Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №30. 20.07.2010

Костёр на прощанье

 Иркутск – культурная и поэтическая столица Сибири

 

Х фестиваль поэзии на Байкале, который проходил в Иркутске с 11 по 18 июля 2010 года, поразил меня. Поразил серьёзным, трепетным, высоким отношением к поэзии, которое проявили организаторы фестиваля (Иркутское отделение Союза российских писателей) и, прежде всего, иркутская публика, собиравшаяся каждый вечер на поэтические чтения. Поэтические чтения, конкурс поэтических видеоклипов и дискуссии, где главной темой была опять же поэзия, проходили то в доме-музее Волконского, то в областном драмтеатре им. Александра Вампилова, то в филармонии, то в библиотеке, то в музее им. местного мецената Сукачёва, то в музее истории города, и даже (из-за накладки с залом) в пивном ресторане «Старый Мюнхен».

 

По­ра­зи­ло, что все за­лы (и за­меть­те, в ию­ле ме­ся­це!) бы­ли пе­ре­пол­не­ны. По­ра­зи­ло и то, как тор­же­ст­вен­но со­би­ра­лась ир­кут­ская ин­тел­ли­ген­ция на этот ду­хов­ный пра­зд­ник. А что он был ду­хов­ным, это не­со­мнен­но, так как в чте­ни­ях при­ни­ма­ли уча­с­тие са­мые из­ве­ст­ные и зна­чи­тель­ные со­вре­мен­ные рус­ские по­эты: Олег Чу­хон­цев, Сер­гей Ганд­лев­ский, Ба­хыт Кен­же­ев, Лев Ру­бин­штейн, Ве­ра Пав­ло­ва, мо­ло­дые та­лант­ли­вые по­эты – Алек­сандр Ка­ба­нов, Мак­сим Аме­лин, Ан­д­рей Ко­ро­вин, Ин­га Куз­не­цо­ва, Алек­сей Ос­ту­дин, си­бир­ские по­эты – Олег Куз­мин­ский, Люд­ми­ла Бен­дер, Свет­ла­на Ми­хе­е­ва, Алек­сан­д­ра По­жар­ская, Ар­тём Морс, Ан­д­рей Си­зых, Ан­на Асе­е­ва (Ир­кутск), Иван Кли­но­вой, Ан­тон Не­ча­ев (Крас­но­ярск), Дми­т­рий Мур­зин (Ке­ме­ро­во), Бу­лат Аю­шев, Ар­ка­дий Пе­ре­вин, Юрий Из­ве­ков из Бу­ря­тии, глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Гра­ни», дочь из­ве­ст­ной ир­кут­ской по­этес­сы, ко­то­рую на­зы­ва­ли «ир­кут­ской Ах­ма­то­вой», Еле­ны Жил­ки­ной – Та­ть­я­на Жил­ки­на, и мно­гие дру­гие по­эты.

По­ра­зил ир­кут­ский гу­бер­на­тор – Дми­т­рий Ме­зен­цев, ко­то­рый на­шёл вре­мя встре­тить­ся с на­ми, пи­са­те­ля­ми: с мос­ков­ски­ми по­эта­ми Сер­ге­ем Ганд­лев­ским, Львом Ру­бин­штей­ном, со мной – как пер­вым се­к­ре­та­рём Прав­ле­ния Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, и с ор­га­ни­за­то­ра­ми фе­с­ти­ва­ля – пред­се­да­те­лем Ир­кут­ско­го от­де­ле­ния Ста­ни­сла­вом Гольд­фар­бом и Свет­ла­ной Ми­хе­е­вой. Он при­ехал в офис «Ком­со­моль­ской прав­ды», где мы его жда­ли, и за ча­ем, за раз­го­во­ром о по­эзии и куль­ту­ре (те­ма бы­ла ин­те­рес­ной и жи­во­т­ре­пе­щу­щей: Пуш­кин и царь, по­эт и власть) раз­ре­шил мно­гие про­бле­мы ме­ст­ных пи­са­те­лей: дав на­шей ор­га­ни­за­ции по­ме­ще­ние, по­обе­щав уве­ко­ве­чить па­мять ир­кут­ско­го по­эта и ор­га­ни­за­то­ра пер­вых фе­с­ти­ва­лей по­эзии на Бай­ка­ле – Ана­то­лия Ко­бен­ко­ва, а так­же ока­зать по­мощь мо­ло­дым пи­са­те­лям в вы­пу­с­ке пер­вой кни­ги. Взяв с пол­ки кни­гу Пуш­ки­на, гу­бер­на­тор на чай­ном блюд­це за не­сколь­ко мгно­ве­ний на­ри­со­вал про­филь Пуш­ки­на, ско­пи­ро­вав его с об­лож­ки кни­ги, чем до­ка­зал, что он че­ло­век, лю­бя­щий ис­кус­ст­во и по­эзию.

Впер­вые в дис­кус­си­ях о по­эзии: «На­ци­о­наль­ный по­эт», «Жен­ская и муж­ская по­эзия» и дру­гих – на рав­ных уча­ст­во­ва­ли фи­ло­ло­ги – про­фес­со­ра и пре­по­да­ва­те­ли Ир­кут­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та: де­кан фи­ло­ло­ги­че­с­ко­го уни­вер­си­те­та Ана­то­лий Са­му­и­ло­вич Со­бен­ни­ков, за­ме­с­ти­тель де­ка­на Ири­на Ин­но­кен­ть­ев­на Пле­ха­но­ва, вы­ска­зы­ва­ния и вы­ступ­ле­ния ко­то­рых сде­ла­ли эти дис­кус­сии ос­т­ры­ми и не­стан­дарт­ны­ми. За­пом­ни­лись бле­с­тя­щие вы­ска­зы­ва­ния Ба­хы­та Кен­же­е­ва, вы­сту­пив­ше­го на од­ной из дис­кус­сий с «шиш­ков­ских» по­зи­ций о за­щи­те рус­ско­го язы­ка от про­ник­но­ве­ния в не­го слов ино­ст­ран­ных, и Ве­ры Пав­ло­вой, вы­сту­пав­шей на дис­кус­сии о жен­ской по­эзии – с по­зи­ций фе­ми­нист­ских (что ме­ня, при­зна­юсь, при­ят­но уди­ви­ло, так как при­вык­ла к то­му, что по­этес­сы чу­ра­ют­ся все­го «жен­ско­го», ка­жу­ще­го­ся им си­но­ни­мом бы­то­во­го и «низ­ко­го» и по­то­му как бы не име­ю­ще­го от­но­ше­ния к по­эзии).

Ве­ли мы эту дис­кус­сию с пре­крас­ной Ин­гой Куз­не­цо­вой. По­сле дис­кус­сии с Ин­гой мы в ком­па­нии ир­кут­ских пи­са­те­лей – по­эта Ан­д­рея Бог­да­но­ва, про­за­и­ков Алек­сан­д­ра Хлеб­ни­ко­ва, Алек­сан­д­ра Кар­па­че­ва и при­мк­нув­ших к нам мос­ков­ских, бу­рят­ских и ке­ме­ров­ских по­этов – по­ш­ли (взо­шли) на кры­шу од­но­го из вы­со­ких до­мов в цен­т­ре Ир­кут­ска, где жи­вёт чи­та­тель, чи­та­ю­щий всё, – по име­ни Ви­та­лий. Там, на кры­ше, по­эты про­чи­та­ли по сти­хо­тво­ре­нию и тем са­мым от­кры­ли по­эти­че­с­кий са­лон «На кры­ше у чи­та­те­ля». Кста­ти, на эту кры­шу нам с Ин­гой при­шлось за­би­рать­ся по вер­ти­каль­ной ле­ст­ни­це, что в пла­тье не очень удоб­но.

Ин­те­рес­но бы­ло смо­т­реть так­же по­эти­че­с­кие ви­део­кли­пы, кон­курс ко­то­рых про­шёл в му­зее го­ро­да. Я бы­ла пред­се­да­те­лем жю­ри, в ко­то­рое вхо­ди­ли Сер­гей Ганд­лев­ский, Лев Ру­бин­штейн, Ве­ра Пав­ло­ва, её муж – пе­ре­вод­чик Сти­вен, а так­же пред­се­да­тель Ир­кут­ско­го Со­ю­за ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов. Мы ста­ви­ли оцен­ки: од­ну за сце­на­рий, дру­гую – за ви­део­ряд. По­бе­ди­те­лем ви­део­кон­кур­са ста­ли Алек­сандр Пе­ре­вер­зин из Лю­бе­рец и Ле­та Югай из Во­лог­ды за ра­бо­ту «Ста­ло хо­лод­но, сов­сем зяб­ко». Вто­рое ме­с­то до­ста­лось моск­вич­ке Еле­не Ма­кар­чук за «Дев и рыб», а тре­тье – Ан­не Ми­на­ко­вой их Харь­ко­ва за её «Об­ла­ка». На на­ших гла­зах рож­да­ет­ся но­вый жанр, за ко­то­рым ог­ром­ное бу­ду­щее.

За­пом­ни­лась по­езд­ка в Усть-Ор­дын­ское, где нас при­ни­ма­ли по-бу­рят­ски: не с хле­бом и со­лью, а с ча­шей бе­ло­го слад­ко­го мо­ло­ка. Вы­сту­пав­шие в ме­ст­ном До­ме куль­ту­ры по­эты все по оче­ре­ди при­зна­ва­лись, что в од­ном из ко­лен их пред­ки бы­ли с бу­рят­ской кро­вью. Ме­ст­ная ад­ми­ни­с­т­ра­ция пре­под­нес­ла мне бу­кет цве­тов, по­чу­яв во мне та­кую же ор­дын­ку, толь­ко с бе­ре­гов Вол­ги, – ведь я ро­ди­лась в Ас­т­ра­хан­ской об­ла­с­ти, ко­то­рая рань­ше, во вре­ме­на мон­го­лов, на­зы­ва­лась Зо­ло­той Ор­дой. Из че­го сле­до­ва­ло, что од­на из со­став­ля­ю­щих по­эти­че­с­ко­го та­лан­та – ша­ма­низм, на ро­ди­не ко­то­ро­го мы и пре­бы­ва­ли. В ме­ст­ном му­зее нам по­ка­за­ли ша­ман­ский бу­бен и рас­ска­за­ли, как вы­де­лы­вать ко­жу для про­из­вод­ст­ва оно­го. Му­зей, кста­ти, ве­ли­ко­леп­ный, ещё луч­ше – экс­кур­со­вод Ле­на, са­ма по на­ци­о­наль­но­с­ти бу­рят­ка, ко­то­рая нам и по­ве­да­ла о нра­вах и обы­ча­ях бу­ря­тов. В ме­ст­ном ре­с­то­ра­не «Бэй­гэл» («Бай­кал» – что в пе­ре­во­де с бу­рят­ско­го зна­чит «Боль­шое озе­ро») мы от­ве­да­ли ме­ст­ное блю­до – по­зы – что-то вро­де ман­тов и рус­ских пель­ме­ней. Ви­де­ли в Усть-Ор­де на стол­бе за­бав­ное объ­яв­ле­ние: «В ка­фе «По­зная» сроч­но тре­бу­ет­ся леп­щик поз (от при­го­тов­ле­ния фар­ша до вы­пу­с­ка го­то­вой про­дук­ции). Оп­ла­та вы­со­кая». Там же в ре­с­то­ра­не вы­пи­ли по пять­де­сят грамм ме­ст­ной вод­ки, из­го­тов­ля­е­мой из мо­лоч­но­го про­дук­та, по­хо­же­го на ке­фир.

Что ещё за­пом­ни­лось? За­пом­ни­лись Таль­цы – де­рев­ня, рас­по­ло­жен­ная на бе­ре­гу Ан­га­ры, ку­да со всей об­ла­с­ти свез­ли все де­ре­вян­ные до­ма, церк­ви и дру­гие зда­ния. Мы гу­ля­ли по этой де­рев­не и по­ку­па­ли вся­кие су­ве­нир­чи­ки. На бе­ре­гу Ан­га­ры, ку­да я в оди­но­че­ст­ве за­бре­ла, ле­жа­ла швей­цар­ка в бе­лом и на чи­с­том рус­ском язы­ке по­ве­да­ла мне ис­то­рию сво­ей жиз­ни. Она при­еха­ла сю­да са­ма и са­ма пу­те­ше­ст­ву­ет от стой­би­ща к стой­би­щу. За­пом­нил­ся по­эти­че­с­кий ма­с­тер-класс Мак­си­ма Аме­ли­на, ко­то­рый он да­вал нам пря­мо в ав­то­бу­се, по­ка мы еха­ли в Усть-Ор­ду, а по­том по­вто­рил его для мо­ло­дых по­этов в об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ке. За­пом­ни­лись сти­хи Ба­хы­та Кен­же­е­ва, ко­то­ро­го я для се­бя от­кры­ла как по­эта и че­ло­ве­ка. За­пом­ни­лась рок-опе­ра ком­по­зи­то­ра Вла­ди­ми­ра Со­ко­ло­ва, на­пи­сан­ная на сти­хи Ана­то­лия Ко­бен­ко­ва в му­зы­каль­ном те­а­т­ре «Пи­ли­грим». За­пом­ни­лась вдох­но­вен­ная речь Оле­га Чу­хон­це­ва о по­эзии и по­этах – Брод­ском и Юрии Куз­не­цо­ве. Это про­ис­хо­ди­ло в за­сто­лье, в ре­с­то­ра­не, ку­да нас при­гла­сил ме­ст­ный ме­це­нат и пред­при­ни­ма­тель, пи­шу­щий сти­хи и вла­де­ю­щей ху­до­же­ст­вен­ной га­ле­ре­ей, Вик­тор Брон­штейн. За­пом­нил­ся ог­ром­ный ко­с­тёр, за­жжён­ный для нас на про­ща­нье на бе­ре­гу Бай­ка­ла.

И ко­неч­но, на всю жизнь за­пом­нил­ся Бай­кал. Свя­щен­ный Бай­кал, в ко­то­ром я два ра­за ис­ку­па­лась.

 

Свет­ла­на ВА­СИ­ЛЕН­КО

 

От ре­дак­ции: В сво­их за­мет­ках Свет­ла­на Ва­си­лен­ко со­зда­ла оча­ро­ва­тель­ный об­раз ир­кут­ско­го гу­бер­на­то­ра Дми­т­рия Ме­зен­це­ва, ко­то­рый, на­до по­ла­гать, про­сто влюб­лён в на­шу ли­те­ра­ту­ру. До это­го гу­бер­на­тор под свой па­тро­наж взял все­рос­сий­ский фо­рум рас­про­ст­ра­ни­те­лей прес­сы. Ос­та­ёт­ся один во­прос: по­че­му при та­ком хо­ро­шем гу­бер­на­то­ре ме­ст­ная «Рос­пе­чать» вы­жи­ла из сво­их ки­о­с­ков как класс на­шу га­зе­ту? Мо­жет, как раз по­то­му, что га­зе­та не­сколь­ко раз по де­лу ир­кут­скую власть про­пе­со­чи­ла. Вот чи­нов­ни­ки и оби­де­лись. Или г-н Ме­зен­цев ло­я­лен толь­ко к тем, кто го­тов его лишь хва­лить?





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования