Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 20.07.2010

Эстетика шпионажа

Имен­но эс­те­ти­ка это­го яв­ле­ния ин­те­рес­на с точ­ки зре­ния со­ци­о­ло­гии и куль­ту­ро­ло­гии. Ведь в дей­ст­ви­тель­но­с­ти ни­ка­ко­го «шпи­о­на­жа» в зна­че­нии тай­но­го сбо­ра дан­ных не су­ще­ст­ву­ет, 99,9% ин­фор­ма­ции со­би­ра­ет­ся из от­кры­тых ис­точ­ни­ков. И толь­ко 0,1% в ре­зуль­та­те ус­та­нов­лен­ных на­уч­ных (на­при­мер) кон­так­тов. Роль «раз­вед­чи­ков» здесь ну­ле­вая – бук­валь­но. За­да­ча раз­вед­ки, на­при­мер, КГБ, в ис­поль­зо­ван­ном 20 лет на­зад СССР, это ос­тав­ле­ние сле­дов. Со­зда­ние шу­ма. А роль контр­раз­вед­ки впол­не ус­пеш­но вы­пол­ня­ли так на­зы­ва­е­мые пра­во­за­щит­ные ор­га­ни­за­ции, со­став­ляя до­но­сы на об­ще­ст­вен­ных ак­ти­ви­с­тов. Ко­неч­но, са­ми ве­те­ра­ны спец­служб ино­го мне­ния о сво­ей ра­бо­те (не все), но ведь и им нуж­но оп­рав­ды­вать­ся за по­сто­ян­ное ры­тьё и за­ка­пы­ва­ние иде­о­ло­ги­че­с­ких ям.

Вспом­ним по­след­нее «шпи­он­ское» де­ло с вза­им­ным об­ме­ном фи­гур меж­ду США и РФ. Ми­фы о раз­вед­ке очень жи­ву­чи и очень по­пу­ляр­ны, со вре­ме­ни ска­зок об атом­ном шпи­о­на­же ма­ло что из­ме­ни­лось. В ми­ре, где глав­ной поп-ико­ной про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся Джеймс Бонд, ве­рят в Се­к­ре­ты и Тай­ны, ко­то­рые есть ос­нов­ной пред­мет вож­де­ле­ния кон­ку­рен­тов. В со­зна­нии обы­ва­те­ля проч­но за­се­ла «ма­та ха­ри», и от­ту­да вы­тес­нить её бу­дет не­про­сто. Но мы по­про­бу­ем.

Сам тип шпи­о­на был изо­б­ре­тён и за­тем вне­д­рён в мас­со­вое со­зна­ние в Ан­г­лии. Зна­чи­тель­ная часть ли­те­ра­ту­ры от Мо­э­ма до Фор­сай­та по­свя­ще­на дей­ст­ви­ям го­су­дар­ст­вен­но­го слу­жа­ще­го (ли­бо аван­тю­ри­с­та) во имя тай­ных ин­те­ре­сов бри­тан­ской ко­ро­ны. Шер­лок Холмс за­ни­ма­ет­ся по­ми­мо сво­их де­тек­тив­ных шту­дий ещё и шпи­о­на­жем, а его брат Май­крофт воз­глав­ля­ет со­от­вет­ст­ву­ю­щий от­дел Фо­рин офи­са. В ки­не­ма­то­гра­фе вер­ши­ной бри­тан­ской шпи­о­но­ма­нии яв­ля­ет­ся, ко­неч­но, фильм Ке­на Рас­се­ла «Мозг це­ною мил­ли­ард дол­ла­ров». Агент Пал­мер в бле­с­тя­щем ис­пол­не­нии Май­к­ла Кей­на на­дол­го пе­ре­иг­рал всех ки­но­ге­ро­ев в про­из­ве­де­ни­ях о раз­вед­ке.

В по­ве­с­ти Ба­г­ря­ка «Пе­ре­крё­с­ток» ге­не­рал До­рон из­ре­ка­ет сле­ду­ю­щий афо­ризм: «Не трать­те день­ги на жад­ных ос­ве­до­ми­те­лей, трать­те день­ги на от­верг­ну­тых изо­б­ре­та­те­лей». И кло­унес­су «Чеп­мен» об­ме­ня­ли на учё­но­го Су­тя­ги­на. Но са­ма фа­ми­лия Чеп­мен так­же весь­ма по­ка­за­тель­на, под этим псев­до­ни­мом вы­сту­па­ли двое ху­дож­ни­ков, изо­б­ра­жа­ю­щих в трёх­мер­ном ви­де по­ло­вые чле­ны в раз­ных ви­дах. Пря­мой на­мёк на не­ко­то­рые об­сто­я­тель­ст­ва.

К со­жа­ле­нию, день­ги до сих пор пред­по­чи­та­ют тра­тить на жад­ных ос­ве­до­ми­те­лей. Ведь они в сво­их до­но­сах пи­шут ис­клю­чи­тель­но о соб­ст­вен­ных ком­плек­сах. И, та­ким об­ра­зом, не пред­став­ля­ют опас­но­с­ти для за­ин­те­ре­со­ван­ных струк­тур. Те­ма раз­вед­ки и контр­раз­вед­ки дав­но ста­ла иг­рой, брен­дом ве­ду­щих про­из­во­ди­те­лей мод­ных ат­ри­бу­тов. «Раз­вед­ка» и «шпи­о­наж» все­гда при­ла­га­ют­ся к круг­ло­су­точ­ным ту­сов­щи­кам, как экс­та­зи к рэй­ву. Бо­ге­ма, зо­ло­тая мо­ло­дёжь, про­жи­га­те­ли жиз­ни, мил­ли­о­не­ры и мил­ли­ар­де­ры про­сто обя­за­ны при­об­ре­с­ти ко все­му про­че­му ещё и фир­мен­ный шпи­он­ский стиль.

Пра­ви­ла сти­ля и мо­ды дик­ту­ет Гол­ли­вуд, так вы­ше­упо­мя­ну­тая шпи­он­ская ис­то­рия яв­ля­ет­ся на са­мом де­ле лов­ким мар­ке­тин­го­вым хо­дом, пре­зен­ту­ю­щим фильм Salt с Джо­ли в глав­ной ро­ли и с Кэс­си­ди Хинкл в ро­ли Солт в юно­с­ти. Ра­нее та­ким об­ра­зом рек­ла­ми­ро­ва­ли фильм «Бо­рат» – его «за­пре­ти­ли» в Ка­зах­ста­не и со­зда­ли про­бле­мы с про­ка­том в Рос­сии. То, что крем­лёв­ская коман­да уча­ст­во­ва­ла в про­мо­уше­не «Бо­ра­та» за гол­ли­вуд­ские день­ги, бо­лее прав­до­по­доб­ная вер­сия, чем ис­крен­ность их уг­роз в ад­рес За­па­да. Ко­неч­но, пер­ма­нент­но за­гни­ва­ю­ще­го, ко­неч­но, гне­ту­ще­го свя­тое де­ло со­ци­а­лиз­ма и про­грес­сиз­ма. Есть пра­ви­ла иг­ры, они пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ют вза­им­ную ве­ру в «ва­ших и на­ших» аген­тов. Не­дав­но в США пе­ре­ста­ли пуб­лич­но ве­рить в во­ен­ную мощь РФ, ге­не­рал их ВВС по­сме­ял­ся над на­шей слав­ной авиа­ци­ей. А шпи­о­ны пусть рек­ла­ми­ру­ют филь­мы ти­па «Гет смарт» и «Лу­зе­ров».

Ко­неч­но, в по­пу­ля­ри­за­ции «шпи­он­ско­го» сти­ля нель­зя пе­ре­оце­нить зна­че­ние аме­ри­кан­ско­го се­ри­а­ла вто­рой по­ло­ви­ны 1960-х гг. «I Spy». Его ге­рои в ис­пол­не­нии ве­ли­ко­леп­ных Ро­бер­та Кал­па и Бил­ла Ко­с­би по­вли­я­ли на вос­при­я­тие об­ра­за се­к­рет­ных аген­тов как ни­кто. Ва­жен имен­но ду­эт двух пер­со­на­жей – им­пуль­сив­но­го и сдер­жан­но­го, дей­ст­ву­ю­щих под при­кры­ти­ем тен­нис­ных кор­тов. За­ме­тим, что те­ма свя­зи тен­ни­са со шпи­о­на­жем ещё не зву­ча­ла, ви­ди­мо, всё впе­ре­ди. В лю­бом слу­чае, бу­дет на­мно­го при­ят­нее со­зер­цать Кур­ни­ко­ву или Ша­ра­по­ву в ро­ли аген­тес­сы СВР, чем мон­го­ло­ид­ную «чеп­мен» с По­вол­жья.

Ос­т­рые сю­же­ты о тай­ных опе­ра­ци­ях в США со­чи­нял (и про­дол­жа­ет) Том Клэн­си, в СССР это де­лал Юли­ан Се­мё­нов по раз­на­ряд­ке ЦК. Раз­ни­цу чув­ст­ву­е­те? Уны­лые тек­с­ты Се­мё­но­ва и тон­чай­шие ню­ан­сы ми­ро­вой дип­ло­ма­тии в за­хва­ты­ва­ю­щих бо­е­ви­ках Клэн­си.

Мо­да на шпи­о­наж при­ве­ла к со­зда­нию иро­ни­че­с­ких филь­мов о при­клю­че­ни­ях Блон­ди­на в чёр­ном бо­тин­ке. «Укол зон­ти­ком» так­же обы­г­ры­ва­ет те­мы шпи­о­на­жа и меж­ду­на­род­ных убийств. Этот фильм да­ёт пря­мую ссыл­ку на «бол­гар­ский зон­тик», ко­то­рым был убит в Лон­до­не дис­си­дент Ге­ор­гий Мар­ков. Од­на­ко зон­тик с от­рав­лен­ной иг­лой был пред­став­лен до 1978 го­да (год убий­ст­ва Мар­ко­ва): фильм Же­ра­ра Ури 1980 го­да яв­ля­ет­ся па­ро­ди­ей на бо­лее ран­нюю лен­ту, как и фильм «Ве­ли­ко­леп­ный» с Бель­мон­до пре­па­ри­ру­ет де­тек­ти­вы Ви­лье из се­рии SAS. Да, шпи­о­наж стал чем-то срод­ни фут­бо­лу – бо­лель­щи­ки, фа­на­ты, иг­ро­ки в на­ли­чии. Ми­фы и ле­ген­ды шпи­о­на­жа ус­пеш­но по­беж­да­ли до се­го дня ску­ку со­вет­ско­го и пост­со­вет­ско­го че­ло­ве­ка и до­бав­ля­ли ад­ре­на­лин ев­ро­пей­цам. Но те­му по­гу­би­ла, в кон­це кон­цов, мас­со­вость про­из­вод­ст­ва (се­рия филь­мов о Джей­со­не Бор­не) и из­лиш­няя экс­плу­а­та­ция од­них и тех же гэ­гов и кли­ше. Пуб­ли­ка ожи­да­ет по­гру­же­ния в тай­ну и ку­му­ля­тив­но­го раз­ре­ше­ния всех про­блем сра­зу. Так, в «Ка­зи­но Ро­яль» Бонд в со­от­вет­ст­вии с ду­хом вре­ме­ни смо­т­рел­ся бы ор­га­нич­нее с цир­ку­ляр­ной пи­лой, чем с ко­ло­дой карт. Вме­с­то то­го, что­бы си­деть око­ло ча­са в ка­зи­но, луч­ше взять пи­лу и рас­пи­лить всех ме­ша­ю­щих экс­пан­сии ко­ро­ны. И по­пыт­ка (хо­тя и не очень удач­ная) сде­ла­на – фильм «Квант ми­ло­сер­дия» уже ли­шён не­нуж­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной иг­ры. Здесь не­об­хо­ди­мо упо­мя­нуть про­шед­ший поч­ти не­за­ме­чен­ным фильм Duplicity (в рос­сий­ском про­ка­те – «Ни­че­го лич­но­го») с Джу­ли­ей Ро­бертс и Клай­вом Оу­э­ном – в нём обо­зна­че­ны но­вые под­хо­ды – два быв­ших со­труд­ни­ка спец­служб ны­не ра­бо­та­ют на ча­ст­ные кор­по­ра­ции и за­ни­ма­ют­ся ис­клю­чи­тель­но про­мы­ш­лен­ным шпи­о­на­жем и ин­три­га­ми, с ним свя­зан­ны­ми. И здесь се­к­ре­ты и тай­ны... Этот ход пер­спек­ти­вен – вре­мя «го­су­дар­ст­вен­ных» се­к­ре­тов без­воз­врат­но уш­ло, служ­бы бе­зо­пас­но­с­ти кор­по­ра­ций го­раз­до ак­ту­аль­нее не­по­во­рот­ли­во­го ЦРУ ка­ко­го-ни­будь. О ЦРУ, кста­ти, сня­ли бра­тья Ко­э­ны – «По­сле про­чте­ния сжечь» и Хэл Харт­ли – «Фэй Грим», про­дол­же­ние ис­то­рии, на­ча­той филь­мом «Ге­н­ри Фул». Шпи­он сна­ча­ла в ви­де бро­дя­ги, а за­тем в ви­де скры­ва­ю­ще­го­ся бег­ле­ца, со­здав­ше­го всю сеть «Аль-Ка­и­да», ус­пел ос­кор­бить не­ма­ло эс­те­тов. Ещё упо­мя­нем «Со­во­куп­ность лжи» – ше­девр Рид­ли Скот­та о слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях меж­ду раз­вед­кой, дип­ло­ма­ти­ей и биз­не­сом на лез­ви­ях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва.

Итак, при­ори­те­ты ме­ня­ют­ся, по­треб­ность в рас­кры­тии тайн ос­та­ёт­ся. Поп-куль­ту­ра сде­ла­ла шпи­о­наж чем-то боль­шим, чем ба­наль­ный сбор дан­ных. Фи­гу­ра Шпи­о­на со­еди­ни­ла в се­бе ти­пы секс-идо­ла, ин­тел­лек­ту­а­ла, сол­да­та и ок­куль­ти­с­та, вол­шеб­ни­ка, ча­ро­дея и ма­га. Вы­жи­ва­е­мость на­ше­го Шпи­о­на мно­го вы­ше, чем вы­жи­ва­е­мость ко­го угод­но ещё. В ка­че­ст­ве по­со­бия по со­вре­мен­ным ме­то­дам раз­вед­ки и контр­раз­вед­ки мож­но пря­мо ре­ко­мен­до­вать кни­ги о Гар­ри Пот­те­ре. Это уже раз­вед­ка бу­ду­ще­го, на­сту­па­ю­щей по­стин­фор­ма­ци­он­ной эпо­хи. По-ан­г­лий­ски «раз­вед­ка» обо­зна­ча­ет­ся сло­вом «ин­тел­ли­д­женс», т.е. ин­тел­лек­ту­аль­ная служ­ба и по смыс­лу, и по су­ти. Ор­ган, клас­си­фи­ци­ру­ю­щий и ана­ли­зи­ру­ю­щий со­бран­ную ин­фор­ма­цию, вла­де­ю­щий ал­го­рит­мом дей­ст­вия. Но у служ­бы есть за­каз­чик, и это не обя­за­тель­но го­су­дар­ст­вен­ные струк­ту­ры. Раз­вед­ка, как и ар­мия, все­го лишь ин­ст­ру­мент, мно­гие во­про­сы уже на­учи­лись ре­шать без них. А ко­ли­че­ст­во про­из­ве­де­ний о шпи­о­нах, аген­тах и спец­на­зов­цах рас­тёт об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но убы­ли их вли­я­ния. Прав­да, су­пер­аген­та те­перь зо­вут «Мак­гру­бер», а со спец­за­да­ча­ми луч­ше трэй­пар­ке­ров­ской «Ко­ман­ды Аме­ри­ка» не справ­лял­ся ни­кто. «Шпи­он­ская» эс­те­ти­ка ста­ла ча­с­тью мас­со­вых сте­рео­ти­пов, ус­пеш­но экс­плу­а­ти­ру­е­мых по­ли­ти­ка­ми, мар­ке­то­ло­га­ми, ме­не­д­же­ра­ми, ре­жис­сё­ра­ми. Для по­ли­ти­ков это ма­ни­пу­ля­ция уг­ро­за­ми, ре­аль­ны­ми или мни­мы­ми, для ре­жис­сё­ров га­ран­ти­ро­ван­ная кас­са. Кста­ти, лю­ди, вла­де­ю­щие те­мой – тот же Клэн­си, на­при­мер – впол­не ус­пеш­но уп­рав­ля­ют фи­гу­ра­ми и осу­ще­ств­ля­ют свою так­ти­ку сбы­ва­ю­щих­ся про­гно­зов. Так, уже ста­ли хре­с­то­ма­тий­ны­ми сле­ду­ю­щие при­ме­ры при­ду­ман­ных для ге­ро­ев ки­но­кар­тин имён: в «Крас­ном ок­тя­б­ре» зам­по­ли­та под­лод­ки зо­вут Пу­тин, в бо­лее по­зд­ней «Не­воз­мож­ной мис­сии» за­сы­пав­ший­ся агент на­зы­ва­ет сво­е­го связ­ни­ка – «Дми­т­рий Мед­ве­дев», в уже упо­ми­нав­шем­ся мной «Ве­ли­ко­леп­ном» ал­бан­ский оп­по­нент – Кар­пов. В со­вет­ском про­ка­те этот фильм был, но имя бы­ло за­дуб­ли­ро­ва­но на что-то ти­па «кап­штаф», а Ал­ба­ния пре­вра­ти­лась во­об­ще не­по­нят­но во что. Цен­зу­ра сви­реп­ст­во­ва­ла, но по­па­да­ла все­гда паль­цем в не­бо.

В 1990-х го­дах на­ста­ло вре­мя ме­му­а­ров, вос­по­ми­на­ний и до­ку­мен­таль­ных от­кро­ве­ний. Быв­шие со­труд­ни­ки КГБ пе­ре­бе­жа­ли – нет, не в США и Ан­г­лию, где они бы­ли в этом ка­че­ст­ве не нуж­ны – а от слу­жеб­ных шка­фов с от­чё­та­ми к до­маш­ним сто­лам с пер­со­наль­ной гра­фо­ма­ни­ей. И здесь миф трес­нул, по­лез от­кро­вен­ный трэш. В 2010 го­ду «ЭКС­МО» вы­пу­с­ти­ло кни­гу Вя­че­сла­ва Ши­ро­ни­на «Аген­ты пе­ре­ст­рой­ки. Рас­се­кре­чен­ное до­сье КГБ». Про­ци­ти­рую не­сколь­ко фраз из неё.

«…Меж­ду тем, спец­служ­бы – свя­тая свя­тых лю­бо­го го­су­дар­ст­ва».

«Ор­га­ны КГБ СССР все­гда бы­ли для раз­ве­ды­ва­тель­ных и под­рыв­ных спец­служб За­па­да во гла­ве с ЦРУ США объ­ек­том № 1».

«Да, КГБ пред­став­лял со­бой мощ­ней­ший го­су­дар­ст­вен­ный ин­сти­тут, ко­то­рый сто­ял на пу­ти раз­ру­ши­те­лей и «ре­фор­ма­то­ров» Со­вет­ско­го Со­ю­за. В от­но­ше­нии это­го ве­дом­ст­ва ко­а­ли­ци­он­ные си­лы За­па­да вы­на­ши­ва­ли осо­бые пла­ны сверх­се­крет­но­го ха­рак­те­ра».

И на­ко­нец –

«…Крюч­ков не­сколь­ко раз воз­вра­щал­ся к во­про­су об убор­ке уро­жая. Го­во­рил, что на­до бы сфор­ми­ро­вать бри­га­ды че­ки­с­тов в об­щей слож­но­с­ти до 2 ты­сяч че­ло­век и по­слать их на по­мощь се­лу».

Здесь речь идёт о со­ве­ща­нии, про­ве­дён­ном пред­се­да­те­лем КГБ 19 ав­гу­с­та 1991 го­да.

И это толь­ко с двух стра­ниц кни­ги.

Че­ки­с­тов! На по­мощь се­лу!!! 19 ав­гу­с­та 1991!!!

Кни­га Ши­ро­ни­на, ви­ди­мо, яв­ля­ет­ся пе­ре­из­да­ни­ем, ибо в ней как дей­ст­ву­ю­щий пре­зи­дент упо­ми­на­ет­ся Билл Клин­тон.

Ми­фы «мо­щи КГБ» и «со­вет­ской во­ен­ной уг­ро­зы» ус­пеш­но со­зда­ва­лись ре­аль­ны­ми пе­ре­беж­чи­ка­ми от Ана­то­лия Го­ли­цы­на до Ста­ни­сла­ва Лу­не­ва. Сре­ди аме­ри­кан­ских ав­то­ров – Джон Бэ­рон и Джефф Найк­вист.

А со­вет­ские ве­те­ра­ны КГБ эти ми­фы ус­пеш­но раз­ру­ша­ют.

Во­об­ще, ма­те­ри­а­лы для про­па­ган­ды ис­хо­ди­ли из од­но­го ис­точ­ни­ка и по­став­ля­лись по вы­де­лен­ным для это­го ка­на­лам в со­от­вет­ст­ву­ю­щие, как они вы­ра­жа­ют­ся, ор­га­ны как США, так и СССР. При­мер: пуб­ли­ка­ции о Биль­дер­берг­ском клу­бе и Трёх­сто­рон­ней ко­мис­сии по­яв­ля­лись в пар­тий­ной пе­ча­ти СССР и од­но­вре­мен­но в жур­на­ле Лин­до­на Ла­ру­ша. Кто не ве­рил пар­тий­ной прес­се, ве­рил аме­ри­кан­ским га­зе­там. Ме­ст­ные аги­та­то­ры ино­гда вы­да­ва­ли что-то ти­па пре­сло­ву­то­го се­к­рет­но­го «пла­на Дал­ле­са», пол­но­стью пе­ре­пе­ча­тан­но­го из «Веч­но­го зо­ва» на са­мом де­ле. Но план сей гу­ля­ет по стра­ни­цам не толь­ко «па­т­ри­о­ти­че­с­ким» уже лет трид­цать.

Итак, шпи­о­наж жив, мы ещё уви­дим на ши­ро­ком эк­ра­не (и в фор­ма­те 3D!) но­вые при­клю­че­ния се­к­рет­ных су­пер­лю­дей, что­бы ещё раз при­ме­рить на се­бя их ма­с­ки.


Серей РЮТИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования