Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 10.09.2010

И снова бард чужую песню сложит?

 С тех далёких пор, как Тимур Кибиров получил национальную литературную премию, издательство «Время» серьёзно взялось за публикацию его творений. Оно и понятно: знаменитый поэт вдохновился своим немалым успехом и решил не останавливаться на достигнутом. Книга стихов «Три поэмы» – третья по счёту, выпущенная издательством после получения премии. Не просто книга. Книга, в которой Кибиров начал постепенно, неспешными, осторожными шагами отдаляться от норм центонной поэзии. Вспомним, например, его старую, но определённо удачную поэму «Кара-Барас» – в ней «центонных моментов» было гораздо больше. Многие последующие публикации (например, в «Звезде») такими «моментами» похвастаться не могут. Поэт хоть и один, а подходы разные. Такая же ситуация и с «Тремя поэмами». Кибиров решил опробовать себя в довольно нестандартном для современной поэзии жанре – и сделал это сразу тремя способами.

 

Сие ав­тор­ское но­ва­тор­ст­во в це­лом вы­гля­дит до­воль­но не­од­но­знач­но. С од­ной сто­ро­ны, со­вер­шен­но оче­вид­но, что Ки­би­ров не столь ак­тив­но ис­поль­зу­ет ци­та­ты из чу­жих про­из­ве­де­ний. Где-то удач­но, а где-то – не очень. С дру­гой же сто­ро­ны, ки­би­ров­ский стиль чув­ст­ву­ет­ся вез­де и всю­ду: тя­жё­лый, на­сы­щен­ный глу­бо­ки­ми мыс­ля­ми, слож­ной книж­ной лек­си­кой и не­при­кры­тым ма­том. Как обыч­но, нуж­но быть ин­тел­лек­ту­аль­но под­го­тов­лен­ным, что­бы по­нять на­ше­го, вне вся­ких со­мне­ний, на­ци­о­наль­но­го по­эта. На­и­бо­лее пол­но и пра­виль­но осо­знать все его идеи смо­жет раз­ве что ис­тин­ный фи­ло­лог.

Пер­вая по­эма, но­ся­щая на­зва­ние «По­кой­ные ста­ру­хи», на­пи­са­на про­зой (один из мно­го­чис­лен­ных «при­ве­тов» Го­го­лю). Рас­ска­зы­ва­ет она ис­то­рии не­сколь­ких ста­рух, ко­то­рые стра­да­ют из-за не­умо­ли­мо­го на­ступ­ле­ния но­во­го ве­ка, из-за рез­кой пе­ре­ме­ны нра­вов и не­уго­мон­ных де­тей (сре­ди них и сам Ки­би­ров). В рас­ска­зы эти ис­кус­но впле­те­на ав­тор­ская би­о­гра­фия, за­ча­с­тую пе­ре­да­ва­е­мая в весь­ма воль­ных вы­ра­же­ни­ях. Кар­ти­на пе­ред гла­за­ми чи­та­те­ля скла­ды­ва­ет­ся до­воль­но пе­чаль­ная, ес­ли не ска­зать – тра­ги­че­с­кая. Вот, на­при­мер, как ав­тор опи­сы­ва­ет ста­ру­ху Ма­рию Ни­ко­ла­ев­ну. «Плюс – бес­по­мощ­ная ста­ро­де­ви­че­с­кая гор­ды­ня и злоб­ность».

«В об­щем-це­лом» – смесь кол­ду­ньи Гин­ге­мы, Фа­ни Ка­план из «Ле­ни­на в во­сем­над­ца­том» и по­ста­рев­шей альт­ма­нов­ской Ан­ны Ан­д­ре­ев­ны» – по­доб­ные опи­са­ния, как пра­ви­ло, от­лич­но впи­сы­ва­ют­ся в ца­ря­щую во­круг ху­до­же­ст­вен­ную ат­мо­сфе­ру. Де­тво­ра рез­вит­ся, за­ни­ма­ет­ся всем, чем толь­ко мож­но, от­пу­с­ка­ет по­ш­лые шу­точ­ки: од­наж­ды (ра­зу­ме­ет­ся, по чи­с­той слу­чай­но­с­ти) ав­тор да­же по­па­да­ет в ли­цо од­ной ба­буль­ке кир­пи­чом. Од­на­ко во всей этой се­рой дей­ст­ви­тель­но­с­ти скла­ды­ва­ет­ся твор­че­с­кая на­ту­ра Ки­би­ро­ва. Как он сам за­ме­ча­ет, имен­но тог­да уда­лось на­учить­ся «жить сти­хом». На­до при­знать, что стиль по­ве­ст­во­ва­ния здесь яв­но тя­же­ло­ват, по­то­му что по­эт по­сто­ян­но зло­упо­треб­ля­ет на­гро­мож­де­ни­я­ми эпи­те­тов, встав­ных кон­ст­рук­ций, да ещё и слиш­ком пе­ре­на­сы­ща­ет рас­сказ об обыч­ной жиз­ни на­уч­ной тер­ми­но­ло­ги­ей.

Дру­гая по­эма, ко­то­рую ав­тор ок­ре­с­тил «Ли­ро-эпи­че­с­кой», то­же кар­ти­на, пол­но­стью взя­тая из со­вре­мен­но­с­ти: мрач­ная, на­ри­со­ван­ная тём­ны­ми кра­с­ка­ми, пе­ре­да­ю­щая не­кое ощу­ще­ние бе­зы­с­ход­но­с­ти. Ав­тор, раз­мы­ш­ля­ю­щий над клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­рой и во­об­ще над смыс­лом жиз­ни, стал­ки­ва­ет­ся с су­ро­вой ре­аль­но­с­тью. При­чём не­о­жи­дан­но рез­ко. Вот ка­кие мо­мен­ты от­ме­ча­ет Ки­би­ров:

 

Ма­мань­ки к той по­ре из­ряд­но око­се­ли

От вод­ки «Пу­тин­ка» с пив­ком

и ма­тер­ком,

И две из них уже пля­са­ли под хмель­ком.

«Це­луй ме­ня вез­де!» пел плэ­ер.

 

Од­ну из та­ких «ма­ма­нек» в не­про­буд­ном со­сто­я­нии и встре­ча­ет ав­тор: она смер­тель­но на­пи­лась, а ря­дом с ней пла­чет ма­лень­кий сы­ниш­ка. От­та­щив её до­мой, ге­рой по­ни­ма­ет, что вся ви­на те­перь ле­жит на нём, по­то­му при­хо­дит­ся драть­ся с обе­зу­мев­шим от зло­с­ти му­жем. Ес­ли опи­са­ние пья­ной ма­те­ри и её воз­вра­ще­ние на­пи­са­ны на­ро­чи­то гру­бым, улич­ным язы­ком, то ав­тор­ские раз­мы­ш­ле­ния бук­валь­но пе­ре­пол­не­ны воз­вы­шен­ной лек­си­кой, да ещё и под­но­сят­ся сна­ча­ла в ви­де алек­сан­д­рий­ско­го сти­ха. Та­кой ко­ло­рит – ули­ца и жизнь, со­здан­ная в меч­тах и раз­мы­ш­ле­ни­ях – не слу­ча­ен. Ки­би­ров этим по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко силь­но от­ли­ча­ет­ся то, что мы ви­дим в еже­днев­ных но­во­стях, от то­го, что есть на са­мом де­ле. Ок­ру­жа­ю­щая его дей­ст­ви­тель­ность не про­сто мрач­на, она по­про­с­ту без­на­дёж­на. По­это­му он и го­во­рит:

 

Ме­ня бра­ло за гор­ло зло.

Оби­ды дав­ние бес­силь­но кло­ко­та­ли.

На спут­ни­ков мо­их, ис­пол­нен­ных

пе­ча­ли

И де­ли­кат­но­го со­чув­ст­вия, не мог

Я от сты­да смо­т­реть, уни­жен и убог.

 

Ни­ка­ких цен­тон­ных вста­вок здесь нет, воз­вы­шен­ный слог аб­со­лют­но уме­с­тен. В це­лом, вто­рая по­эма по­лу­чи­лась ку­да бо­лее ла­ко­нич­ной, ём­кой и яр­кой, чем пер­вая.

На­ко­нец, тре­тья по­эма – «Вы­бран­ные ме­с­та из не­от­прав­лен­ных E-Mail’ов» – от­кры­то го­во­рит о со­от­не­сён­но­с­ти ав­тор­ских идей с го­го­лев­ски­ми. Не­да­ром сам Ки­би­ров на­зы­ва­ет её «воль­ной» – это сво­бод­ные ав­тор­ские раз­мы­ш­ле­ния, ни­чем не стес­нён­ные и прак­ти­че­с­ки ни­как не свя­зан­ные меж­ду со­бой. По­эма со­сто­ит из де­вя­ти раз­роз­нен­ных ча­с­тей, каж­дая из ко­то­рых име­ет от­де­лён­ную от ос­нов­но­го тек­с­та мо­раль. За­ме­тим, что здесь по­эт вновь при­бе­га­ет к ак­тив­но­му ис­поль­зо­ва­нию раз­лич­ных ци­тат, од­на­ко это не со­зда­ёт столь яр­ко­го эф­фек­та, как, ска­жем, в том же «Ка­ра-Ба­ра­се» или сбор­ни­ке «Шал­тай-Бол­тай». Ки­би­ров ис­кус­но пря­чет­ся за ма­с­кой се­рь­ёз­но­с­ти, что со­зда­ёт не­сколь­ко иной эф­фект. Вот при­мер его раз­мы­ш­ле­ний:

 

Уве­рен, что те из вас, ре­бя­та,

Кто уже чи­тал эти со­чи­не­ния,

Со­гла­сят­ся со мной

И не­мед­лен­но пе­ре­ста­нут

При­зы­вать «толь­ко ве­рить»

Или «паль­нуть пу­лей в свя­тую Русь».

 

Мо­раль:

Под се­нию клюк­вы, под по­свист пур­ги

Меч­та­ет Ма­ни­лов, бу­я­нит Но­з­д­рёв.

И всё не­до­суг им учить язы­ки,

Учить язы­ки и учить му­жи­ков.

 

На­ко­нец, за­вер­ша­ет кни­гу раз­дел «Ли­ри­че­с­ких ком­мен­та­ри­ев», ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой до­воль­но боль­шое чис­ло не­свя­зан­ных сти­хо­тво­ре­ний. Здесь пред­став­ле­ны са­мые раз­ные жа­н­ры – от лю­бов­ных по­сла­ний до ав­то­эпи­та­фий. На­при­мер, од­на из этих эпи­та­фий, ко­то­рые в ос­нов­ном юмо­ри­с­ти­че­с­кие, вы­гля­дит так:

 

Дур­но­му не учись,

Жи­ви се­бе и здрав­ст­вуй!

Знай упо­вай се­бе,

По­ка не скле­ил ла­с­ты.

 

Един­ст­вен­ное, что сбли­жа­ет все про­из­ве­де­ния этой ча­с­ти – не­ко­то­рые об­щие фи­ло­соф­ские мо­ти­вы, ко­то­рые ав­тор бе­реж­но оты­с­ки­вал на про­тя­же­нии все­го тек­с­та. Это ста­но­вит­ся по­нят­ным уже по­сле про­чте­ния не­сколь­ких сти­хо­тво­ре­ний. Ин­те­рес­но, что раз­лич­ных ре­ми­нис­цен­ций и ал­лю­зий здесь зна­чи­тель­но боль­ше, чем в по­эмах – и это не­сколь­ко ожив­ля­ет про­цесс чте­ния.

На­пос­ле­док ска­жем ещё не­сколь­ко слов о цен­то­не в по­эзии Ки­би­ро­ва, по­то­му что из но­вой кни­ги он не уда­лил­ся окон­ча­тель­но. Пре­ступ­ле­ни­ем бы­ло бы не упо­мя­нуть ос­т­ро­ум­ную ав­тор­скую на­ход­ку с «рек­лам­ны­ми па­у­за­ми»: это сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рые пе­ри­о­ди­че­с­ки пре­ры­ва­ют текст по­эм и яв­ля­ют­ся не­кой сме­сью вы­пи­сок из со­вре­мен­ной рек­ла­мы и «Ев­ге­ния Оне­ги­на». Здесь со­вер­шен­но яс­но ви­ден по­черк «преж­не­го» Ки­би­ро­ва. В боль­шин­ст­ве сво­ём эти «па­у­зы» не ли­ше­ны ос­т­ро­умия и дей­ст­ви­тель­но не­сут для чи­та­те­ля оп­ре­де­лён­ную эмо­ци­о­нал­ь­ную раз­ряд­ку:

Но­вый блок­ба­с­тер

От со­зда­те­лей «Брат­вы-4»!

Син­хрон: Спор гром­че, гром­че,

вдруг Ев­ге­ний

Хва­та­ет длин­ный нож, и вмиг

По­вер­жен Лен­ский!

Мо­ре ад­ре­на­ли­на!

Син­хрон: Под грудь он был

на­вы­лет ра­нен,

Ды­мясь из ра­ны кровь тек­ла.

На­сто­я­щие муж­чи­ны!

Син­хрон: Они друг дру­гу в ти­ши­не

Го­то­вят ги­бель хлад­но­кров­но.

 

***

Что ж, ес­ли вы хо­ти­те по­про­бо­вать со­вре­мен­ную по­эзию на вкус – не за­будь­те от­крыть сбор­ник Ти­му­ра Ки­би­ро­ва. В его по­эти­че­с­ких тво­ре­ни­ях най­дёт­ся всё: и злые на­смеш­ки над со­вре­мен­ной жиз­нью, и глу­бо­кий ин­те­рес к ли­те­ра­тур­ным кор­ням, и тон­кая сти­ли­с­ти­че­с­кая иг­ра, и фи­ло­со­фия, и эле­гии, и сво­е­об­раз­ная лю­бов­ная ли­ри­ка… Ин­те­ре­сен уже сам факт то­го, что в по­след­них сво­их кни­гах ав­тор ре­шил за­но­во от­крыть, по су­ти, умер­ший в се­ре­ди­не XX ве­ка жанр – по­эму. По­то­му его но­вые про­из­ве­де­ния так не­од­но­знач­ны – это сво­е­го ро­да на­сто­я­щий экс­пе­ри­мент в рус­ской по­эзии. Ко­неч­но, по­эмы Ки­би­ро­ва не ли­ше­ны не­до­стат­ков, не­удач­ных мо­мен­тов, но, тем не ме­нее, они поз­во­ля­ют взгля­нуть на мир с иной, не­о­быч­ной для «тра­ди­ци­он­но­го» чи­та­те­ля точ­ки зре­ния. Осо­бен­но ес­ли он при­вык к гар­мо­нии, ко­то­рая ца­рит в клас­си­че­с­кой по­эзии.


Юрий ЗАХАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования