Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №32-33. 06.08.2010

В отсутствие лирического темперамента

 Стрем­ле­ние к пря­мо­му, поч­ти ав­то­ло­ги­че­с­ко­му вы­ска­зы­ва­нию, к со­кра­ще­нию дис­тан­ции меж­ду чи­та­те­лем и ав­то­ром, тек­с­том и жиз­нью – вот что, на мой взгляд, все­гда от­ли­ча­ло пер­вую са­ам­скую по­этес­су Ок­тя­б­ри­ну Во­ро­но­ву (1932–1990).

Впро­чем, пол­но­стью аме­та­фо­рич­ной по­эзию Во­ро­но­вой не на­зо­вёшь: в ос­но­ву сти­хо­тво­ре­ния «Так у нас по­ве­лось…» по­ло­же­на ме­та­фо­ра до­ма, яв­ля­ю­ща­я­ся сквоз­ной для твор­че­ст­ва по­этес­сы. «На­ши сте­ны сне­га­ми ве­т­ра бин­то­ва­ли зи­мою…», – го­во­рит­ся о до­ме, и ду­шу ще­мит от этих строк: дом вос­при­ни­ма­ет­ся как не­что ра­ни­мое, тре­бу­ю­щее за­щи­ты. По­жа­луй, та­кое же прон­зи­тель­ное по си­ле ощу­ще­ние До­ма я встре­чал толь­ко у Бул­га­ко­ва в «Бе­лой гвар­дии». Это про­из­ве­де­ние род­нит со сти­ха­ми Ок­тя­б­ри­ны Во­ро­но­вой и бе­лиз­на цве­то­вой гам­мы – цвет сне­га, на­пря­мую свя­зан­ный с по­год­ны­ми ус­ло­ви­я­ми са­а­мов и на­и­бо­лее рас­про­ст­ра­нён­ный в по­эзии Во­ро­но­вой. В стро­ках «Мы бо­ле­ем о до­ме – все­об­щем, един­ст­вен­ном ми­ре» сти­хо­тво­ре­ние ло­ги­че­с­ки при­хо­дит к сво­е­му фи­на­лу: с по­мо­щью не­хи­т­рых об­раз­ных средств – транс­фор­ма­ции ме­та­фо­ры бо­лез­ни, иг­ре на не­од­но­знач­ном по­ни­ма­нии сло­ва – вы­ра­жа­ет­ся ощу­ще­ние пре­ем­ст­вен­но­с­ти. Сна­ча­ла ве­т­ра «бин­ту­ют» Дом, за­тем вы­рос­шие де­ти при­ни­ма­ют на се­бя его тя­го­ты и про­бле­мы. При этом и Дом, и при­ро­да (ве­тер, солн­це…) у Во­ро­но­вой – не­что жи­вое, оду­шев­лён­ное и фи­гу­ри­ру­ю­щее как са­мо­сто­я­тель­ные ге­рои. А все эти осо­бен­но­с­ти вы­да­ют и по­эта, и ис­кус­ное ма­с­тер­ст­во, и са­мо­быт­ность, вы­ра­жа­ю­щу­ю­ся так­же в ис­тин­но на­род­ных срав­не­ни­ях – «юность, от­цвет­шая иван-ча­ем» (сти­хо­тво­ре­ние «Я стою у крыль­ца…»), и в му­зы­каль­но­с­ти, на­пев­но­с­ти – до оп­ре­де­лён­ного вре­ме­ни у са­а­мов не бы­ло пись­мен­но­с­ти, и по­этес­са не мог­ла за­пи­сы­вать свои пес­ни. От­сю­да и ре­фре­ни­че­с­кая струк­ту­ра мно­гих сти­хо­тво­ре­ний Во­ро­но­вой.

По ин­то­на­ции, об­раз­но­му ря­ду Ок­тя­б­ри­на Во­ро­но­ва близ­ка к со­вет­ской по­эзии (вре­ме­ни, ког­да со­зда­ва­лись её про­из­ве­де­ния), в осо­бен­но­с­ти к Твар­дов­ско­му – впе­чат­ле­ние, под­креп­ля­е­мое эпи­гра­фом из по­эмы «За да­лью даль», пред­по­слан­ным од­но­му из сти­хо­тво­ре­ний. Сход­ст­во это под­чёр­ки­ва­ет­ся не толь­ко сил­ла­бо-то­ни­че­с­кой ме­т­ри­кой (при до­воль­но ва­ри­а­тив­ном от­но­ше­нии к раз­ме­рам, ко­то­рых в кни­гах Во­ро­но­вой бла­го­да­ря пе­ре­вод­чи­кам пред­став­лен ши­ро­кий ди­а­па­зон). По­эзия Твар­дов­ско­го – «ле­то­пись» кол­хоз­ной де­рев­ни с упо­ми­на­ни­я­ми ре­аль­но дей­ст­ву­ю­щих лиц, жи­тей­ски­ми ис­то­ри­я­ми. Во­ро­но­ву то­же мож­но на­звать ле­то­пис­цем са­ам­ской куль­ту­ры; она как тот анек­до­ти­че­с­кий чук­ча, ко­то­рый «что ви­дит, то по­ёт» – од­на­ко эта осо­бен­ность про­дик­то­ва­на не не­до­стат­ком внеш­них впе­чат­ле­ний (их-то – для нас эк­зо­ти­че­с­ких – в сти­хах пре­до­ста­точ­но!), а ощу­ще­ни­ем кров­но­го род­ст­ва и с ми­ром, и с ок­ру­жа­ю­щей при­ро­дой, и со сво­ей се­мь­ёй. При по­мо­щи за­мыс­ла кни­ги о са­ам­ской жиз­ни Во­ро­но­ва со­зда­ёт яр­кий пор­т­рет сво­е­го по­ко­ле­ния; тут и ма­с­тер на все ру­ки – дед Се­мён, и ры­бо­лов дед Тро­фим, и мно­го дру­гих – за­ме­ча­тель­ных ста­ри­ков и ба­бок, тру­же­ни­ков – са­а­мов, со­вре­мен­ни­ков по­этес­сы.

В ка­че­ст­ве плю­сов от­ме­тим и не­под­дель­ную ра­дость жиз­ни, скво­зя­щую в по­эти­ке Во­ро­но­вой – стрем­ле­ние улы­бать­ся све­ту. Уди­ви­тель­но про­стая, до­ве­ри­тель­ная по­эти­ка, рас­пах­ну­тая ми­ру, солн­цу, чи­та­те­лю.

…И за­кон­чим на этом раз­го­вор о по­ло­жи­тель­ных сто­ро­нах твор­че­ст­ва Ок­тя­б­ри­ны Во­ро­но­вой. По­сколь­ку од­на из про­блем её по­эти­ки – от­сут­ст­вие ли­ри­че­с­ко­го тем­пе­ра­мен­та. При всех пе­ре­чис­лен­ных ху­до­же­ст­вен­ных до­сто­ин­ст­вах при чте­нии не вид­на яр­ко вы­ра­жен­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность ин­то­на­ции, от­ли­ча­ю­щая по­этес­су от мно­же­ст­ва со­вре­мен­ни­ков – со­вет­ских по­этов. К со­жа­ле­нию, эта «стёр­тость» ха­рак­те­ри­зу­ет со­вет­скую по­эзию в це­лом, где став­ка де­ла­лась, как мы по­мним, со­вер­шен­но на дру­гое (см. об этом, в ча­ст­но­с­ти, ста­тьи Иго­ря Шай­та­но­ва «Гра­фо­ма­ния ис­крен­няя и не­ис­крен­няя», «Эво­лю­ци­он­ное зна­че­ние гра­фо­ма­нии» в его кни­ге «Де­ло вку­са» (М., 2007). И чув­ст­ву­ет­ся, что де­ло не в пе­ре­во­дах с са­ам­ско­го, бе­зу­преч­но вы­пол­нен­ных Вла­ди­ми­ром Смир­но­вым, а в скром­ных мас­шта­бах да­ро­ва­ния по­этес­сы. «Хо­ро­ший по­эт, но нет тай­ны», – го­во­ри­ла Ах­ма­то­ва о Ев­ге­нии Ви­но­ку­ро­ве. И в по­эзии Ок­тя­б­ри­ны Во­ро­но­вой тай­ны нет, что по­ни­жа­ет гра­дус её ли­ри­ки, сво­дя его по­рой до суб­фи­б­риль­ной тем­пе­ра­ту­ры. Впро­чем, и ав­то­ры пре­дис­ло­вий к её кни­гам – Вла­ди­мир Смир­нов и Вла­ди­мир Сан­ги – про­бле­ма­ти­зи­ру­ют в ос­нов­ном важ­ность твор­че­ст­ва по­этес­сы для изу­че­ния жиз­ни Край­не­го Се­ве­ра, её лю­бовь к сво­е­му на­ро­ду, ис­крен­ность, – ма­ло ка­са­ясь её лич­но­го при­ра­ще­ния смыс­ла, жа­н­ра по срав­не­нию с пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми и со­вре­мен­ни­ка­ми, ме­с­та её по­эзии в со­вре­мен­ном кон­тек­с­те.

Од­на­ко, как мы зна­ем, по­эзия – да­ма, ко­то­рая мо­жет при­ни­мать лю­бые об­ли­чья. И по­то­му, по прав­де го­во­ря, жаль, что эти сти­хи вряд ли най­дут се­го­дня бла­го­дар­но­го чи­та­те­ля, – слиш­ком уж мы от­вык­ли от по­доб­ной про­со­дии, от про­стых, но уте­рян­ных в се­го­дняш­ней «ак­ту­аль­ной» по­эзии цен­но­с­тей. Сти­хи Во­ро­но­вой мо­гут быть ин­те­рес­ны лишь уз­ко­му кру­гу спе­ци­а­ли­с­тов – ис­то­ри­ков, изу­ча­ю­щих на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции. У ис­ку­шён­но­го чи­та­те­ля они вы­зо­вут в луч­шем слу­чае ску­ку, в худ­шем – ус­меш­ку. Че­го они, под­чёр­ки­ваю, со­вер­шен­но не за­слу­жи­ва­ют.

Как за­ме­тил од­наж­ды по­эт Сер­гей Ару­тю­нов, «не­ко­то­рым ав­то­рам ме­ша­ет то, что они – до­б­рые лю­ди. Вот бы­ли бы они от­пе­ты­ми сво­ло­ча­ми, та­ко­го бы на­пи­са­ли…». Ска­за­но с юмо­ром, од­на­ко при ка­жу­щей­ся па­ра­док­саль­но­с­ти вы­ска­зы­ва­ния зер­но ис­ти­ны тут есть, и не­ма­лое. Ок­тя­б­ри­на Во­ро­но­ва – по­эт до­б­рый. Мно­гое под­ска­зы­ва­ет, что и че­ло­ве­ком она бы­ла до­б­рым. По­то­му свет­лая па­мять ей – ле­то­пис­цу са­ам­ской куль­ту­ры, «не ве­ли­ко­го та­лан­та, но по­нят­но­му и про­сто­му».


Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования