Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 20.07.2010

Там красною кровью залит асфальт

Не­по­сто­ян­ная во мне­ни­ях и при­вя­зан­но­с­тях, Ли­дия Дми­т­ри­ев­на Глад­кая ра­но и ско­рень­ко раз­бро­са­ла ис­кры сво­е­го да­ро­ва­ния, так что к зре­ло­му воз­ра­с­ту под­ня­лась до без­лич­но­го уров­ня про­фес­си­о­наль­но­го по­эта. Воз­мож­но, что в твор­че­с­кой дра­ме нет ви­ны по­эта... Воз­мож­но, Ли­дия Дми­т­ри­ев­на не ощу­ща­ет твор­че­с­кой дра­мы – она по­сто­ян­но за­ня­та за­бо­та­ми по­ис­ков люб­ви, че­му ви­ною при­род­ный фи­зи­о­ло­ги­че­с­кий ха­рак­тер – ха­рак­тер жен­щи­ны, ко­то­рая чет­верть ве­ка за­ни­ма­ет­ся не столь­ко по­эзи­ей, сколь­ко ро­да­ми и за­му­же­ст­ва­ми. И в се­мей­ной жиз­ни её пре­сле­ду­ет по­сто­ян­ная фи­зи­о­ло­ги­че­с­кая сте­зя: она влюб­ля­ет­ся в оче­ред­но­го из­бран­ни­ка, вос­тор­га­ет­ся им, бе­ре­ме­не­ет, на­ко­нец, ро­жа­ет ди­тя и – пе­ре­ста­ёт лю­бить от­ца сво­е­го ре­бён­ка: лю­бовь ис­чер­па­на до дна.

Мне­ние Д.Я. Да­ра о том, что по­эт Глеб Гор­бов­ский в сов­ме­ст­ной жиз­ни по­бе­дил по­эта Ли­дию Глад­кую, не ле­зет ни в ка­кие во­ро­та. Ни­ка­ких по­эти­че­с­ких ба­та­лий меж­ду су­пру­га­ми не бы­ло, со­рев­но­ва­ний – то­же. Вый­дя за­муж за Гле­ба по го­ря­чей люб­ви, Ли­да прак­ти­че­с­ки пе­ре­ста­ла пи­сать сти­хи – не бы­ло нуж­ды в сти­хах. Де­ви­чья ре­ак­ция на ос­т­ро­ту по­ли­ти­че­с­ких со­бы­тий и глу­бин­ная чув­ст­вен­ность юно­с­ти спа­со­ва­ли пе­ред жад­но­с­тью пло­ти, пе­ред ма­те­рин­ст­вом, пе­ред сме­ной-из­бра­ни­ем сам­ца. Ни­ког­да у Ли­дии Глад­кой не по­вто­ри­лась от­ча­ян­ная ге­ро­и­че­с­кая ре­ак­ция, по­доб­ная ре­ак­ции на со­бы­тия в Вен­г­рии в 1956 го­ду:

 

Там крас­ною кро­вью

за­лит ас­фальт,

Там рус­ское «Стой!»

как не­мец­кое «Хальт!»

«Ка­хов­ку» по­ют

на чу­жом язы­ке,

И наш уми­ра­ет

на на­шем шты­ке...

 

Опу­с­тим не­сколь­ко то­роп­ли­вых строф ра­ди окон­ча­ния сти­хо­тво­ре­ния:

 

Ус­та­ло Ав­ро­ра скри­пит

на при­ча­ле,

мерт­вя­щие зы­би её ука­ча­ли.

Это бы­ло вре­мя мя­теж­ной люб­ви к Гле­бу Гор­бов­ско­му. Два дру­гих сти­хо­тво­ре­ния, сде­лав­ших имя Ли­дии Глад­кой ши­ро­ко из­ве­ст­ным в по­эти­че­с­ком Ле­нин­гра­де, то­же со­зда­ны до за­му­же­ст­ва.

 

Не всё на све­те ве­се­ло,

Не всё на све­те про­сто.

Жизнь с лёг­ко­с­тью от­ве­си­ла

Мне тя­жесть не по рос­ту:

Мне б хол­ку, как у ло­ша­ди,

Как у жи­ра­фы шею,

А го­ло­вы – на грош один,

Чтоб не во­зить­ся с нею,

Се­да­ли­ще без­бреж­ное –

В нём нын­че столь­ко про­ку...

А серд­це пусть по-преж­не­му

По­ба­ли­ва­ет сбо­ку.

 

Дру­гое сти­хо­тво­ре­ние на­зы­ва­лось:

Сле­пая

 

Я ви­жу, солн­це на то­нень­ких

нож­ках

бо­си­ком по­бе­жа­ло по лу­жам,

на кры­ше све­тит­ся ры­жая

кош­ка,

по­ёт во­ро­бей, еле жив

и про­сту­жен...

 

А я вот не знаю, ку­да и ид­ти

мне.

До­ро­гу спро­сить

у ко­го и ка­кую?

Го­лос мой тих, он на­ст­ро­ен

ин­тим­но,

– То­ва­ри­щи, пе­ре­ве­ди­те

сле­пую!

 

В по­ру по­эти­чес­ко­го на­ча­ла Ли­дия Глад­кая бы­ла сту­дент­кой Гор­но­го ин­сти­ту­та, ак­тив­но по­се­ща­ла ли­те­ра­тур­ное объ­е­ди­не­ние, влюб­ля­ла и лю­би­ла, иг­ра­ла в сту­ден­че­с­ком спек­так­ле «Фа­б­рич­ная дев­чон­ка», фех­то­ва­ла и за­ни­ма­лась гим­на­с­ти­кой. Гле­ба за­нес­ло к гор­ня­кам поч­ти что слу­чай­но, – Дар пе­ре­пра­вил Гле­ба из «Го­ло­са юно­с­ти» к взрос­лым сту­ден­там, по­эти­че­с­кое ли­то гор­ня­ков счи­та­лось силь­ней­шим в Ле­нин­гра­де. Они встре­ти­лись на за­ня­ти­ях ли­то и мгно­вен­но влю­би­лись друг в дру­га. Лю­бовь бы­ла не­из­беж­ной – Гле­ба при­ня­ли ге­ни­ем, а в ге­ния де­вуш­ки па­да­ют, кро­ме то­го, от Гле­ба про­сто не­сло буй­ст­вом и оди­но­че­ст­вом... Для Гор­бов­ско­го за­во­е­вать лю­бовь Ли­ды бы­ло рав­но­прав­но за­во­е­ва­нию зва­ния луч­ше­го по­эта гор­ня­ков, сре­ди ко­то­рых был кра­са­вец Вла­ди­мир Бри­та­ниш­ский, чу­точ­ку влюб­лён­ный в Глад­кую. Со­рев­но­ва­ния сти­му­ли­ру­ют охо­честь. Со­рев­ну­ясь, Глеб на­пи­сал про со­пер­ни­ка:

 

Го­во­рят из уст в ус­та,

что по­хож он на Хри­с­та,

но по­эту не да­но

бо­гом да­же на ки­но.

Слава ГОЗИАС. Портрет Лидии ГЛАДКОЙ
Слава ГОЗИАС. Портрет Лидии ГЛАДКОЙ

Враж­дой, к сча­с­тью, не пах­ло.

Мне Глеб го­во­рил:

– Я встре­тил её... По­тря­са­ю­щее ли­цо... Во­ло­сы чёр­ные, гла­за го­лу­бые, а на но­су ры­жие вес­нуш­ки. А сти­хи ка­кие пи­шет!..

И он про­чёл мне «Сле­пую».

Ли­да за­кан­чи­ва­ла обу­че­ние в ин­сти­ту­те за­муж­ней и бе­ре­мен­ной, очень спе­ши­ла с за­щи­той дип­ло­ма – ус­петь до ро­дов. Ус­пе­ла. А по­сле за­щи­ты, вру­чив дочь за­бо­там ба­буш­ки, от­пра­ви­лась с Гле­бом на Са­ха­лин – ра­бо­тать по рас­пре­де­ле­нию. Мне тог­да ду­ма­лось, что к сча­с­тью. Сти­хи Глад­кой кто-то пе­ре­пра­вил в Гер­ма­нию, они бы­ли из­да­ны «вра­же­с­кой прес­сой» – для ав­то­ра мог­ли слу­чить­ся во­про­сы и от­ве­ты пе­ред пу­те­ше­ст­ви­ем, ку­да Ма­кар те­лят не го­нял. Так по­ди, до­ставь её с Са­ха­ли­на на раз­го­во­ры – се­бе до­ро­же ста­нет. И ку­да ещё ссы­лать по­эта в Рос­сии, ес­ли он уже на Са­ха­ли­не? Вро­де бы ни­ка­ких се­рь­ёз­ных раз­го­во­ров о по­эзии Глад­кой вла­с­ти не ор­га­ни­зо­ва­ли. Шум о Вен­г­рии по­ти­хонь­ку стих. На­ча­лась ко­с­ми­че­с­кая эра, – бы­ло о чём шу­меть. Од­на­ко для се­мьи Гор­бов­ских по­езд­ка на Са­ха­лин бы­ла смер­тель­ной. Фи­зи­о­ло­ги­че­с­кий ха­рак­тер Глад­кой вски­пел на Са­ха­ли­не, но­во­рож­дён­ный сын ни­че­го не из­ме­нил для ро­ди­те­лей. Мно­го поз­же Глеб при­зна­вал­ся:

– При­хо­жу с ра­бо­ты, Се­рёж­ка при­вя­зан в кро­ват­ке, чтоб не вы­пал, а Лид­ки нет… гу­ля­ет...

Че­рез де­сять лет по­сле Са­ха­ли­на Ли­да рас­ска­зы­ва­ла:

– За­ме­ча­тель­ное вре­мя бы­ло для ме­ня там, на ос­т­ро­ве. Зна­ешь, ста­ри­чок, я за два го­да шесть раз за­муж вы­шла – со свадь­ба­ми, с дра­ка­ми, с лю­бо­вью, один раз ме­ня да­же ук­ра­ли...

К осе­ни 1960 го­да не­ждан­но и не­га­дан­но я встре­тил Ли­ду у Да­ви­да Яков­ле­ви­ча Да­ра. У ме­ня ды­ха­нье пе­ре­хва­ти­ло – ведь Глеб уве­рил, что она по­гиб­ла, да­же сти­хи чи­тал:

 

...тор­ча­ла, кри­ча, го­ло­ва,

впер­вые ес­те­ст­вен­но

пла­ча...

 

– Ли­да, ты жи­ва?! Глеб же... – на­чал я.

Ли­дия Дми­т­ри­ев­на не­гром­ко и горь­ко за­пла­ка­ла, за­сло­нив­шись ла­дош­кой, – она по­мни­ла, что жен­щи­на в сле­зах не при­вле­ка­тель­на. Спра­вив­шись с по­ры­вом слёз, она, кри­вя гу­бы, по­жа­ло­ва­лась:

– Он по­хо­ро­нил ме­ня... Он мне мстит. Ме­ня все тут за по­кой­ную счи­та­ли...

Это бы­ло по­хо­же на прав­ду. О Ли­де зна­ли со слов Гле­ба, а для не­го раз­рыв с Глад­кой рав­нял­ся её смер­ти. Он это во­об­ра­зил, – его экс­тре­мист­ский ха­рак­тер со­здал сти­хи, что­бы уве­ро­вать в но­вую ре­аль­ность. По сти­хам Гор­бов­ско­го мож­но про­сле­дить эво­лю­цию люб­ви к же­не. Вна­ча­ле:

 

Пря­мо на нос – и от­ку­да?

Взя­лось ры­жень­кое ста­до,

Про­ся­ное это чу­до,

Де­ви­чья бе­да-до­са­да:

Не блон­дин­ка,

не с ры­жин­кой,

А вес­нуш­ки оби­жа­ют,

А вес­нуш­ки, как сме­шин­ки,

И без них ты, как чу­жая.

 

По­том бы­ло лю­бо­ва­ние лю­бо­вью:

 

Кра­си­вая сто­я­ла в ват­ни­ке

И в ва­лен­ках,

поч­ти как в вё­д­рах,

Муж­ские брю­ки

ак­ку­рат­нень­ко

Ова­лом вы­гну­лись

на бё­д­рах...

 

За­тем выс­шее ощу­ще­ние ут­ра­чен­ной люб­ви:

 

Твой дом не­о­би­та­ем

и бес­пло­тен,

Не уз­наю, ско­рее по­знаю

Сре­ди ве­щей

в их атом­ной при­ро­де

Бес­смерт­ную ма­те­рию

твою.

 

Бо­лее глу­бо­ких, бо­лее ми­с­ти­че­с­ких и лю­бов­ных стро­чек Гор­бов­ский боль­ше не на­пи­шет...

Удив­ле­ние и влюб­лён­ность, влюб­лён­ность и при­зна­ние, при­зна­ние и рас­тор­же­ние люб­ви про­шло, как бу­ря или как смер­тель­ная бо­лезнь, от ко­то­рой всё же боль­шин­ст­во лю­дей не уми­ра­ет.

Мы дол­го не встре­ча­лись с Ли­дой, слов­но под на­ши­ми но­га­ми бы­ли мос­то­вые раз­лич­ных го­ро­дов. Прав­да, я с Ва­си­ль­ев­ско­го ос­т­ро­ва вы­был, а Глад­кая, ка­жет­ся, про­жи­ва­ла на Вось­мой ли­нии у Ма­ло­го про­спек­та – с доч­кой – у ма­те­ри. Ме­ня унес­ло за­ко­ном рас­та­с­ки­ва­ния, ко­то­рым Вре­мя от­ме­ча­ет свои жерт­вы, – спер­ва за Нарв­скую за­ста­ву, по­том к Смоль­но­му дво­ру, а от­ту­да бро­си­ло в бо­ло­та Куп­чи­но. Тут на­ше Вре­мя сме­ни­ло гнев на ми­лость: воз­вра­ща­ясь с ра­бо­ты в ко­о­пе­ра­тив­ную квар­ти­ру на ули­це Ко­с­мо­нав­тов, я встре­тил Ли­ду в трол­лей­бу­се.

– Ли­да?! Как ты здесь очу­ти­лась?

– Мы уже два ме­ся­ца жи­вём тут с мо­им но­вым му­жем, – от­ве­ти­ла Глад­кая. – Он – ге­ни­аль­ный пи­са­тель, сказ­ки пи­шет. При­хо­ди, ты его по­лю­бишь. Мы жи­вём на Звё­зд­ной, где коль­цо трол­лей­бу­са, пер­вый подъ­езд – на са­мом вер­ху. У нас трёх­ком­нат­ная квар­ти­ра – есть где по­си­деть, по­бол­тать, при­хо­ди.

Не от­кла­ды­вая на даль­ние вре­ме­на, с На­та­ль­ей Гал­ки­ной мы от­пра­ви­лись гос­те­вать в тот же ве­чер, ес­те­ст­вен­но, во­ору­жён­ные бу­тыл­кой бол­гар­ско­го брен­ди (не из рос­ко­ши, а по удоб­ст­ву ём­ко­с­ти по­су­ды – 800 грамм – не нуж­но вто­рой раз бе­жать в да­лё­кий тор­го­вый центр).

Ли­да ока­за­лась пра­ва в том смыс­ле, что я «по­люб­лю» её но­во­го му­жа. Мы дей­ст­ви­тель­но очень бы­с­т­ро сдру­жи­лись, не­смо­т­ря на про­пасть раз­ли­чий в на­ших ха­рак­те­рах, воз­мож­но, что бла­го­да­ря раз­ли­чи­ям. Квар­ти­ра у Ли­ды с Бо­ри­сом бы­ла до­ста­точ­но ве­ли­ка, ме­бе­ли бы­ло ма­ло, что уве­ли­чи­ва­ло про­стор ком­нат. Са­мая ак­ку­рат­ная и чи­с­тая ком­на­та бы­ла у Бо­ри­са Сер­гу­нен­ко­ва. В боль­шой про­ход­ной ком­на­те и смеж­ной (дет­ской) был ка­вар­дак: тряп­ки, иг­руш­ки, книж­ки, и всё это враз­брос или на­ва­лом, слов­но ком­на­ты не уби­ра­лись, а за­му­со­ри­ва­лись. Са­мым удоб­ным ме­с­том для гос­тей бы­ла кух­ня, где про­цве­тал сла­вян­ско-ка­зён­ный уют ме­бе­ли (поль­ская кух­ня), обо­га­щён­ный теп­лом за­сто­лья и са­мо­вар­ным ча­ем, прав­да, са­мо­вар был эле­к­т­ри­че­с­кий.

Ли­да не бы­ла чи­с­тю­лей. Хо­тя сти­ра­ла каж­дый день. Гла­дить бе­льё она не лю­би­ла и не лю­би­ла умы­вать­ся с мы­лом, счи­тая, что мы­ло ста­рит ко­жу. Ко­с­ме­ти­кой она не поль­зо­ва­лась, а щё­ки и гу­бы под­ру­мя­ни­ва­ла све­коль­ным со­ком. Бо­рис по­лу­шу­тя, по­лу­оби­жен­но драз­нил Ли­ду не­ря­хой, она не за­ме­ча­ла обид. Внеш­не мир и по­кой на­се­ля­ли пи­са­тель­ское гнез­до.

С то­го пер­во­го зва­но­го ве­че­ра на­ча­лись по­сто­ян­ные по­хо­ды «к нам», «к вам», и по­сто­ян­ные раз­го­во­ры, по­сто­ян­ные уме­рен­ные вы­пи­ва­ния. Мои дру­зья как-то са­мо со­бою вклю­чи­ли Бо­ри­са Сер­гу­нен­ко­ва в наш круг. По­том у жен­ской сто­ро­ны воз­ник­ли сим­па­тии – друж­бы ста­ли как бы се­мей­ным ка­че­ст­вом, а вы­пив­ки, взба­д­ри­вая раз­го­вор­ные ре­флек­сы, на­гра­ди­ли нас клич­ка­ми. Об­ра­зо­ва­лась сдво­ен­ная тро­и­ца: Ста­рик со Ста­ру­хой (Бо­рис Ни­ко­ла­е­вич Сер­гу­нен­ков с Ли­дой Глад­кой), па­па и ма­ма – (я с На­та­шей Гал­ки­ной), дя­дя и тё­тя – (ху­дож­ник Па­вел Аб­ра­ми­чев со Свет­ла­ной Ти­мо­фе­е­вой, ко­то­рая по­сте­пен­но пре­вра­ти­лась в же­ну Пав­ла). Ва­дим Ус­пен­ский клич­ки не по­лу­чил, у не­го она бы­ла при­об­ре­те­на ещё сту­ден­том Штиг­ли­цы – Ва­си­лий. У Алек­се­е­ва бы­ла клич­ка – Тол­стый, так его ок­ре­с­ти­ли груз­чи­ки Эр­ми­та­жа, ког­да, под­ни­мая гип­со­вую скульп­ту­ру, он ото­рвал ей торс от зад­ни­цы.

Про­шло не­мно­го вре­ме­ни – год или пол­то­ра, Ли­да Глад­кая сно­ва за­бе­ре­ме­не­ла. Ожи­да­ние чет­вёр­то­го ре­бён­ка бы­ло тяж­ким, ин­ток­си­ка­ция из­му­чи­ла Ли­ду, она стал вспыль­чи­вой. Бо­рис ни­ког­да не жа­ло­вал­ся на се­мей­ные не­ла­ды, он че­ло­век не жа­лоб­ли­вый, но вздор про­ры­вал­ся на­ру­жу, хо­тя Бо­рис из­бе­гал ссор. По­том Ли­да раз­ро­ди­лась мёрт­вым ре­бё­ноч­ком. Ка­жет­ся, оба су­пру­га по­чув­ст­во­ва­ли об­лег­че­ние. На Ли­ду уже да­вил её при­род­ный склад. Од­наж­ды на кух­не во вре­мя при­выч­ных по­си­де­лок у нас, Ли­дия Дми­т­ри­ев­на по­лу­шё­по­том, но так, что­бы слы­шал каж­дый, ска­за­ла мне:

– Зна­ешь, я сво­е­го Ста­рич­ка боль­ше не люб­лю. Я дру­го­го люб­лю – он ге­ни­аль­ный по­эт.

Ка­жет­ся, это был без­дар­ный Ази­зов из код­лы «Ав­ро­ры».

В те вре­ме­на мы ра­но спать не ук­ла­ды­ва­лись, и всё же зво­нок в дверь в тре­ть­ем ча­су но­чи мог счи­тать­ся не­о­жи­дан­ным. Зво­нок рез­нул. Мы с На­та­ль­ей вздрог­ну­ли. Я прыг­нул от­кры­вать дверь. В две­рях по­яви­лась Ли­да, на ще­ках ру­чьи слёз.

– Ста­руш­ка, что слу­чи­лось? Кто за­бо­лел? Что у вас там?!

– Ни­че­го, ни­че­го, – ры­дая, ска­за­ла она, – все здо­ро­вы... По­ни­ма­ешь, я за­шла в ком­на­ту, где де­ти спят, – по­смо­т­реть... Они спят го­лень­ки­ми на оде­я­ле...

– Ну, так при­кры­ла их, и де­ло с кон­цом...

– Так у Бо­рень­ки ма­лень­ко­го хо­ро­шо пись­ка сто­ит, а у Се­рё­жи не сто­ит сов­сем... Он же стар­ший... как же он жить бу­дет?

...Я не был сви­де­те­лем рас­па­да се­мьи Сер­гу­нен­ко­ва и Глад­кой – я сам ов­до­вел, сбе­жал из до­му. Прак­ти­че­с­ки с 1971 го­да мы с Ли­дой не встре­ча­лись во­все. Толь­ко за не­де­лю до вы­ле­та из Ле­нин­гра­да за кор­дон она по­зво­ни­ла мне на Ва­си­ль­ев­ский ос­т­ров.

– Ста­ри­чок, зна­ешь, за­чем я зво­ню? Мне нуж­на по­мощь. Мой но­вый лю­бов­ник, он на­вер­но бу­дет му­жем мо­им… он ху­дож­ник, та­лант­ли­вый, а ма­с­тер­ской нет. Ты не мо­жешь най­ти для не­го ма­с­тер­скую?

– Ста­руш­ка, – от­ве­тил я, – не мо­гу. Очень ско­ро я уе­ду из Ле­нин­гра­да сов­сем...

– Ку­да? – спро­си­ла Ли­да.

– Ду­маю, что в Аме­ри­ку.

– А я ни­ку­да не по­еду – я без ро­ди­ны не мо­гу, – про­зву­ча­ло в труб­ке, и на­ши го­ло­са рас­ста­лись.

За­бав­но, что мои быв­шие дру­зья Глеб и Ли­да, не сго­ва­ри­ва­ясь, ска­за­ли оди­на­ко­вые фра­зы про ро­ди­ну. От­че­го бы это? От чув­ст­ва не­тлен­ной люб­ви к от­чиз­не? Или офи­ци­аль­ные ли­т­ра­бот­ни­ки из­го­то­ви­ли штамп на слу­чай вы­ска­зы­ва­ний об отъ­ез­де за пре­де­лы? Не хо­те­лось бы ду­мать, что это ду­хов­ное един­ст­во...

 

1984 год

 

За во­сем­над­цать лет чуж­би­ны мне ни ра­зу не до­ве­лось слы­шать имя Ли­дии Дми­т­ри­ев­ны Глад­кой, как не бы­ло её... И об «Ав­ро­ре» ни­че­го не слы­шал – мо­жет, та­ко­го жур­на­ла уже нет. Про Вик­то­ра Кри­ву­ли­на То­по­ров на­пи­сал, что его ли­те­ра­тур­ной судь­бы хва­ти­ло на один аб­зац в эн­цик­ло­пе­дии. А судь­ба Глад­кой – что – пу­с­тяк? – не за­слу­жи­ва­ет и аб­за­ца?! Кто по­мнит по­эта Ли­дию Глад­кую? Эх, лю­ди, зем­ля­ки, вы же гор­ди­лись ею, счи­та­ли сча­с­ть­ем быть со­вре­мен­ни­ка­ми... Или не по­мни­те:

 

Там крас­ною кро­вью

за­лит ас­фальт!

 

Опять при­хо­дят строч­ки Хо­да­се­ви­ча: «Судь­ба рус­ских пи­са­те­лей – ги­бель...». Кто стря­па­ет эту ги­бель? Вла­с­ти? Толь­ко ли вла­с­ти? Не есть ли в кро­ви на­ших по­ко­ле­ний мсти­тель­ность к пи­са­те­лям за их мя­теж­ные судь­бы? Од­на бы власть су­деб ис­кус­ст­ва не одо­ле­ла... без на­шей по­силь­ной и бес­ко­ры­ст­ной по­мо­щи...

 

2002 год

 


Слава ГОЗИАС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования