Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №32-33. 06.08.2010

Прогулки хама по поэтическим аллеям

  Защитники Николая Зиновьева перешли   на сленг одесских биндюжников

 

У каж­до­го вре­ме­ни свои ха­ме­ле­о­ны и свои жерт­вен­ни­ки. Од­на бе­да, пе­ре­фра­зи­руя Клю­чев­ско­го, – жерт­вен­ни­ки ред­ки, как ко­ме­ты, а от ха­ме­ле­о­нов нет про­ды­ху, как от на­зой­ли­вых ко­ма­ров. Вновь к этой горь­кой кон­ста­та­ции вер­ну­ла ме­ня па­мять по­сле пуб­ли­ка­ции в, ка­за­лось бы, ав­то­ри­тет­ной сво­им се­рь­ёз­ным под­хо­дом к твор­че­с­ким де­лам пи­са­те­лей га­зе­те «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» (№ 25 от 18.06.10) ра­зу­ха­би­с­то-хам­ско­го па­ск­ви­ля «Ког­да сов­сем нет све­та», под­пи­сан­но­го пи­тер­ским пи­и­том Вла­ди­ми­ром Шем­шу­чен­ко и на­прав­лен­но­го сво­им жа­лом про­тив кол­ле­ги по твор­че­с­ко­му це­ху, хо­ро­ше­го и ис­крен­не­го по­эта Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва.

Николай ЗИНОВЬЕВ
Николай ЗИНОВЬЕВ

За­чем ува­жа­е­мая в пи­са­тель­ских кру­гах га­зе­та на свои по­ло­сы вы­плес­ну­ла по­мои пло­щад­ной бра­ни одес­ско­го бин­дюж­ни­ка, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­ще­го се­бя при бли­жай­шем рас­смо­т­ре­нии по­этом из Се­вер­ной Паль­ми­ры, для ме­ня до сих пор не­яс­но. Долж­но быть, бес по­пу­тал или звёз­ды не­пра­виль­но лег­ли в тот мо­мент ре­дак­ци­он­ных ре­ше­ний. Но не это на са­мом де­ле глав­ное. Го­раз­до ин­те­рес­нее про­ана­ли­зи­ро­вать уже за­яв­лен­ный вы­ше фе­но­мен жерт­вен­ни­ков-па­т­ри­о­тов и ха­ме­ле­о­нов, ря­дя­щих­ся в их одеж­ды.

Да, в за­щи­ту се­го­дня уже все­рос­сий­ски из­ве­ст­но­го по­эта и на­ше­го зем­ля­ка-ку­бан­ца Н.Зи­но­вь­е­ва уже ус­пе­ли дать от­вет­ную от­по­ведь и Ро­ман Сен­чин в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», и Ни­ко­лай До­ро­шен­ко в «Рос­сий­ском пи­са­те­ле»... – ка­за­лось бы, те­ма ис­чер­па­на. От­нюдь. Де­ло в том, что для то­го, что­бы по­нять суть со­де­ян­но­го Шем­шу­чен­ко (как эр­зац-па­т­ри­о­том и про­сто эле­мен­тар­но не­до­во­с­пи­тан­ным ма­мой с па­пой че­ло­ве­ком), ма­ло по­рас­суж­дать о «при­ро­де рус­ско­го пла­ча» (как Р.Сен­чин) или под­черк­нуть «обык­но­вен­ную за­висть пи­тер­ско­го по­эта к по­эту, жи­ву­ще­му в ка­ком-то крас­но­дар­ском се­ле­нии, на­зва­ние ко­то­ро­го я да­же и вспом­нить не мо­гу, вда­ли от сто­лиц и от пи­са­тель­ско­го на­чаль­ст­ва, по-кре­с­ть­ян­ски стес­ни­тель­но­го, в боль­ших ау­ди­то­ри­ях ро­бе­ю­ще­го и по­то­му сти­хи свои чи­та­ю­ще­го, как с пе­ре­пу­гу…» (как Н.До­ро­шен­ко). От­душ­ка «сто­лич­но­с­ти» (ти­па «Есть Я и лю­ди, о ко­то­рых го­во­рю…») в на­шем рас­смо­т­ре­нии ско­рее по­ме­ха, чем под­мо­га.

Уже ста­ло тра­ди­ци­ей, со­про­вож­дая ре­цен­зи­ей сти­хи то­го или ино­го по­эта, ука­зы­вать там на пе­ри­пе­тии жиз­нен­ной судь­бы, по­дроб­но жи­во­пи­сать род его не­твор­че­с­ких за­ня­тий и да­же ув­ле­че­ний. Это, де­с­кать, воз­дей­ст­вуя на чи­та­тель­ские ожи­да­ния, как бы пред­под­го­тав­ли­ва­ет поч­ву, на ко­то­рую упа­дёт по­эти­че­с­кое сло­во.

От­ка­жем­ся сей­час от это­го обы­чая, ибо о «судь­бе, пи­та­ю­щей са­мо­род­ный та­лант по­эта из Ко­ре­нов­ска» Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва, пи­са­ли не­од­но­крат­но и мно­гие. В ре­зуль­та­те пор­т­рет сти­хов ухо­дил на вто­рой план пор­т­ре­та их ав­то­ра. Раз­ду­мье же над по­эти­че­с­ким ми­ром Зи­но­вь­е­ва не тер­пит «дво­е­вла­с­тия»: в не­го нуж­но вжи­вать­ся, дол­го но­ся в се­бе.

Эти мыс­ли по­се­ща­ли ме­ня не раз, но всё не бы­ло так на­зы­ва­е­мо­го «фор­маль­но­го по­во­да» ре­а­ли­зо­вать их в га­зет­ной строч­ке. И вот он по­явил­ся. Имен­но бла­го­да­ря этой воз­мож­но­с­ти, по­жа­луй, ста­нут яс­ны при­чи­ны пси­хо­па­тич­но­го аф­фек­та, обу­яв­ше­го не за­ме­чен­но­го ра­нее в по­доб­ных про­яв­ле­ни­ях пи­тер­ца В.Шем­шу­чен­ко.

Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев, как го­во­рит­ся, не­про­бив­ной по жиз­ни че­ло­век (но не «же­но­во­ди­мый», по ёр­ни­че­с­кой трак­тов­ке «все­знай­ки» Шем­шу­чен­ко). Тво­ре­ние уда­ёт­ся ему не­со­из­ме­ри­мо луч­ше, чем из­да­тель­ская дип­ло­ма­тия (и это то­же не по­то­му, что за­клей­мён он Шем­шу­чен­ко «про­вин­ци­аль­ным по­этом» – по­эт вез­де по­эт, рав­но как и про­фа­на­тор не пе­ре­ста­ёт им быть за счёт штам­па пи­тер­ской или мос­ков­ской про­пи­с­ки в па­с­пор­те). Но вот в чём чу­дес­ная спо­соб­ность сти­хов Зи­но­вь­е­ва – они на­столь­ко ще­мя­щее ис­крен­не го­во­рят об ут­ра­те на­ми, се­го­дняш­ни­ми, иде­а­лов, рас­хож­де­нии слов с де­ла­ми и дру­гих бе­дах вре­ме­ни, что в лю­бой ком­по­нов­ке из­да­те­ля зву­чат стра­ст­ным мо­но­ло­гом:

 

Ду­ша ещё не ох­ла­де­ла,

Ещё бы­ва­ет ей свет­ло,

Но серд­це бед­ное... Оно

Дав­но от го­ря по­се­де­ло.

 

Пер­вое вос­при­я­тие сти­хов Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва дей­ст­ви­тель­но на­по­ми­на­ет по­лын­ную го­речь на гу­бах:

 

Рос­сия, лю­би­мая, где ты?

Ка­кой те­бя смёл ура­ган?..

Ос­тал­ся на вет­ку на­де­тый

Не­бью­щий­ся рус­ский ста­кан.

 

Здесь впо­ру вновь вспом­нить о на­шем вре­мен­но ос­тав­лен­ном без вни­ма­ния зо­и­ле В.Шем­шу­чен­ко. Его, бе­до­ла­гу, как раз боль­ше все­го и нер­ви­ру­ет «по­хо­рон­ное всхли­пы­ва­ние Зи­но­вь­е­ва». Шем­шу­чен­ко, не­го­дуя, да­же зо­вёт к се­бе в со­юз­ни­ки А.В. Су­во­ро­ва с его из­ве­ст­ным из­ре­че­ни­ем «Мы рус­ские! Ка­кой вос­торг!». Ос­та­вил бы па­мять ве­ли­ко­го рус­ско­го пол­ко­вод­ца в по­кое без столь не­ле­пых пе­ре­дёр­ги­ва­ний! Ведь в ус­тах Су­во­ро­ва – это ве­ли­кий па­т­ри­о­ти­че­с­кий при­зыв, а в мо­но­ло­ге на­ше­го пи­тер­ско­го ли­те­ра­то­ра – ла­ки­ро­воч­но-па­т­ри­о­ти­че­с­кий вскрик из сов­ко­во­го анек­до­та «За­то у нас не­гров не ве­ша­ют!..»

Кста­ти, от­но­ше­ния со сво­им вре­ме­нем в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва т.н. «со­ро­ка­лет­них» Зи­но­вь­ев не сво­дит лишь к не­при­ятию то­го, что мы на­зы­ва­ем «ме­та­ста­за­ми пост­пе­ре­с­т­ро­еч­ной Рос­сии», не спе­шит сва­ли­вать всё на со­ци­аль­ные ус­ло­вия – это был бы слиш­ком лёг­кий и по су­ти лож­ный путь:

 

Не по­ни­маю, что тво­рит­ся.

Во имя бла­го­ст­ных идей

Ложь тор­же­ст­ву­ет, блуд ярит­ся...

Мах­нуть ру­кой, как го­во­рит­ся?

Но как же мне по­том кре­с­тить­ся

Ру­кой, мах­нув­шей на лю­дей?..

 

Ли­ри­че­с­кий ге­рой, как бы со сто­ро­ны взи­ра­ю­щий на не­со­вер­шен­ст­во ми­ра и че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды, од­наж­ды «се­бя пой­мал» – ока­зы­ва­ет­ся, не толь­ко дру­гие, но и сам он не­со­вер­ше­нен. А зна­чит, име­ет ли он пра­во на осуж­де­ние? В этот важ­ный для всех нас мо­мент по­во­ро­та со­зна­ния ге­рой, за ко­то­рым лег­ко уга­ды­ва­ет­ся ав­тор, на­пря­га­ет «вну­т­рен­нее зре­ние», да­бы оты­с­кать до­ро­гу, что вы­ве­дет к мос­ту в об­ласть «ку­пи­ны не­о­па­ли­мой», не­унич­то­жи­мо­го веч­но­го, про­ще го­во­ря:

 

Я люб­лю эти ста­рые ха­ты

С веч­но ржа­вой пи­лой под стре­хой,

Этот мох на кры­леч­ках гор­ба­тых,

Так и тя­нет при­жать­ся ще­кой.

Этих ста­рых церк­вей по­лу­кру­жья

И ка­ле­ку на гряз­ном сне­гу

До ры­да­ний люб­лю, до уду­шья.

А за что, объ­яс­нить не мо­гу.

Чув­ст­во лич­ной при­ча­ст­но­с­ти к судь­бам Ро­ди­ны, со­ст­ра­да­ние к че­ло­ве­ку, вос­при­я­тие его про­блем и за­бот, как сво­их, – по­жа­луй, глав­ное в твор­че­ст­ве «про­вин­ци­аль­но­го» ку­бан­ско­го по­эта Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва. И ког­да В.Шем­шу­чен­ко в пы­лу бе­зум­но­го стё­ба во­пи­ет, что Зи­но­вь­ев в од­ном из сво­их сти­хо­тво­ре­ний «под­вер­стал се­бя к ве­ли­ко­му по­эту Есе­ни­ну», хо­чет­ся на при­выч­ном на­ше­му зо­и­лу одес­ском слен­ге ска­зать: «Муж­чи­на, вы­пей­те бро­му! Ус­по­ка­и­ва­ет…». Здесь два ва­ри­ан­та. Это или фа­таль­ная сле­по­та к по­эти­че­с­кой ме­та­фо­ре че­ло­ве­ка, чис­ля­ще­го се­бя по­этом; или, мо­жет быть, чуть ме­нее убий­ст­вен­ное для твор­че­с­кой лич­но­с­ти, го­во­ря­щее лишь об ат­ро­фии ду­шев­ных ка­честв, ма­ни­пу­ля­тив­ное пе­ре­дёр­ги­ва­ние кар­точ­но­го шу­ле­ра. И ещё, раз уж на то по­ш­ло. От­ка­зы­вая Зи­но­вь­е­ву в пра­ве срав­ни­вать свои ощу­ще­ния жиз­ни с есе­нин­ски­ми, на ка­ком ос­но­ва­нии Шем­шу­чен­ко в сво­ём «не­го­до­ва­нии» с бру­таль­ным па­фо­сом «под­вёр­сты­ва­ет» се­бя ко все­му рус­ско­му на­ро­ду?!

Ох, уж эта за­висть (прав, прав Н.До­ро­шен­ко!) ма­лень­ких лю­дей к лю­дям боль­шим…

Од­на­ко, в пла­не сво­е­об­раз­но­го ре­зю­ме, вер­нём­ся луч­ше к по­эти­че­с­ко­му твор­че­ст­ву «за­гры­зан­но­го в ста­тье» (по вер­сии Н.До­ро­шен­ко) Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва. В по­ру на­би­ра­ю­ще­го си­лу опа­мя­то­ва­ния рус­ско­го на­ро­да мы, чи­та­те­ли, яв­ст­вен­но ощу­ща­ем пре­иму­ще­ст­ва би­е­ния по­се­дев­ше­го от не­вз­год, но не­рав­но­душ­но­го серд­ца по­эта пе­ред ис­те­рич­ным, взра­щен­ным не­из­ве­ст­но на ка­ких хмель­ных дрож­жах «оп­ти­миз­мом» Шем­шу­чен­ко. И это, по­жа­луй, един­ст­вен­но по­зи­тив­ный вы­вод из спро­во­ци­ро­ван­ной «Ли­те­ра­тур­ной Рос­си­ей» раз­бор­ки «ху из ху».

 

Ге­ор­гий СО­ЛО­ВЬ­ЁВ, 

г. КРАС­НО­ДАР

  

Итак, кто же Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев: но­вый ге­ний, ко­то­рый сво­им та­лан­том уже пре­взо­шёл Сер­гея Есе­ни­на, или обыч­ный ре­мес­лен­ник, во­вре­мя осед­лав­ший хо­ро­шо вос­тре­бо­ван­но­го ко­ня? Без­за­щит­ный он са­мо­ро­док или рас­чёт­ли­вый сти­хо­тво­рец, бле­с­тя­ще вла­де­ю­щий со­вре­мен­ны­ми пи­ар-тех­но­ло­ги­я­ми? В об­щем, дис­кус­сия про­дол­жа­ет­ся.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования