Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №34-35. 20.08.2010

Расцвет писательской малолетки

1. Ска­зоч­ные ил­лю­зии

 

– Всё странь­ше и странь­ше! –  вскри­ча­ла Али­са.

От изум­ле­ния она сов­сем за­бы­ла, как нуж­но го­во­рить.

Л.Кэр­ролл.

Али­са в Стра­не чу­дес.

 

Алиса Ганиева
Алиса Ганиева

Мне нра­вит­ся фильм «Воз­душ­ная тюрь­ма». В нём есть всё – Джон Мал­ко­вич – для ак­тёр­ской иг­ры, Ник­ки Кейдж – для бо­е­ви­ка, Стив Бу­ше­ми – для ко­ме­дии и Джон Кью­сак – для ге­ев. Это как швед­ский стол.

Наш от­вет «гур­ман­ст­ву» аме­ри­кан­ско­го блок­ба­с­те­ра – Али­са Га­ни­е­ва. Она вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ный шам­пунь от пер­хо­ти 3 в 1: кри­тик, ска­зоч­ни­ца по ве­ле­нию «НГ Ex libris» и про­за­ик в при­да­чу. В боль­шую ли­те­ра­ту­ру ма­хач­ка­лин­ская ме­да­ли­ст­ка и вы­пу­ск­ни­ца Ли­тин­сти­ту­та де­воч­ка Али­са вре­за­лась. Удар этот был силь­ным и вну­ша­ю­щим до­ве­рие. Лейбл «Га­ни­е­ва» за по­след­ние не­сколь­ко лет хо­ро­шо се­бя за­ре­ко­мен­до­вал и поль­зу­ет­ся у ли­те­ра­тур­но­го на­се­ле­ния стра­ны по­чё­том и ува­же­ни­ем. Али­са «од­на из не­мно­гих, кто мо­жет со­здать строй­ную си­с­те­му суж­де­ний, ох­ва­тить боль­шой объ­ём ма­те­ри­а­ла и вы­явить не ле­жа­щие на по­верх­но­с­ти, но важ­ные и су­ще­ст­вен­ные за­ко­но­мер­но­с­ти. Че­ло­век с ис­тин­но на­уч­ным скла­дом мы­ш­ле­ния» и при этом, что не­ма­ло­важ­но «об­ла­да­ет пре­крас­ным ха­рак­те­ром: не­зло­па­мят­на, чут­кий то­ва­рищ, аб­со­лют­но веж­ли­ва и кор­рект­на, хо­ро­шо вос­пи­тан­на, урав­но­ве­шен­на, нрав­ст­вен­но бе­зу­преч­на. Не де­вуш­ка – меч­та». Это ха­рак­те­ри­с­ти­ка от Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва для «на­град­но­го ли­с­та» к ме­да­ли «За за­слу­ги пе­ред ли­те­ра­тур­ным со­об­ще­ст­вом».

Под­би­рая ма­те­ри­ал, я уми­лял­ся то­му, как Али­са рас­ска­зы­ва­ла о сво­ём ме­даль­ном со­чи­не­нии в шко­ле, ви­дать, оно и пре­до­пре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу из­ве­ст­ной мос­ков­ской кри­ти­кес­се. Зна­е­те, есть та­кой ти­паж – очень тро­га­тель­ные, очень пра­виль­ные, на­чи­тан­ные с боль­ши­ми бе­лы­ми бан­та­ми, при­леж­ные и ак­ку­рат­ные, урож­дён­ные от­лич­ни­цы, эда­кая гор­дость шко­лы с ко­сич­ка­ми «крен­дель­ком».

Пи­шет Али­са дей­ст­ви­тель­но мно­го и ка­че­ст­вен­но. Я бы да­же ска­зал пра­виль­но, «без суч­ка и за­до­рин­ки», а в по­след­нее вре­мя в её кри­ти­че­с­ких ста­ть­ях ря­бит ещё и на­уч­ная со­став­ля­ю­щая, уве­рен, уже пи­шет­ся ги­по­те­за для кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции. Сре­ди со­вре­мен­ных кри­ти­ков как-то нын­че мод­но быть со сте­пе­нью.

И всё бы ни­че­го, пи­са­ла бы се­бе Али­са ста­тьи, ко­го хва­ли­ла, ко­го ху­ли­ла, кра­па­ла бы кан­ди­дат­скую, но в ка­кой-то мо­мент на­ша «при­леж­ная де­воч­ка» по­чув­ст­во­ва­ла, что кри­ти­че­с­ко­го «ко­ро­лев­ст­ва ма­ло­ва­то, раз­вер­нуть не­где».

Это пре­крас­но, ког­да ты вдруг по­ни­ма­ешь, что ещё не по­те­рял спо­соб­ность удив­лять са­мо­го се­бя. На­ча­ла Га­ни­е­ва ос­то­рож­но – с экс­пе­ри­мен­таль­ных ска­зок, это был проб­ный шар: прой­дёт не прой­дёт. Ес­те­ст­вен­но, род­ная га­зе­та «НГ Ex libris» пуб­ли­ко­ва­ла всё, спе­ци­аль­но от­крыв для это­го «Дет­ский уго­лок», прав­да, я там не уви­дел ска­зок дру­гих со­труд­ни­ков га­зе­ты или ав­то­ров со сто­ро­ны. Али­са са­ма при­зна­ёт­ся, что её «ска­за­ния» пе­ри­о­ди­че­с­ки под­вер­га­лись кри­ти­че­с­ким на­па­де­ни­ям, и да­же мно­го­ува­жа­е­мый Эду­ард Ус­пен­ский рас­сер­чал не на шут­ку на пи­са­ни­ну мо­ло­дой ска­зоч­ни­цы, но А.Га­ни­е­ву это ни­ско­леч­ко не обес­ку­ра­жи­ва­ло. Её тво­ре­ния в «Дет­ском угол­ке» до сих пор по­яв­ля­ют­ся с за­вид­ной по­сто­ян­но­с­тью.

Ког­да ру­шат­ся ве­ли­кие го­су­дар­ст­ва, они ос­тав­ля­ют по­сле се­бя не толь­ко ве­ли­кую ли­те­ра­ту­ру, но и сказ­ки, а ес­ли они ру­шат­ся слиш­ком бы­с­т­ро, как им­пе­рии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го или На­по­ле­о­на или СССР, то от них по край­ней ме­ре ос­та­ёт­ся миф, из ми­фа – в дру­гом ме­с­те и в дру­гом вре­ме­ни – вы­ра­с­та­ет опять-та­ки ве­ли­кая ли­те­ра­ту­ра и но­вые сказ­ки. Бри­тан­ская им­пе­рия име­ла сво­их ска­зоч­ни­ков, скан­ди­на­вы сво­их, у фран­цу­зов был Эк­зе­пю­ри, у СССР – Бар­то, Ми­хал­ков, Мар­шак, Но­сов, а кто сей­час?! Ни­ко­го, ме­с­то ва­кант­ное, прав­да, ос­тал­ся тот же Ус­пен­ский, к при­ме­ру, но но­вых-то нет.

В та­ком ска­зоч­ном ва­ку­у­ме хо­чет­ся по­кло­нить­ся ушед­шим и ос­тав­шим­ся ста­ри­кам эпо­хи СССР: «Спа­си­бо, что воз­вра­ща­е­те нас в дет­ст­во». А пер­со­наль­но но­во­яв­лен­ной ска­зоч­ни­це Али­се Га­ни­е­вой про­шеп­тать что-то в ду­хе «ава­да ке­да­в­ра», по­то­му что кри­ти­ко­вать её не­бы­ли­цы столь же не­веж­ли­во, как и под­тру­ни­вать над внеш­но­с­тью чу­жих де­тей – кем-то глу­бо­ко лю­би­мых.

Аме­ри­ки не от­крою, что во всех сказ­ках те­ма фак­ти­че­с­ки од­на, толь­ко рас­ска­зы­ва­ет­ся она по-раз­но­му: до­б­ро все­гда по­беж­да­ет зло. Тог­да и Уго­лов­ный Ко­декс боль­шая и тол­стая сказ­ка – там до­б­ро все­гда по­беж­да­ет; пре­ступ­ник все­гда зна­ет, что бу­дет ес­ли…

Сказ­ки Али­сы кажутся че­рес­чур тра­фа­рет­ны­ми, без­жиз­нен­ны­ми, поч­ти все име­ют нра­во­учи­тель­ный под­текст, ду­а­ли­с­ти­че­с­кую ос­но­ву и дей­ст­ву­ют по прин­ци­пу, что прав­да для де­ре­ва, то ложь для то­по­ра. Им да­ле­ко до ма­те­ма­ти­че­с­кой ло­ги­ки За­зер­ка­лья Кэр­рол­ла, оду­хо­тво­рён­но­с­ти Сель­мы Ла­гер­леф, до­б­рой ми­с­ти­фи­ка­ции Ас­т­рид Линд­грен, со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­с­ти Джан­ни Ро­да­ри, дет­ской не­по­сред­ст­вен­но­с­ти со­зда­те­ля «Зо­ва джун­г­лей» Р.Кип­лин­га, гу­ман­но­с­ти ска­зоч­но­го прин­ца Эк­зе­пю­ри, и по­это­му вряд ли они бу­дут по­нят­ны тем, для ко­го они на­пи­са­ны. Маль­чик Ми­ша, ко­то­рый в один пре­крас­ный день ра­зу­чил­ся раз­го­ва­ри­вать; пре­хо­ро­шень­кая де­воч­ка Ели­за­ве­та с ним­бом свя­той му­че­ни­цы; стран­ная Ве­ро­ни­ка пре­вра­тив­ша­я­ся в ни­точ­ку; во­оду­шев­лён­ный маль­чик, го­во­ря­щий с не­о­ду­шев­лен­ны­ми пред­ме­та­ми; Ва­ся с Ло­пу­хом вну­т­ри и т.д. – сплош­ная ска­зоч­ная ике­ба­на при ус­ло­вии, что каж­дый из на­зван­ных ге­рой был бы в бу­ке­те, а не по от­дель­но­с­ти, а так – они лишь до бо­ли зна­ко­мые ро­маш­ка, гвоз­дич­ка да ро­зоч­ка. И сказ­ки по­лу­чи­лись ак­ку­рат­ны­ми, но не­на­сто­я­щи­ми, на­ду­ман­ны­ми. У них есть фор­ма, не­мно­го­слов­ность, от­сут­ст­ву­ют по­вис­шие в воз­ду­хе сю­жет­ные ли­нии – эти до­сто­ин­ст­ва вы най­дё­те в сказ­ках Али­сы Га­ни­е­вой, но им не хва­та­ет глав­но­го: воз­вы­шен­но­го иде­а­лиз­ма, ис­кро­мет­но­с­ти, ду­хов­но­го про­ник­но­ве­ния, про­буж­да­ю­щего в де­тях пре­крас­ные чув­ст­ва, за­став­ля­ю­щие их жить в до­б­ро­де­те­ли и спра­вед­ли­во­с­ти.

Кри­с­талл по­то­му и кри­с­талл, что у не­го есть гра­ни. Сказ­ки Али­сы Га­ни­е­вой да­же не стра­зы Сва­ров­ско­го, по­ка, а, к со­жа­ле­нию, би­тое гру­бое бу­ты­лоч­ное стек­ло.

Ска­жи мне что-то пло­хое, я ска­жу, что в нём хо­ро­ше­го.

– Сей­час раз­бил­ся ав­то­бус, с де­ть­ми…

– Де­ти по­па­ли в рай, ав­то­бус боль­ше не за­гряз­ня­ет сре­ду.

Сказ­ки не долж­ны пи­сать­ся по ста­ро­му бра­зиль­ско­му прин­ци­пу: вы за­бьё­те нам, сколь­ко смо­же­те, а мы вам – сколь­ко за­хо­тим! Ес­ли транс­фор­ми­ро­вать в фор­му­лу на­пи­са­ния Али­сой Га­ни­е­вой, то по­лу­чит­ся: я на­пи­шу, сколь­ко мне за­бла­го­рас­су­дит­ся, и не вам ре­шать – сказ­ки это или нет. Ес­ли я их на­зва­ла сказ­ка­ми, зна­чит – это сказ­ки.

Та­лант, это не мно­го­лет­ний дуб, ко­то­рый вы­сто­ял в бу­ре. Это хруп­кий цве­ток, ко­то­рый рас­пу­с­ка­ет­ся под сне­гом. Че­ло­век – не хо­зя­ин сво­е­го та­лан­та, он толь­ко его про­вод­ник. И тот, кто это­го не по­ни­ма­ет, од­наж­ды ут­ром про­сы­па­ет­ся без­дар­ным.

Я в дет­ст­ве ве­рил, что го­мо­сек – это та­кой го­су­дар­ст­вен­ный се­к­ре­тарь. Как-то до­вёл от­ца до ико­ты, во­про­сив: «Кто был по­след­ним го­мо­се­ком Поль­ши?».

Го­во­рят, что пи­сать на­учить нель­зя, я с этим со­гла­сен, но за­то мож­но на­ст­ро­ить че­ло­ве­ка на то, что пи­са­тель­ст­во, ли­те­ра­ту­ра – де­ло се­рь­ёз­ное и важ­ное.

Рус­ский че­ло­век ве­рит: ес­ли сме­шать пи­во с вод­кой, по­лу­чит­ся ал­ко­голь­ный кок­тейль кре­по­с­тью в со­рок пять с по­ло­ви­ной гра­ду­сов. Али­са Га­ни­е­ва счи­та­ет: ес­ли сме­шать се­рую, уны­лую обы­ден­ность и раз­ба­вить дет­ской не­по­сред­ст­вен­но­с­тью, по­лу­чит­ся сказ­ка. Мне же хо­чет­ся спро­сить Али­су, ка­кой смысл жить, ес­ли те­бе уже объ­яс­ни­ли раз­ни­цу меж­ду яб­ло­ком и ве­ло­си­пе­дом? Вот ес­ли бы уку­сить ве­ло­си­пед и осед­лать яб­ло­ко, тог­да бы я сам уз­нал, в чём раз­ни­ца.

Чи­тая сказ­ки двад­ца­ти­пя­ти­лет­ней Га­ни­е­вой, пи­шу­щей се­рь­ёз­ные кри­ти­че­с­кие ста­тьи, не­до­уме­ва­ешь, за­чем «при­леж­ная де­воч­ка» пе­ри­о­ди­че­с­ки впа­да­ет в дет­ст­во? Я по­ни­маю, что у каж­до­го из нас свои та­ра­ка­ны в го­ло­ве. Я – не ис­клю­че­ние из пра­вил, но ме­ня бес­по­ко­ит, что кра­си­вая де­воч­ка Али­са мо­жет и впрямь оши­боч­но по­ве­рить, что она ска­зоч­ни­ца при от­сут­ст­вии «рас­ши­ре­ния фан­та­зии». Но ведь это толь­ко ил­лю­зия… Бо­юсь, при­леж­ная де­воч­ка вы­бра­ла не ту меч­ту…

P.S. «Вста­вай, Ко­лумб»! – так бу­ди­ла ме­ня ма­ма, каж­дое ут­ро, на­по­ми­ная, что Аме­ри­ка уже от­кры­та.

В один пре­крас­ный день при­леж­ная де­воч­ка Али­са про­сну­лась и по­ня­ла, что ей уже не хо­чет­ся пи­сать оче­ред­ную сказ­ку, ей по­же­ла­лось на­пи­сать не­что вы­да­ю­ще­е­ся, за­по­ми­на­ю­ще­е­ся, что при­нес­ло бы ей не толь­ко сла­ву, но и пре­мию «Де­бют», тем бо­лее что воз­ра­ст­ные сро­ки под­жи­ма­ли. Так по­явил­ся «Дал­гат», но это уже сов­сем дру­гая ис­то­рия и статья…

  

2. Писательский дебют или конъюнктурный выбор

 

На «Дал­га­та», яко­бы на­пи­сан­но­го Гул­лой Хи­ра­че­вым, ли­те­ра­тур­ная об­ще­ст­вен­ность сре­а­ги­ро­ва­ло до­б­ро­же­ла­тель­но, но что на по­весть про­льёт­ся ат­трак­ци­он не­слы­хан­ной кри­ти­че­с­кой ще­д­ро­ты, уве­рен, да­же са­ма Али­са Га­ни­е­ва не ожи­да­ла. По­ло­жи­тель­ная па­то­ка так и ли­лась со всех га­зет до ос­ко­ми­ны в зу­бах, ин­тер­вью раз­да­ва­лось на­ле­во и на­пра­во. «Хва­ли­те ме­ня, хва­ли­те», в прин­ци­пе та­кой был лейт­мо­тив. Юлия Бо­ри­со­ва из «Но­вой га­зе­ты» вза­хлёб до­ка­зы­ва­ла, что та­ких яр­ких де­бю­тов в ли­те­ра­ту­ре дав­но не бы­ло, что не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­с­ти и ука­зы­ва­ет, что кор­ре­с­пон­дент ува­жа­е­мый га­зе­ты пло­хо сле­дит за ли­те­ра­тур­ным про­цес­сом. Каж­дый год нас ос­ча­ст­лив­ли­ва­ет ка­ким-то яр­ким де­бю­том. К при­ме­ру, 2008/2009 – это был год Ма­ри­ам Пе­т­ро­сян и её «До­ма».

Не­ко­то­рые кри­ти­ки не­об­ду­ман­но срав­ни­ва­ли «Дал­га­та» с Ис­кан­де­ров­ским «Сан­д­ро», что уж про­сто ни в ка­кие во­ро­та не лез­ло.

Стен­даль ут­верж­дал, что «пи­са­тель не дол­жен ду­мать о кри­ти­ке, так же как сол­дат о гос­пи­та­ле», но на взгляд Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра «не вся­кая кри­ти­ка – мысль, но вся­кая мысль – кри­ти­ка. Мысль не име­ет дру­гой фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния.

У пер­вой по­ве­с­ти Али­сы Га­ни­е­вой, что не­ма­ло­важ­но, есть ху­до­же­ст­вен­ная убе­ди­тель­ность. Пор­т­рет­ные за­ри­сов­ки точ­ны и яр­ки, со­бы­тия – не­за­бы­ва­е­мы. «Дал­га­та» от­ли­ча­ет ес­те­ст­вен­ность сти­ля, от­сут­ст­вие ка­те­го­рич­но­с­ти, по­сто­ян­ный по­иск ис­ти­ны, не­по­вто­ри­мость язы­ка, он как жи­вое те­ло. Уве­рен, «жи­вое те­ло» язы­ка в со­че­та­нии со столь же жи­вой, по­сто­ян­но ме­ня­ю­щей­ся, дви­жу­щей­ся, ищу­щей мыс­лью и со­зда­ва­ли изо­б­ра­же­ние, об­ла­да­ю­щее си­лой ху­до­же­ст­вен­но ос­мыс­лен­ной под­лин­но­с­ти.

Гулла Хирачев на боевом коне
Гулла Хирачев на боевом коне

Хе­мин­гу­эй сво­им пи­са­тель­ским де­ви­зом взял яс­ность. «Обя­за­тель­ной чер­той хо­ро­ше­го пи­са­те­ля яв­ля­ет­ся яс­ность», – пи­сал он. Пи­сать с че­ст­ной яс­но­с­тью – го­раз­до труд­нее, чем пи­сать с пред­на­ме­рен­ной слож­но­с­тью. Стиль пи­са­те­ля дол­жен быть чет­ким и яс­ным, его во­об­ра­же­ние – бо­га­тым и опи­ра­ю­щим­ся на ре­аль­ность, а его сло­ва – про­сты­ми и энер­гич­ны­ми. Ве­ли­кие пи­са­те­ли об­ла­да­ют да­ром ве­ли­ко­леп­ной крат­ко­сти.

Али­са Га­ни­е­ва как вы­пу­ск­ни­ца Ли­та, как кри­тик, эти про­пис­ные ис­ти­ны хо­ро­шо зна­ла, от­сю­да и ха­рак­тер­ные чер­ты за­рож­да­ю­ще­го её сти­ля – мо­биль­ная сжа­тость язы­ка, но при этом вы­пук­лость, зри­мость опи­са­ний, об­на­жён­ность сло­ва, уме­ние опу­с­тить не­о­бя­за­тель­ное. И ес­ли мож­но вос­тор­гать­ся точ­но­с­тью ма­хач­ка­лин­ско­го бы­то­пи­са­ния, то вот глу­би­ны пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го ана­ли­за не­до­ста­ёт. Али­са, не го­нись за внеш­ним, по­мни о том, что вну­т­ри, – в этом раз­гад­ка та­лан­та пи­са­те­ля. Для это­го не обя­за­тель­но быть Тол­стым или До­сто­ев­ским, про­сто каж­дая фра­за долж­на не­сти осо­бую смыс­ло­вую на­груз­ку.

Ис­кан­дер-про­за­ик от­ли­ча­ет­ся бо­гат­ст­вом во­об­ра­же­ния. Ис­кан­дер пред­по­чи­та­ет по­ве­ст­во­ва­ние от пер­во­го ли­ца, вы­сту­пая в ро­ли яв­но близ­ко­го са­мо­му ав­то­ру рас­сказ­чи­ка, охот­но и да­ле­ко от­кло­ня­ю­ще­го­ся от те­мы, ко­то­рый сре­ди тон­ких на­блю­де­ний не упу­с­ка­ет слу­чая с юмо­ром и кри­ти­че­с­ки вы­ска­зать­ся о со­вре­мен­но­с­ти.

«Дал­гат» по боль­шо­му прин­ци­пу – это по­весть о «ма­лой ро­ди­не», и с ка­ким чув­ст­вом че­ло­век к ней от­но­сит­ся, мож­но су­дить и о са­мом че­ло­ве­ке. Али­се Га­ни­е­вой уда­лось вы­хва­тить из ко­ст­ра го­ря­щий уго­лёк и на­пи­сать им, к со­жа­ле­нию, толь­ко мно­го­обе­ща­ю­щую яр­кую за­ри­сов­ку.

У Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра «ма­лая ро­ди­на» из бес­ко­неч­но до­ро­го­го, но за­хо­лу­ст­но­го угол­ка ста­но­вит­ся сре­до­то­чи­ем прав­ды о ми­ре и кри­те­ри­ем его оцен­ки, – од­но из ху­до­же­ст­вен­ных от­кры­тий ли­те­ра­ту­ры XX ве­ка, ког­да ав­тор­ское «все­ве­де­нье» ста­ло ус­лов­но­с­тью. Ис­кан­де­ру фак­ти­че­с­ки уда­лось то, что уда­ва­лось еди­ни­цам (Ч.Айт­ма­тов, Н.Дум­бад­зе). Пре­об­ра­зив Аб­ха­зию в центр ми­ро­зда­ния, пи­са­тель сде­лал дом sancta sanctorum это­го ми­ра, а его оби­та­те­лей – род­ст­вен­ни­ков, со­се­дей, зна­ко­мых, их по­том­ков и пред­ков – ге­ро­я­ми сво­их про­из­ве­де­ний.

Марк Твен ут­верж­дал: что­бы эпи­че­с­ки по­чув­ст­во­вать и знать ма­те­ри­ал, на­до ми­ни­мум 20 лет ва­рить­ся в ка­ком-то оп­ре­де­лён­ном кот­ле ху­до­же­ст­вен­ном. Толь­ко тог­да ус­ва­и­ва­ют­ся ми­к­ро­эле­мен­ты, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для на­сто­я­ще­го ху­до­же­ст­вен­но­го зна­ния пред­ме­та.

Ф.Ис­кан­де­ру уда­лось со­здать Че­гем­ский мир, ему хва­та­ло ма­те­ри­а­ла и жиз­нен­ных впе­чат­ле­ний, хо­тя пи­са­тель дав­но жи­вёт в Моск­ве.

Ис­кан­дер ве­рен глав­ной тра­ди­ции рус­ской клас­си­ки – най­ти в че­ло­ве­ке че­ло­ве­че­с­кое, да­же ес­ли он ни­ког­да че­ло­ве­ком не был. По­это­му и кро­ва­вые «Пи­ры Вал­та­са­ра» вос­при­ни­ма­ют­ся, не­смо­т­ря на весь тра­гизм, как зна­ко­мая сказ­ка. Де­ма­го­ги­че­с­кая ти­ра­да ти­ра­на: «Не мы са­жа­ем – на­род са­жа­ет», – к ве­ли­чай­ше­му со­жа­ле­нию, прав­да. Ес­ли бы на­род не хо­тел, Ста­лин бы не са­жал. Все ти­ра­ны на са­мом де­ле идут на по­во­ду у тол­пы. В этом се­к­рет их не­ис­ся­ка­е­мой по­пу­ляр­но­с­ти. По­жа­луй, толь­ко Ис­кан­дер раз­гля­дел ты­ся­че­лет­ние вос­точ­ные кор­ни ста­лин­ско­го тер­ро­ра. На пи­ру Ста­лин ни­ко­го не уби­ва­ет, кро­ме осы, по­пав­шей на зуб­цы его вил­ки. Жаль толь­ко, что вме­с­те с той осой на вил­ку ока­за­лась на­са­жен­ной вся стра­на.

Али­са Га­ни­е­ва из-за сво­е­го пи­са­тель­ско­го «ма­ло­лет­ст­ва» по­ка не за­пас­лась до­ста­точ­ным ко­ли­че­ст­вом ми­к­ро­эле­мен­тов, что­бы про­дол­жить пи­сать «по­хож­де­ния» Дал­га­та, о чём она не­од­но­крат­но де­ла­ла на­мё­ки.

По­ве­с­ти не хва­та­ет глав­но­го – «му­д­ро­с­ти, на­сто­ян­ной на со­ве­с­ти», воз­мож­но, та­кая эпи­че­с­кая за­да­ча и не ста­ви­лась.

Вот по­это­му и воз­ни­ка­ет чув­ст­во конъ­юнк­тур­но­с­ти по­ве­с­ти. Я чи­тал «Дал­га­та» дваж­ды. Пер­вый раз, ещё до объ­яв­ле­ния по­бе­ди­те­ля «Де­бю­та» мы с дру­гом бы­ли бе­зо­го­во­роч­но уве­ре­ны в по­бе­де Гул­лы Хи­ра­че­ва, хо­тя уже тог­да ме­ня на­сто­ро­жи­ла гос­по­жа Ольга Слав­ни­ко­ва сво­и­ми хва­леб­ны­ми вос­пе­ва­ни­я­ми в ад­рес пре­тен­ден­та. Не на­до быть се­ми пя­дей во лбу, что­бы по­нять – имя по­бе­ди­те­ля уже бы­ло за­ра­нее пре­до­пре­де­ле­но. Хо­тя, сов­сем не­дав­но, имя бу­ке­ро­нос­ца 2009 го­да так­же бы­ло кри­ти­кой за­ра­нее пре­ду­го­тов­ле­но Ро­ма­ну Сен­чи­ну, но пре­мия уш­ла сов­сем в дру­гие ру­ки.

Два об­сто­я­тель­ст­ва на­тал­ки­ва­ют на мысль о конъ­юнк­тур­но­с­ти «Дал­га­та». Али­са ус­пе­ла его на­пи­сать в ка­нун сво­е­го двад­ца­ти­пя­ти­ле­тия, по­че­му не рань­ше или поз­же – то­ро­пи­лась ус­петь, и ду­маю, что под­пи­са­лась Гул­лой Хи­ра­че­вым, по­то­му что жю­ри, зна­ю­щее Га­ни­е­ву как кри­ти­ка, мог­ло про­сто её про­ка­тить как про­за­и­ка. Что из­ви­ни­тель­но для на­чи­на­ю­ще­го Гул­лы Хи­ра­че­ва, не­про­сти­тель­но для про­за­и­ка Али­сы Га­ни­е­вой. Моск­ва го­то­ва бы­ла ру­ко­пле­с­кать не­из­ве­ст­но­му, но та­лант­ли­во­му Гул­ле, но ни­как из­ве­ст­ной кри­ти­кес­се А.Га­ни­е­вой. Уве­рен, жю­ри ис­пы­та­ло оп­ре­де­лён­ный шок, ког­да об­ман рас­крыл­ся, но на­до бы­ло блю­с­ти ли­цо пре­мии – и всё по­да­лось в ви­де ми­лой и за­бав­ной шут­ки, но иг­ры в фан­то­мов по­рой так опас­ны и не­пред­ска­зу­е­мы…

Од­но из за­бав­ных свойств че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды за­клю­ча­ет­ся в том, что каж­дый че­ло­век стре­мит­ся до­иг­ры­вать соб­ст­вен­ный об­раз, на­вя­зан­ный ему ок­ру­жа­ю­щи­ми людь­ми. Иной пи­щит, а до­иг­ры­ва­ет.

Те­ма не­спо­кой­но­го Кав­ка­за, по­ка­зан­но­го в мир­ной об­ста­нов­ке – это сто­про­цент­ное яб­лоч­ко, это вам не опи­са­ние «офис­но­го» планк­то­на. Бо­лее то­го, мир­ный Кав­каз – это уже да­же не ли­те­ра­тур­ная вот­чи­на, а по­ли­ти­че­с­кая, уве­рен, по­это­му Гул­ла из да­лё­кой Ма­хач­ка­лы был сра­зу пе­ре­на­прав­лен гос­по­жой Слав­ни­ко­вой в шорт-лист, в её по­ли­ти­че­с­ком чу­тье я ни кап­ли не со­мне­ва­юсь.

Мож­но дол­го ло­мать ко­пья и что-то друг дру­гу до­ка­зы­вать, но не­со­мнен­ная за­слу­га Али­сы Га­ни­е­вой в том, что её «Дал­гат» – об­на­дё­жи­ва­ю­щий взгляд на жизнь, бо­лее то­го, ме­та­ния глав­но­го ге­роя по Ма­хач­ка­ле – это не­мно­жеч­ко прит­ча, ко­то­рую на­до дол­го ис­тол­ко­вы­вать, про­ни­кая в по­та­ён­ные глу­би­ны спря­тан­но­го в ней смыс­ла.

Для то­го что­бы пи­сать о Да­ге­с­та­не, на­до об­ла­дать ли­те­ра­тур­ной сме­ло­с­тью и му­д­ро­с­тью. Али­са Га­ни­е­ва ста­вит мно­же­ст­во про­блем в сво­ём «Дал­га­те», обо­ст­ря­ет, как она счи­та­ет, «ос­т­рые уг­лы», очень хо­чет, что­бы её по­весть про­чи­та­ли «хо­тя бы сто че­ло­век обыч­ных мо­ло­дых да­ге­с­тан­цев, из тех, что во­об­ще не чи­та­ют со­вре­мен­ных книг».

«Куль­ту­ра – это не ко­ли­че­ст­во про­чи­тан­ных книг, а ко­ли­че­ст­во по­ня­тых», – ска­зал од­наж­ды Фа­зиль Ис­кан­дер, уве­рен, к это­му и стре­мит­ся А.Га­ни­е­ва.

Быть по­ня­той че­рез сво­е­го «Дал­га­та» для Али­сы – это ещё и са­мо­ут­верж­де­ние как пи­са­те­ля, ибо «ху­дож­ник, ко­то­рый, по су­ти, за­ни­ма­ет­ся при­ра­ще­ни­ем бы­тия, не­смо­т­ря на всю ир­ра­ци­о­наль­ность сво­их вну­т­рен­них эмо­ци­о­наль­ных про­цес­сов, все­гда опо­сре­до­ван пер­вым пла­ном ре­аль­но­с­ти: би­о­гра­фи­ей, ха­рак­те­ром, до­су­гом, чуть ли не со­сло­ви­ем...»

А по­это­му пи­са­тель­ской уда­чи те­бе, Али­са Га­ни­е­ва, не пре­бы­вай «в пле­ну ли­тин­сти­ту­тов­ских кун­штю­ков», и у те­бя всё по­лу­чит­ся. Лич­но я в это ве­рю ибо «по­ка мы жи­вы, мы долж­ны по­дать друг дру­гу ру­ки, что­бы по­мочь на­шим ду­шам стать бес­смерт­ны­ми».

С Али­сы Га­ни­е­вой пи­са­тель по­лу­чит­ся, ибо её че­ло­ве­че­с­кие ка­че­ст­ва гар­мо­нич­но со­че­та­ют­ся с силь­ной во­лей и ха­рак­те­ром плюс тру­до­лю­бие.


Артур АКМИНЛАУС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования