Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 10.09.2010

Понятие нормы у нас разное

 Жи­во и в из­ве­ст­ной сте­пе­ни прав­ди­во опи­сал всё Вла­ди­мир Гре­ча­ни­нов. И хо­ро­шо из­ве­ст­но, впол­не уз­на­ва­е­мо, в ка­кой это сте­пе­ни на­пи­са­но. Это по­ста­рев­ший, как и я, мой ро­вес­ник или да­же кто-то по­мо­ло­же. Но де­ло не в воз­ра­с­те, а в сте­пе­ни его люб­ви к ли­те­ра­ту­ре, и эту лю­бовь так лег­ко уз­нать и так лег­ко раз­де­лить, и так про­ник­нуть­ся со­чув­ст­ви­ем к ав­то­ру, а от­вра­ще­ни­ем к се­го­дняш­не­му книж­но­му рын­ку мы уже дав­но про­ник­ну­ты.

Но сте­пень ав­то­ра – то ли учё­ная, то ли ма­сон­ская, то ли дис­си­дент­ская, не­важ­но, – за­мет­но кре­нит вле­во.

Бы­ла тог­да, в опи­сан­ные Вла­ди­ми­ром го­ды, та­кая про­грес­сив­ная (без ка­вы­чек) мо­да: быть ли­бо дис­си­ден­том, ли­бо фар­цов­щи­ком, ли­бо тем и дру­гим вме­с­те. И чув­ст­во­вать свою при­ча­ст­ность (за­прет­ную, раз­ре­шён­ную, тай­ную, де­мон­ст­ра­тив­ную – не­нуж­ное вы­черк­нуть) к про­грес­сив­но­му че­ло­ве­че­ст­ву за бу­г­ром, по­сколь­ку в по­ра­бо­щён­ном оте­че­ст­ве ни­че­го сто­я­ще­го не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем сим­па­тич­ных и, увы, не­до­оце­нён­ных тог­да дев­чо­нок. Ибо не бы­ло в ней, на­шей жиз­ни, «поч­ти ни­че­го» (смо­т­ри у пре­ды­ду­ще­го ав­то­ра). Ни нор­маль­ных ма­шин, ни про­дук­тов, ни книг.

О ма­ши­нах ска­жу, что они бы­ли нор­маль­ны­ми, но стро­го ли­ми­ти­ро­ван­ны­ми. Про­дук­ты бы­ли эко­ло­гич­нее се­го­дняш­них. Но сви­де­тель­ст­во­вать бу­ду всё-та­ки о кни­гах. Ведь те­му за­дал Вла­ди­мир, мы толь­ко под­хва­ты­ва­ем.

Из­ве­ст­ная сте­пень прав­ди­во­с­ти Вла­ди­ми­ра вы­зы­ва­ет со­чув­ст­вие: не бы­ло за­гра­нич­ных по­ез­док, сво­бо­ды, при­клю­че­ний, бы­ла толь­ко мо­ло­дость… Те­перь – на­обо­рот. Но, как спра­вед­ли­во от­ме­чал Хе­мин­гу­эй, жизнь – во­об­ще тра­гич­на.

Так вот, о кни­гах.

Их дей­ст­ви­тель­но не бы­ло. Но они бы­ли. Кро­ме биб­ли­о­тек, они ещё бы­ли в про­да­же на так на­зы­ва­е­мые «че­ки Внеш­торг­бан­ка» и за ино­ст­ран­ную ва­лю­ту в ма­га­зи­нах ти­па «Бе­рёз­ка». Что­бы ку­пить хо­ро­шо и пол­но из­дан­но­го Бул­га­ко­ва (не к но­чи будь по­мя­нут!) или Го­го­ля, Да­ля, Не­кра­со­ва, на­до бы­ло этих «че­ков» раз­до­быть, ина­че – «сфар­це­вать» (про­ис­хож­де­ние сло­ва те­ря­ет­ся в су­мер­ках то ли ив­ри­та, то ли иди­ша).

А кни­го­тор­гов­ля пред­ла­га­ла мо­ре раз­ли­ван­ное книж­ной про­дук­ции оте­че­ст­вен­ных (ус­лов­но го­во­ря) из­да­тельств: По­ли­тиз­да­та, «Ра­ду­ги», «Про­грес­са» и по­доб­ных им. Что вы­пу­с­кал По­ли­тиз­дат, лег­ко до­га­дать­ся, но сто­ит вспом­нить, что из­да­ва­ли «ра­ду­ги» и «про­грес­сы» – это бы­ли пе­ре­во­ды с язы­ков про­грес­сив­но­го за­бу­гор­но­го че­ло­ве­че­ст­ва. Не от­ста­ва­ли по ча­с­ти пе­ре­во­дов и про­чие из­да­тель­ст­ва, по­силь­но уча­ст­вуя в фор­ми­ро­ва­нии вку­сов и книж­но­го спро­са у на­се­ле­ния са­мой чи­та­ю­щей стра­ны. По­че­му ук­лон де­лал­ся в пе­ре­во­ды? Да по­то­му, что цен­зу­ра бы­ла сви­ре­пой по от­но­ше­нию к соб­ст­вен­ным граж­да­нам – ав­то­рам, но да­ле­ко не столь су­ро­вой по от­но­ше­нию к за­ру­беж­ной эк­зо­ти­ке.

Оте­че­ст­вен­ные ав­то­ры под­вер­га­лись це­ле­на­прав­лен­ной се­лек­ции: ав­тор дол­жен был де­мон­ст­ри­ро­вать свою пре­дан­ность про­грес­сив­но­му че­ло­ве­че­ст­ву, ми­ро­вой ре­во­лю­ции Троц­ко­го–Ле­ни­на–Ста­ли­на и ос­т­ро ощу­щать соб­ст­вен­ный «ин­тер­на­ци­о­наль­ный долг», по­сто­ян­но оп­ла­чи­ва­е­мый Внеш­торг­бан­ком и юны­ми жиз­ня­ми на­ших ре­бят. Ес­ли ав­тор не ощу­щал оно­го «ин­тер­на­ци­о­наль­но­го дол­га», то ему доз­во­ля­лось пи­сать о люб­ви к род­ной при­ро­де, а о сво­ём на­ро­де – стро­го в обус­лов­лен­ных рам­ках. Кни­ги же та­ко­го рус­ско­го ав­то­ра, в со­от­вет­ст­вии с «ле­нин­ской на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­кой», цен­т­ра­ли­зо­ван­но от­прав­ля­лись в рай­цен­т­ры Ка­ра­кал­па­кии и/или Ка­ра­ча­е­во-Чер­кес­сии. И книг, в ре­зуль­та­те, в са­мом де­ле «не бы­ло», тут Вла­ди­мир пи­шет чи­с­тую прав­ду. Хо­тя на­до ещё смо­т­реть, кто что ис­кал: ко­му-то бы­ло не най­ти При­шви­на и Есе­ни­на, а кто-то пе­ре­пла­чи­вал за вож­де­лен­ный том Рек­са Ста­у­та. «…Хоть зна­ли, чем жи­вёт боль­шой мир за же­лез­ным за­на­ве­сом». Для лю­дей из­ве­ст­ной сте­пе­ни тот мир, в ко­то­ром им вы­па­ло оби­тать – все­гда ни­что­жен, а за за­на­ве­с­ка­ми со­се­да – ве­ли­ко­ле­пен, ве­лик.

Ко­ро­че, Вла­ди­мир нам до­ка­зы­ва­ет из­ве­ст­ную вещь: же­ла­нен имен­но за­прет­ный плод. Те­перь, ког­да пре­сло­ву­тый «боль­шой мир» бес­це­ре­мон­но вторг­ся в на­ши пре­де­лы, Вла­ди­ми­ру ни­че­го на книж­ной вы­став­ке по­ку­пать не хо­чет­ся, хо­тя «вы­бор-то ог­ро­мен»! Но… «нет нор­маль­ной со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры». Мож­но со­гла­сить­ся с Вла­ди­ми­ром, что со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра не­нор­маль­на. Или со­гла­сить­ся в том, что оба мы – не­со­вре­мен­ны. Но по­ня­тие нор­мы, я бо­лее чем уве­рен, у ме­ня с ним не сов­па­дёт.


Юрий СЕРБ (ЛЕБЕДЕВ)




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования