Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №32-33. 06.08.2010

Как нас правят

В «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» (№ 12 за 2008 г.) бы­ла на­пе­ча­та­на моя ста­тья о твор­че­ст­ве вы­да­ю­ще­го­ся ху­дож­ни­ка, дей­ст­ви­тель­но­го чле­на Рос­сий­ской Ака­де­мии жи­во­пи­си, за­ме­ча­тель­но­го про­за­и­ка и по­эта Той­во Ва­си­ль­е­ви­ча Рян­не­ля. Для оной пуб­ли­ка­ции я вы­брал на­зва­ние од­ной из по­пу­ляр­ных кар­тин ав­то­ра – «Тро­пой ве­ли­ка­нов». По­сколь­ку ему нын­че ис­пол­ня­ет­ся 90 лет, ме­ст­ный жур­нал «Иные бе­ре­га» ре­шил этой ста­ть­ёй при­вет­ст­во­вать юби­ля­ра в оче­ред­ном вы­пу­с­ке. И тут но­вый ре­дак­тор из­да­ния Оль­га Пус­си­нен об­на­ру­жи­ла чу­до­вищ­ный про­кол в ма­те­ри­а­ле. Ока­зы­ва­ет­ся, вер­нув­шись к те­ме по­эта и ху­дож­ни­ка, я сов­сем не к ме­с­ту обо­га­тил­ся строч­ка­ми За­бо­лоц­ко­го:

 

Лю­би­те жи­во­пись, по­эты!

Лишь ей, един­ст­вен­ной, да­но

Ду­ши из­мен­чи­вой при­ме­ты

Пе­ре­но­сить на по­лот­но.

 

И де­ло не в том, что я при­вёл один из за­сев­ших в па­мя­ти ва­ри­ан­тов тре­ть­ей стро­ки: Ску­пые вре­ме­ни при­ме­ты, а имен­но в пер­вой строч­ке: Лю­би­те жи­во­пись, по­эты! Ре­дак­тор пи­шет: «Не сов­сем под­хо­дит к тек­с­ту, по­сколь­ку Ро­берт при­во­дит её к пей­заж­ной ли­ри­ке, а у За­бо­лоц­ко­го речь идёт о пор­т­ре­тах» (во­об­ще-то об од­ном пор­т­ре­те). Ста­ло быть, у За­бо­лоц­ко­го по­лот­но ра­бо­ты Ро­ко­то­ва не по­вод к обоб­ще­нию лю­би­те жи­во­пись, а не­что вро­де ин­ст­рук­ции, ка­кая имен­но жи­во­пись име­ет­ся в ви­ду. Но ес­ли пу­тать по­вод с ито­гом, то и зна­ме­ни­тое ах­ма­тов­ское от­кро­ве­ние: Ког­да б вы зна­ли, из ка­ко­го со­ра Рас­тут сти­хи, не ве­дая сты­да, мож­но трак­то­вать как ин­ст­рук­цию ти­па: По­эты, му­сор по­лю­би­те.

Не ве­дая, что Рян­нель пи­шет и пор­т­ре­ты, мно­го­ум­ный ре­дак­тор при­во­дит са­мо­дель­ный при­мер к све­де­нию де­би­лов: «Вы пред­ставь­те, ес­ли бы кто-ни­будь из ав­то­ров на­чал пе­ре­де­лы­вать Пуш­ки­на или Лер­мон­то­ва:

 

Ска­жи-ка, дя­дя, ведь не­да­ром

Ка­зань, спа­лён­ная по­жа­ром,

Фран­цу­зу от­да­на?

 

А меж­ду пор­т­ре­том и пей­за­жем раз­ни­ца та­кая же, как меж­ду Моск­вой и Ка­за­нью».

Пра­виль­но, в сти­хах о Моск­ве Ка­зань или Ря­зань не­уме­ст­ны. А ес­ли речь о люб­ви к жи­во­пи­си, то уме­ст­ны все её ви­ды. Пе­ре­чи­та­ем та­кие сти­хо­тво­ре­ния За­бо­лоц­ко­го, как «По­эт» (там, где «об­ла­ко не­ви­дан­ной кра­сы») или «Ве­чер на Оке» (там, где «оча­ро­ва­нье рус­ско­го пей­за­жа»), да и дру­гие – это же вы­со­чай­шей про­бы жи­во­пись, толь­ко не ки­с­тью, а пе­ром.

И вот, не най­дя ар­гу­мен­тов про­тив уз­ко­ло­бо­с­ти, я вы­звал из мо­ги­лы са­мо­го За­бо­лоц­ко­го. Го­во­рю ему: Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, до­ро­гой, мас­сам не­по­нят­но! Что за аб­ст­ракт­ная жи­во­пись – не мо­же­те ли уточ­нить? Он спро­сил: что, очень хо­чет­ся на­пе­ча­тать­ся? Да нет, от­ве­чаю, но юби­ля­ру бы­ло бы при­ят­но. Ну тог­да, го­во­рит по­кой­ник, да­рю вам та­кой ва­ри­ант:

 

Лю­би­те жи­во­пись, по­эты,

Осо­бен­но в ма­раз­ме лет;

Пред­по­чи­тай­те же пор­т­ре­ты –

Дру­гой вам жи­во­пи­си нет.

 

До­воль­ны?

Ещё бы, го­во­рю, как раз то, что на­до! Спа­си… Но при­зрак уже ис­чез – толь­ко звуч­но за­хлоп­ну­лась крыш­ка гро­ба.


Роберт ВИНОНЕН,
г. ХЕЛЬСИНКИ,
Финляндия




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования