Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 10.09.2010

За мистическое литературоведение!

 С чув­ст­вом глу­бо­ко­го удов­ле­тво­ре­ния я про­чёл ста­тью Ар­ту­ра Ак­мин­ла­у­са «Рас­цвет пи­са­тель­ской ма­ло­лет­ки». Ста­тья очень кру­тая и гра­мот­ная, бро­са­ет свет в раз­ные ме­с­та и мно­гое про­яс­ня­ет. До про­чте­ния этой ста­тьи я ду­мал, что пи­са­ние ста­тей яв­ля­ет­ся для Али­сы Га­ни­е­вой по­боч­ным про­дук­том со­чи­не­ния дет­ских ска­зок. Од­на­ко Ар­тур Ак­мин­ла­ус ут­верж­да­ет в сво­ей ста­тье, что всё бы­ло не так. Что, на­обо­рот, дет­ские сказ­ки Али­сы Га­ни­е­вой яви­лись по­боч­ным про­дук­том кри­ти­че­с­ких ста­тей Али­сы Га­ни­е­вой. Од­на­ко Ар­тур Ак­мин­ла­ус не от­ве­тил на глав­ный во­прос и, так ска­зать, за­гад­ку ве­ка: «Чем яв­ля­ют­ся сказ­ки Али­сы Га­ни­е­вой?»

От­ве­ча­ем. Дет­ские сказ­ки Али­сы Га­ни­е­вой – это, в на­ту­ре, во-пер­вых, дет­ские на­род­ные каф­ки. А во-вто­рых, это тща­тель­но за­кон­спи­ри­ро­ван­ные кри­ти­че­с­кие ста­тьи в ове­чь­ей шку­ре дет­ской каф­ки. Я на­роч­но пе­ре­чи­тал дет­ские сказ­ки Али­сы Га­ни­е­вой и во­очию убе­дил­ся, что они со­дер­жат тща­тель­ное и ак­ку­рат­ное глум­ле­ние над кол­ле­га­ми и пи­са­те­ля­ми.

Во-пер­вых, все пер­со­на­жи её ска­зок – это пер­со­на­жи на­ше­го лит­про­цес­са: маль­чик Ми­ша с не­по­нят­ны­ми сло­ва­ми – это, не­со­мнен­но, Ми­ха­ил Бой­ко со сво­и­ми «ал­го­со­фи­ей» и «ни­ло­го­ло­ги­ей», де­воч­ка Ве­ро­ни­ка – по­этес­са Ве­роч­ка, пре­вра­ще­ние де­воч­ки Ве­роч­ки в ве­рё­воч­ку – про­стая на­мё­ка на рас­крут­ку Ве­роч­ки че­рез Ин­тер­нет, маль­чик Ва­ся – ви­ди­мо, я, маль­чик Ге­ра – Гер­ман Са­ду­ла­ев, они ки­да­ют­ся пе­с­ком в де­во­чек – это ти­па сим­во­ли­зу­ет на­езд Са­ду­ла­е­ва на кри­ти­че­с­кую ОПГ «По­пу­ган» и т.д. Это оче­вид­но и не тре­бу­ет до­ка­за­тельств.

Во-вто­рых, все пер­со­на­жи ска­зок Али­сы Га­ни­е­вой – де­ти. Де­ти – это «ма­лень­кие лю­ди» ве­ли­кой рус­ской лит-ры. У них есть «стар­шие», то есть на­чаль­ст­во, и го­во­ря­щие пред­ме­ты – то есть ма­га­зин «Дет­ский мир». По­че­му де­ти в сказ­ках Али­сы Га­ни­е­вой го­во­рят с пред­ме­та­ми? По­то­му что у них нет де­нег. «Ма­лень­кий че­ло­век» во­об­ще раз­ди­ра­ем сле­ду­ю­щим про­ти­во­ре­чи­ем. Во-пер­вых, он хо­чет вы­ра­с­ти и стать боль­шим и взрос­лым. А во-вто­рых, у не­го нет де­нег. И по­это­му он все­гда бу­дет ма­лень­ким. И у не­го бу­дут на­чаль­ни­ки, по­то­му что как же ина­че.

Пе­пел Сан­та-Кла­у­са сту­чит в моё серд­це.

Лю­бой кри­тик про­хо­дит три фа­зы. Это из-за вли­я­ния ми­с­ти­че­с­ких свойств чис­ла «3», ко­то­рое лю­без­но пи­а­рит Ва­ле­рия Пу­с­то­вая. Спер­ва кри­тик ве­рит в Де­да Мо­ро­за. По­том кри­тик не ве­рит в Де­да Мо­ро­за. И на­ко­нец кри­тик сам ока­зы­ва­ет­ся Де­дом Мо­ро­зом.

По мор­дор­ско­му счё­ту сей­час есть толь­ко три на­сто­я­щих кри­ти­ка, три ис­точ­ни­ка и три со­став­ных ча­с­ти, ко­ро­че, три на­сто­я­щих, пра­виль­ных, кри­ти­че­с­ких Де­да Мо­ро­за (воз­мож­но, это опять вли­я­ние ми­с­ти­че­с­ко­го свой­ст­ва чис­ла «3», ко­то­рое про­дви­га­ет Ва­ле­рия Пу­с­то­вая). Это Ман­цов, То­по­ров и Ан­ку­ди­нов.

Са­мый глав­ный кри­тик и Дед Мо­роз – это, бе­зус­лов­но, Игорь Ман­цов. Он, во-пер­вых, не­уло­вим, а во-вто­рых, со­вер­шен­но не за­па­ри­ва­ет­ся по во­про­су ве­ры в Де­да Мо­ро­за. Всё это от­кры­тым тек­с­том ска­за­но, на­при­мер, в по­след­ней бе­се­де с Ба­виль­ским. Что на­хо­дит­ся в меш­ке с по­дар­ка­ми Иго­ря Ман­цо­ва, в точ­но­с­ти не­из­ве­ст­но.

Вто­рой по зна­че­нию кри­тик и Дед Мо­роз – это Вик­тор То­по­ров. На са­мом де­ле, ко­неч­но, ни­ка­ко­го Вик­то­ра То­по­ро­ва нет. Это Гэн­дальф Се­рый (мне под­ска­зы­ва­ют, что Са­ру­ман, но ка­кая раз­ни­ца) из ки­но­пор­ту­пеи Гоб­ли­на-Пуч­ко­ва «Пла­с­те­лин ко­нец», ко­то­рый ки­нул эль­фоф и пе­ре­шол на сто­ро­ну во­и­нов Све­та, то есть как князь Курб­ский уд­рал в Мор­дор. Там ему да­ли тро­фей­ную оро­чью сокiру, по­это­му Гэн­даль­фа те­перь кли­ка­ют по мор­дор­ско­му счё­ту Victor То­по­ров.

В чём спе­ци­фи­ка дя­ди Ви­ти как кри­ти­ка и Де­да Мо­ро­за? В том, что он ти­па бо­ит­са, что его рас­кро­ют, кем он был до со­вет­ской вла­с­ти. По­это­му он ти­па оза­бо­чен сво­ей ин­ден­тич­но­с­тью как Де­да Мо­ро­за. В Де­да Мо­ро­за он, ко­неч­но, как пра­виль­ный пе­ле­ви­а­нец, ни ве­рит, ни не ве­рит. То есть ему, ко­неч­но, пох, но он ти­па изо всех сил де­ла­ет вид, что ему не пох. В меш­ке с по­дар­ка­ми у не­го баб­ло, ко­то­рое он сам пе­ча­та­ет на прин­те­ре. Де­ти оч. лю­бят дя­дю Ви­тю.

Тре­тий зна­ко­вый кри­ти­че­с­кий Дед Мо­роз – это май­коп­ский от­ше­лец Ки­рилл Ан­ку­ди­нов. В чём спе­ци­фи­ка Ки­рил­ла Ан­ку­ди­но­ва как Де­да Мо­ро­за? Спе­ци­фи­ка Ки­рил­ла Ан­ку­ди­но­ва как Де­да Мо­ро­за в том, что он не вру­ба­ет­ся, как воз­мож­но од­но­вре­мен­но ве­рить в Дед Мо­ро­за, не ве­рить в Дед Мо­ро­за и быть Дед Мо­ро­зом. Ме­шок с по­дар­ка­ми Ки­рил­ла Ан­ку­ди­но­ва пуст.

Есть ещё ре­лик­то­вые Де­ды Мо­ро­зы, ко­то­рые дав­но са­ми се­бя вы­ве­ли за штат, но в своё кри­ти­че­с­кое вре­мя бы­ли пра­виль­ны­ми, чот­ки­ми и кон­крет­ны­ми Дед Мо­ро­за­ми. Это Нем­зер, Чу­при­нин, Ан­нин­ский и при­мк­нув­шая к ним на пра­вах Сне­гур­ки Ал­ла Ла­ты­ни­на.

Как ока­за­лось, что эти чот­кие Дед Мо­ро­зы бы­ли вы­ве­де­ны за штат и вы­па­ли из кри­ти­че­с­ко­го мо­ро­зиль­но­го про­цес­са, «что­бы на­ша ве­ли­кая ли­т­ра не слиш­ком под­гни­ла»?

Де­ло бы­ло так.

Ан­д­рей Нем­зер был хо­ро­шим ре­лик­то­вым Дед Мо­ро­зом. Хре­но­пу­пие, од­на­ко, бы­ло в том, что Нем­зер ве­рил и до сих пор ве­рит в Де­да Мо­ро­за. По­это­му он сам по­сто­ян­но иг­рал с по­дар­ка­ми. Ну и ока­зал­ся за шта­том. Так в иг­руш­ки и иг­ра­ет.

Чот­ким Дед Мо­ро­зом был Сер­гей Чу­при­нин. Он, од­на­ко, не ве­рил в Де­да Мо­ро­за. По­это­му все по­дар­ки он по­да­рил са­мо­му се­бе и сра­зу их ре­а­ли­зо­вал, а так­же по со­во­куп­но­с­ти и мо­ро­зиль­ное ша­пи­то и дед­ский ха­лат с вол­шеб­ной кри­ти­че­с­кой ду­би­ной. И уе­хал в Мор­дор.

Пра­виль­ная кри­ти­че­с­кая Сне­гур­ка бы­ла и есть Ал­ла Ла­ты­ни­на. В чём, од­на­ко, спе­ци­фи­ка Ал­лы Ла­ты­ни­ной как Сне­гур­ки и кри­ти­ка? Спе­ци­фи­ка Ал­лы Ла­ты­ни­ной как кри­ти­ка и чот­кой Сне­гур­ки в том, что у неё нет меш­ка с по­дар­ка­ми, по­то­му что она осан­ку бе­ре­жёт. И воб­ще она тай­но за­кон­спи­ри­ро­ван­ная Снеж­ная Ко­ро­ле­ва, ко­то­рая ти­па вы­да­ёт се­бя за ра­со­вую Сне­гур­ку.

В чём, на­ко­нец, спе­ци­фи­ка и хре­но­пу­пие Льва Ан­нин­ско­го как кри­ти­ка и Дед Мо­ро­за? Спе­ци­фи­ка и хре­но­пу­пие Льва Ан­нин­ско­го как кри­ти­ка и Дед Мо­ро­за в том, что я его не чи­тал, а что чи­тал, то не по­нял.

Но вер­нём­ся к на­шим ос­нов­ным Дед Мо­ро­зам. В чём их кон­крет­ная дед-мо­ро­зья спе­ци­фи­ка? Ман­цов – он, в об­щем, ма­нит. Это Дед Мо­роз и Иван Су­са­нин в од­ном фла­ко­не. Иван Су­са­нин – это чу­вак из дет­ско­го стиш­ка, ко­то­рый за­вёл ли­те­ра­то­ров в тай­гу, по­то­му что пло­хо раз­би­рал­ся в то­по­гра­фии.

 

– Су­са­нин, Су­са­нин, ты, б.., за…л.

– Спо­ку­хо, чи­та­тель, я сам за­плу­тал.

 

Ну, про То­по­ро­ва я уже рас­ска­зал. Он, в об­щем, ру­бит. Ман­цов за­во­дит, так ска­зать, чи­та­те­лей-по­ля­ков (то есть, я хо­тел ска­зать, пи­са­те­лей) в дан­тов­скую тай­гу, а То­по­ров ру­бит, ко­лет, ре­жет. Это по­нят­но.

А у Ан­ку­ди­но­ва слож­ная фа­ми­лия, и что она обо­зна­ча­ет, на­уке в точ­но­с­ти не­из­ве­ст­но. Был, прав­да, та­кой вто­ро­сте­пен­ный са­мо­зва­нец Се­ре­б­ря­но­го ве­ка Ти­мо­фей Ан­ку­ди­нов, ко­то­рый вы­да­вал се­бя за мо­е­го сы­на. Ко­то­рый то­же так и не оп­ре­де­лил­ся по жиз­ни: то сти­хи пи­сал, то ша­ро­вые мол­нии ка­та­ло­ги­зи­ро­вал, то к Па­пе Рим­ско­му рвал­ся на при­ём. Во­ще, по идее, ему на­до бы­ло пи­са­те­лей-пше­ков (все пи­са­те­ли – в ду­ше по­ля­ки, это ещё Ман­дель­ш­там го­во­рил) при­гла­сить в наш каф­ки­ан­ский лес, но там что-то бы­ли ко­ся­ки по фи­нан­си­ро­ва­нию, а на­пе­ча­тать баб­ла на прин­те­ре, как дя­де Вит­те, ему в го­ло­ву не при­шло. Да и лес на­хер сго­рел.

Та­кие де­ла.


Василий ШИРЯЕВ,
п. ВОЛКАНЫЙ,
Камчатка




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования