Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 03.09.2010

Другие боги

Виталий ПЕТУШКОВ
Виталий ПЕТУШКОВ

В дав­ние вре­ме­на в зем­лях, где пра­ви­ли жен­щи­ны, бы­то­вал обы­чай: но­во­рож­дён­ных маль­чи­ков ка­ле­чи­ли, а то и во­все сбра­сы­ва­ли со ска­лы в мо­ре, точ­но чрез­мер­но рас­пло­див­ший­ся скот. По­том муж­чи­ны взя­ли ре­ванш, и ро­ли пе­ре­ме­ни­лись. В Ки­тае де­воч­ку на­роч­но за­ко­вы­ва­ли в не­удо­бо­но­си­мые ту­фель­ки, де­лая её но­ги столь кро­шеч­ны­ми, что­бы в даль­ней­шем она мог­ла ед­ва хо­дить и пре­вра­ща­лась в си­дя­чую вещь при му­же.

По­доб­ные звер­ст­ва, сла­ва Бо­гу, дав­но в про­шлом. Нын­че по эту сто­ро­ну Ураль­ско­го хреб­та при­ня­то ра­до­вать­ся не­за­ви­си­мо от то­го, кто у те­бя ро­дил­ся, сын или дочь. От­цы, прав­да, пред­по­чи­та­ют иметь сы­но­вей, но это боль­ше по ста­рин­ке и сре­ди про­сто­го лю­да, где ещё си­лён па­т­ри­ар­хат с его прин­ци­пом: «ес­ли муж бьёт же­ну – зна­чит лю­бит».

Те­перь по­вер­нём гло­бус и взгля­нем на ко­рен­ных жи­те­лей да­лё­ко­го Saghalien-angahata – нив­хов (ги­ля­ков). По мне­нию А.П. Че­хо­ва, «жен­щи­на со­став­ля­ет у них та­кой же пред­мет тор­гов­ли, как та­бак...» Не сла­бо! Чи­та­ем даль­ше: «Швед­ский пи­са­тель Стринд­берг, из­ве­ст­ный же­но­не­на­ви­ст­ник, же­ла­ю­щий, что­бы жен­щи­на бы­ла толь­ко ра­бы­ней и слу­жи­ла при­хо­тям муж­чи­ны, в сущ­но­с­ти еди­но­мы­ш­лен­ник ги­ля­ков; ес­ли б ему слу­чи­лось при­ехать на Сев. Са­ха­лин, то они дол­го бы его об­ни­ма­ли».

 

Че­хов ез­дил сю­да в кон­це 19-го ве­ка. И у Вла­ди­ми­ра Сан­ги, пи­са­те­ля с ос­т­ро­ва Ых-Миф (ис­кон­ное на­зва­ние Са­ха­ли­на), ро­ман «Же­нить­ба ке­вон­гов» про 1890 год. И что же мы ви­дим? Ке­вон­ги – бед­ный, ре­де­ю­щий, но древ­ний и до­стой­ный род. Стар­ше­му из Ке­вон­гов, Ка­с­ка­зи­ку, уда­лось за­по­лу­чить в жё­ны юную Тал­гук. Од­на­ко пер­вым ре­бён­ком ока­за­лась та, ко­го мень­ше все­го жда­ли, – дочь.

 Ког­да баб­ки си­де­ли воз­ле ша­ла­ша с ро­же­ни­цей, «Ка­с­ка­зик не про­явил при этом ни­ка­ких чувств, буд­то ни­че­го и не про­изо­ш­ло. Тал­гук дол­го уби­ва­лась, буд­то она по­вин­на в том, что не при­нес­ла про­дол­жа­те­ля ро­да Ке­вон­гов. Буд­то она об­ман­щи­ца, на ко­то­рую с уко­ром и пре­зре­ни­ем смо­т­рит весь мир».

На­ка­за­ние не за­ста­ви­ло се­бя ждать. «Мно­го ме­ся­цев су­ро­вый муж не под­пу­с­кал к се­бе же­ну. Бес­по­кой­ны­ми но­ча­ми, за­му­чив се­бя до смер­ти. Тал­гук умо­ля­ла му­жа, что­бы он взял ещё од­ну же­ну – мо­жет быть, с нею при­дёт к не­му сча­с­тье...» Это что же по­лу­ча­ет­ся? По­че­му это ре­бё­нок-дочь – тра­ге­дия?

Тра­ди­ци­он­ное объ­яс­не­ние: де­воч­ка по при­ро­де сво­ей те­ку­ча и, как во­да, при­мет фор­му чу­жо­го, не по­хо­же­го на те­бя со­су­да. Слиш­ком уж лег­ко за­мо­ро­чить ей го­ло­ву и пре­вра­тить из вче­раш­не­го со­юз­ни­ка во «вра­жью си­лу». Не­да­ром рус­ские кня­зья ни­ког­да не вы­да­ва­ли до­че­рей за по­лов­цев, а вот сы­но­вей охот­но же­ни­ли на по­лов­чан­ках, ав­то­ма­ти­че­с­ки на­вя­зы­вая уз­ко­гла­зым пре­ле­ст­ни­цам рус­скую ве­ру и ус­тои. Пло­дом та­ко­го со­ю­за был и князь Игорь, ге­рой зна­ме­ни­то­го «Сло­ва...» и опе­ры Бо­ро­ди­на.

Так мо­жет, дей­ст­ви­тель­но не при­ни­мать по­тен­ци­аль­ных «из­мен­ниц» за пол­но­цен­ных де­тей? По­ка по­до­ждём с вы­во­да­ми. Ког­да по­сле дол­гих уси­лий у Ка­с­ка­зи­ка, на­ко­нец, ро­дил­ся сын, от­ца сра­зу за­ува­жа­ли. А вско­ре по­явил­ся на свет ещё один, ко­то­ро­го на­зва­ли Ыки­лак – «Пло­хой». Так лег­че об­хи­т­рить злоб­ных ду­хов: мол, «пло­хой ни­ко­му не ну­жен, и дур­ной глаз обой­дёт его».

Те­перь Тал­гук вздох­ну­ла с об­лег­че­ни­ем. Она мать и не ко­го-ни­будь, а на­след­ни­ка. Но глав­ное – мать! Не при­дёт­ся ей вы­ма­ли­вать про­ще­ние, как гор­дяч­ке из ле­ген­ды «Как кра­са­ви­ца хо­те­ла уй­ти от лю­дей». Ту то­же же­ла­ли мно­гие, но всем она да­ва­ла от во­рот по­во­рот. Оп­ро­ти­ве­ли ей на­зой­ли­вые же­ни­хи. Взя­ла с со­бой де­ре­вян­ный гре­бень, что­бы бы­ло чем на­во­дить кра­со­ту, и уш­ла прочь. Ло­ви­ла ры­бу, спа­ла по­дол­гу, ви­де­ла слад­кие сны. Скло­нясь над во­дой, лю­бо­ва­лась на соб­ст­вен­ное от­ра­же­ние, а по­сле, на­сла­див­шись сво­ей кра­со­той, ухо­ди­ла об­рат­но в уют­ное, бро­шен­ное кем-то жи­ли­ще.

Од­наж­ды, от­пра­вив­шись за яго­дой, за­ви­де­ла жен­щи­ну. И че­го ей тут на­до? На сле­ду­ю­щий день муж­чи­ну. Обо­зли­лась: и тут ей ме­ша­ют, не да­ют быть не­за­ви­си­мой! По­том глянь – а под ку­с­та­ми ле­жит го­лый мла­де­нец. И кто, ин­те­рес­но, его ро­дил? Взя­ла к се­бе мла­ден­ца, сши­ла люль­ку, при­ня­лась его хо­лить-ле­ле­ять, под­став­лять ему грудь, не знав­шую мо­ло­ка. Про­снул­ся-та­ки ин­стинкт.

Но мать-сы­ру-зем­лю не об­ма­нешь. Не на­сто­я­щее это ма­те­рин­ст­во, а так, иг­ра: без жерт­вы кра­со­той, без стра­да­ния, без бо­ли... Пре­вра­тил­ся в ито­ге ма­лыш в от­вра­ти­тель­но­го зу­ба­с­то­го мон­ст­ра. Бро­си­лась де­вуш­ка бе­жать, а он го­нит­ся за нею, точ­но волк-бер­серк, с ос­ка­лен­ной па­с­тью. И так она от не­го от­би­ва­лась, и эдак, а он всё мчит­ся по пя­там, кла­ца­ет зу­ба­ми. Под ко­нец вско­чи­ла на вы­со­кий то­поль, а он под­бе­жал к де­ре­ву и на­чал его грызть, рас­ка­чи­вать. Тог­да взмо­ли­лась не­при­ступ­ная прин­цес­са: «По­ва­лись, де­ре­во, вер­ши­ной к дру­го­му бе­ре­гу, дай мне дой­ти до лю­дей».

Ус­лы­ша­ло де­ре­во её прось­бу, рух­ну­ло в нуж­ную сто­ро­ну. Еле спас­лась, го­ре­мыч­ная. Так выс­шие си­лы на­ка­за­ли жен­щи­ну за же­ла­ние ос­та­вать­ся са­мой со­бой. Там, где лич­но­с­ти нет, где её ча­я­ния не при­ни­ма­ют­ся в рас­чёт, дух при­ро­ды бес­по­ща­ден и ка­ра­ет на­от­машь. Не поз­во­ли­ла се­бя оп­ло­до­тво­рить, бро­си­ла ге­ны на про­зя­ба­ние – и всё, пол­ный и аб­со­лют­ный ко­нец. Ни­ка­ким дру­гим спо­со­бом не за­дер­жать­ся те­бе в па­мя­ти лю­дей. Жи­ви она где-ни­будь в Ев­ро­пе, у не­сча­ст­ной ос­та­вал­ся бы вы­бор: уй­ти в мо­на­с­тырь, ре­а­ли­зо­вать­ся в твор­че­ст­ве, в де­лах. Чем-то за­гла­дить свою ви­ну как би­о­ло­ги­че­с­ко­го пу­с­то­ц­ве­та. Но тут...

Вот ста­рик По­лун из рас­ска­за «У ис­то­ка». От­ня­ли у не­го лю­би­мую не­ве­с­ту и уве­ли в боль­шой род с за­пад­но­го по­бе­ре­жья. От­сек­ли ещё сов­сем мо­ло­дым от дре­ва жиз­ни. Ко­неч­но, мог бы тай­ком убе­жать с ней по­даль­ше в тай­гу, но ку­да ему од­но­му вы­сту­пать про­тив всех! Не вы­жи­вешь. Вот и ос­тал­ся один-оди­нё­ше­нек, точ­но ло­сось, не вы­бро­сив­ший мо­ло­ки.

Встре­тил од­наж­ды зи­мой од­но­го та­ко­го в озе­ре. «По­лу­ну ста­ло жаль ло­со­ся. Он пре­кра­тил бы стра­да­ния не­сча­ст­ной ры­бы, но как это сде­лать? Меж­ду ры­бой и че­ло­ве­ком ле­жал тол­стый лёд...

– Ты-то по­че­му ос­тал­ся бо­бы­лём? – спро­сил ста­рик ло­со­ся.

Омерт­вев­шие гла­за ры­би­ны, пре­лом­ля­ясь сквозь во­ду и лёд, ста­но­ви­лись всё боль­ше и боль­ше. Ста­рик ви­дел те­перь толь­ко два ог­ром­ных ры­бь­их гла­за, и в них – то­с­ку и укор».

Да, го­лос уга­са­ю­щей кро­ви пе­ча­лен. И за что толь­ко вер­хов­ный бог Курнг на­ка­зал его дол­гой и бес­по­лез­ной жиз­нью? Но По­лун уже дав­но от­ра­бо­тан­ный ма­те­ри­ал. Ему ос­та­лись лишь вос­по­ми­на­ния. А Ка­с­ка­зик с Ыки­ла­ком? У них-то есть шанс: у со­сед­не­го ро­да Авон­гов под­рос­ла дочь Лань­гук, с гиб­кой та­ли­ей и бы­с­т­ро крас­не­ю­щим от сты­да ли­цом, слов­но сок брус­ни­ки. Лань­гук, ещё ед­ва ро­див­шись, бы­ла пред­наз­на­че­на Ке­вон­гам. Ка­с­ка­зик за­ра­нее при­вёз в чу­жое стой­би­ще млад­ше­го сы­на, где «де­тям ого­ли­ли но­ги и об­вя­за­ли их чныр-тра­вой. Так сим­во­ли­че­с­ки со­еди­ни­ли Ыки­ла­ка и Лань­гук».

А ког­да она уже «уви­де­ла се­бя», то есть, пре­вра­ти­лась в де­вуш­ку, у них со­сто­я­лась встре­ча. И – о чу­до! – они сра­зу по­тя­ну­лись друг к дру­гу. Её щё­ки го­ре­ли, а гла­за умо­ля­ли. О чём? Взя­ла его ла­донь и тес­но при­жа­ла к серд­цу. Ска­за­ла: «По­слу­шай»: «Это птен­чик, это птен­чик кры­ль­я­ми за­тре­пе­тал». В гла­зах моль­ба, а са­ма ед­ва за­мет­но сер­дит­ся. На ко­го?

 

Упа­дёт на зем­лю птен­чик,

кры­лья сло­жит и не­слыш­но

за­та­ит­ся меж­ду ко­чек.

 

На­шёп­ты­ва­ет се­бе судь­бу, за­ра­нее сми­ря­ет­ся с ней и в то же вре­мя мол­ча­ли­во уко­ря­ет то­го, кто бу­дет бес­си­лен ей по­мочь. Слу­чись что – и ни­кто не за­щи­тит, не спро­сит её мне­ния. Не­уже­ли Че­хов не ошиб­ся на­счёт нив­хов? «Чле­ны же жен­ско­го по­ла оди­на­ко­во бес­прав­ны, будь то баб­ка, мать или груд­ная де­воч­ка; они тре­ти­ру­ют­ся, как до­маш­ние жи­вот­ные, как вещь, ко­то­рую мож­но вы­бро­сить вон, про­дать, толк­нуть но­гой, как со­ба­ку...»

 

Или толь­ко в за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции жен­щи­на са­ма по се­бе не пу­с­тое ме­с­то, ибо ей да­но пра­во быть чем-то иным, кро­ме ма­те­ри? Ку­да-ли­бо на се­вер, юг или вос­ток – и цен­ность жен­щи­ны как са­мо­сто­я­тель­но­го су­ще­ст­ва не­у­клон­но па­да­ет. Спро­си­те то­го же ки­тай­ца, сколь­ко у не­го де­ти­шек, и он на­зо­вёт вам лишь чис­ло сво­их сы­но­вей.

 

Мож­но, ко­неч­но, плю­нуть на всё и по­пы­тать­ся жить по сво­им пра­ви­лам. Но ку­да при­ве­дёт те­бя твой бунт? Вы­дер­жишь ли ты столь тяж­кое бре­мя – быть са­мим со­бой? Вот ста­рик из по­ве­с­ти «Из­гин» ри­ск­нул, и что вы­шло? Был знат­ным охот­ни­ком, а те­перь те­ло дрях­ле­ет, гла­за слеп­нут. На что на­ст­ра­и­вать­ся серд­цу? На ско­рое уга­са­ние, по­доб­но вол­не – не­ког­да мо­гу­чей, но раз­бив­шей­ся о кам­ни?

 

Ни­че­му не ра­да, ни на что не злишь­ся,

У те­бя, хо­лод­ной, ни­ка­ких стра­с­тей...

 

Или со­брать­ся с си­ла­ми и ре­шить­ся на по­след­ний ры­вок? Что-то из­вне долж­но спро­во­ци­ро­вать Из­ги­на, по­ка­зать ему, что не всё по­те­ря­но? Ведь же­ла­ние жить, как и же­ла­ние уме­реть, за­раз­но. Во­семь лет на­зад встре­тил он чёр­но-бу­ро­го сам­ца-ли­со­ви­на – про­вор­но­го, кра­си­во­го. Те­перь тот то­же по­ста­рел: ког­ти при­ту­пи­лись, нюх уже не тот. По­ра бы и при­ст­ре­лить его, хо­тя бы из-за рос­кош­ной шу­бы. Да и не­глас­ный за­кон тай­ги ве­лит: ос­ла­бел – па­дай! Не мо­золь гла­за, ос­во­бож­дай ме­с­то мо­ло­дым.

Дол­го при­це­ли­вал­ся Из­гин в до бо­ли зна­ко­мую ли­сью го­ло­ву. «И вдруг – буд­то пла­мя из охот­ни­чь­е­го ру­жья... Крас­ная мо­ло­дая ли­си­ца вы­ле­те­ла из-за ку­с­та, иг­ра­ю­чи при­лег­ла пе­ред кра­сав­цем ли­со­ви­ном. Гиб­ко и уп­ру­го за­хо­ди­ла всем те­лом... Ли­со­вин, как бы от­би­ва­ясь от на­хлы­нув­шей на­па­с­ти, под­нял пе­ред­нюю ла­пу. Его тол­стый пу­ши­с­тый хвост за­хо­дил кру­га­ми. Это был сва­деб­ный та­нец.

«Ты ещё мо­жешь!» – изу­мил­ся охот­ник. Его ру­ки вя­ло опу­с­ти­лись.

Ли­са, из­ви­ва­ясь в стра­ст­ном тан­це, зва­ла ли­со­ви­на. Ли­со­вин при­нял вы­зов. Рез­вясь, они скры­лись вда­ли. «Пусть по­жи­вёт до сле­ду­ю­щей зи­мы», – спо­кой­но по­ду­мал Из­гин».

Ты по­бе­дил. Слы­шишь, ты вы­иг­рал Из­гин! Всё долж­но под­чи­нять­ся не­умо­ли­мо­му хо­ду вре­ме­ни, а ты не ис­пол­нил при­го­вор, про­длил зве­рю жизнь. По­че­му бы и при­ро­де не по­сту­пить так с то­бой? Твой по­сту­пок оп­ро­верг ве­ко­веч­ный за­кон. Зна­чит, это уже не за­кон и мож­но рас­пря­мить пле­чи? Ста­рик весь пре­об­ра­зил­ся и «не­о­жи­дан­но от­чёт­ли­во ска­зал вслух: «Я ещё вер­нусь сю­да».

Ска­зать-то ска­зал, но даль­ше... «От этой дер­зо­с­ти его пе­ре­дёр­ну­ло. И опять вспух­ла го­ло­ва. И опять ту­ман за­ст­лал гла­за. И опять одо­ле­ла страш­ная ус­та­лость, буд­то он толь­ко что за­вер­шил боль­шой, от­няв­ший у не­го все си­лы труд». Да­же пой­дя про­тив ес­те­ст­вен­но­го хо­да ве­щей, да­же одо­лев его, ос­та­ёшь­ся его ра­бом. Не хва­та­ет ду­ху вну­т­рен­не ос­во­бо­дить­ся. Как Рас­коль­ни­ков, про­дол­жа­ешь су­е­тить­ся во­круг при­зра­ка дав­но умер­шей ста­ру­хи.

И но­га­ми Из­гин «пе­ре­сту­па­ет с та­ким тру­дом, буд­то не снег на­ли­па­ет на лы­жи – сви­нец. Из­гин жад­но хва­та­ет воз­дух пе­ре­сох­шим ртом. Но воз­дух буд­то ли­шил­ся жи­ви­тель­ной си­лы...» Да, ма­ло бро­сить вы­зов ок­ру­жа­ю­щим. На­до ещё уметь жить с вы­зо­вом в ду­ше. Уметь быть от­вер­жен­ным, а уме­ние это зиж­дет­ся лишь на при­зна­нии бес­ко­неч­ной важ­но­с­ти сво­е­го «я».

Нет «я» у Из­ги­на, нет мо­щи ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма. И вы­зов пре­вра­ща­ет­ся в пшик, в бес­силь­ную су­до­ро­гу. Так сто­и­ло ли за­те­вать весь сыр-бор? Си­ла ази­а­та в по­кор­но­с­ти. Си­ла рус­ско­го, в той ме­ре, в ка­кой он яв­ля­ет­ся ази­а­том, в уме­нии сми­рять­ся и тер­петь. Ази­ат сме­шон и жа­лок в сво­ём бун­те. Жен­щи­на-ази­ат­ка ко­мич­на вдвой­не: уже эман­си­пи­ро­ва­лась, до­би­лась сво­е­го в жиз­ни, а всё но­ро­вит юрк­нуть под чьё-то кры­лыш­ко, хоть на ми­нут­ку ощу­тить се­бя ве­щью.

Мы слов­но аль­пи­ни­с­ты, веч­но сры­ва­ю­щи­е­ся с по­ко­рён­ных вер­шин. Ес­ли и «взбрык­нём», то не су­ме­ем до­ве­с­ти свой «взбрык» до кон­ца. Бу­дем по­сто­ян­но одёр­ги­вать се­бя, каз­нить­ся и сма­ко­вать свою не­пра­во­ту. За­те­я­ли ре­во­лю­цию, по­ст­ро­и­ли но­вую жизнь на ко­с­тях... Так раз­ви­вай­те её, поль­зуй­тесь спол­на её пре­иму­ще­ст­ва­ми, раз уж при­нес­ли та­кие жерт­вы! Нет, ис­пу­га­лись, всё раз­ло­ма­ли, ка­ем­ся. Ру­ба­ну­ли по го­ло­ве ка­кое-то зло­вред­ное ни­что­же­ст­во, из­ба­ви­ли мир от га­ди­ны – опять та же кар­ти­на. Ай-ай-ай, как же так! Ду­шу бес­смерт­ную сгу­би­ли. Тре­пе­щем, тер­за­ем­ся... Так не суй­тесь не в своё де­ло! Спрячь­те по­на­дёж­нее то­пор в са­рай. Луч­ше всех эти пу­те­ше­ст­вия по кру­гам ада меж­ду же­ла­ни­ем со­вер­шить по­сту­пок и не­спо­соб­но­с­тью при­нять его по­след­ст­вия вы­ра­зил До­сто­ев­ский в «Пре­ступ­ле­нии и на­ка­за­нии», вся суть ко­то­ро­го сво­дит­ся к вы­во­ду: «не уме­ешь – не бе­рись».

И Ка­с­ка­зи­ку, от­цу Пло­хи­ша, тот же со­вет. На­ста­ла по­ра за­брать Лань­гук из слав­но­го ро­да Авон­гов. Уже и вы­куп го­тов – связ­ка со­бо­лей, лис, шку­ры вы­дры... Всё, что до­бы­то за два го­да охот­ни­чь­им тер­пе­ни­ем, уда­лью и от­ва­гой. При­ехал в стой­би­ще, об­ра­ща­ет­ся за­ис­ки­ва­ю­ще к ста­рей­ши­не с пес­ней-моль­бой:

 

...тра­вы все­гда бу­дут к солн­цу тя­нуть­ся,

соп­ки все­гда бу­дут ле­сом по­кры­ты –

 ро­да Ке­вон­гов не бу­дет...

 

Лань­гук всхли­пы­ва­ет ук­рад­кой. От­да­дут ли её то­му, в чьи объ­я­тия она меч­та­ет по­пасть? По обы­чаю долж­ны, не мо­гут не от­дать. Но ес­ли да, тог­да по­че­му ста­рый Авонг мол­чит? По­том сын Авон­га, он же брат Лань­гук, по­да­ёт ис­под­тиш­ка го­лос, ука­зы­вая на Ыки­ла­ка:

«– У не­го же­на на вто­рой же день по­мрёт с го­ло­ду... Пусть до­ка­жет, что он муж­чи­на».

«Ах ты, су­чий вы­ро­док...» Это Ка­с­ка­зик ру­га­ет­ся про се­бя. «Будь ты мо­им сы­ном, я бы по­ка­зал, как лезть не в своё де­ло». По­том ло­вит се­бя на то­с­к­ли­вой мыс­ли: «Будь у ме­ня тре­тий сын, как бы я бла­го­да­рил Курн­га. Пусть бы да­же та­кой вы­ро­док – всё рав­но».

Хо­ро­шень­кое де­ло! По­жа­луй, вся не­ис­ся­ка­ю­щая си­ла Азии за­клю­че­на в этой фра­зе. Лишь бы сы­но­вей да по­боль­ше! Во­и­нов да­вай ро­жай, что­бы тес­нее со­мк­ну­лись на­ши бо­е­вые ря­ды.

До­че­рей нам не на­до, они нас не про­дол­жат. Да­же как-то не­ле­по спра­ши­вать: а что ты хо­чешь про­дол­жать-то? Внеш­ние при­зна­ки? Дух, ин­тел­лект? Твою лич­ность с её бо­гат­ст­вом и не­по­вто­ри­мо­с­тью, ко­то­рую дев­чон­ка раз­ба­за­рит, по­пав под чу­же­род­ное вли­я­ние? А ес­ли лич­но­с­ти нет, а есть обыч­ный, са­мый за­уряд­ный че­ло­век? Тог­да как?

В лю­бом слу­чае твоя ко­пия бу­дет силь­но от­ли­чать­ся от ори­ги­на­ла. От­сю­да ра­зо­ча­ро­ва­ние: мы ста­ра­лись, пы­жи­лись, а по­лу­чи­лось сов­сем не то... В этом и ко­рень на­шей же­с­то­ко­с­ти по от­но­ше­нию к де­тям. При­знать де­тей дру­ги­ми, прин­ци­пи­аль­но но­вы­ми су­ще­ст­ва­ми вы­ше на­ших сил. Их са­мо­сто­я­тель­ность бу­дит в нас злость и до­са­ду. По боль­шо­му счё­ту, мы все меч­та­ем по­ро­дить кло­нов, на­ших точ­ных слеп­ков с са­мих се­бя.

От­сю­да вы­те­ка­ет за­да­ча вос­пи­та­ния – сде­лать все по­сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния лю­дей мак­си­маль­но по­хо­жи­ми на пре­ды­ду­щие. Вос­пи­ты­вая, мы тор­мо­зим ис­то­рию, ме­ша­ем по­яв­ле­нию но­во­го. Не­да­ром в Азии та­кую боль­шую роль уде­ля­ют нра­во­уче­ни­ям и сле­по­му сле­до­ва­нию обы­ча­ям. Там ма­ло че­ло­ве­че­с­ко­го раз­но­цве­тья, лю­ди ка­жут­ся на од­но ли­цо. Но за­то там са­мая вы­со­кая по­вто­ря­е­мость со­бы­тий, ми­ни­мум ге­о­по­ли­ти­че­с­ких ша­ра­ха­ний из од­ной край­но­с­ти в дру­гую. От­сю­да – ус­той­чи­вость пси­хи­ки на­ро­дов. «Же­лаю вам жить в эпо­ху пе­ре­мен!» – же­с­то­чай­шее из про­кля­тий. Срав­ни­те эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кую ау­ру Рос­сии и, ска­жем, Япо­нии или Ки­тая. В эпо­хи ис­то­ри­че­с­ких над­ры­вов, пе­ре­ло­мов и кру­ше­ний де­ти как раз и пе­ре­ста­ют быть «на­ши­ми» и пе­ре­хо­дят в раз­ряд чу­жа­ков.

Да­ли ис­пы­та­ние млад­ше­му из Ке­вон­гов. Со­пер­ник – хо­зя­ин тай­ги мед­ведь. Ес­ли уж одо­ле­ешь его, мох­на­то­го, то и тво­е­му се­ме­ни ни­ка­кие не­вз­го­ды не страш­ны. Во­об­ще-то у нив­хов при­ня­то об­хо­дить­ся вы­ку­пом, ну да лад­но. До­ка­за­тель­ст­во пра­ва на де­то­рож­де­ние – га­ран­тия бу­ду­щей бе­зо­пас­но­с­ти ре­бён­ка. Мы, лю­ди хри­с­ти­ан­ско­го ми­ра, слиш­ком из­не­же­ны ок­ру­жа­ю­щей сре­дой и поз­во­ля­ем про­дле­вать вся­кую жизнь, да­же са­мую убо­гую, не уме­ю­щую эле­мен­тар­но по­сто­ять за се­бя. Бла­го­род­ст­во это или за­лог ско­ро­го вы­рож­де­ния? Во­прос во­про­сов. Он не толь­ко юри­ди­че­с­ки не мо­жет быть ре­шён. Бо­юсь, он да­же не мо­жет быть за­дан. Сто­ит его по-че­ст­но­му за­дать – и мы по­лу­чим те­о­рию «ра­со­вой чи­с­то­ты», фа­шизм и ге­но­цид. Есть те­мы, ко­то­рых че­ло­ве­че­ст­ву луч­ше не ка­сать­ся.

В на­шем же слу­чае вы­дер­жал Ыки­лак про­вер­ку. Упал на од­но ко­ле­но, вы­ста­вил ко­пьё и на­са­дил на не­го разъ­я­рён­ную гро­ма­ди­ну. Мед­ве­дя про­во­ди­ли по до­сто­ин­ст­ву, с по­че­с­тя­ми. «Лох­ма­тую го­ло­ву ук­ра­си­ли свя­щен­ны­ми че­рё­му­хо­вы­ми струж­ка­ми...» Ка­за­лось бы, точ­ка, но нет! Ока­зы­ва­ет­ся, на Лань­гук дав­но имел ви­ды дру­гой пре­тен­дент, Ньол­гун. С по­мо­щью удач­ли­во­го и бес­прин­цип­но­го яку­та Чо­чу­ны ему уда­лось под­ку­пить ста­рей­ши­ну ро­да не­ве­с­ты вме­с­те с их ро­до­вым ша­ма­ном. А уж тот-то по­ста­рал­ся во вре­мя кам­ла­ния. По­из­ви­вал­ся, по­кор­чил­ся, ис­ступ­лён­но ко­ло­тя в бу­бен, и вы­дал: мол, пусть Ыки­лак и Ньол­гун ре­шат судь­бу в по­един­ке на де­ре­вян­ных пал­ках. Но как же так? Ведь Ыки­лак вко­нец обес­си­лел по­сле схват­ки с мед­ве­дем. Ку­да же ему ещё драть­ся? Да и по всем мыс­ли­мым обы­ча­ям пред­ков Лань­гук те­перь при­над­ле­жит ему.

На­ив­ные! Кам­ла­ние все­гда про­хо­дит с ме­с­теч­ко­вым ук­ло­ном. По­про­буй на­про­рочь то, что не­вы­год­но тво­е­му пле­ме­ни! Хоть ты и в кон­так­те с по­ту­с­то­рон­ним ми­ром, но мя­со из на­ших рук ешь, по­это­му из­воль до­но­сить от­ту­да то, что мы хо­тим ус­лы­шать. А слу­шать мы же­ла­ем за­ез­же­го Чо­чу­ну с его эк­зо­ти­че­с­ки­ми то­ва­ра­ми и до­зой ве­се­ля­щей во­ды. «Толь­ко Чо­чу­на даст за ва­ших со­бо­лей на­сто­я­щую це­ну. Те, кто при­вёз с со­бой шку­ры, мо­гут са­ми убе­дить­ся...» Не­уже­ли? Тог­да не грех и по­ве­се­лить­ся всласть! «На­ли­ва­ли всем – и ста­ри­кам, и юно­шам, и муж­чи­нам, и жен­щи­нам. Хо­ди­ли круж­ки по кру­гу, опу­с­то­ша­лись и сно­ва на­пол­ня­лись. Пей­те, дру­зья нив­хи! Якут уго­ща­ет всех...»

Вот мра­зи! Уже и тра­ди­ции ста­ри­ков им ни­по­чём! На­до, по­ка не по­зд­но, пре­кра­тить это по­зо­ри­ще! «Ка­с­ка­зик чув­ст­во­вал, как го­ло­ву его ох­ва­тил жар. Он спра­ши­вал впол­го­ло­са: «– Что вы де­ла­е­те, лю­ди? Что вы де­ла­е­те – свя­той мед­ве­жий пра­зд­ник пре­вра­ти­ли в тор­ги!»

 

Но ни­кто не слу­шал не­сча­ст­но­го от­ца. И не му­д­ре­но: сгнил дав­но твой обы­чай, ка­нул в Ле­ту. Дру­гие бо­ги, бо­ги на­жи­вы, спу­с­ти­лись на твою зем­лю. Про­сто ты про­мор­гал их при­ход. Тай­но, под по­кро­вом но­чи, пе­ре­бе­жа­ли с кон­ти­нен­та ко­ст­ля­вые упы­ри, и по их мер­кам ты и твой сын – ноль, пу­с­то­та. От­ны­не ва­ша до­блесть не по­мо­жет вам вы­ра­щи­вать по­том­ст­во. Но­вые вре­ме­на гря­дут, ког­да из­во­рот­ли­вость, ни­зость и ложь бу­дут слу­жить га­ран­том здо­ро­вья и про­цве­та­ния тво­их де­тей. С это­го ча­са и на­всег­да вы пе­ре­во­ди­тесь в раз­ряд не­при­спо­соб­лен­ных. По­это­му прочь с до­ро­ги!

 

Взмах пал­ки, удар – и его сын, по­вер­жен­ный, ле­жит на сне­гу. «Над при­тих­шим стой­би­щем взле­тел прон­зи­тель­ный крик, и лю­ди уви­де­ли, как Лань­гук... про­нес­лась к нар­то­вой до­ро­ге Ке­вон­гов и по­мча­лась по ней что есть си­лы». Она-то для се­бя уже вы­бра­ла му­жа, но сер­деч­ко, как и нож­ки, сла­бень­кое, и ни­ко­го не ин­те­ре­су­ет её во­ля. Бу­дешь пло­до­но­сить от то­го, ко­му мы те­бя про­да­ли. А си­лё­нок взбун­то­вать­ся, как все­гда, не хва­тит, не на­дей­ся.

 

Это птен­чик, это птен­чик

кры­ль­я­ми за­тре­пе­тал...

Бу­дет ждать по­кор­но птен­чик,

как над ним со­мк­нут­ся ког­ти,

и от кры­ль­ев, и от кры­ль­ев

пух и пе­рья по­ле­тят.

 

Всё, но­вый изу­вер­ский ми­ро­по­ря­док стис­нул сталь­ные че­лю­с­ти. По­это­му глум­ли­вый бра­тец и хо­хо­чет, ты­ча бег­лян­ке паль­цем вслед: «Вот без­моз­г­лая-то! Да­ле­ко не убе­жишь!»

Лишь ни­че­го не по­ни­ма­ю­щий Ка­с­ка­зик, рух­нув на вы­топ­тан­ный снег, про­дол­жал глу­по и си­рот­ли­во при­чи­тать: «Что же про­изо­ш­ло, лю­ди! Что слу­чи­лось в этом ми­ре? Что слу­чи­лось, лю-ю-ю-ди?»


Виталий ПЕТУШКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования