Архив : №37. 10.09.2010
И снова бард чужую песню сложит?
С тех далёких пор, как Тимур Кибиров получил национальную литературную премию, издательство «Время» серьёзно взялось за публикацию его творений. Оно и понятно: знаменитый поэт вдохновился своим немалым успехом и решил не останавливаться на достигнутом. Книга стихов «Три поэмы» – третья по счёту, выпущенная издательством после получения премии. Не просто книга. Книга, в которой Кибиров начал постепенно, неспешными, осторожными шагами отдаляться от норм центонной поэзии. Вспомним, например, его старую, но определённо удачную поэму «Кара-Барас» – в ней «центонных моментов» было гораздо больше. Многие последующие публикации (например, в «Звезде») такими «моментами» похвастаться не могут. Поэт хоть и один, а подходы разные. Такая же ситуация и с «Тремя поэмами». Кибиров решил опробовать себя в довольно нестандартном для современной поэзии жанре – и сделал это сразу тремя способами.
Сие авторское новаторство в целом выглядит довольно неоднозначно. С одной стороны, совершенно очевидно, что Кибиров не столь активно использует цитаты из чужих произведений. Где-то удачно, а где-то – не очень. С другой же стороны, кибировский стиль чувствуется везде и всюду: тяжёлый, насыщенный глубокими мыслями, сложной книжной лексикой и неприкрытым матом. Как обычно, нужно быть интеллектуально подготовленным, чтобы понять нашего, вне всяких сомнений, национального поэта. Наиболее полно и правильно осознать все его идеи сможет разве что истинный филолог.
Первая поэма, носящая название «Покойные старухи», написана прозой (один из многочисленных «приветов» Гоголю). Рассказывает она истории нескольких старух, которые страдают из-за неумолимого наступления нового века, из-за резкой перемены нравов и неугомонных детей (среди них и сам Кибиров). В рассказы эти искусно вплетена авторская биография, зачастую передаваемая в весьма вольных выражениях. Картина перед глазами читателя складывается довольно печальная, если не сказать – трагическая. Вот, например, как автор описывает старуху Марию Николаевну. «Плюс – беспомощная стародевическая гордыня и злобность».
«В общем-целом» – смесь колдуньи Гингемы, Фани Каплан из «Ленина в восемнадцатом» и постаревшей альтмановской Анны Андреевны» – подобные описания, как правило, отлично вписываются в царящую вокруг художественную атмосферу. Детвора резвится, занимается всем, чем только можно, отпускает пошлые шуточки: однажды (разумеется, по чистой случайности) автор даже попадает в лицо одной бабульке кирпичом. Однако во всей этой серой действительности складывается творческая натура Кибирова. Как он сам замечает, именно тогда удалось научиться «жить стихом». Надо признать, что стиль повествования здесь явно тяжеловат, потому что поэт постоянно злоупотребляет нагромождениями эпитетов, вставных конструкций, да ещё и слишком перенасыщает рассказ об обычной жизни научной терминологией.
Другая поэма, которую автор окрестил «Лиро-эпической», тоже картина, полностью взятая из современности: мрачная, нарисованная тёмными красками, передающая некое ощущение безысходности. Автор, размышляющий над классической литературой и вообще над смыслом жизни, сталкивается с суровой реальностью. Причём неожиданно резко. Вот какие моменты отмечает Кибиров:
Маманьки к той поре изрядно окосели
От водки «Путинка» с пивком
и матерком,
И две из них уже плясали под хмельком.
«Целуй меня везде!» пел плэер. |
Одну из таких «маманек» в непробудном состоянии и встречает автор: она смертельно напилась, а рядом с ней плачет маленький сынишка. Оттащив её домой, герой понимает, что вся вина теперь лежит на нём, потому приходится драться с обезумевшим от злости мужем. Если описание пьяной матери и её возвращение написаны нарочито грубым, уличным языком, то авторские размышления буквально переполнены возвышенной лексикой, да ещё и подносятся сначала в виде александрийского стиха. Такой колорит – улица и жизнь, созданная в мечтах и размышлениях – не случаен. Кибиров этим показывает, насколько сильно отличается то, что мы видим в ежедневных новостях, от того, что есть на самом деле. Окружающая его действительность не просто мрачна, она попросту безнадёжна. Поэтому он и говорит:
Меня брало за горло зло.
Обиды давние бессильно клокотали.
На спутников моих, исполненных
печали
И деликатного сочувствия, не мог
Я от стыда смотреть, унижен и убог. |
Никаких центонных вставок здесь нет, возвышенный слог абсолютно уместен. В целом, вторая поэма получилась куда более лаконичной, ёмкой и яркой, чем первая.
Наконец, третья поэма – «Выбранные места из неотправленных E-Mail’ов» – открыто говорит о соотнесённости авторских идей с гоголевскими. Недаром сам Кибиров называет её «вольной» – это свободные авторские размышления, ничем не стеснённые и практически никак не связанные между собой. Поэма состоит из девяти разрозненных частей, каждая из которых имеет отделённую от основного текста мораль. Заметим, что здесь поэт вновь прибегает к активному использованию различных цитат, однако это не создаёт столь яркого эффекта, как, скажем, в том же «Кара-Барасе» или сборнике «Шалтай-Болтай». Кибиров искусно прячется за маской серьёзности, что создаёт несколько иной эффект. Вот пример его размышлений:
Уверен, что те из вас, ребята,
Кто уже читал эти сочинения,
Согласятся со мной
И немедленно перестанут
Призывать «только верить»
Или «пальнуть пулей в святую Русь».
Мораль:
Под сению клюквы, под посвист пурги
Мечтает Манилов, буянит Ноздрёв.
И всё недосуг им учить языки,
Учить языки и учить мужиков. |
Наконец, завершает книгу раздел «Лирических комментариев», которые представляют собой довольно большое число несвязанных стихотворений. Здесь представлены самые разные жанры – от любовных посланий до автоэпитафий. Например, одна из этих эпитафий, которые в основном юмористические, выглядит так:
Дурному не учись,
Живи себе и здравствуй!
Знай уповай себе,
Пока не склеил ласты. |
Единственное, что сближает все произведения этой части – некоторые общие философские мотивы, которые автор бережно отыскивал на протяжении всего текста. Это становится понятным уже после прочтения нескольких стихотворений. Интересно, что различных реминисценций и аллюзий здесь значительно больше, чем в поэмах – и это несколько оживляет процесс чтения.
Напоследок скажем ещё несколько слов о центоне в поэзии Кибирова, потому что из новой книги он не удалился окончательно. Преступлением было бы не упомянуть остроумную авторскую находку с «рекламными паузами»: это стихотворения, которые периодически прерывают текст поэм и являются некой смесью выписок из современной рекламы и «Евгения Онегина». Здесь совершенно ясно виден почерк «прежнего» Кибирова. В большинстве своём эти «паузы» не лишены остроумия и действительно несут для читателя определённую эмоциональную разрядку:
Новый блокбастер
От создателей «Братвы-4»!
Синхрон: Спор громче, громче,
вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский!
Море адреналина!
Синхрон: Под грудь он был
навылет ранен,
Дымясь из раны кровь текла.
Настоящие мужчины!
Синхрон: Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно. |
***
Что ж, если вы хотите попробовать современную поэзию на вкус – не забудьте открыть сборник Тимура Кибирова. В его поэтических творениях найдётся всё: и злые насмешки над современной жизнью, и глубокий интерес к литературным корням, и тонкая стилистическая игра, и философия, и элегии, и своеобразная любовная лирика… Интересен уже сам факт того, что в последних своих книгах автор решил заново открыть, по сути, умерший в середине XX века жанр – поэму. Потому его новые произведения так неоднозначны – это своего рода настоящий эксперимент в русской поэзии. Конечно, поэмы Кибирова не лишены недостатков, неудачных моментов, но, тем не менее, они позволяют взглянуть на мир с иной, необычной для «традиционного» читателя точки зрения. Особенно если он привык к гармонии, которая царит в классической поэзии.
Юрий ЗАХАРОВ