Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 03.09.2010

Убийца или жертва

Ког­да зи­ма встре­ча­лась с ле­том,

я в то мгно­ве­нье ро­ди­лась.

Звез­да опаль­но­го по­эта

в фе­в­раль­ской пол­но­чи за­ж­глась.

Ме­тель бе­си­лась, в сте­ны би­лась,

пля­са­ла, вы­ла под ок­ном,

и ма­ма бед­ная за­бы­лась

по­сле му­че­ний крат­ким сном.

Гос­под­не Сре­те­нье спу­с­ти­лось

на мир мла­ден­че­с­ко­го лба,

и в Кни­ге Жиз­ни про­яви­лась

моя Судь­би­нуш­ка-Судь­ба.

 

С че­ло­ве­ком, на­пи­сав­шим эти стро­ки, судь­ба обо­шлась стран­но – труд­но сы­с­кать в Рос­сии по­эта, ко­то­ро­му мол­ва при­пи­са­ла бы не му­че­ни­че­ст­во, не го­не­ния вла­с­тей, не роль про­ро­ка, но об­ви­не­ния в са­мом тяж­ком гре­хе – убий­ст­ве. Вот по­че­му не про­зву­чал го­лос Люд­ми­лы Дер­би­ной в ту по­ру, ког­да она на­хо­ди­лась в рас­цве­те сво­их сил, ког­да она тщет­но би­лась о за­пер­тую дверь, пы­та­ясь до­не­с­ти боль сво­их стра­да­ний до очер­ст­вев­ше­го чи­та­те­ля, оду­ра­чен­но­го слу­ха­ми и на­ве­та­ми не­до­б­ро­же­ла­те­лей. Про­ры­ва в боль­шую ли­те­ра­ту­ру не слу­чи­лось. На­вер­ное, сто­ит всё-та­ки ра­зо­брать­ся, по­че­му про­изо­ш­ло имен­но так, а не ина­че.

Для тех, кто не зна­ет, Люд­ми­ла Дер­би­на – вдо­ва ве­ли­ко­го рус­ско­го по­эта Ни­ко­лая Руб­цо­ва. Он был влюб­лён в неё до бе­зу­мия, так, как мо­жет быть влюб­лён толь­ко ис­тин­ный по­эт.

Мно­гие слы­ша­ли, что Руб­цов тра­ги­че­с­ки по­гиб от ру­ки сво­ей граж­дан­ской же­ны. Ни­кто, од­на­ко, не мо­жет ска­зать, как имен­но. Вро­де бы Дер­би­на за­ре­за­ла Руб­цо­ва, а мо­жет, за­ду­ши­ла. Од­ним сло­вом, про­изо­ш­ло что-то край­не не­хо­ро­шее – вот толь­ко что?

Прав­ду и те­перь зна­ют да­ле­ко не все. Нам до­ста­точ­но то­го, что Руб­цов был убит. Это при­бав­ля­ет к его фи­гу­ре оре­ол свя­то­с­ти. Мы не хо­тим знать то­го, что со­пут­ст­во­ва­ло тра­ге­дии. Мы не же­ла­ем слы­шать, что на са­мом де­ле ни­ка­ко­го убий­ст­ва не бы­ло.

Слу­чи­лось же вот что. Руб­цов с мо­ло­до­с­ти стра­дал тяж­ким не­ду­гом, при­су­щим боль­шей ча­с­ти пи­шу­щей бра­тии. Он мно­го и не­удер­жи­мо пил. К то­му же он при­над­ле­жал к той ка­те­го­рии пью­щих лю­дей, ко­то­рых со­вер­шен­но не­воз­мож­но кон­тро­ли­ро­вать и ко­то­рые под воз­дей­ст­ви­ем ал­ко­го­ля склон­ны впа­дать в ис­те­ри­ки.

Быв­шей с ним по­сто­ян­но ря­дом Дер­би­ной при­шлось ис­пы­тать мно­гое. Тот, ко­му до­ве­лось жить ря­дом с ал­ко­го­ли­ком, пой­мёт это без лиш­них слов. В ред­кие ми­ну­ты про­свет­ле­ния Руб­цов ста­но­вил­ся чу­дес­ным че­ло­ве­ком, чут­ким и лю­бя­щим. Всё ос­таль­ное вре­мя он бе­зум­но рев­но­вал Дер­би­ну, от че­го она стра­да­ла боль­ше, не­же­ли он, и вы­ки­ды­вал все­воз­мож­ные по­ступ­ки. А меж­ду тем пить ему бы­ло ка­те­го­ри­че­с­ки нель­зя – боль­ное серд­це ча­с­то да­ва­ло о се­бе знать.

Дер­би­на как мог­ла тер­пе­ла это бе­зо­б­ра­зие, а ког­да сил боль­ше не ос­та­ва­лось, по­про­с­ту убе­га­ла от Руб­цо­ва. Пью­щий по­эт был не един­ст­вен­ной её за­бо­той; ма­лень­кая дочь от пер­во­го бра­ка так­же нуж­да­лась во вни­ма­нии и опе­ке.

Тра­ге­дия про­изо­ш­ла 19 ян­ва­ря 1971 го­да. В тот день Руб­цов как обыч­но мно­го вы­пил. И как обыч­но ус­т­ро­ил скан­дал, пе­ре­рос­ший в страш­ную ис­те­ри­ку с дра­кой. Руб­цов при­гро­зил Дер­би­ной, что рас­кро­ит ей че­реп мо­лот­ком. Он по­бе­жал за мо­лот­ком в ван­ную, а не най­дя его, на­бро­сил­ся на Дер­би­ну. Вот что пи­шет по­этес­са в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях:

«Те­ряя рав­но­ве­сие, я схва­ти­лась за не­го, и мы упа­ли на пол. Та страш­ная си­ла, ко­то­рая дол­го ко­пи­лась во мне, вдруг вы­рва­лась, слов­но ла­ва, ри­ну­лась, как об­вал. На­ба­том бу­ха­ло серд­це. «Нуж­но ус­ми­рить! Нуж­но ус­ми­рить!!» – би­лось у ме­ня в моз­гу. Руб­цов тя­нул­ся ко мне ру­кой, я пе­ре­хва­ти­ла её сво­ей и силь­но уку­си­ла его ру­ку, тыль­ную сто­ро­ну ла­до­ни. Дру­гой сво­ей ру­кой, вер­нее, дву­мя паль­ца­ми пра­вой ру­ки, боль­шим и ука­за­тель­ным, ста­ла те­ре­бить его за гор­ло. Под па­лец по­па­ла то­нень­кая жил­ка, ко­то­рую я и при­му за ды­ха­тель­ное гор­ло в си­лу сво­е­го дре­му­че­го не­ве­же­ст­ва в ме­ди­ци­не».

Нет нуж­ды го­во­рить о том, что для то­го, что­бы за­ду­шить че­ло­ве­ка, нуж­но вце­пить­ся ему в гор­ло обе­и­ми ру­ка­ми, а не дву­мя сла­бы­ми жен­ски­ми паль­ца­ми. Впос­лед­ст­вии вы­яс­ни­лось, что Руб­цов скон­чал­ся от ос­т­рой сер­деч­ной не­до­ста­точ­но­с­ти. (Су­ще­ст­ву­ет ис­сле­до­ва­ние ко­пий при­го­во­ра Во­ло­год­ско­го го­род­ско­го су­да со все­ми со­пут­ст­ву­ю­щи­ми до­ку­мен­та­ми по де­лу Дер­би­ной, да­ти­ро­ван­ное 2001 го­дом.) Од­на­ко в тот ро­ко­вой мо­мент Дер­би­на бы­ла уве­ре­на, что за­ду­ши­ла по­эта. Она тут же по­ш­ла в ми­ли­цию, где и ого­во­ри­ла се­бя.

По­том бы­ли тюрь­ма и заб­ве­ние. Толь­ко в 1994 го­ду вы­шел сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний «Кру­ши­на». Ещё бы­ли не­на­висть лю­дей, Дер­би­ну лич­но не знав­ших, и гнев­ные пуб­ли­ка­ции её вра­гов. Осо­бен­но по­усерд­ст­во­вал не­кто Ко­ро­та­ев (его опус на­зы­ва­ет­ся до­воль­но крас­но­ре­чи­во – «Ко­зыр­ная да­ма»).

Но на­шлись и дру­зья, ко­то­рые да­же в са­мые тя­жё­лые ми­ну­ты под­дер­жи­ва­ли по­этес­су. В этом го­ду вы­шел сбор­ник пи­сем, ад­ре­со­ван­ных Дер­би­ной. Они бы­ли на­пи­са­ны с 1969 по 2009 гг., то есть и в тот пе­ри­од, ког­да Дер­би­на си­де­ла в тюрь­ме – пять с по­ло­ви­ной лет.

Во­об­ще пись­ма го­во­рят о сво­их ав­то­рах го­раз­до крас­но­ре­чи­вее, чем это мо­жет по­ка­зать­ся вна­ча­ле. В пись­мах к Дер­би­ной про­сле­жи­ва­ют­ся ис­то­рии мно­гих че­ло­ве­че­с­ких су­деб. Не­ко­то­рые из них тра­гич­ны, не­ко­то­рые смеш­ны… Не нуж­но ду­мать, что от­но­ше­ние к вдо­ве Руб­цо­ва у всех, кто ото­звал­ся на её бе­ду, бы­ло оди­на­ко­вым. Кто-то хо­тел под­дер­жать её, а кто-то про­сто вы­го­во­рить­ся пе­ред этим че­ло­ве­ком.

Об­ра­ща­ют на се­бя вни­ма­ние пись­ма при­знан­ных клас­си­ков рус­ской ли­те­ра­ту­ры – Ев­ге­ния Ев­ту­шен­ко и Фё­до­ра Аб­ра­мо­ва. Пись­мо Ев­ту­шен­ко, на пер­вый взгляд, до­б­рое; пись­мо Аб­ра­мо­ва, на­про­тив, рез­кое – он не про­стил по­этес­се смер­ти Руб­цо­ва.

Есть и ещё не­что, чем эти пись­ма раз­нят­ся друг от дру­га. Ев­ту­шен­ко, го­во­ря о том, что «Я Вас зло­дей­кой не счи­таю», об­ра­ща­ет­ся ско­рее не к Дер­би­ной, а к сво­им бу­ду­щим би­о­гра­фам. Чув­ст­ву­ет­ся, что да­же в этом ма­лень­ком пись­ме он ра­бо­та­ет на своё имя. Ему важ­но и по это­му по­во­ду вы­ра­зить свою точ­ку зре­ния, что­бы по­чи­та­те­ли его та­лан­та зна­ли – и здесь ве­ли­кий че­ло­век ска­зал своё ве­с­кое сло­во.

Бо­лее рез­кий Аб­ра­мов о се­бе сов­сем не ду­ма­ет. У не­го своя прав­да, и он счи­та­ет нуж­ным про­сто вы­ска­зать её.

А ещё очень мно­гие лю­ди при­сы­ла­ли Люд­ми­ле Дер­би­ной свои сти­хи. Са­мые ве­сё­лые, да­ря­щие на­деж­ду и в то же вре­мя ху­ли­ган­ские при­слал во­ро­неж­ский по­эт Бо­рис Пи­чу­гин. Его пись­ма – на­сто­я­щий об­ра­зец так­та, уча­с­тия и ис­крен­не­го со­пе­ре­жи­ва­ния.

К со­жа­ле­нию, эта кни­га вы­шла в са­миз­да­те. Сла­ва бо­гу, что се­го­дня са­миз­да­тов­ские книж­ки, бла­го­да­ря но­вей­шим тех­но­ло­ги­ям, вы­гля­дят не ху­же книг, вы­пу­щен­ных в круп­ных из­да­тель­ст­вах. И всё же оби­да ос­та­ёт­ся – не­уже­ли рус­ская по­этес­са Люд­ми­ла Дер­би­на не за­слу­жи­ла вни­ма­ния ши­ро­ко­го кру­га чи­та­те­лей?


Виталий ГРУШКО,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования