Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №31. 30.07.2010

Конспект судьбы

Тер­ри­то­рии все­гда оме­жё­ва­ны – ес­ли не гра­ни­ца­ми, то го­ри­зон­том, про очер­чен­ность вре­ме­ни ча­са­ми-сут­ка­ми-го­да­ми-сто­ле­ти­я­ми и го­во­рить не при­хо­дит­ся, а рос­сий­ский пи­са­тель из Тю­ме­ни Ана­то­лий Омель­чук, мно­го ра­бо­та­ю­щий как в до­ку­мен­таль­ной сло­вес­но­с­ти, так и в соб­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­ной про­зе, как раз и от­ли­ча­ет­ся от мно­гих сво­их кол­лег и зем­ля­ков по­сле­до­ва­тель­ным стрем­ле­ни­ем к раз­ру­ше­нию сте­рео­ти­пов, к сня­тию «ра­моч­ных» по­ве­ден­че­с­ких ус­та­но­вок, к от­ка­зу от ус­то­яв­ших­ся бел­ле­т­ри­с­ти­че­с­ких ма­т­риц.

Его лич­ный твор­че­с­кий код на­чи­на­ет­ся, ско­рее все­го, с ба­зо­во­го для ав­то­ра пред­став­ле­ния о «бес­край­но­с­ти».

При этом край для ли­те­ра­то­ра – преж­де все­го, не­кий пре­дел. Не жа­лу­ет Омель­чук это сло­во в зна­че­нии «об­ласть, ре­ги­он» и по­то­му про­те­с­ту­ет, ког­да его са­мо­го чис­лят по ве­дом­ст­ву кра­е­ве­де­ния, от­но­ся свои тек­с­ты боль­ше к жи­во­пи­са­нию че­ло­ве­че­с­ких ха­рак­те­ров.

Пре­де­лы для то­го и су­ще­ст­ву­ют, что­бы их на­ру­шать. Ана­то­лий Омель­чук ус­пеш­но раз­дви­га­ет ге­о­гра­фи­че­с­кие гра­ни­цы око­ё­ма: по­сле­до­ва­тель­ный и при­ст­ра­ст­ный па­лом­ник-«от­кры­ва­тель» род­ной Си­би­ри (быть мо­жет, са­мый ак­тив­ный на се­го­дня её ис­то­ри­о­соф), он – не­уто­ми­мый пу­те­ше­ст­вен­ник по дру­гим рос­сий­ским зем­лям и ве­сям, а так­же по про­чим угол­кам пла­не­ты, ку­да ве­дёт его Му­за даль­них стран­ст­вий.

Во­об­ще Омель­чук не очень-то скло­нен к кон­крет­ной оп­ре­де­лён­но­с­ти ли­те­ра­тур­но­го ка­но­на: ма­лая про­за его из­мен­чи­ва по фор­ме. Так сво­е­воль­но дви­же­ние та­ёж­ной ре­ки (обы­г­ра­ем за­гла­вие но­вой кни­ги ав­то­ра), где за пе­ре­ка­та­ми, гро­зя­щи­ми об­ме­ле­ни­ем со­дер­жа­ния, идут на­пол­нен­ные глу­бин­но­го смыс­ла ому­ты. Где за­тей­ли­вые по­во­ро­ты рус­ла – не слу­чай­ный из­гиб сти­хий­но мча­ще­го­ся по­то­ка, а не­из­беж­ность по­па­да­ния в оп­ре­де­лён­ные бе­ре­га, за­дан­ная не ина­че как си­лой зем­но­го тя­го­те­ния и инер­ци­ей вра­ще­ния на­шей пла­не­ты: да, это по­втор, но уси­ли­ва­ю­щий об­щее вос­при­я­тие. Где на рав­нин­ных уча­ст­ках те­че­ние за­мед­ля­ет­ся, но яв­ля­ет свой на­сто­я­щий стре­жень, да­вая сю­жет­но­му по­ве­ст­во­ва­нию воз­мож­ность при­хот­ли­во раз­лить­ся, об­лечь встре­ча­ю­щий­ся по­рою фа­буль­ный штрих-пунк­тир в по­дроб­но­с­ти, да­же на­се­лить его пусть и не­боль­шим (на па­ру-трой­ку уча­ст­ни­ков) кол­лек­ти­вом пер­со­на­жей (не до­воль­ст­ву­ясь од­ной лишь фи­гу­рой ав­то­ра-рас­сказ­чи­ка – об­ра­зом ли­ри­че­с­ко­го ге­роя, спи­сан­ным с «се­бя лю­би­мо­го»).

Вот и в кни­ге Омель­чу­ка «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся» пе­ре­мен­чи­вы и угол ав­тор­ско­го зре­ния на мир, и спо­соб по­да­чи ма­те­ри­а­ла чи­та­те­лю: рас­сказ сме­ня­ет­ся за­ри­сов­кой, вслед за эс­се идёт сти­хо­твор­ная под­бор­ка аж на во­сем­над­цать по­лос, а за афо­ри­с­тич­ной ми­ни­а­тю­рой – не­что изу­ст­ное по сво­е­му ге­не­зи­су, а в пись­мен­ном ви­де – сред­нее меж­ду анек­до­том и бы­лич­кой. Кста­ти, пе­ре­те­ка­е­мость жа­н­ро­вых об­ли­чий – «фир­мен­ный» знак Омель­чу­ка.

Вы­пу­с­тив кни­гу «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся», Омель­чук пред­при­нял ещё од­ну – вслед за сво­им имев­шим шум­ный ре­зо­нанс ори­ги­наль­ным из­да­ни­ем (два в од­ном!) «По­след­ний в оче­ре­ди за по­це­лу­ем» и «Лю­бовь все­гда ошиб­ка» (Тю­мень, 2007) – по­пыт­ку дать кар­ти­ну соб­ст­вен­ной Все­лен­ной, ко­то­рая ни­как не мо­жет ус­то­ять­ся (ус­та­ка­нить­ся!) и пред­стать в ста­ту­ар­ной яс­но­с­ти. Яс­но­с­ти и впрямь – не­мно­го, но кар­ти­на яр­ка и сво­е­обыч­на.

 

Анатолий Омельчук. Река возвращается: Родное. – Тюмень: Тюменский дом печати, 2009.



Евгений ЗАШИХИН,
г. ЕКАТЕРИНБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования