Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 03.09.2010

Новое десятилетие литературы началось!

 Но­вое де­ся­ти­ле­тие рус­ской ли­те­ра­ту­ры на­ча­лось! Его от­счёт мож­но ве­с­ти от ма­ни­фе­с­та-ин­тер­вью Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва «Ког­да ца­ря ве­дут на ги­ль­о­ти­ну...», ко­то­рое бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в еже­не­дель­ном жур­на­ле «Од­на­ко» (http://www.odnakoj.ru/magazine/iskysstvo/kogda_carya_vedyt_nagilqotinydotdotdot/).

Здесь он сфор­му­ли­ро­вал иде­о­ло­гию ли­те­ра­тур­но-по­ко­лен­че­с­кой со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной  «груп­пы 7.0». В неё вхо­дят За­хар При­ле­пин, Ми­ха­ил Ели­за­ров, Гер­ман Са­ду­ла­ев, Сер­гей Шар­гу­нов, Ан­д­рей Ру­ба­нов, Ро­ман Сен­чин, Сер­гей Сам­со­нов. Уже по­верх­но­ст­но мож­но оп­ре­де­лить, что плю­сом по­доб­ной ма­ни­фе­с­та­ции ста­ло то, что эта груп­па сво­бод­на от тех бес­ко­неч­ных сте­рео­ти­пов и ре­флек­сий, ко­то­рые свя­за­ны с по­ня­ти­ем «но­вый ре­а­лизм» и дис­кус­сией во­круг не­го. Да, и не сто­ит ду­мать, что это ло­каль­ная сек­та, ог­ра­ни­чен­ная се­мёр­кой от­важ­ных-от­ча­ян­ных са­му­ра­ев. Са­ду­ла­ев рас­крыл её гра­ни­цы, по­ста­вив за се­мёр­кой от­кры­тый ноль...

Ес­ли за­чи­ном «ну­ле­вых» стал ма­ни­фест Сер­гея Шар­гу­но­ва «От­ри­ца­ние тра­у­ра», опуб­ли­ко­ван­ный в «Но­вом ми­ре», пусть не от­крыв­ший, но сфор­му­ли­ро­вав­ший «но­вый ре­а­лизм» и дав­ший век­тор дви­же­ния прак­ти­че­с­ки на всё де­ся­ти­ле­тие. Те­перь но­вые за­да­чи и но­вые ре­а­лии фор­му­ли­ру­ет Гер­ман Са­ду­ла­ев. При этом он не пе­ре­чёр­ки­ва­ет всё то, что про­воз­гла­шал Шар­гу­нов, а стал к не­му пле­чом к пле­чу и из­ло­жил эво­лю­ци­о­ни­ру­ю­щу­ю­ся тен­ден­цию, пе­ре­нял эс­та­фет­ную па­лоч­ку.

 

Ма­ни­фест «но­во­го ре­нес­сан­са»

 

На­пом­ним, де­сять лет на­зад рас­суж­де­ния Сер­гея Шар­гу­но­ва бы­ли свя­за­ны с пред­чув­ст­ви­ем но­вой жиз­не­спо­соб­ной ли­те­ра­тур­ной тен­ден­ции. Он пи­шет, что «се­рь­ёз­ная ли­те­ра­ту­ра боль­ше не нуж­на на­ро­ду», она «об­ре­че­на на ло­каль­ность» и су­ще­ст­во­ва­ние в ре­зер­ва­ции. «Се­рь­ёз­ная ли­те­ра­ту­ра» – это са­мо­за­мк­ну­тая ли­те­ра­ту­ра, жи­ву­щая в соб­ст­вен­ном гер­ме­тич­ном про­ст­ран­ст­ве. Ис­кус­ст­во же при­над­ле­жит на­ро­ду и, в свою оче­редь, на­род – ис­кус­ст­ву. По­это­му нуж­ны от­кры­тые фор­мы это­го ди­а­ло­га.

Он про­пи­сы­вал про­стые, но уже за­тёр­тые ис­ти­ны, что сред­ний че­ло­век «зна­чи­тель­ней и ин­те­рес­ней лю­бых са­мых бес­по­доб­ных тек­с­тов». При этом пи­са­тель на­хо­дит­ся не в «пыль­ном уг­лу» сво­их эк­зи­с­тен­ци­аль­ных фан­таз­мов, а мо­жет уп­рав­лять го­су­дар­ст­вом. Его глав­ное до­сто­ин­ст­во во «вла­с­ти опи­са­ния» – это и зна­ние о жиз­ни и смер­ти, ощу­ще­ние «си­лы сло­ва» и про­чув­ст­во­ва­ние «ды­ха­ния кра­со­ты».

Вме­с­то пост­мо­дер­нист­ской па­ро­дии, иг­ры, жон­г­ли­ро­ва­ния об­ра­за­ми и сло­вес­ной эк­ви­ли­б­ри­с­ти­ки – под­клю­че­ние к пуль­су ми­ро­зда­ния, транс­ли­ро­ва­ние, ото­б­ра­же­ние его: «мо­ло­дой че­ло­век ин­кру­с­ти­ро­ван в свою сре­ду и в свою эпо­ху, све­жо смо­т­рит на мир, что бы в ми­ре до то­го ни слу­чи­лось...» В этом и за­клю­ча­ет­ся бла­го­сло­вен­ная «по­этич­ность бед­но­с­ти», ко­то­рая тон­ко чув­ст­ву­ет и на­хо­дит вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ное в про­стых ве­щах, та­ких как: «чёт­кость зяб­кой за­ри, бли­зость к при­ро­де, к на­ив­ным сле­дам коз и со­бак на гли­не, пол­ным во­ды и не­бес, ху­до­ба, поч­ти рас­тво­ре­ние...»

 

Шар­гу­нов пи­сал о «но­вом ре­нес­сан­се», по­ко­ле­нии, ана­ло­гич­ном Се­ре­б­ря­но­му ве­ку, ко­то­рое силь­но сво­ей пол­но­той, пё­с­т­рым мно­го­об­ра­зи­ем, где уш­ли на вто­рой план иде­о­ло­ги­че­с­кие про­ти­во­ре­чия: сла­вя­но­фи­лов – за­пад­ни­ков, ли­бе­ра­лов – па­т­ри­о­тов. На­сто­я­щее ис­кус­ст­во – сим­фо­нич­но, по­это­му и воз­вра­ща­ет­ся «рит­мич­ность, яс­ность, ла­ко­нич­ность».

 

Уг­ро­зы это­му но­во­му и ес­те­ст­вен­но­му по­во­ро­ту Сер­гей Шар­гу­нов обо­зна­чал в пост­мо­дер­не, «иде­о­ло­ги­че­с­ких кан­да­лах», а так­же Сти­ле. Уже тог­да на взлё­те по­ко­ле­ния Шар­гу­нов от­ме­чал, что Стиль спе­ку­ля­тив­но ста­но­вит­ся той ду­би­ной, ко­то­рая зна­ме­ну­ет от­ход от тра­ди­ции рус­ской ли­те­ра­ту­ры и ус­та­нав­ли­ва­ет под­ра­жа­ние за­пад­ным об­раз­цам. «Ка­че­ст­вен­ная», но не­удо­бо­ва­ри­мая про­за, к ко­то­рой сред­ний чи­та­тель ос­та­ёт­ся глух, ста­но­вит­ся ман­да­том на про­хож­де­ние в уз­кий круг ми­с­та­го­гов, пы­та­ю­щих­ся ус­та­но­вить мо­но­по­лию на се­рь­ёз­ную ли­те­ра­ту­ру. В этом «ка­че­ст­ве» те­ря­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ность, то есть жи­вое ды­ха­ние кни­ги, но при этом вы­со­ко­род­ные ми­с­ты все­гда мо­гут от­ме­же­вать­ся от ли­те­ра­тур­ных про­сто­лю­ди­нов и при­крыть­ся сво­и­ми сти­ли­с­ти­че­с­ки­ми ши­ф­ра­ми.

 

Ма­ни­фест «но­во­го клас­си­циз­ма»

 

О пре­одо­ле­нии инер­ции пост­мо­дер­низ­ма го­во­рит и Гер­ман Са­ду­ла­ев, но в его трак­тов­ке пост­мо­дерн не сто­ит ис­кать ис­клю­чи­тель­но в ли­те­ра­ту­ре, это не толь­ко яв­ле­ние ис­кус­ст­ва, оно вы­шло в ре­аль­ную жизнь и на­чи­на­ет фор­ма­ти­ро­вать её по сво­им за­ко­нам. По­это­му и «груп­па 7.0» – да­же не столь­ко ли­те­ра­тур­ное яв­ле­ние, её объ­е­ди­ня­ет не ме­тод, а ло­зунг: «Game is over – «Иг­ры за­кон­чи­лись», нуж­но вый­ти из на­пу­тан­ной уз­ла­ми во­круг си­с­те­мы кон­цеп­тов. Иг­ры, ес­те­ст­вен­но, в ши­ро­ком смыс­ле, ведь ре­аль­ная жизнь, как пра­ви­ло, от­кли­ка­ет­ся на них ре­а­ли­я­ми на­по­до­бие тер­ро­риз­ма, о ко­то­ром так­же пи­шет Са­ду­ла­ев.

«Мы пе­ре­ста­ли иг­рать со смыс­ла­ми, с сю­же­том, с чи­та­тель­ским вос­при­я­ти­ем», го­во­рит Гер­ман Са­ду­ла­ев. По его мыс­ли, «ли­те­ра­ту­ра – это за­кры­тый текст», а не не­кая ин­тер­ак­тив­ная струк­ту­ра. Текст, ко­то­рый «су­ще­ст­ву­ет до, вне и без, то есть не­за­ви­си­мо от его про­чте­ния», чи­та­тель­ское вос­при­я­тие ни­ко­им об­ра­зом на не­го не вли­я­ет, у ав­то­ра нет со­ав­то­ров. То есть, соб­ст­вен­но, он от­ри­ца­ет и иг­ру со смыс­ла­ми, эк­зе­ге­ти­че­с­ки­ми по­ст­ро­е­ни­я­ми, ко­то­рые мо­гут де­лать как кон­крет­ный ре­ци­пи­ент тек­с­та, так и вре­мя.

За­кры­тость ис­кус­ст­ва – это при­бли­же­ние его к клас­си­ци­с­ти­че­с­ко­му вос­при­я­тию, по­это­му, го­во­ря о ло­каль­но­с­ти «но­во­го ре­а­лиз­ма», ко­то­рый за­мы­ка­ет­ся лишь на твор­че­ст­ве Ро­ма­на Сен­чи­на, Са­ду­ла­ев го­тов вве­с­ти иную фор­му­лу с эпи­те­том «но­вый» – «но­вый клас­си­цизм».

Са­ду­ла­ев по­сту­ли­ру­ет ис­кус­ст­во «с чёт­кой гра­ни­цей меж­ду сце­ной и зри­те­лем, меж­ду ав­то­ром и чи­та­те­лем». На­пом­ним, Шар­гу­нов в «От­ри­ца­нии тра­у­ра» на­пи­рал на сим­фо­нич­ность и ди­ко­ра­с­ту­щесть ис­кус­ст­ва, ко­то­рое есть «цве­ту­щий бес­пре­пят­ст­вен­но и ди­ко куст, где и шип зла, и яр­кий цве­ток, и блед­ный ли­с­ток». Шар­гу­нов пред­ве­щал и го­во­рил о ста­но­вя­щем­ся яв­ле­нии, Са­ду­ла­ев де­ла­ет ак­цент на вос­при­я­тии уже объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­го фе­но­ме­на, офор­мив­ше­го­ся, по его мне­нию, в твор­че­ст­ве пе­ре­чис­лен­ной се­мёр­ки ав­то­ров.

По­ка не сов­сем по­нят­но, как Са­ду­ла­ев мыс­лит ком­му­ни­ка­цию ис­кус­ст­ва и на­ро­да. Шар­гу­нов ра­то­вал за от­кры­тые вза­и­мо­обо­га­ща­ю­щие фор­мы это­го ди­а­ло­га, го­во­рил об от­кры­то­с­ти ис­кус­ст­ва ми­ру, опять же, ве­дя ди­а­лог с пост­мо­дер­низ­мом, ведь он по­ми­мо иг­ры про­воз­гла­шал жё­ст­кую ка­с­то­вость. Здесь, как и в по­ли­ти­ке, за ви­ди­мой де­мо­кра­тич­но­с­тью идёт чёт­кое де­ле­ние на са­к­раль­ное и про­фан­ное. Весь смысл пост­мо­дер­нист­ской иг­ры – скрыть эту грань...

В сво­ём ин­тер­вью-ма­ни­фе­с­те Са­ду­ла­ев от­ме­ча­ет важ­ность то­го, что на­ме­тил­ся про­цесс «стя­ги­ва­ния со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры», по­явил­ся ин­те­рес к ней. А ведь он воз­ник с то­го мо­мен­та, ког­да она са­ма за­ин­те­ре­со­ва­лась ре­аль­ной фак­ту­рой, жи­вым че­ло­ве­ком, но не кон­цеп­том, про­воз­гла­си­ла при­мат тра­ди­ци­о­на­ли­с­тич­но­с­ти.  Это на са­мом де­ле мощ­ный про­рыв, так как ещё не­дав­но чи­та­тель бо­лее чем ком­форт­но се­бя чув­ст­во­вал толь­ко лишь в ок­ру­же­нии клас­си­ки, или, как в на­ча­ле 90-х го­дов, при­ко­вав всё свое вни­ма­ние к «воз­вра­щён­ной» ли­те­ра­ту­ре. Сей­час ед­ва ли се­бя мож­но ощу­щать пол­но­цен­ным и ком­пе­тент­ным чи­та­те­лем, не имея пред­став­ле­ния о сво­их пи­шу­щих со­вре­мен­ни­ках, о ли­те­ра­тур­ной сре­де се­го­дня.

Имен­но эту сре­ду и со­зда­ет «груп­па 7.0», ко­то­рая на­хо­дит­ся «в жи­вом, со­еди­нён­ном ни­тя­ми, вза­и­мо­со­об­ща­ю­щем­ся про­ст­ран­ст­ве со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры».

В пи­ку «но­во­му ре­а­лиз­му», осо­бен­но в се­ре­ди­не де­ся­ти­ле­тия, ста­ви­лась ре­пор­таж­ность, до­ку­мен­та­лизм, по­явил­ся да­же тер­мин «ли­те­ра­ту­ра до­ку­мен­та». От­сю­да пыт­ли­вые и глу­бо­ко­мыс­лен­ные кри­ти­ки го­во­ри­ли о его по­верх­но­ст­но­с­ти, что, де­с­кать, ав­то­ры лишь лег­ко­вес­но сколь­зят по вер­хам. Сей­час же при­ме­ни­тель­но к «груп­пе 7.0» Гер­ман Са­ду­ла­ев на­ста­и­ва­ет на «вза­и­мо­свя­зи ме­та­фи­зи­ки и со­ци­аль­но­го», где «со­ци­аль­ное яв­ля­ет­ся ме­та­фо­рой ме­та­фи­зи­че­с­ко­го». Это важ­ная ре­мар­ка, так как кри­ти­ка, так уж сло­жи­лось в по­след­ние го­ды, не де­ла­ла та­ко­го до­пу­ще­ния или да­же по­доб­но­го пред­по­ло­же­ния от­но­си­тель­но но­во­го ли­те­ра­тур­но­го по­ко­ле­ния. Как-то это бы­ло не при­ня­то: При­ле­пин – Чеч­ня, нац­бо­лы; Са­ду­ла­ев – Чеч­ня, офис­ный планк­тон, и так да­лее по ме­то­ду рас­клей­ки из­ве­ст­ных ап­ри­о­ри би­рок и яр­лы­ков. Соб­ст­вен­но, о се­ман­ти­че­с­кой мно­го­слой­но­с­ти ли­те­ра­ту­ры, под­клю­чён­но­с­ти её к про­цес­сам ми­ро­зда­ния пи­сал и Шар­гу­нов, но этот мо­мент у не­го не был ус­лы­шан, и Са­ду­ла­е­ву не­об­хо­ди­мо бы­ло ещё раз сде­лать на этом упор.

При том, что текст – «за­кры­тая струк­ту­ра», Са­ду­ла­ев об­ра­тил­ся к чи­та­тель­ско­му вос­при­я­тию про­из­ве­де­ний, так как гра­дус это­го вос­при­я­тия сей­час сме­щён прак­ти­че­с­ки ис­клю­чи­тель­но к фак­то­гра­фич­но­с­ти и внеш­ней сю­же­т­ной кан­ве. Со­от­вет­ст­вен­но, тек­с­ты ос­та­ют­ся без долж­но­го про­чте­ния и ос­мыс­ле­ния.

 

Пре­ды­ду­щий пе­ри­од, или «ну­ле­вые», по мне­нию Са­ду­ла­е­ва мож­но вос­при­ни­мать в ка­че­ст­ве ро­ман­ти­че­с­ко­го эта­па, вре­ме­ни «эмо­ци­о­наль­ных вы­пле­с­ков». Сей­час идёт пре­одо­ле­ние это­го че­рез са­мо­дис­цип­ли­ни­ро­ва­ние по «на­прав­ле­нию к эс­те­ти­че­с­ко­му со­вер­шен­ст­ву». Эс­те­ти­че­с­кое со­вер­шен­ст­во – пер­спек­тив­ная за­да­ча, ко­то­рая бу­дет до­сти­гать­ся фор­му­лой про­зы «груп­пы 7.0»: «со­ци­аль­ная, ме­та­фи­зи­че­с­кая, клас­си­че­с­кая, муж­ская».

 

Но­вое де­ся­ти­ле­тие ли­те­ра­ту­ры на­ча­лось. Гер­ман Са­ду­ла­ев обо­зна­чил его кон­ту­ры. Бу­дет мно­го спо­ров, эмо­ций, кри­ти­ки. Но, как и в слу­чае с Шар­гу­но­вым, че­рез де­сять лет мы уви­дим, что его ма­ни­фест, его пред­чув­ст­вия пол­но­стью оп­рав­да­лись.


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования