Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 10.09.2010

Ярмарка тщеславия

 На Мос­ков­скую книж­ную яр­мар­ку, ко­то­рая сей­час на ВДНХ, я хо­жу с на­ча­ла с 80-х. В те го­ды она на­по­ми­на­ла ки­но­фе­с­ти­валь, олим­пи­а­ду или что-то та­кое. Нам по­ка­зы­ва­ли то, че­го не бы­ло в на­шей жиз­ни, а в ней не бы­ло поч­ти ни­че­го. Не бы­ло нор­маль­ных ма­шин, квар­тир, ме­бе­ли, одеж­ды, обу­ви, про­дук­тов… Не бы­ло за­гра­нич­ных по­ез­док, сво­бо­ды, при­клю­че­ний, жиз­ни не бы­ло, так нам, во вся­ком слу­чае, тог­да ка­за­лось. Бы­ли очень хо­ро­шень­кие мос­ков­ские де­вуш­ки, но тог­да по мо­ло­до­с­ти и глу­по­с­ти мы не очень-то это це­ни­ли. И ещё в той жиз­ни не бы­ло книг.

Но мы всё рав­но чи­та­ли. По­ку­па­ли у спе­ку­лян­тов, вез­ли из ко­ман­ди­ро­вок, ра­зы­г­ры­ва­ли в ре­дак­ци­ях под­пи­с­ки и Книж­ную экс­пе­ди­цию… За­во­ди­ли зна­ком­ст­ва с биб­ли­о­те­кар­ша­ми.

Нам го­во­ри­ли: лю­би­те кни­гу – ис­точ­ник зна­ния, и мы до­би­ва­лись этой люб­ви лю­бой це­ной. Мо­жет быть, мы не все­гда бы­ли раз­бор­чи­вы в сво­их книж­ных свя­зях и про­чи­та­ли за го­ды де­фи­ци­та ки­ло­ме­т­ры не­нуж­но­го му­со­ра, мо­жет быть. Глав­ное, ни­че­го сто­я­ще­го мы тог­да точ­но не про­пу­с­ти­ли. А яр­мар­ка бы­ла за­бав­ным ме­ро­при­я­ти­ям.

По­мню, к из­ра­иль­ско­му стен­ду с тре­мя уны­лы­ми книж­ка­ми все­гда сто­я­ла длин­ню­щая оче­редь, что­бы на­пи­сать в спе­ци­аль­ный жур­нал та­кой ти­по­вой от­зыв: «Мне (ФИО), мо­ей же­не (ФИО), мо­ей тё­ще, те­с­тю, шу­ри­ну и тё­те Ци­ре (ФИО), и ещё всем мо­им де­тям (ФИО) очень по­нра­ви­лась ва­ша за­ме­ча­тель­ная экс­по­зи­ция, меч­та­ем уви­деть её ещё раз. Наш ад­рес та­кой-то…». Ме­ся­ца че­рез три на все ФИО при­хо­ди­ли при­гла­ше­ния на вы­езд. Но при этом че­ки­с­тов у это­го стен­да вид­но не бы­ло, мо­жет, пря­та­лись хо­ро­шо, а мо­жет, эти при­гла­ше­ния бы­ли ча­с­тью за­ку­лис­ной ми­ро­вой по­ли­ти­ки.

За­то у стел­ла­жей «Пинг­ви­на» и дру­гих за­пад­ных из­да­тель­ских ко­лос­сов бы­с­т­ро­гла­зых ре­бят в се­рень­ких пи­д­жач­ках бы­ло без счё­та, сле­ди­ли, при­чём яв­но и да­же на­ро­чи­то, как бы иде­о­ло­ги­че­с­кие про­тив­ни­ки не под­су­ну­ли на­ив­но­му со­вет­ско­му чи­та­те­лю ка­кой-ни­будь гряз­ной кра­мо­лы, вро­де До­вла­то­ва или Да­ни­э­ля. А вы­став­ка, и осо­бен­но её за­ру­беж­ная часть, дей­ст­ви­тель­но по­тря­са­ла не­ви­дан­ным ас­сор­ти­мен­том, это бы­ло по­хо­же на сказ­ку или, как вы­яс­нит­ся поз­же, про­сто на боль­шой книж­ный ма­га­зин в ка­кой-ни­будь ев­ро­пей­ской сто­ли­це. Все ми­ро­вые из­да­тель­ст­ва, все от­рас­ли зна­ния, сло­ва­ри, эн­цик­ло­пе­дии, де­тек­ти­вы и бест­сел­ле­ры, при­чём све­жие, а не двад­ца­ти­лет­ней дав­но­с­ти.

…Мы не мог­ли их ку­пить, но хоть зна­ли, чем жи­вёт боль­шой мир за же­лез­ным за­на­ве­сом. А ка­кие кни­ги по ис­кус­ст­ву! По­мню, ан­г­ли­ча­не по­да­ри­ли мне па­ру аль­бо­мов по­тря­са­ю­ще смеш­ной ху­дож­ни­цы Бе­рил Кук, они до сих пор у ме­ня на по­чёт­ном ме­с­те, я мно­го раз по­том пы­тал­ся най­ти дру­гие её сбор­ни­ки и не на­шёл.

Кста­ти, и оте­че­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра бы­ла пред­став­ле­на не од­ним соц­ре­а­лиз­мом С.Ба­ба­ев­ско­го или Г.Мар­ко­ва. В об­щем, я хо­дил по той вы­став­ке и хо­тел ку­пить всё. Но на ней, увы, ни­че­го не про­да­ва­ли. А на те­пе­реш­ней вы­став­ке про­да­ёт­ся всё, а ку­пить ни­че­го не хо­чет­ся.

А вы­бор-то ог­ро­мен. Ис­то­рии Рос­сии в зо­ло­те, жем­чу­гах и бри­ль­ян­тах це­ной в ав­то­мо­биль, рус­ский во­прос, ев­рей­ский во­прос, сверх­до­ро­гие из­да­ния для офи­са и ка­би­не­та на­чаль­ни­ка, Ста­лин с на­ми, жи­до­ма­со­ны не с на­ми, ми­с­ти­ка, ре­ли­гия, ок­куль­тизм, спец­наз, мен­тов­ка, крем­лёв­ка, руб­лёв­ка, вся те­ле­ви­зи­он­ная, эс­т­рад­ная и по­ли­ти­че­с­кая по­пса, как вы­ве­с­ти пры­щи, без­гра­мот­ные учеб­ни­ки все­го на све­те не­ве­до­мых ав­то­ров… А Пе­рель­ма­на с его за­ни­ма­тель­ны­ми фи­зи­ка­ми и ме­ха­ни­ка­ми – то­го, ста­ро­го, про­ве­рен­но­го по­ко­ле­ни­я­ми – нет. Мно­го че­го нет, а глав­ное – нет нор­маль­ной со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Ну, хо­ро­шо, у нас, по­хо­же, ни­че­го та­ко­го боль­ше не пи­шут. Но и пе­ре­вод­ных бест­сел­ле­ров ми­ро­во­го уров­ня нет, да и на ан­г­лий­ском – один Гри­шем из про­шло­го ве­ка. Блеск и ни­ще­та. Во­об­ще с клас­си­кой и с кни­га­ми, ко­то­рые чи­та­ют, а не ста­вят на пол­ку, ста­ло ту­го. Те­перь же пе­ча­та­ют не ли­те­ра­ту­ру, пе­ча­та­ют тек­с­ты. Тер­петь не мо­гу это­го от­вра­ти­тель­но­го сло­ва, но это дей­ст­ви­тель­но тек­с­ты, а не кни­ги и не ли­те­ра­ту­ра.

Как-то я ис­кал для по­дар­ка де­ся­ти­том­ник Т.Ман­на или что-то та­кое, ду­мал, мо­жет, пе­ре­из­да­ли. Нет, не пе­ре­из­да­ли и не со­би­ра­ют­ся, клас­си­ков те­перь во­об­ще из­да­ют в од­ном то­ме – Го­голь, Драй­зер, Вой­нич, и с обя­за­тель­ным пор­т­ре­том ав­то­ра на ко­реш­ке, что­бы но­вый рус­ский ин­тел­лек­ту­ал, ла­у­ре­ат пре­мии пре­зи­ден­та, знал точ­но – муж­чи­на это на­пи­сал или жен­щи­на. И из­да­тель­ский уро­вень со­от­вет­ст­ву­ю­щий. По­мню, один книж­ный ди­рек­тор мне до­ка­зы­вал, что ав­то­ра ро­ма­на «Триль­би» Д. Дю­мо­рье зо­вут Даф­на, а ни­как не Джордж, та­ко­го во­об­ще не су­ще­ст­ву­ет.

И дру­гие бы­ли ка­зу­сы. Я был зна­ком с не­ко­то­ры­ми из­да­те­ля­ми преж­них лет, ко­неч­но, бы­ли они ра­бот­ни­ка­ми иде­о­ло­гии, но ино­гда и пи­са­те­ля­ми, и в ми­ро­вой и на­шей ли­те­ра­ту­ре раз­би­ра­лись при­лич­но. На­счёт ны­неш­них со­мне­ва­юсь. А иде­о­ло­гия ни­ку­да и не де­лась. Толь­ко рань­ше всё боль­ше пе­ча­та­ли про­ве­рен­ных се­к­ре­та­рей Со­ю­за пи­са­те­лей, а те­перь – про­ве­рен­ных те­ле­ве­ду­щих обо­их по­лов, тон­на­ми из­да­ю­щих ли­те­ра­тур­ный му­сор ти­па: «Мы рус­ские, с на­ми Бог».

Се­к­ре­та­ри бы­ли и ум­нее, и гра­мот­ней. Как-то на от­ды­хе я по­зна­ко­мил­ся с се­мей­ной па­рой юных про­дви­ну­тых ме­не­д­же­ров. Каж­дый день они при­но­си­ли на пляж кни­ги Ко­э­льо и чи­та­ли за­по­ем, од­ну за дру­гой. Ока­за­лось, у них его чи­та­ет весь офис, это те­перь мод­но. Вот это и пе­ча­та­ем. Или что­бы с на­ми Бог, или что­бы всем офи­сом. За­то за кни­га­ми те­перь ни­кто не охо­тит­ся, что уже хо­ро­шо. А ещё луч­ше, что за ни­ми по­ка не охо­тят­ся по­жар­ни­ки из зна­ме­ни­то­го ро­ма­на Бред­бе­ри. Его, впро­чем, те­перь то­же чи­та­ют ма­ло. Мо­жет, от­то­го, что пять­де­сят лет на­зад очень уж точ­но он опи­сал на­шу се­го­дняш­нюю убо­гую те­ле­ви­зи­он­ную эпо­ху. 


Владимир ГРЕЧАНИНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования