не очень хо­ро­шо сей­час по­мню её со­дер­жа­ние, но по­мню, что ког­да чи­тал эту за­поз­да­лую ре­цен­зию в «Зна­ме­ни», у ме­ня воз­ник­ло ощу­ще­ние, что ав­тор не­вни­ма­тель­но мою кни­гу чи­тал.

– Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич, в жур­на­ле «Друж­ба на­ро­дов» (№1 за 2010 год) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ва­ша ста­тья «Рус­ский раз­лом», где вы, по­ми­мо про­че­го, пи­ше­те о том, что Шук­шин при­ми­рил сво­ей про­зой Че­хо­ва и Пла­то­но­ва. На ваш взгляд, твор­че­ст­во пи­са­те­ля Алек­сея Вар­ла­мо­ва смо­жет стать та­кой вот свя­зу­ю­щей ни­тью? И ес­ли смо­жет, то ко­го имен­но вы бы на­зва­ли в кон­тек­с­те это­го во­про­са?

– Пи­са­те­лю ду­мать о сво­ём ме­с­те в ли­те­ра­ту­ре бес­смыс­лен­но.


Беседу вёл Игорь КАСЬКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования