Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 20.07.2010

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 ТОН­КИЙ ГЕ­РОЙ ЛЮ­ТО­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

 

Эта кни­га мо­жет мно­гое по­ве­дать о вре­ме­ни, ког­да пи­са­тель Ар­ка­дий Пер­вен­цев про­то­ко­ли­ро­вал свою жизнь. Ес­ли вас ин­те­ре­су­ет ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рия стра­ны за са­мый, как счи­та­ет­ся, мрач­ный пе­ри­од с 37-го по 40-й – эта кни­га для вас.

В этих днев­ни­ках – ис­крен­ность, боль, а ещё очень мяг­кие, с во­про­сом про­ро­че­ст­ва и пред­ве­ща­ния.

Ка­зак, ко­ман­дир са­бель­но­го взво­да, Пер­вен­цев во­шёл в ли­те­ра­ту­ру в 1937-м с ро­ма­ном «Ко­чу­бей». Пер­вен­цев по­лон же­ла­ния уча­ст­во­вать в пе­ре­ус­т­рой­ст­ве стра­ны на бла­го чер­ной ко­с­ти. Он пи­шет про­зу, пуб­ли­ци­с­ти­ку и сце­на­рии о ра­бо­чих и во­ен­ных. Но в днев­ни­ках вид­на тре­во­га за бед­ность лю­дей и не­до­ста­точ­ную го­тов­ность к вой­не. Не бо­ясь воз­мож­но­го обы­с­ка, он по­ве­ря­ет днев­ни­ку со­мне­ния в спо­соб­но­с­ти стра­ны Со­ве­тов вы­сто­ять и оп­рав­дать­ся пе­ред ли­цом ис­то­рии. Он пи­шет о ре­прес­си­ях с рас­те­рян­но­с­тью и горь­ким сме­хом над тем, как вче­раш­ние дру­зья очер­ня­ют и топ­чут друг дру­га. Но и сам не сто­ро­нит­ся ли­те­ра­тур­ной борь­бы, вы­тес­не­ния од­них со­ци­аль­ных групп дру­ги­ми, и зло­рад­ст­ву­ет над «ги­бе­лью от­жив­ших кле­ток». В свя­зи с аре­с­том по­этес­сы Оль­ги Берг­гольц пи­шет сле­ду­ю­щее:

Вче­ра в до­ме не­боль­шое про­ис­ше­ст­вие. Ча­са в 2 но­чи из до­ма взя­ли по­этес­су Оль­гу Берг­гольц. Я не знал это­го че­ло­ве­ка, но мол­ва о ней го­во­ри­ла пло­хо. Не­уже­ли эта ху­день­кая жен­щи­на, ком­со­мол­ка и кан­ди­дат ВКПб, ока­за­лась сво­ло­чью? У неё бы­ли злые, на­сто­ро­жен­ные гла­за. Она, ка­за­лось, всё вре­мя бы­ла на­че­ку – и в раз­го­во­рах и в по­ве­де­нии. Ког­да при­хо­дил кто-ли­бо но­вый, она уже тре­во­жи­лась. Хо­ро­ший ти­паж для мо­е­го Ша­хов­це­ва.

Раз­мы­ш­ле­ния Пер­вен­це­ва на­сле­ду­ют Ва­си­лию Ро­за­но­ву. Ре­флек­си­ру­ю­щий пи­са­тель, ге­рой и про­воз­ве­ст­ник «но­вой эры», он ло­ма­ет го­ло­ву над фи­ло­соф­ской це­ной по­терь.

Че­рез пять­де­сят лет се­го­дняш­ние цве­ту­щие воз­ра­с­та ис­чез­нут с ли­ца зем­ли от ста­ро­сти и ка­та­ров. Не всё ли рав­но, ес­ли лю­ди по­гиб­нут под пу­ле­мё­та­ми? Всё рав­но смерть же не­ми­ну­е­ма. Ведь не ос­та­лось же в жи­вых ни од­но­го че­ло­ве­ка, да­же из тех, кои не по­гиб­ли на по­ле Ку­ли­ков­ском или при Се­ва­с­то­поль­ской обо­ро­не. Ра­до­с­ти жиз­ни ни­чтож­ны. Да и име­ет­ся ли раз­ни­ца меж­ду ко­с­тя­ми двух тру­пов – од­но­го, при жиз­ни ев­ше­го вет­чи­ну и бе­ло­ры­би­цу, и дру­го­го – хлеб с ква­сом? Всё это ерун­да.

Но Пер­вен­цев не ци­ник. Про­сто глу­бо­кий че­ло­век. Че­ло­век сво­е­го же­с­то­ко­го и раз­ма­ши­с­то­го вре­ме­ни. Он ду­ма­ет о том, как пре­под­не­с­ти ис­то­рию че­рез ли­те­ра­ту­ру, что­бы жерт­вы и го­ре­с­ти бы­ли не по­во­дом для оче­ред­но­го са­мо­от­ре­че­ния и пе­ре­чер­ки­ва­ния все­го про­шло­го, но для то­го ве­сен­не­го чув­ст­ва вос­кре­се­ния, ко­то­рое поз­во­лит жить и дви­гать­ся даль­ше. В 40-м го­ду он пи­шет о не­ми­ну­е­мо­с­ти вой­ны. Во­прос лишь в том, с кем пред­сто­ит во­е­вать.

Ско­ро моя стра­на вой­дёт в ог­нен­ную печь сра­же­ний, и му­ки и стра­да­ния эти и пре­ды­ду­щие долж­ны быть оп­рав­да­ны на­ми, пи­са­те­ля­ми, мо­жет быть, и схва­ты­вая в ру­ки своё серд­це. Нель­зя рас­трав­ли­вать ра­ны. Бо­га на­до сде­лать не та­ким же­с­то­ким, ка­ким его по­ка­зал Шо­ло­хов, а бла­го­род­ным. Стра­да­ния на­ро­да долж­ны быть ис­куп­ле­ны на­шим сло­вом, и в кап­ле дож­дя я дол­жен уви­деть ве­сен­ний сад…

Опа­ла на­стиг­ла пи­са­те­ля в эпо­ху от­те­пе­ли, ког­да его ге­роя об­ви­ня­ли в бан­ди­тиз­ме, а ав­то­ра в вер­но­с­ти «куль­ту лич­но­с­ти». Од­на­ко при чте­нии этих днев­ни­ко­вых за­пи­сок воз­ни­ка­ет об­раз тон­ко­го, нерв­но­го, слож­но чув­ст­ву­ю­ще­го че­ло­ве­ка. Не­за­дол­го до сво­ей смер­ти Ар­ка­дий Пер­вен­цев за­пи­шет:

Да ведь долж­но быть Рож­де­ст­во. Ког­да? Вот не­христь-то… Ес­ли за 50 лет су­ме­ли на­чи­с­то вы­топ­тать из душ ре­ли­гию, ис­по­ве­дав­шу­ю­ся 2000 лет, что ос­та­нет­ся от на­шей ре­ли­гии, ес­ли ум­но­жат­ся вну­т­рен­ние вра­ги ком­му­низ­ма? Не­уже­ли на­ши жиз­ни ока­жут­ся зряш­ни­ми и на­прас­но бы­ли по­тра­че­ны си­лы и кровь?

Зер­ка­ло эпо­хи – вот, что та­кое днев­ни­ки Пер­вен­це­ва. Кни­га, по­жа­луй, го­раз­до бо­лее точ­но от­ра­жа­ю­щая вре­мя, чем по­сле­ду­ю­щие суж­де­ния по­том­ков, пу­с­кай, да­же и ис­то­ри­ков.

 

Ар­ка­дий Пер­вен­цев. Днев­ни­ки. «Из­да­тель­ский дом «Ве­че».


 

СОЛН­ЦЕ КАК ЛА­КОМ­СТ­ВО

 

Лю­би­мым сло­вом Бо­ри­са Шер­ги­на бы­ло сло­во «ра­дость». А жизнь его бы­ла не­о­бы­чай­но труд­ной.

Шер­гин пи­сал язы­ком рус­ско­го рая, где мо­ро­сит гриб­ной дождь – слё­зы сквозь солн­це сча­с­тья.

Кни­га днев­ни­ков пи­са­те­ля Бо­ри­са Шер­ги­на вби­ра­ет в се­бя за­пи­си за трид­цать лет и ад­ре­со­ва­на всем, ко­го вол­ну­ет Рос­сия, на­род, ре­ли­гия, а ещё лю­би­те­лям хо­ро­шей сло­вес­но­с­ти и ли­те­ра­ту­ро­ве­дам. Ещё од­но сло­во, лю­би­мое этим пи­са­те­лем-по­мо­ром: «до­б­ро­че­ст­но». До­б­ро­че­ст­но он и жил, на­хо­дя си­лу в не­мо­щи, а бо­д­рость в за­пре­щён­но­с­ти.

Ска­зоч­ник, бы­лин­щик, фоль­к­ло­рист Шер­гин на­чал ра­бо­тать до ре­во­лю­ции и уце­лел в са­мые слож­ные го­ды. В де­вят­над­ца­том по­те­рял пра­вую но­гу и паль­цы ле­вой но­ги, по­пав под ва­го­нет­ку на при­ну­ди­тель­ных ра­бо­тах у аме­ри­кан­цев, ко­то­рые ок­ку­пи­ро­ва­ли Ар­хан­гельск. В трид­ца­тые Шер­гин вы­сту­пал по ра­дио как ско­мо­рох и ска­зи­тель.

Не­удоб­но мне скло­нять это ме­с­то­име­ние «я», «у ме­ня», но я не се­бя объ­яс­няю. Я ма­лая кап­ля, в ко­то­рой от­ра­жа­ет­ся солн­це На­род­но­го Ху­до­же­ст­ва.

Се­рь­ёз­ный на­кат на Шер­ги­на слу­чил­ся уже по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной. Не толь­ко Ах­ма­то­ву и Зо­щен­ко, но и Шер­ги­на при­гвоз­дил к по­зор­но­му стол­бу то­ва­рищ Жда­нов, об­ви­нив в «гру­бой сти­ли­за­ции и из­вра­ще­нии». Вот как ра­зоб­ла­чал пи­са­те­ля один из гнев­ных га­зет­ных ре­цен­зен­тов:

Кни­га Шер­ги­на псев­до­на­род­на. С каж­дой стра­ни­цы её пах­нет цер­ков­ным ла­да­ном и еле­ем.

В ка­кой-то мо­мент Шер­ги­на об­ви­ни­ли в под­ло­ге из-за его ут­верж­де­ния о древ­них пла­ва­ни­ях нов­го­род­цев, окон­ча­тель­но за­пре­ти­ли пе­ча­тать­ся, и по­тре­бо­ва­ли от ни­ще­го пи­са­те­ля вер­нуть вы­пла­чен­ный ему аванс за кни­гу. Ин­те­рес­но, что Шер­гин вос­прял толь­ко во вре­мя от­те­пе­ли – со­сто­ял­ся его ве­чер в ЦДЛ, вы­шла кни­га, и всё это, ко­неч­но, бы­ло встре­че­но чи­та­тель­ским вос­тор­гом. Но на­сто­я­щее при­зна­ние к Шер­ги­ну так и не при­шло. «Пре­огор­чён­ный», то есть очень огор­чён­ный, Шер­гин ни­ког­да не уны­вал. И это яс­но вид­но из его днев­ни­ков, где узо­ры букв со­сед­ст­ву­ют с за­ви­туш­ка­ми, и сло­ва та­кие ред­ко­ст­ные и од­но­вре­мен­но ду­шев­ные, что на­до чи­тать вни­ма­тель­но, мед­лен­но сма­куя, как буд­то раз­гля­ды­ва­ешь ри­су­нок. А кни­ги его на­чи­на­лись из уст­ных ска­зов. А все­му ос­но­вой бы­ла пес­ня.

Я пою, а в ну­т­ре как бы не то де­ла­ет­ся, ког­да, мол­ча, си­жу. Под­ни­ма­ет­ся во мне слов­но дух ка­кой и хо­дит по ну­т­ру-то мо­е­му. Од­ни сло­ва про­пою, а пе­ред ду­хом-то мо­им но­вые вста­ют и как-то тя­нут впе­рёд, и так-то дрожь во мне во всём де­ла­ет­ся… за­пою и по-дру­го­му за­жи­ву, и ни­че­го боль­ше не чую.

Ка­за­лось бы, для Шер­ги­на с его при­род­но­с­тью и ша­ман­ст­вом боль­ше бы под­хо­ди­ло чи­с­тое язы­че­ст­во. Но по­ра­зи­тель­но – в са­мые су­ро­вые го­ды го­не­ний на ве­ру и мас­со­во­го сме­ха над ней – он без вся­ких со­мне­ний про­дол­жа­ет ис­пи­сы­вать стра­ни­цы днев­ни­ка сло­ва­ми о Хри­с­те и хо­дить в храм. Чи­с­тая уве­рен­ная ре­ли­ги­оз­ность Шер­ги­на вос­при­ни­ма­ет­ся как при­знак бла­жен­ст­ва. Это впе­чат­ле­ние уси­ли­ва­ет его вол­шеб­ная сти­ли­с­ти­ка бла­жен­но­го ле­пе­та.

Во­об­ще, Шер­гин жил в сво­ём па­рал­лель­ном ми­ре. В его днев­ни­ках поч­ти нет ни­че­го о вре­ме­ни, о внеш­нем дра­ма­тич­ном ми­ре, о ли­те­ра­тур­ных де­лах, о строй­ках и аре­с­тах, на­ко­нец, да­же о вой­не и о по­бе­де. Но от на­блю­де­ний Шер­ги­на, ме­рив­ше­го дни по цер­ков­но­му ка­лен­да­рю, и раз­мы­ш­ляв­ше­го над веч­ной су­тью че­ло­ве­ка с его стра­с­тя­ми, су­е­той и прыж­ка­ми че­рез лу­жи, воз­ни­ка­ет прав­да о том, что мир все­гда оди­на­ков. Прост, тя­жек и при­гож в лю­бые ис­то­ри­че­с­кие по­го­ды.

Шер­гин жил в сво­ём за­мк­ну­том про­ст­ран­ст­ве. За­мк­ну­том, но стран­но-по­бе­до­нос­ном. Пи­са­тель был са­мо­до­во­лен в са­мо­от­ре­че­нии.

Уж весь-то я ста­рый одер, ста­рая кля­ча. Бо­ро­ду скоб­лю, ино мор­да как ку­ри­чья жо­па. Плешь бле­с­тит, как са­мо­вар. Шея, что у жу­рав­ля. Брю­хо по­си­не­ло, но­ги отек­ли. Зад­ни­ца усох­ла… А всё пы­жусь, всё си­люсь под­ра­жать мо­ло­до­му же­реб­цу.

Он пе­с­то­вал свои осо­бен­ные узор­ча­тые вы­ра­же­ния, взды­хал о не­бе, о де­ре­вь­ях, и по­сто­ян­но о Гос­по­де Бо­ге, раз­мы­ш­лял о буй­ст­ве пло­ти и её ус­ми­ре­нии. Это мож­но на­звать «вну­т­рен­ней эми­г­ра­ци­ей», но, ка­жет­ся, не вы­нуж­ден­ной, а впол­не от­рад­ной и лёг­кой. Вот он вспо­ми­на­ет дет­ст­во, пе­ре­кли­ка­ясь с ре­аль­ным эми­г­ран­том Ива­ном Шме­лё­вым:

Сад воз­ле до­ма за­кур­же­вел и за­ин­де­вел, что в кру­же­вах. Ма­ма с рын­ка при­едет, из са­ней вы­но­сят сне­ди пра­зд­нич­ные, око­ро­ка те­ля­чьи… Вот и ёл­ку при­ве­зут. В Со­чель­ник в за­ло по­ста­вят. Она гу­с­тая, до по­тол­ка. Всё за­пол­нит бла­го­уха­ние хвои. В ма­лень­ких го­рен­ках на­ших всё бле­с­тит – по­лы, ме­бель, ри­зы икон… И ёл­ка на­пол­ня­ла за­лу аро­ма­том, пыш­ная, буд­то лес бла­го­ухан­ный при­шёл в гос­ти.

Шер­гин был по­след­ним ис­кон­ным ти­пом по­мо­ра. Че­ло­век аб­со­лют­но­го слу­ха и вку­са. Сми­рен­ный, ра­до­ст­ный, не­при­твор­ный, по­ющий. Знав­ший уй­му та­ин­ст­вен­ных и оча­ро­ва­тель­ных об­ря­дов, при­мет, но глав­ное це­ну солн­цу, ко­то­рое на Се­ве­ре – ла­ком­ст­во. Из это­го по­ни­ма­ния ред­ко­с­ти теп­ла – и бла­го­дар­ность за улыб­ку при­ро­ды, и со­гла­сие со скром­но­с­тью, и оп­рав­да­ние сми­ре­ния как бла­го­да­ти. К Шер­ги­ну, уже сле­по­му и бес­силь­но­му, как в гос­ти к солн­цу, при­хо­ди­ли пи­са­те­ли Фё­дор Аб­ра­мов и Вла­ди­мир Ли­чу­тин. По­след­ний вспо­ми­нал:

Со­гбен­ный ста­рик, сов­сем из­жи­той ка­кой-то, бес­плот­ный. Я по­ра­зил­ся вдруг, ка­кое же бы­ва­ет кра­си­вое ли­цо, ког­да оно омы­то ду­шев­ным све­том. Я, мо­ло­дой, вдруг на­шёл ук­ре­пу у не­мощ­но­го стар­ца.

 

Бо­рис Шер­гин. Пра­вед­ное солн­це. Из­да­тель­ст­во «Биб­ли­о­по­лис».


 

НА КАВ­КА­ЗЕ СЛОЖ­НЕЕ ПРЕ­ОДО­ЛЕТЬ ПЛОТЬ

 

Эта кни­га из­да­на не­боль­шим ти­ра­жом в Пя­ти­гор­ске, и всё же я ре­шил о ней рас­ска­зать, по­то­му что, на мой взгляд, она прин­ци­пи­аль­но важ­на для по­ни­ма­ния Кав­ка­за – не толь­ко се­го­дняш­не­го, но вче­раш­не­го и по­за­вче­раш­не­го.

Кни­га ад­ре­со­ва­на всем тем, кто ин­те­ре­су­ет­ся ис­то­ри­ей, ли­те­ра­ту­рой и ар­хи­ва­ми. Вя­че­слав Шуль­жен­ко – про­фес­сор рус­ской фи­ло­ло­гии. Он жи­вёт, пре­по­да­ёт и пи­шет в Пя­ти­гор­ске.

В сво­ей кни­ге он рас­ска­зы­ва­ет о кав­ка­зо­рос­сах, о ви­зан­тий­ской тра­ди­ции, ос­та­вив­шей здесь ещё до при­ня­тия ис­ла­ма хри­с­ти­ан­ские церк­ви. Го­во­рит и о за­во­е­ва­нии Кав­ка­за Рос­сий­ской им­пе­ри­ей. Вре­ме­на ме­ня­лись, ме­ня­лась и ли­те­ра­ту­ра. Ро­ман­ти­че­с­кие и трэ­ше­вые пред­став­ле­ния Лер­мон­то­ва о «чер­ке­сах», как на­зы­ва­ли всех ме­ст­ных без раз­бо­ру, сме­ни­лись бла­го­душ­ным юмо­ром Иль­фа и Пе­т­ро­ва. А что се­го­дня? Как пре­одо­леть враж­ду?

Шуль­жен­ко уве­рен, что рус­ская куль­ту­ра (са­мых раз­ных эпох) – это то, что не вы­зы­ва­ет ак­тив­но­го от­тор­же­ния ни у ко­го. А на­обо­рот – всех при­тя­ги­ва­ет. В ин­те­ре­се к рус­ской куль­ту­ре, в том чис­ле к ли­те­ра­ту­ре, спо­соб­ны объ­е­ди­нять­ся са­мые раз­ные на­род­но­с­ти. И это Шуль­жен­ко ви­дит на при­ме­ре сво­их сту­ден­тов. Ведь Пя­ти­горск – пре­дель­но раз­но­пле­мен­ный го­род. Но за счёт эт­ни­че­с­ко­го раз­но­об­ра­зия и силь­но­го фак­то­ра рус­ской куль­ту­ры тут, по мне­нию про­фес­со­ра, и уда­ёт­ся со­хра­нять ми­ро­лю­бие.

Кро­ме то­го, Шуль­жен­ко го­во­рит об осо­бом рус­ском ти­пе – юж­ном. Соч­ном, мощ­ном, яро­ст­ном. К ко­то­ро­му, ка­жет­ся, при­над­ле­жит и сам ав­тор.

«Юж­ный рус­ский тип об­ла­дал яр­ко вы­ра­жен­ным сво­е­об­ра­зи­ем. Его при­зна­ки – от­сут­ст­вие кре­по­ст­ни­че­ст­ва, ино­языч­ное ок­ру­же­ние, воль­ни­ца. Не­при­ка­ян­ность, без­гра­ни­чье, ужас не­пред­ска­зу­е­мо­с­ти, бро­дя­чий, ка­за­чий, ко­че­вой об­раз жиз­ни… Кав­каз ста­но­вит­ся для ищу­ще­го ве­ры до­пол­ни­тель­ным ис­пы­та­ни­ем, ибо здесь слож­нее пре­одо­леть плоть».

Шуль­жен­ко раз­мы­ш­ля­ет не толь­ко о Кав­ка­зе в про­из­ве­де­ни­ях рус­ских клас­си­ков, но и со­вре­мен­ных, ны­не жи­ву­щих пи­са­те­лей: Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на, Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва, Ан­то­на Ут­ки­на. Про­фес­со­ру не близ­ки край­но­с­ти в оцен­ке кав­каз­ской ис­то­рии и ак­ту­аль­ной си­ту­а­ции. Но ху­до­же­ст­вен­ное сло­во, во­пре­ки лю­бым иде­о­ло­ги­че­с­ким штам­пам, спо­соб­но дать объ­ём­ную кар­ти­ну. По мыс­ли Шуль­жен­ко, по­лу­ча­ет­ся так, что пи­са­тель, ни­ког­да не быв­ший на Кав­ка­зе или про­ехав­ший вскользь, спо­со­бен по­стичь здеш­ние обы­чаи, нра­вы и ат­мо­сфе­ру иной раз луч­ше ста­ро­жи­ла.

Шуль­жен­ко хоть и про­по­вед­ник рус­ской куль­ту­ры, но, тем не ме­нее, при­зы­ва­ет к бе­реж­но­с­ти по от­но­ше­нию к дру­гим. Он по­ла­га­ет, что пер­вым, кто при­за­ду­мал­ся о том, что нель­зя ру­бить с пле­ча, а на­до тер­пе­ли­во по­сти­гать слож­ную ре­аль­ность гор, был Лев Тол­стой в «Ха­д­жи-Му­ра­те».

«Впер­вые рус­ская ли­те­ра­ту­ра об­ра­ти­лась к судь­бе кон­крет­ных гор­цев – жи­вых лю­дей, с се­мь­я­ми, сак­ля­ми, по­се­ва­ми. Мы на­блю­да­ем взгляд глу­бо­ко лич­ный и жи­вой. Для Тол­сто­го Кав­каз не трамп­лин для рыв­ка в Азию, а пол­но­цен­ный от­дель­ный мир».

Кни­га про­фес­со­ра Шуль­жен­ко ин­те­рес­на и как сво­е­об­раз­ный ту­ри­с­ти­че­с­кий про­спект. По Кав­ка­зу в про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей.

Это кни­га, ко­то­рая вра­чу­ет стра­хи и га­сит пред­рас­суд­ки. И бо­д­рит на пу­те­ше­ст­вия в пре­крас­ней­шие ме­с­та Рос­сии. Рос­сии – да. По­то­му что Кав­каз – это Рос­сия, о чём убе­ди­тель­но и ра­фи­ни­ро­ван­но на­по­ми­на­ет про­фес­сор.

 

Вя­че­слав Шуль­жен­ко. Рус­ский Кав­каз. Пя­ти­горск: Из­да­тель­ст­во «ПятГФА», 2007


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования