Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №34-35. 20.08.2010

Люди меняться не собираются

 В последние месяцы писателя Захара Прилепина найти непросто – он живет в глухой деревне на Керженце в построенном своими силами доме. Говорит, что устал от города. Но в Нижнем Новгороде иногда бывает, и в один из таких моментов мы задали Прилепину несколько вопросов.

 

– За­хар, что сей­час чи­та­ешь и пи­шешь с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем или же­ла­ни­ем – про­зу или пуб­ли­ци­с­ти­ку? Вре­дит ли, на твой взгляд, пи­са­ние пуб­ли­ци­с­ти­ки про­зе?

– Я чи­таю про­зу и пуб­ли­ци­с­ти­ку с раз­ны­ми це­ля­ми, и сте­пень удо­воль­ст­вия от про­чте­ния оп­ре­де­лить не мо­гу. Это как спро­сить, на что мне ин­те­рес­нее смо­т­реть – на де­ре­во или на де­вуш­ку.

Ес­ли на­пи­са­ние пуб­ли­ци­с­ти­ки не вре­ди­ло Льву Тол­сто­му, До­сто­ев­ско­му и

Горь­ко­му – от­че­го оно долж­но вре­дить нам? Ма­ло то­го, я ду­маю, что по­те­ря ин­те­ре­са и к пуб­ли­ци­с­ти­ке, и, кста­ти, к ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке у, к при­ме­ру, со­вре­мен­ных рус­ских по­этов – от­ча­с­ти при­знак на­шей об­щей де­гра­да­ции. Вспом­ни­те Се­ре­б­ря­ный век – не толь­ко сим­во­ли­с­ты, Брю­сов, Бе­лый и т.д., но и сле­ду­ю­щее, ку­да ме­нее ака­де­мич­ное, и ку­да бо­лее озор­ное по­ко­ле­ние – сна­ча­ла фу­ту­ри­с­ты, а по­том има­жи­ни­с­ты – поч­ти все они на­хо­ди­ли вре­мя пи­сать и кри­ти­ку, и пуб­ли­ци­с­ти­ку. У Есе­ни­на, про­жив­ше­го ко­рот­кую жизнь без уг­ла, без дво­ра, в со­сто­я­нии пе­ри­о­ди­че­с­ко­го раз­гу­ла, в лит­нас­ле­дии мож­но най­ти не толь­ко не­ред­кие за­мет­ки о по­эзии, но да­же об­зо­ры со­вре­мен­ной про­зы той по­ры. Вы мо­же­те пред­ста­вить со­вре­мен­но­го по­эта, ко­то­рый ори­ен­ти­ру­ет­ся в со­вре­мен­ной про­зе? А про­за­и­ка, ко­то­рый зна­ет по­эзию – ну, ко­го-то ещё, по­ми­мо Еме­ли­на и Ро­ди­о­но­ва?

– Нын­че мод­ной те­мой ста­ла не­кая пи­са­тель­ская ма­фия, жур­наль­ный меж­ду­со­бой­чик. Вос­при­ни­ма­ешь ли это все­рьез? Как от­но­сишь­ся к пуб­ли­ка­ци­ям тол­стых жур­на­лов?

– Ни­ка­кой осо­бой пи­са­тель­ской ма­фии нет. Есть жур­на­лы, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дят ус­тав­шие, из­му­чен­ные, ра­зо­ча­ро­ван­ные лю­ди, у ко­то­рых уже нет сил ве­рить в воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния ка­кой-ли­бо дру­гой ка­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, по­ми­мо той, ко­то­рую со­зда­ют или ког­да-то со­зда­ли они са­ми. Есть жур­на­лы, где от­ча­с­ти за­прав­ля­ют лю­ди с ус­та­рев­ши­ми, вет­хо­за­вет­но-ли­бе­раль­ны­ми взгля­да­ми, и этим лю­дям всю­ду ме­ре­щит­ся уг­ро­за фа­шиз­ма и ком­му­низ­ма. Это их кос­ное мы­ш­ле­ние бо­лее все­го вре­дит им са­мим.

Од­на­ко и в тех, и в дру­гих, и в тре­ть­их жур­на­лах вре­мя от вре­ме­ни пуб­ли­ку­ют­ся ка­че­ст­вен­ные ве­щи, и го­во­рить все­рьёз о том, что где-то в ка­та­ком­бах та­ит­ся пре­крас­ная ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рой не да­ют про­хо­да – это всё при­знак ду­шев­но­го рас­ст­рой­ст­ва. Хо­ро­ший текст до­ро­гу се­бе най­дёт – в этом я убеж­дён. Про­сто нуж­но по­ни­мать, что имен­но ты на­пи­сал, и ку­да имен­но с этим ид­ти. То есть, с фан­та­с­ти­че­с­ким трэ­шем не на­до лезть в жур­нал «Моск­ва», а с пра­во­слав­ной па­с­то­ра­лью... ну, то­же не вез­де при­мут.

Что до мо­их вку­сов – то я бо­лее все­го це­ню жур­нал «Но­вый мир» – и ес­ли не про­чи­ты­ваю, то про­гля­ды­ваю каж­дый но­мер. Тра­ди­ци­он­но мне ин­те­рес­на пуб­ли­ци­с­ти­ка, пуб­ли­ку­е­мая в жур­на­ле «Наш со­вре­мен­ник» и по­эти­че­с­кие под­бор­ки в «Зна­ме­ни». В «Ок­тя­б­ре» со­бра­на мо­ло­дая коман­да – это за­мет­но, и это, бе­зус­лов­но, хо­ро­шо.

– Как от­но­сишь­ся к пуб­ли­ка­ции рас­ска­зов в глян­це­вых жур­на­лах, на­при­мер, в «Сно­бе»? Это ин­те­рес­но чи­та­те­лям та­ких жур­на­лов?

– По­след­ний но­мер «Сно­ба», как мы зна­ем, в про­шлом ме­ся­це ли­ди­ро­вал в спи­с­ках про­даж не­сколь­ких круп­ней­ших книж­ных ма­га­зи­нов. При том, что в этом но­ме­ре не ав­то­ры жен­ских ро­ма­нов и муж­ских трил­ле­ров со­бра­лись, а Ли­мо­нов, Пе­т­ру­шев­ская, Та­ть­я­на Тол­стая, Али­са Га­ни­е­ва, Сер­гей Шар­гу­нов, Алек­сандр Те­ре­хов, Ми­ха­ил Шиш­кин, Ле­о­нид Юзе­фо­вич... И я там был, мёд-пи­во пил.

Так что чи­та­те­лям глян­ца, су­дя по все­му, всё это ин­те­рес­но. А нам, ав­то­рам, пря­мо го­во­ря, гля­нец пла­тит нор­маль­но. Иные ав­то­ры и за це­лую кни­гу столь­ко не по­лу­ча­ют.

По­это­му я не ви­жу ни­ка­ких при­чин от­но­сить­ся к пуб­ли­ка­ци­ям в глян­це­вых жур­на­лах пло­хо. И тол­стые жур­на­лы, и глян­це­вые – чи­та­ют лю­ди. По­че­му я пер­вых дол­жен ува­жать боль­ше, чем вто­рых? Тем бо­лее что, ско­рее все­го, это за­ча­с­тую од­ни и те же лю­ди – не ра­зу­чив­ши­е­ся чи­тать.

– Ра­ду­ют или злят кри­ти­че­с­кие от­зы­вы на кни­гу о Ле­о­ни­де Ле­о­но­ве?

– Вы­шло око­ло двад­ца­ти от­зы­вов, из них все, кро­ме двух (один из них в «Ком­мер­сан­те») хва­леб­ные. Так что, че­го ж мне огор­чать­ся? А ру­га­чая де­вуш­ка в «Ком­мер­сан­те» при­мер­но те­ми же сло­ва­ми, что и о «Ле­о­но­ве», на­пи­са­ла в своё вре­мя о «Сань­ке». И о всех мо­их книж­ках бу­дет пи­сать, уве­рен, при­мер­но то же са­мое. Есть лю­ди, ко­то­рые пи­шут о кни­гах, ру­ко­вод­ст­ву­ясь не столь­ко эс­те­ти­че­с­ки­ми кри­те­ри­я­ми, сколь­ко сво­ей, ска­жем так, фи­зи­о­ло­ги­ей. Од­ни фи­зи­че­с­ки не пе­ре­но­сят, на­при­мер, пер­ло­вой ка­ши, а дру­гих бук­валь­но му­ча­ют ко­ли­ки и из­жо­га от ма­лей­ших сим­па­тий ав­то­ра к «ле­вой» идее, или упо­ми­на­ний, ска­жем, Ста­ли­на, ес­ли он, ко­неч­но же, не­мед­лен­но не по­ме­чен ав­то­ром как кро­ва­вое чу­до­ви­ще.

Сре­ди кри­ти­ков из­ред­ка по­па­да­ют­ся за­ме­ча­тель­ные бол­ва­ны, чте­ние ста­тей ко­то­рых до­став­ля­ет та­кое удо­воль­ст­вие, что с ни­ми, как ве­се­ло под­ме­тил всё тот же Ле­о­нид Ле­о­нов, «хо­чет­ся на бру­дер­шафт вы­пить». Но в це­лом кри­ти­ка вме­ня­е­ма, и ие­рар­хии, со­зда­ва­е­мый ей, впол­не дей­ст­вен­ны.

– Как и где про­во­дишь это ле­то? Что по­лез­но­го уви­дел, уз­нал?

– Я и вес­ну, и ле­то про­вёл, и осень, на­де­юсь, про­ве­ду в сво­ём до­ми­ке в де­рев­не на бе­ре­гу ре­ки Кер­же­нец. Го­род ме­ня уел, и уто­мил, я ту­да не хо­чу. У ме­ня в де­рев­не нет ни мо­биль­ной свя­зи, ни Ин­тер­не­та, ту­да нет нор­маль­ной до­ро­ги, и да­же за про­дук­та­ми от­ту­да на­до ез­дить в со­сед­ний по­сё­лок. Всё это ме­ня ус­т­ра­и­ва­ет.

По­том, мне всё-та­ки хо­чет­ся до­ста­вить удо­воль­ст­вие лю­дям, ко­то­рые пе­ча­ли­лись о том, что ед­ва вклю­чишь утюг – от­ту­да При­ле­пин за­го­во­рит. Вот я по­мал­ки­ваю ста­ра­тель­но в сво­ей глу­ши, лишь бы они не вол­но­ва­лись.

– Дми­т­рий Бы­ков в ста­тье «Жа­ре­ный пе­тух, он же Фе­никс» не ис­клю­ча­ет, что лет­ние по­жа­ры в Цен­т­раль­ной Рос­сии спро­во­ци­ру­ют из­ме­не­ние в жиз­ни об­ще­ст­ва. Де­рев­ни, в том ви­де, в ка­ком су­ще­ст­ву­ют сей­час, мо­гут ис­чез­нуть. А ка­ко­во твое мне­ние?

– Я не ду­маю, что по­жа­ры что-то спро­во­ци­ру­ют. Лю­ди вы­не­сут и это. По край­ней ме­ре лю­ди, ко­то­рых я на­блю­даю сей­час в де­рев­нях (а у нас то­же каж­дое ут­ро сте­лет­ся дым по во­де и го­рят в ок­ру­ге ле­са) – ни­как ме­нять­ся не со­би­ра­ют­ся, и смер­тель­ных пре­тен­зий к вла­с­ти не име­ют.

На­про­тив, как ми­ни­мум, на двух до­мах в на­шей де­ре­вуш­ке, раз­ве­ва­ет­ся три­ко­ло­ры. По­нять, что имен­но под этим три­ко­ло­ром и про­изо­ш­ло раз­ру­ше­ние лес­но­го хо­зяй­ст­ва, лю­ди по­ка не в со­сто­я­нии.

Из­ме­не­ния про­изой­дут, ког­да осы­пать­ся нач­нёт сра­зу в двух-трёх ме­с­тах. У нас же не толь­ко лес­ное хо­зяй­ст­во в та­ком не­по­треб­ном ви­де пре­бы­ва­ет – у нас ин­фра­ст­рук­ту­ра жиз­ни в це­лом дер­жит­ся на че­ст­ном сло­ве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Беседу вел Роман Сенчин




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования