Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 17.09.2010

Ну а телу недодали любви

Так уж сов­па­ло: ав­густ 2010 го­да – это не толь­ко фи­зи­че­с­кое вы­го­ра­ние Рос­сии, но и дни па­мя­ти Вик­то­ра Цоя, ко­то­рый ещё в 80-е го­ды взы­вал к ми­ру очень ум­ных в сво­их гла­зах взрос­лых о вы­го­ра­нии юных душ:

 

Раз­режь мою грудь, по­смо­т­ри

мне внутрь,

Ты уви­дишь – там всё го­рит

ог­нём.

 

За­ме­чу, в со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции, и осо­бен­но сре­ди мо­ло­дых лю­дей, дей­ст­ви­тель­но офор­мил­ся и не­умо­ли­мо на­ра­с­та­ет син­д­ром «вы­го­ра­ния». К со­жа­ле­нию, этот син­д­ром опи­сан по внеш­ним, чи­с­то пси­хо­ло­ги­че­с­ким при­зна­кам. Это за­пре­дель­ное, ча­с­то не­объ­яс­ни­мое, утом­ле­ние, ус­та­лость при ма­лей­ших уси­ли­ях те­ла, уны­ние, а в ито­ге уга­са­ние же­ла­ния не толь­ко ра­бо­тать, но и жить. Ча­с­то син­д­ром вы­го­ра­ния со­че­та­ет­ся с де­прес­си­ей, им­пуль­сив­ной аг­рес­сив­но­с­тью, склон­но­с­тью к су­и­ци­дам.

На­ши ис­сле­до­ва­ния вскры­ли: про­цесс вы­го­ра­ния по­ра­зил де­тей и раз­вер­нул­ся на кле­точ­ном уров­не. Обус­лов­лен же он на­ра­с­та­ю­щей «се­да­лищ­ной» кос­ной не­по­движ­но­с­тью и ста­ти­че­с­ки­ми мы­шеч­ны­ми на­пря­же­ни­я­ми, ко­то­рые ещё Ганс Се­лье от­нёс к тя­жё­лым ви­дам стрес­сов.

Всё это в своё вре­мя про­чув­ст­во­вал и Вик­тор Цой. О чём сви­де­тель­ст­ву­ют хо­тя бы вот эти его стро­ки:

 

Мёрз­нут ру­ки и но­ги и не­где сесть.

Это вре­мя по­хо­же на сплош­ную

ночь…

 

И в ок­не зна­ко­мом не го­рит свет.

 

Моё ме­с­то сле­ва, и я дол­жен там

сесть,

Не пой­му, по­че­му мне так хо­лод­но

здесь.

 

Сквозь пе­чаль и ве­тер мне прой­ти

суж­де­но,

Ни­где не све­тит мне род­ное ок­но.

 

На­ши ре­ки бед­ны во­дой,

В на­ших ок­нах не вид­но дня,

На­ше ут­ро по­хо­же на ночь,

Ну а ночь для ме­ня…

 

Ме­ня, по­свя­тив­ше­го жизнь раз­гад­ке: что про­ис­хо­дит с но­вы­ми по­ко­ле­ни­я­ми в тра­ги­че­с­кое про­ро­че­с­кое вре­мя «Х» – «по кон­чи­не ты­ся­че­ле­тия» – боль­ше все­го по­ра­жа­ет то, что Вик­тор Цой ин­ту­и­тив­но чув­ст­во­вал кор­не­вой ме­ха­низм вы­го­ра­ния че­ло­ве­че­с­ких душ. Вы­го­ра­ния из-за су­ще­ст­ву­ю­щей ме­то­ди­ки об­ра­зо­ва­ния, а по су­ти, вос­пи­та­ния де­тей в ре­жи­ме кос­ной ту­го­по­движ­но­с­ти те­ла, а в ито­ге ско­ван­но­с­ти ду­ха. Ско­ван­но­с­ти до уду­шья жиз­ни.

 

В на­ших гла­зах кри­ки «Впе­рёд»,

В на­ших гла­зах ок­ри­ки «Стой».

 

И я по­пал в сеть,

И мне из неё не уй­ти…

 

У ме­ня есть па­рус, но ве­т­ра нет.

И есть ещё кра­с­ки, но нет хол­ста.

 

Сре­ди свя­зок в гор­ле ко­мом

тес­нит­ся крик…

 

А в ито­ге: «Ни чер­та ни в чём не по­ни­маю», а «мозг пе­ре­пол­нен сум­бу­ром и бре­дом»… школь­ных зна­ний.

Я счи­таю: те­ле­сно-мы­шеч­ная ско­ван­ность де­тей в учеб­ном про­цес­се яв­ля­ет­ся кра­е­уголь­ным кам­нем школь­ных стрес­сов, в т.ч. фор­ми­ро­ва­ния син­д­ро­ма вы­го­ра­ния («чёр­но­го солн­ца») на кле­точ­но-ге­не­ти­че­с­ком уров­не. А по­ка «на сво­ей шку­ре» чув­ст­во­вал и очень ос­т­ро пе­ре­жи­вал пе­вец на­ступ­ле­ние ве­ли­кой бе­ды.

 

Я знал, что бу­дет пло­хо,

Но не знал, что так ско­ро…

 

И я не знаю, как мне про­жить

сле­ду­ю­щий день.

 

Я знаю, моё де­ре­во не про­жи­вёт

и не­де­ли.

Я знаю, моё де­ре­во в этом го­ро­де

об­ре­че­но…

 

Ма­ма, мы все тя­же­ло боль­ны.

Ма­ма, я знаю, мы все со­шли

с ума…

 

…Че­рез день бу­дет по­зд­но,

Че­рез час бу­дет по­зд­но,

че­рез миг бу­дет уже не встать.

 

Но как рвёт­ся ду­ша стра­да­ю­ще­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка на сво­бо­ду: «Ес­ли к две­рям не под­хо­дят клю­чи, вы­ши­би две­ри пле­чом».

Глав­ное в этом зо­ве-кри­ке – вы­рвать­ся из за­кры­то-ка­зар­мен­но­го об­ра­за «по­зна­ния» жиз­ни (об­ра­зо­ва­ния – на пе­да­го­ги­че­с­ком жар­го­не) на сво­бо­ду про­ст­ран­ст­ва.

Вик­тор Цой – это фе­но­мен ХХ ве­ка. Юная ду­ша ос­т­ро чув­ст­во­ва­ла: на лю­дей не­умо­ли­мо на­дви­га­ет­ся ве­ли­кая бе­да.

 

А мне при­сни­лось, ми­ром пра­вит

лю­бовь,

А мне при­сни­лось, ми­ром пра­вит

меч­та,

И над этим пре­крас­но го­рит звез­да.

Я про­снул­ся и по­нял: бе­да…

 

Цой ос­т­ро по­чув­ст­во­вал уга­са­ние све­та.

 

Го­род в до­рож­ной пет­ле.

А над го­ро­дом плы­вут об­ла­ка,

За­кры­вая не­бес­ный свет.

А над го­ро­дом – жёл­тый дым,

Го­ро­ду две ты­ся­чи лет,

Про­жи­тых под све­том Звез­ды

По име­ни Солн­це...

 

Но из-за без­дей­ст­вия и не­по­ни­ма­ния ми­ром взрос­лых, что тво­рит­ся в ду­шах де­тей и под­ро­ст­ков, чув­ст­во­вал по­эт и му­зы­кант, что всё это за­кон­чит­ся ве­ли­кой тра­ге­ди­ей.

 

А по­том при­дёт она,

Со­би­рай­ся, – ска­жет, – по­ш­ли.

От­дай зем­ле те­ло.

Ну а те­ло не до­пе­ло чуть-чуть.

Ну а те­лу не­до­да­ли люб­ви.

Стран­ное де­ло.

Ме­ня, по­свя­тив­ше­го жизнь изу­че­нию то­го, что про­ис­хо­дит в чув­ст­вах (ду­ше) де­тей в про­цес­се школь­но­го обу­че­ния, боль­ше все­го в твор­че­ст­ве Вик­то­ра Цоя по­ра­жа­ет то, что он под­соз­на­тель­но, ка­ким-то ше­с­тым чув­ст­вом чув­ст­во­вал кор­ни все­го это­го бед­ст­вия – это «книж­но-се­да­лищ­ное» по­зна­ние ми­ра.

Цой по­ни­мал, что толь­ко от на­ших стоп по­сту­па­ет в на­ше те­ло осо­бый свет, ко­то­рый ос­ве­ща­ет на­ши ду­ши по фор­му­ле «след-свет».

 

Ес­ли есть ста­до – есть па­с­тух,

Ес­ли есть те­ло – дол­жен быть дух,

Ес­ли есть шаг – дол­жен быть

след,

Ес­ли есть тьма – дол­жен быть

свет.

 

Юный му­д­рец вы­ра­жал всё это на язы­ке глу­бо­ких сим­во­лов.

 

Я си­жу и смо­т­рю в чу­жое не­бо

из чу­жо­го ок­на

И не ви­жу ни од­ной зна­ко­мой

звез­ды.

Я хо­дил по всем до­ро­гам и ту­да,

и сю­да,

Обер­нул­ся – и не смог раз­гля­деть

сле­ды.

 

И вновь ин­ту­и­тив­но ви­дел пе­ред со­бой спа­си­тель­ный об­раз – об­раз не веч­но со­гбен­но­го над кни­гой-те­т­ра­дью му­че­ни­ка, а об­раз, в ко­то­ром «спи­на как стру­на»:

 

Где твой мун­дир, ге­не­рал?

Твои ор­де­на, спи­на как стру­на.

 

Увы:

 

Ты уже слы­шал от­бой.

Про­сто дождь бил по кры­ше тво­ей,

ге­не­рал.

 

Ну, хоть чем-то ещё мож­но по­мочь «ко­с­те­не­ю­щим» на се­да­ли­щах с уга­са­ю­щи­ми ду­ша­ми де­тей?

 

В квар­ти­ре тво­ей,

Сни­ми свою обувь –

Мы бу­дем хо­дить бо­си­ком.

 

И весь вну­т­рен­ний про­тест вы­лил­ся в зна­ме­ни­тый от­ча­ян­ный при­зыв:

 

…На пы­ла­ю­щий го­род па­да­ет тень.

Пе­ре­мен тре­бу­ют на­ши серд­ца,

Пе­ре­мен тре­бу­ют на­ши гла­за.

В на­шем сме­хе и в на­ших сле­зах

И в пуль­са­ции вен –

Пе­ре­мен,

Мы ждём пе­ре­мен.

Те­перь крат­ко ска­жу о стес­не­нии, за­жа­тии, т.е. о вну­т­рен­ней не­сво­бо­де уча­щих­ся, или по­че­му «Сре­ди свя­зок в гор­ле ко­мом тес­нит­ся крик»?

Что­бы по­чув­ст­во­вать это со­сто­я­ние за­кре­по­ще­ния и не­сво­бо­ды, до­ста­точ­но зай­ти в на­чаль­ные клас­сы и по­смо­т­реть, в ка­ких по­зах пи­шут де­ти. И мно­го­мил­ли­он­ная ар­мия ро­ди­те­лей вдруг от­кро­ет: боль­шин­ст­во де­тей по­че­му-то, сжав­шись в ко­мок, низ­ко-низ­ко скло­ня­ют­ся над сто­лом и бук­валь­но но­сом во­дят по бу­ма­ге. А те­перь, до­ро­гой ро­ди­тель, по­тро­гай­те в этом со­сто­я­нии ру­ку ре­бён­ка, его пле­чо, мыш­цы шеи, жи­во­та, и вы от­кро­е­те: всё его те­ло сжа­то в ко­мок от ка­ко­го-то не­по­нят­но­го на­пря­же­ния.

Экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми ра­бо­та­ми ус­та­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие по­след­ст­вия ста­ти­че­с­ких мы­шеч­ных на­пря­же­ний де­тей в учеб­ном про­цес­се. Это рас­про­ст­ра­нён­ное за­твер­де­ние («око­с­те­не­ние») по­зво­ноч­ни­ка, по­яв­ле­ние ско­ли­о­зов, по­ра­же­ние со­су­ди­с­то­го дре­ва, в т.ч. со­су­дов, пи­та­ю­щих го­ло­вной мозг. А в ито­ге: «по­зна­ние» на фо­не хро­ни­че­с­кой ги­по­ксии моз­га. О том, что это яв­ля­ет­ся дей­ст­ви­тель­но стрес­сом, го­во­рит ис­то­ще­ние и на­ру­ше­ние эн­до­крин­ной си­с­те­мы с раз­ви­ти­ем у де­тей «стрес­со­ген­но­го» зо­ба.

Од­но­вре­мен­но с «рас­чле­нён­кой» во­об­ра­жа­е­мых об­ра­зов у де­тей воз­ни­ка­ет син­д­ром «чёр­но­го солн­ца». В ча­ст­но­с­ти, мы пред­ла­га­ли де­тям ряд кру­жоч­ков («солнц»), ко­то­рый на­чи­нал­ся с яр­ко-жёл­то­го цве­та, а за­тем жёл­тый цвет по­сте­пен­но за­тем­нял­ся и за­кан­чи­вал­ся чёр­ным. При этом мы про­си­ли де­тей пред­ста­вить цвет солн­ца и ука­зать паль­цем на по­ряд­ко­вый но­мер дан­но­го ря­да кру­жоч­ков, ко­то­рый со­от­вет­ст­ву­ет его пред­став­ле­нию. Ус­та­нов­ле­но: у 67% уча­щих­ся вы­яв­ле­ны те, ли­бо иные про­яв­ле­ния син­д­ро­ма «чёр­но­го солн­ца». Все эти де­ти в той или иной сте­пе­ни стра­да­ли все­ми те­ми бе­да­ми (уны­ние, оди­но­че­ст­во, тре­во­ги, стра­хи, де­прес­сии) о ко­то­рых ещё в 80-е го­ды ХХ сто­ле­тия взы­вал к ми­ру очень ум­ных в сво­их гла­зах учи­те­лей и ро­ди­те­лей Вик­тор Цой.

Мож­но ли ис­пра­вить си­ту­а­цию? Да. Лич­но я ещё в 70-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия пред­ло­жил рас­кре­по­щён­ные ре­жи­мы обу­че­ния, ко­то­рые на за­ка­те гор­ба­чёв­ской пе­ре­ст­рой­ки бы­ли ут­верж­де­ны Мин­з­дра­вом РФ в ка­че­ст­ве «Мас­со­вой пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки школь­ных форм па­то­ло­гии, или раз­ви­ва­ю­щие здо­ро­вье прин­ци­пы кон­ст­ру­и­ро­ва­ния учеб­но-по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­с­ти в дет­ских са­дах и шко­лах». Там, где мои ме­то­ди­ки ис­поль­зо­ва­лись, боль­шин­ст­во уг­не­тён­но-де­прес­сив­ных симп­то­мов ис­че­за­ло. Это не толь­ко моё мне­ние. Это за­ме­ти­ла и ав­то­ри­тет­ный дет­ский пси­хо­не­в­ро­лог про­фес­сор Г.В. Коз­лов­ская. Она не раз под­чёр­ки­ва­ла, что при вне­д­ре­нии рас­кре­по­щён­ных ре­жи­мов обу­че­ния ис­че­за­ла да­же та­кая мас­со­вая по­ра­зив­шая де­тей па­то­ло­гия моз­га, как па­то­ло­ги­че­с­кая ги­пер­ак­тив­ность с де­фи­ци­том вни­ма­ния.

Но ис­тин­ная тра­ге­дия но­вых по­ко­ле­ний, а в ито­ге це­ло­го на­ро­да в том, что эту во мно­гом спа­си­тель­ную для де­тей про­грам­му Ми­ни­с­тер­ст­во об­ра­зо­ва­ния Рос­сии иг­но­ри­ру­ет уже бо­лее 30 лет. Вся на­деж­да на то, что по ме­ре на­ра­с­та­ния ве­ли­ко­го бед­ст­вия од­наж­ды, на­ко­нец, про­снёт­ся и мас­со­вый учи­тель, и мас­со­вый ро­ди­тель. Но как бы уже не бы­ло поздно…


Владимир БАЗАРНЫЙ,
научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования