Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №32-33. 06.08.2010

Ладно скроено и крепко сшито

 Ма­ла твоя ко­ну­ра

На­ме­каю ме­ст­но­му чи­нов­ни­ку, ве­да­ю­ще­му куль­ту­рой, мол, рань­ше нас, ав­то­ров из глу­бин­ки, хоть и хре­но­во, но из­да­ва­ли... Иное по­сле 19 ав­гу­с­та 91-го – лет двад­цать ни од­ной не мо­гу из­дать. А у ме­ня, на­ме­каю, юби­лей под­ка­тил, круг­лый по­то­му как... Как бы, это, кни­жеч­ку-то… а?

– А ре­ко­мен­да­ция есть? – во­про­ша­ет чи­нов­ник.

Без эки­во­ков и от­ве­чаю:

– Есть.

– По­ка­зы­вай­те.

По­ка­зы­ваю тол­стую пач­ку сти­хо­тво­ре­ний для де­тей, под­го­тов­лен­ных для пе­ча­ти. Свер­ху, на от­дель­ном ли­с­те: «Чув­ст­ву­ет на­род­ный юмор Ва­ле­рий Ле­ва­нов­ский. Вот, к при­ме­ру, его «Со­се­ди».

 

Ла­ет со­ба­ка

Сквор­цу со дво­ра:

– Ох, и ма­ла же

Твоя ко­ну­ра!

Ей от­ве­ча­ет

Ве­сё­лый скво­рец:

– Да и скво­реч­ня твоя –

Не дво­рец.

 

Агния БАРТО
Агния БАРТО

Со­дер­жа­тель­но и за­ни­ма­тель­но. И мож­но ска­зать, что ко­рот­кое это сти­хо­тво­ре­ние «лад­но скро­е­но и креп­ко сши­то».

Аг­ния Бар­то»

– Та са­мая? – уточ­ня­ет чи­нов­ник.

– Кто?

– Бар­то...

– Та са­мая.

– И что? – упи­ра­ет­ся в ме­ня взгля­дом чи­нов­ник.

– Ре­ко­мен­да­ция, – го­во­рю.

– А пе­чать? А под­пись?

– Ка­кая пе­чать?.. Это ж из книж­ки – «Вы­хо­ди на ули­цу». В Моск­ве вы­шла. В 1977 го­ду...

– В ка­ком го­ду?

– В 77...

Чи­нов­ник кри­во улы­ба­ет­ся:

– В семь­де­сят седь­мом... Ха! «На­род­ный юмор»...

– Юмор... На­род­ный...

Чи­нов­ник ожив­ля­ет­ся:

– Там вам не тут. Это там – юмор, там – на­род­ный, а тут – пе­чать, под­пись...

– Так ведь умер­ла уже...

– Кто?

– Бар­то... Аг­ния Львов­на.

– Зна­чит, дру­гую ре­ко­мен­да­цию да­вай­те. С под­пи­сью, с пе­ча­тью... Кто у вас сей­час за Бар­то?

– Пуш­кин.

– Ну, зна­чит, от Пуш­ки­на и не­си­те...

– Там ведь и Алек­сандр Сер­ге­е­вич уже то­го...

– А что мне с то­го, что то­го? Вы мне ре­ко­мен­да­цию да­вай­те. По фор­ме. Тог­да и рас­смо­т­рим воз­мож­ность из­да­ния книж­ки...

Не по­чув­ст­во­вал я юмо­ра – ни на­род­но­го, ни ещё ка­ко­го. Од­но по­нял: тут вам, ре­бя­та, и впрямь не там...

 

Сты­до­буш­ка

У за­вью­жен­ных фе­в­раль­ски­ми сне­га­ми во­рот пи­са­тель­ско­го До­ма твор­че­ст­ва в Пе­ре­дел­ки­но в ожи­да­нии ав­то­бу­са на же­лез­но­до­рож­ную стан­цию сто­ит креп­кий рус­ский му­жик в силь­но по­но­шен­ном ба­ра­нь­ем ту­лу­пе при за­ячь­ем тре­у­хе, сто­птан­ных баш­ма­ках об­раз­ца «про­щай, мо­ло­дость», с креп­ко по­тёр­той кир­зо­вой сум­кой в ру­ках и гром­ко, соч­но на­ле­гая на «о», вкус­но рас­ска­зы­ва­ет о том, что едет на До­ро­го­ми­лов­ский ры­нок за «без ду­ра­ков жир­ной ут­кой», ко­то­рую плот­но на­чи­нит «су­шё­ны­ми гру­ша­ми, яб­ло­ка­ми, чер­но­сли­вом, све­жи­ми ли­мо­на­ми...», на­трёт со­лью, пер­цем, чес­но­ком, на­дёж­но за­шьёт нит­ка­ми и – в ду­хов­ку на два-три ча­са ...

Владимир СОЛОУХИН
Владимир СОЛОУХИН

Рас­сказ за­кан­чи­ва­ет­ся при­гла­ше­ни­ем: «За­хо­ди­те, ре­бя­та, уго­щу, че­го уж там... Паль­чи­ки об­ли­же­те. А к это­му ку­ро­во­ду (Его­ру Иса­е­ву. – В.Л.) близ­ко не под­хо­ди­те – яй­ца не во­бьёт...»

Ре­бя­та – ве­ли­ко­воз­ра­ст­ные ак­са­ка­лы и ба­баи чис­лом пять-шесть че­ло­век в рос­кош­ных паль­то, на ко­то­рых с пи­д­жа­ков про­сту­па­ют на­ру­жу Зо­ло­тые Звёз­ды Ге­ро­ев тру­да с бес­чис­лен­ны­ми ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, при вы­со­ких рос­кош­ных па­па­хах, си­я­ю­щих пер­чат­ках и ту­ф­лях, стоя на­вы­тяж­ку, без еди­но­го сло­ва вни­ма­ют ба­со­ви­то­му го­ло­су рас­сказ­чи­ка...

Тут и ме­ня чер­ти не­сут: «До­б­рый день, Вла­ди­мир Алек­се­е­вич... При­вет из Бу­гу­рус­ла­на». «О, – ожив­ля­ет­ся рас­сказ­чик, те­ряя ин­те­рес к по­чтен­ным слу­ша­те­лям, – при­вет, при­вет...» И тут же: «Ну, как там Со­ко­ло­вы по­жи­ва­ют?» До­кла­ды­ваю: ни­как, нет уже в жи­вых ни Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча, ни Ве­ры Ни­ко­ла­ев­ны... «При­скорб­но. Хо­ро­шие лю­ди. На­сто­я­щие рус­ские ин­тел­ли­ген­ты... Цар­ст­во им не­бес­ное». Ши­ро­ко осе­ня­ет грудь кре­ст­ным зна­ме­ни­ем. Ба­баи при­под­ни­ма­ют па­па­хи, я – шап­ку. Ми­ну­та мол­ча­ния.

Без за­мет­но­го ухо­да с преж­ней ин­то­на­ции и пе­ре­хо­да от од­ной те­мы к дру­гой Вла­ди­мир Алек­се­е­вич на­чи­на­ет рас­ска­зы­вать о том, как, бу­ду­чи в Бу­гу­рус­ла­не (по по­во­ду До­ма-му­зея Ак­са­ко­вых) у че­ты Со­ко­ло­вых, съел под «бе­лень­кую» две, нет, три трёх­ли­т­ро­вые бан­ки ква­ше­ной ка­пу­с­ты. Сты­до­буш­ка!.. И не по­то­му, что съел, а по­то­му, что, как сам до­га­дал­ся, гос­те­при­им­ные хо­зя­е­ва за ка­пу­с­той бе­га­ли к со­се­дям, ви­дя не­у­ём­ный ап­пе­тит сто­лич­но­го гос­тя к ка­пу­ст­но­му со­ле­нию... Ак­са­ка­лы со­чув­ст­вен­но по­ка­ча­ли го­ло­ва­ми: на­до ж...

Слы­шал я то же са­мое и от Со­ко­ло­вых, ко­то­рым стыд­но бы­ло за то, что не уч­ли при­ст­ра­с­тие пи­са­те­ля. Ин­тел­ли­гент­ным лю­дям все­гда стыд­но за са­мих се­бя – что име­ни­то­му Со­ло­ухи­ну из де­ре­вен­ских, что из­ве­ст­но­му ад­во­ка­ту Со­ко­ло­ву из го­род­ских.

 

Ин­же­не­ры душ че­ло­ве­че­с­ких

Борис МОЖАЕВ
Борис МОЖАЕВ

Ут­ро ту­ман­ное, ут­ро се­дое – 19 ав­гу­с­та 91-го. Путч. «Ле­бе­ди­ное озе­ро». Моск­ва. Пи­са­тель­ский го­ро­док Пе­ре­дел­ки­но. Су­юсь то к од­но­му ин­же­не­ру душ че­ло­ве­че­с­ких, то к дру­го­му: что всё это зна­чит?!

Са­ша Крас­ный (сто с лиш­ним лет, лич­ный зна­ко­мец Троц­ко­го, Ле­ни­на, Ста­ли­на, Де­мь­я­на Бед­но­го... – од­ни клич­ки, как у со­бак): «Нам не да­но ком­мен­ти­ро­вать по­доб­ные со­бы­тия», – ос­т­рень­кий под­бо­ро­док взмы­ва­ет вверх и тор­же­ст­вен­но про­плы­ва­ет ми­мо.

Олег Вол­ков (хо­ро­шо за де­вя­но­с­то, пи­са­тель, дол­гие го­ды от­сид­ки в ГУ­ЛА­Ге): «Боль­шие шап­ки рвут­ся к вла­с­ти. Не нра­вит­ся мне это. По­ш­ли, дру­жок...». Мо­ну­мен­таль­ные фи­гу­ры хо­зя­и­на и его та­ко­го же мощ­но­го и не­спеш­но­го пса уда­ля­ют­ся в глубь пе­ре­дел­кин­ских кущ.

Бо­рис Мо­жа­ев (пи­са­тель, за семь­де­сят, ско­ро по­едет встре­чать воз­вра­ща­ю­ще­го­ся в Рос­сию Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на, но от­че­го-то очень бы­с­т­ро вер­нёт­ся): «Как что? Это са­мое: хун­ту на...!».

Креп­ко мо­жет вы­ра­жать­ся, как и люд рус­ский, ин­же­нер душ че­ло­ве­че­с­ких. И – пра­виль­но, в смыс­ле – вер­но.

 

Про­сто­та ху­же во­ров­ст­ва

Леонид ЛИХОДЕЕВ
Леонид ЛИХОДЕЕВ

Дя­де Лё­не – Ле­о­ни­ду Ли­хо­де­е­ву, из­ве­ст­но­му фе­ль­е­то­ни­с­ту, дерз­ко ляп­нул: мол, вы и сло­ва в про­сто­те ска­зать не мо­же­те... «Не мо­гу, – по­кор­но по­ту­пя го­лову, от­вет­ст­во­вал фе­ль­е­то­нист, – ре­мес­ло не поз­во­ля­ет...». И тут же всту­па­ет в раз­го­вор с по­до­шед­шим Львом Раз­го­ном, вы­дав­шим:

– Лё­ня, а ру­ба­шеч­ка-то на вас не по сред­ст­вам...

– Не по сред­ст­вам...

– И что так?

– Ро­ди­ну про­дал...

Раз­гон де­лан­но во­оду­шев­ля­ет­ся:

– А раз­ве ещё по­ку­па­ют?!

– По­ку­па­ют. Но толь­ко на ру­ба­шеч­ку и хва­та­ет...

Де­мон­ст­ри­ру­ет весь­ма по­но­шен­ные брю­ки и та­кие же сан­да­лии на бо­су но­гу. Где-то в жур­на­лист­ской ко­ман­ди­ров­ке ка­ко­му-то очень мел­ко­му тру­же­ни­ку об­ко­ма КПСС дя­дя Лё­ня ду­ра­ш­ли­во и ду­шев­но спел пе­ре­де­лан­ную на со­вре­мен­ный лад ча­с­туш­ку про тё­щин дом (за­ме­нив дом на об­ком):

 

Ми­мо на­ше­го об­ко­ма

Про­сто так не про­хо­жу –

То им серп в ок­но за­су­ну,

То им мо­лот по­ка­жу.

 

Дол­го за­ме­ча­тель­ные фе­ль­е­то­ны ча­с­ту­шеч­ни­ка бы­ли от­лу­че­ны от «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты», «Из­ве­с­тий» и про­чих «Кро­ко­ди­лов». Впро­чем, кто-то из ре­дак­то­ров «ЛГ» вспо­ми­нал: лег­че бы­ло в га­зе­те опуб­ли­ко­вать се­рь­ёз­ный ло­зунг, ска­жем, «До­лой со­вет­скую власть!», чем оче­ред­ной ве­сё­лый труд фе­ль­е­то­ни­с­та Ли­хо­де­е­ва.

А на мой ще­ня­чий уп­рёк, что он, Ли­хо­де­ев, и сло­ва в про­сто­те ска­зать не мо­жет, дя­дя Лё­ня бли­же к ве­че­ру за­дум­чи­во из­рёк:

 

– Про­сто­та, она ху­же во­ров­ст­ва, ес­ли слы­шал... Осо­бен­но в на­шем го­вён­ном пи­са­тель­ском ре­мес­ле. За­пом­ни это, ста­ри­чок.

Ос­ма­т­ри­ва­юсь по сто­ро­нам: ба-а, сколь­ко же их, про­стых ре­бят от пе­ра и от эфи­ра, во­круг ны­не! И нет на них мо­е­го му­д­ро­го дон­бас­ско­го зем­ля­ка дя­ди Лё­ни...

 

Свя­той и греш­ный

Михаил ВАРФОЛОМЕЕВ
Михаил ВАРФОЛОМЕЕВ

Рос­кош­ная Пи­цун­да. Ши­кар­ный Дом твор­че­ст­ва пи­са­те­лей им. аб­хаз­ско­го вен­це­нос­ца Ге­ор­гия Гу­лиа. Солн­це. Мо­ре. Пе­с­ча­ный (на Чер­но­мор­ском по­бе­ре­жье!) пляж. И – пах­нет бо­ром Бу­зу­лук­с­ким впол­не пи­цунд­ская со­сна...

Хо­ро­шо. Всем хо­ро­шо. Осо­бен­но Ми­ше Вар­фо­ло­ме­е­ву. Как сей­час бы ска­за­ли, рей­тинг по­ста­но­вок его пьес по стра­не на са­мом вы­со­ком уров­не. Сбо­ры ещё вы­ше. До мел­ко­го Бу­гу­рус­лан­ско­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра име­ни ве­ли­ко­го са­ти­ри­ка Н.Го­го­ля, где ди­рек­тор­ст­вую, од­на пье­са до­б­ра­лась – с три­ум­фом идёт а-ля ко­ме­дия про про­сто­го ра­бо­че­го пар­ня «Свя­той и греш­ный». Без на­тя­га ус­пех. В точ­ку спек­такль.

Ми­ша дня­ми, как мя­чик, ска­чет с сы­ном Алёш­кой по жгу­че­му пе­с­ку, с шу­мом пле­щет­ся в ещё не сов­сем про­грев­шем­ся ве­сен­нем мо­ре, а по ве­че­рам про­гу­ли­ва­ет­ся по ок­ре­ст­но­с­тям ДТ в плот­ном ок­ру­же­нии при­ста­ву­чих гру­зин­ских, аб­хаз­ских и мос­ков­ских по­этов и про­за­и­ков с дра­ма­тур­га­ми. Лёг­кий за­пах ви­на, та­ба­ка, ми­моз... Хо­ро­шо!

Еле про­ди­ра­юсь к не­му, как мо­гу, до­кла­ды­ваю об ус­пе­хе «Свя­то­го и греш­но­го» на сце­не БДТ (не пу­тать с Пи­тер­ским, там то­же – БДТ). Ми­ша удо­с­та­и­ва­ет нас па­рой хлоп­ков по пле­чу. Мы боль­ше – про­сим на­пи­сать для нас пье­су. Ми­ша удо­с­та­и­ва­ет нас уже тре­мя шлеп­ка­ми по спи­не: за­мё­та­но... И мы, во­оду­шев­лён­ные, сно­ва ус­ту­па­ем ме­с­то гру­зин­ским, аб­хаз­ским и мос­ков­ским то­ва­ри­щам. Он для них, как и для нас, свя­той ны­не че­ло­век.

А за­в­т­ра... Ми­ша – се­рый, мя­тый, не­бри­тый – в пья­ном уга­ре бес­смыс­лен­но пя­лит­ся на ме­ня в ко­ри­до­ре уже пе­ре­дел­кин­ско­го До­ма твор­че­ст­ва и чуть слыш­но, хрип­ло, тя­же­ло во­про­ша­ет: ты кто? На­по­ми­наю: Бу­гу­рус­лан, те­атр, «Свя­той и греш­ный»... Ми­ша за­ко­с­те­не­ва­ет, взгляд его стек­ле­не­ет, ру­ки су­до­рож­но под­ни­ма­ют­ся вверх и вдруг под ис­тош­ный крик «Гре­шен! Гре­шен! Гре­шен!..» на­чи­на­ют бе­ше­но и бес­смыс­лен­но ко­ло­тить по под­вер­нув­шей­ся в чей-то но­мер дверь.

И – ни­ко­го ря­дом: ни гру­зин­ских, ни мос­ков­ских, ни про­чих то­ва­ри­щей. Да и ко­му он, греш­ный, ну­жен те­перь?..


Валерий ЛЕВАНОВСКИЙ,
г. БУГУРУСЛАН,
Оренбургская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования