Архив : №32-33. 06.08.2010
Сродни паспорту
Социальные сети как онтогенез Интернета
Помню, лет пять назад целым филологическим курсом мы искали в Интернете к семинару повесть Макса Фриша «Человек появляется в эпоху Голоцена» – все усилия оказались безрезультатны. Такое сегодня сложно представить, но совсем недавно отечественная глобальная сеть являла собой свалку информации, на которой крайне редко и порой совершенно непредсказуемо удавалось найти слитки золота: как-то раз, например, я скачал кантовскую «Критику способности суждения» с непристойного сайта.
Но infant terrible Интернет рос не по дням, а по часам и буквально на глазах превратился в возмужавшего юношу с безграничным потенциалом и по праву заслужившего написание с большой буквы. Прежде хаотичная информация активно систематизируется, накапливается серьёзная база данных, исчезают сайты-однодневки, преодолевается пансексуализм. Различные учреждения и организации, печатные издания, известные личности обзаводятся персональными сайтами, что окончательно убеждает всех в том, что Интернет – не просто игрушка для тинейджеров, а продуктивное средство коммуникации, очень существенное подспорье в работе и учёбе, становящееся реальным воплощением идеи Вернадского о ноосфере как интеллектуальной переработке природной действительности.
Но не так давно в пространстве отечественного Интернета стали образовываться своеобразные локусы, претендующие, подобно античным полисам, на относительно автономное существование во Всемирной паутине – социальные сети. Социальная сеть – это, по сути, причудливый синтез ICQ, форума, виртуального дневника и электронной аудио- и видеотеки. Но чего же, спрашивается, не хватало пользователям Интернета? Что вызвало потребность в социальных сетях? Видимо, прежде всего стремление, как говорится, «на людей посмотреть и себя показать»: далеко не каждый в состоянии создать личный сайт, а обозначить себя в интернет-пространстве очень хочется, хотя бы в духе надписи на подъездной стене «Здесь был Вася» – именно такую возможность сигнализирования и дают социальные сети.
Изначальный субъективизм стал причиной информационной анархии в социальных сетях: множество дублирующихся файлов, растущее в геометрической прогрессии число «мёртвых душ», «свобода» слова и тела – всё это откровенно напоминает Интернет в его младенческом возрасте. Социальные сети, говоря синергетическим языком, находятся сегодня в состоянии флуктуации, из чего-то бесформенного, пущенного на самотёк им необходимо преобразоваться во что-то структурированное, стать в своём развитии онтогенезом Интернета.
Упорядочение, судя по всему, будет проходить не по темам и проблемам, которые забиваются в строку какой-либо поисковой системы Интернета, а по персоналиям, населяющим социальные сети. То есть, если представить Интернет в виде библиотечной картотеки, то социальные сети – это отдельный именной каталог внутри неё.
Страница пользователя «В Контакте», «Одноклассников» и т.п. сродни паспорту или портфолио человека; подобно тому, как по содержимому книжного шкафа мы сумеем многое понять о его владельце, по цитатам, кругу друзей, заметкам, группам можно составить личностный портрет хозяина страницы. Потому здесь необходимо не только избавляться от «нулевой степени информации», но и вести этическую и эстетическую работу, беречь экосистему интерактивного социума от пагубных загрязнений, что должно быть естественной потребностью всех его членов, как содержание в чистоте и порядке собственного жилища.
В случае подобного взросления социальных сетей их можно будет сравнить уже не с паутиной, а с многоэтажным архитектурно правильным домом, где в каждом окне происходит своя жизнь, где всегда можно будет создать собственный уютный, сокровенный мирок, недоступный для посторонних глаз, или дружественно постучаться к соседям.
Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ