Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №34-35. 20.08.2010

Сколько в душу им не плюйте

Николай ЗИНОВЬЕВ
Николай ЗИНОВЬЕВ

Итак, кто такой Ни­ко­лай Зи­но­вь­е­в: «но­вый ге­ний» или «обыч­ный ре­мес­лен­ни­к»? Во­прос, ко­неч­но, ин­те­рес­ный. Но преж­де чем ис­кать от­вет на этот во­прос, мне по­ка­зал­ся не ме­нее ин­те­рес­ным дру­гой во­прос о «про­гул­ках ха­ма», ко­то­рый пред­ва­рял при­гла­ше­ние ре­дак­ции «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» (2010, № 32–33) к по­ле­ми­ке. Что же за хам не толь­ко гу­ля­ет, но пря­мо-та­ки пу­с­тил­ся в раз­гул по стра­ни­цам «ЛР»? Ге­ор­гий Со­ло­вь­ёв, глу­бо­ко воз­му­щён­ный «ра­зу­ха­би­с­то-хам­ским па­ск­ви­лем» (име­ет­ся в ви­ду ста­тья В.Шем­шу­чен­ко о зем­ля­ке Г.Со­ло­вь­ё­ва Ни­ко­лае Зи­но­вь­е­ве) раз­ра­зил­ся от­нюдь не со­ло­вь­и­ны­ми тре­ля­ми в ад­рес ав­то­ра ста­тьи. Это не поч­ти что неж­ное «по­хам­ли­ва­ние» (оцен­ка Р.Сен­чи­ным ста­тьи В.Ш.), это да­же не юри­ди­че­с­ки кор­рект­ны про­ку­рор­ский при­го­вор, это… Луч­ше один раз ус­лы­шать са­мо­му со­ло­вь­и­ные щёл­ки, тре­с­ки и пе­ре­ли­вы. Здесь и» по­мои пло­щад­ной бра­ни одес­ско­го бин­дюж­ни­ка», и «не­до­во­с­пи­тан­ный па­пой и ма­мой» че­ло­век, и «все­знай­ка» и «про­фа­на­тор… с мос­ков­ской про­пи­с­кой» (для све­де­ния: В.Шем­шу­чен­ко про­пи­сан и жи­вёт в од­ном из рай­он­ных цен­т­ров Ле­нин­град­ской об­ла­с­ти, чуть по­боль­ше Ко­ре­нов­ска), и «ла­ки­ро­воч­но-па­т­ри­о­ти­че­с­кий вскрик из сов­ко­во­го анек­до­та», и «зо­ил», во­пи­ю­щий «в пы­лу бе­зум­но­го стё­ба», и «кар­точ­ный шу­лер», да ещё с «фа­таль­ной сле­по­той» и «ис­те­рич­ным, взра­щён­ным не­из­ве­ст­но на ка­ких хмель­ных дрож­жах «оп­ти­миз­мом» и… Ав­тор из Крас­но­да­ра (быв­ше­го Ека­те­ри­но­да­ра) не ста­вил сво­ей за­да­чей за­щи­щать Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва от на­па­док пе­тер­бург­ско­го по­эта-кри­ти­ка, он, ока­зы­ва­ет­ся, хо­тел на­пи­сать о «пор­т­ре­те сти­хов» (!) сво­е­го зем­ля­ка Н.Зи­но­вь­е­ва. Хо­ро­шо на­пи­сал! Пор­т­рет впе­чат­ля­ет! Впро­чем, что по­лу­чи­лось, то по­лу­чи­лось. Ека­те­ри­на II на не­ко­то­рых бу­ма­гах ста­ви­ла ре­зо­лю­цию «КЕМЬ!», ис­то­ри­ки зна­ют рас­ши­ф­ров­ку этой аб­бре­ви­а­ту­ры, вве­дён­ной впер­вые Пе­т­ром I. Вре­ме­на из­ме­ни­лись: бу­ма­га, как из­ве­ст­но, всё тер­пит, да­же га­зет­ная.

Но вер­нём­ся к ста­тье сто­лич­но­го «зо­и­ла». На­до че­ст­но при­знать, что она на ме­ня не про­из­ве­ла столь глу­бо­ко­го впе­чат­ле­ния. Ав­тор, пе­тер­бург­ский по­эт вы­ска­зы­ва­ет своё лич­ное мне­ние о твор­че­ст­ве по­эта Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва, в ко­то­ром, ему ка­жет­ся ма­ло­ва­то све­та, а мно­го уны­ния и по­хо­рон­ных на­ст­ро­е­ний. Ну, и что же здесь кри­ми­наль­но­го? Име­ет пол­ное пра­во. Бо­лее то­го, В.Шем­шу­чен­ко по­сле­до­ва­те­лен, он и ра­нее го­ло­со­вал про­тив при­суж­де­ния Н.Зи­но­вь­е­ву пре­мии. Это кри­ми­нал? Ко­неч­но, нет. Это ес­те­ст­вен­ное пра­во чле­на жю­ри. Осо­бый гнев у за­щит­ни­ков Н.Зи­но­вь­е­ва вы­зва­ло упо­ми­на­ние о пач­ке «Пар­ла­мен­та» в ру­ках по­эта. Так это же ис­то­ри­че­с­кий штрих к пор­т­ре­ту, не­за­ме­ни­мый для бу­ду­щих ис­то­ри­ков ли­те­ра­ту­ры. Вдруг в ре­зуль­та­те по­ле­ми­ки все друж­но при­зна­ют ко­ре­нов­ско­го пи­и­та «но­вым ге­ни­ем». И ли­те­ра­ту­ро­ве­ды бу­ду­ще­го друж­но вос­клик­нут: по­эт-то был, ко­неч­но, па­т­ри­о­том, «Свя­тую Русь» оп­ла­ки­вал, но к но­вым ре­во­лю­ци­ям не звал, не слу­чай­но по­ку­ри­вал «Пар­ла­мент», в от­ли­чие от «Бел­мор­ка­на­ла», под­чёр­ки­вал пре­иму­ще­ст­ва пар­ла­мент­ско­го (чи­тай гос­ду­мов­ско­го) эво­лю­ци­он­но­го пу­ти вхож­де­ния Рос­сии в ми­ро­вое со­об­ще­ст­во. Раз­ве ко­му-ни­будь при­дёт в го­ло­ву сей­час ос­кор­б­лять­ся за жёл­тую коф­ту Ма­я­ков­ско­го или до­мо­тка­ную ру­ба­ху на­вы­пуск Есе­ни­на и в ко­то­рой он раз­гу­ли­вал в са­ло­нах вся­ких там «гип­пи­у­сих»?

Так что не­по­нят­но мне, что же или кто сто­ит за этой раз­ду­той шу­ми­хой во­круг ста­тьи В.Шем­шу­чен­ко, по ко­ли­че­ст­ву от­кли­ков на ко­то­рую она уже при­бли­жа­ет­ся к мно­го­вод­но­му «шо­ло­хов­ско­му» «Ти­хо­му До­ну»? Не­уж­то это про­яв­ле­ние ме­с­теч­ко­во­го па­т­ри­о­тиз­ма крас­но­дар­цев? Мо­жет быть, де­ло в том, что Ва­ле­рий Га­ни­чев пред­ста­вил чи­та­те­лям кни­гу Н.Зи­но­вь­е­ва «Се­дое серд­це», как «се­дое серд­це»Рос­сии? Или чья-то ру­ка на­прав­ля­ет всё но­вые и но­вые от­кли­ки из жит­ни­цы стра­ны в сто­ли­цу под де­ви­зом: «на­ших бьют!». И что же это за ру­ка? Уж не Пав­ла ли Еме­ли­на, со­вет­ни­ка гу­бер­на­то­ра Крас­но­да­ра по ра­бо­те с прес­сой? Коман­да В.Мат­ви­ен­ко по­ка без­молв­ст­ву­ет. Толь­ко в ста­тье оп­ти­ми­ст­ки З.Боб­ко­вой («ЛР», 2010, № 29) роб­ко мельк­ну­ла под­держ­ка В.Шем­шу­чен­ко. Ей так же по­ка­за­лось, что ма­ло­ва­то оп­ти­миз­ма, а пи­са­те­ли, в том чис­ле и Н.Зи­но­вь­ев, хо­ро­нят Рос­сию. Но вер­нём­ся к от­ве­ту на по­став­лен­ный ре­дак­ци­ей во­прос: ге­ний или ре­мес­лен­ник? По­ста­нов­ка во­про­са те­с­то­вая, зо­ло­той се­ре­ди­ны не пре­ду­с­мо­т­ре­но. Итак. Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев, 50 лет, ав­тор 9 книг, ла­у­ре­ат трёх пре­мий, в том чис­ле од­ной меж­ду­на­род­ной. Не­пло­хо. Зво­ню в Дом кни­ги. Сти­хов Зи­но­вь­е­ва в са­мом круп­ном ма­га­зи­не СПБ сей­час нет, вес­ной ку­пи­ли по­след­ний эк­земп­ляр кни­ги «Мой дель­та­план» («ЭКС­МО», 2007)1. Ну что ж, по­чи­та­ем в Ин­тер­не­те.

И силь­нее, чем пра­дед и дед,

Я люб­лю свою ма­лую ро­ди­ну...

По­то­му что боль­шой уже нет.

 

Па­т­ри­о­тич­но? Да! Ге­ни­аль­но? Да нет, три­ви­аль­но, хо­тя и не­пло­хо. Это всё-та­ки не Ан­д­рей Бе­лый с его: «Ту­да, где смер­тей и бо­лез­ней / Ли­хая лег­ла ко­лея, / Ис­чез­ни в про­ст­ран­ст­во, ис­чез­ни, / Рос­сия, Рос­сия моя». Ко­неч­но, сти­хи Бе­ло­го бо­лее эмо­ци­о­наль­ны, это вы­со­кая по­эзия, при­чём, во­пре­ки рас­про­ст­ра­нён­но­му мне­нию, от­нюдь не ру­со­фоб­ская. Это сти­хи – боль. Срав­не­ние, вряд ли уме­ст­но.

А вот и иное у Зи­но­вь­е­ва «Хлеб наД­сущ­ный»: «Как Древ­ний Рим вре­мён упад­ка, / Хри­пит и кор­чит­ся стра­на. / И лишь го­ря­щая лам­пад­ка / Мне не да­ёт ска­зать: «Ха­на» / Лишь эта плош­ка с ко­зь­им жи­ром, / В ко­то­ром пла­ва­ет оса, / Мне не да­ёт с по­сты­лым ми­ром / Све­с­ти все счё­ты в пол­ча­са». Здесь уже не грусть, а пря­мо-та­ки при­бли­же­ние к су­и­ци­ду, но, к сча­с­тью, есть «плош­ка с ко­зь­им жи­ром», ко­то­рая не да­ёт по­эту со­вер­шить са­мый страш­ный для хри­с­ти­а­ни­на грех. А по­че­му там пла­ва­ет оса? Ког­да на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние, в сред­не­ве­ко­вье? Ан нет, в на­ши дни, ког­да цеп­кие ру­ки РПЦ лип­кой па­у­ти­ной об­ви­ва­ют всё жи­вое. Прав­да, с точ­ки зре­ния ор­то­док­саль­но­го хри­с­ти­ан­ст­ва не ересь ли это по­кло­нять­ся лам­пад­ке с ко­зь­им жи­ром? Срав­ним с Пуш­ки­ным: «Как эта лам­па­да блед­не­ет. / Пред яс­ным вос­хо­дом за­ри, / Так лож­ная му­д­рость мер­ца­ет и тле­ет. / Пред солн­цем ве­ли­ким ума./ Да здрав­ст­ву­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма!». Оба сти­хо­тво­ре­ния на­пи­са­ны о хри­с­ти­ан­ст­ве. Ком­мен­та­рии, ко­неч­но, нуж­ны: вы­го­рит ли ко­зий жир до кон­ца? И ес­ли да, то ког­да?

По­эт не про­хо­дит ми­мо че­ло­ве­че­с­кой тра­ге­дии, те­ма по­те­ри род­ных на вой­не – од­на из крас­ных ни­тей его твор­че­ст­ва. Сти­хо­тво­ре­ние «Мать»:

 

Там, где сквозь ог­не­ды­ша­щий чад

Солн­це на ночь в уще­лье сва­ли­лось,

Сын по­гиб...

               Чтоб до­нян­чить вну­чат,

Мать на вре­мя жи­вой при­тво­ри­лась.

 

Силь­ное сти­хо­тво­ре­ние? Да, воз­мож­но. Но но­вое ли это ре­ше­ние? Да, нет, три­ви­аль­ное, сколь­ко рас­ска­зов на­пи­са­но на эту те­му, и уже не один век. Вспом­ним хо­тя бы кре­с­ть­ян­ку, по­хо­ро­нив­шую сы­на, но хле­бав­шую щи, – по­со­лен­ные они бы­ли. Кста­ти, ни у Пуш­ки­на, ни у Лер­мон­то­ва нет сти­хо­тво­ре­ний, по­свя­щён­ных ма­те­ри или ба­буш­ке.

Чи­тая сти­хи Зи­но­вь­е­ва раз­ных лет, не­воль­но об­ра­ща­ешь вни­ма­ние на ча­с­ту­шеч­ную фор­му, к ко­то­рой тя­го­те­ет по­эт да­же в тра­ги­че­с­ких по со­дер­жа­нию сти­хах о со­вре­мен­но­с­ти: «На ве­т­ру дро­жит осин­ка, / Хле­щет вет­кой по гла­зам: / Не гля­ди, как гроб из цин­ка / Из Чеч­ни ле­тит в Ря­зань». Не толь­ко не гля­деть, но да­же и слу­шать это не хо­те­лось бы, да про­стят ме­ня по­клон­ни­ки та­лан­та это­го по­эта, ес­ли, ко­неч­но по­доб­ное твор­че­ст­во мож­но на­звать по­эзи­ей. Фор­ма всё-та­ки долж­на со­от­вет­ст­во­вать со­дер­жа­нию, те­ме сти­ха. Ср. с по­эзи­ей «чёр­но­го юмо­ра» Оле­га Гри­го­рь­е­ва за не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий до по­яв­ле­ния сти­хов Зи­но­вь­е­ва: «Я спро­сил эле­к­т­ри­ка Пе­т­ро­ва, / По­че­му у вас на шее про­вод. / Ни­че­го Пе­т­ров не от­ве­чал, / Толь­ко ти­хо бо­та­ми ка­чал». Чёр­ный юмор – это от­ча­с­ти жанр, близ­кий к твор­че­с­ко­му ме­то­ду Н.Зи­но­вь­е­ва. Воз­мож­но, вы­би­рая та­кую фор­му, ав­тор тем са­мым де­мон­ст­ри­ру­ет свою бли­зость к на­ро­ду, к зем­ле, за­ра­ба­ты­вая, по-ви­ди­мо­му, вы­со­кий ти­тул «кре­с­ть­ян­ско­го по­эта».

Ни­ко­лаю Зи­но­вь­е­ву нель­зя от­ка­зать в на­род­ном юмо­ре, ко­то­рый про­ры­ва­ет­ся в не­ко­то­рых его сти­хах. Вот, на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние с пре­тен­зи­ей на фи­ло­соф­ское на­зва­ние «Бес­смер­тие».

 

Ту­чи си­зые на­вис­ли.

Глубь Рос­сии. Ночь. Вок­зал.

«По­ни­ма­ешь, не­ту жиз­ни», –

Му­жи­ку му­жик ска­зал.

Про­ка­ти­лась по бу­фе­ту

Эта фра­за. Ста­ли пить:

«На­ли­вай! Где жиз­ни не­ту,

Там от­ку­да смер­ти быть?»

 

Ос­т­ро­ум­но? Да! Афо­ри­с­тич­но? Да! На­род­но? Да! А по­эзия ли это? Без ком­мен­та­ри­ев.

Есть у Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва и до­стой­ные ли­ри­че­с­кие сти­хо­тво­ре­ния, ког­да «из­му­чен­ный тре­во­гой» он идёт как для очи­ще­ния к вер­но­му дру­гу – реч­ке, есть под­ра­жа­тель­ные сти­хи – по­ре­же Есе­ни­ну, по­ча­ще Юрию Куз­не­цо­ву. Мо­жет быть, есть и са­мо­быт­ные, ав­тор­ские на­ход­ки. Все де­вять книг не­до­ступ­ны се­вер­но­му чи­та­те­лю, а по от­ры­воч­ным под­бор­кам в раз­ных жур­на­лах труд­но со­здать аб­со­лют­но точ­ное пред­став­ле­ние о всём твор­че­с­ком пу­ти по­эта. Един­ст­вен­ное, что мож­но ут­верж­дать до­сто­вер­но – это тен­ден­цию к псев­до­на­род­но­с­ти, ча­с­туш­кам в сти­ле «a la russe» ос­т­ро по­ли­ти­че­с­ко­го со­дер­жа­ния:

 

Па­ре­нёк, а ну не кис­ни!

Не си­ди, как ис­ту­кан.

За здо­ро­вый об­раз жиз­ни

На­ли­вай пол­ней ста­кан.

Ну-ка, Да­ша, выйдь па­ра­дом,

Всем фа­са­дом по­ка­жись!

По­ка­жи крем­лёв­ским га­дам,

Что жи­ва в Рос­сии жизнь.

Объ­яс­ни им, шай­ке-сбро­ду,

Что на­род – не куч­ка тли.

По­ка­зать язык на­ро­ду

Мож­но толь­ко из пет­ли.

 

Эх, гар­мо­ни­с­та бы, да и пря­мо на за­ва­лин­ку. Да и фи­нал поч­ти оп­ти­ми­с­ти­чен. Толь­ко вот язык ли по­ка­зы­ва­ет власть на­ро­ду? Мне ка­жет­ся, дру­гую фи­гу­ру или да­же дру­гое ме­с­то.

Что же ка­са­ет­ся от­ве­та на по­став­лен­ные ре­дак­ци­ей во­про­сы, то от­вет дал сам Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев:

 

А по­эты – те же лю­ди,

Толь­ко боль­ше в них Хри­с­та.

Сколь­ко в ду­шу им ни плюй­те –

Всё рав­но она чи­с­та.

 

И на этой чи­с­то­те ду­ши всех по­этов, я по­ла­гаю мож­но и ус­по­ко­ить рябь, раз­бе­жав­шу­ю­ся по все­му оке­а­ну «ЛР» по­сле пуб­ли­ка­ции ста­тьи «ко­ро­ля по­этов» (2010) Вла­ди­ми­ра Шем­шу­чен­ко о по­эте, ла­у­ре­а­те трёх пре­мий, Ни­ко­лае Зи­но­вь­е­ве.

  

Татьяна ЛЕСТЕВА,

Г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ


1 Ав­тор этой кни­ги дру­гой Ни­ко­лай Зи­но­вь­ев – по­эт-пе­сен­ник. – Прим. ред.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования