Архив : №38. 17.09.2010
Ну а телу недодали любви
Так уж совпало: август 2010 года – это не только физическое выгорание России, но и дни памяти Виктора Цоя, который ещё в 80-е годы взывал к миру очень умных в своих глазах взрослых о выгорании юных душ:
Разрежь мою грудь, посмотри
мне внутрь,
Ты увидишь – там всё горит
огнём. |
Замечу, в современной цивилизации, и особенно среди молодых людей, действительно оформился и неумолимо нарастает синдром «выгорания». К сожалению, этот синдром описан по внешним, чисто психологическим признакам. Это запредельное, часто необъяснимое, утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить. Часто синдром выгорания сочетается с депрессией, импульсивной агрессивностью, склонностью к суицидам.
Наши исследования вскрыли: процесс выгорания поразил детей и развернулся на клеточном уровне. Обусловлен же он нарастающей «седалищной» косной неподвижностью и статическими мышечными напряжениями, которые ещё Ганс Селье отнёс к тяжёлым видам стрессов.
Всё это в своё время прочувствовал и Виктор Цой. О чём свидетельствуют хотя бы вот эти его строки:
Мёрзнут руки и ноги и негде сесть.
Это время похоже на сплошную
ночь…
И в окне знакомом не горит свет.
Моё место слева, и я должен там
сесть,
Не пойму, почему мне так холодно
здесь.
Сквозь печаль и ветер мне пройти
суждено,
Нигде не светит мне родное окно.
Наши реки бедны водой,
В наших окнах не видно дня,
Наше утро похоже на ночь,
Ну а ночь для меня… |
Меня, посвятившего жизнь разгадке: что происходит с новыми поколениями в трагическое пророческое время «Х» – «по кончине тысячелетия» – больше всего поражает то, что Виктор Цой интуитивно чувствовал корневой механизм выгорания человеческих душ. Выгорания из-за существующей методики образования, а по сути, воспитания детей в режиме косной тугоподвижности тела, а в итоге скованности духа. Скованности до удушья жизни.
В наших глазах крики «Вперёд»,
В наших глазах окрики «Стой».
И я попал в сеть,
И мне из неё не уйти…
У меня есть парус, но ветра нет.
И есть ещё краски, но нет холста.
Среди связок в горле комом
теснится крик… |
А в итоге: «Ни черта ни в чём не понимаю», а «мозг переполнен сумбуром и бредом»… школьных знаний.
Я считаю: телесно-мышечная скованность детей в учебном процессе является краеугольным камнем школьных стрессов, в т.ч. формирования синдрома выгорания («чёрного солнца») на клеточно-генетическом уровне. А пока «на своей шкуре» чувствовал и очень остро переживал певец наступление великой беды.
Я знал, что будет плохо,
Но не знал, что так скоро…
И я не знаю, как мне прожить
следующий день.
Я знаю, моё дерево не проживёт
и недели.
Я знаю, моё дерево в этом городе
обречено…
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли
с ума…
…Через день будет поздно,
Через час будет поздно,
через миг будет уже не встать. |
Но как рвётся душа страдающего молодого человека на свободу: «Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом».
Главное в этом зове-крике – вырваться из закрыто-казарменного образа «познания» жизни (образования – на педагогическом жаргоне) на свободу пространства.
Виктор Цой – это феномен ХХ века. Юная душа остро чувствовала: на людей неумолимо надвигается великая беда.
А мне приснилось, миром правит
любовь,
А мне приснилось, миром правит
мечта,
И над этим прекрасно горит звезда.
Я проснулся и понял: беда… |
Цой остро почувствовал угасание света.
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – жёлтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце... |
Но из-за бездействия и непонимания миром взрослых, что творится в душах детей и подростков, чувствовал поэт и музыкант, что всё это закончится великой трагедией.
А потом придёт она,
Собирайся, – скажет, – пошли.
Отдай земле тело.
Ну а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело.
|
Меня, посвятившего жизнь изучению того, что происходит в чувствах (душе) детей в процессе школьного обучения, больше всего в творчестве Виктора Цоя поражает то, что он подсознательно, каким-то шестым чувством чувствовал корни всего этого бедствия – это «книжно-седалищное» познание мира.
Цой понимал, что только от наших стоп поступает в наше тело особый свет, который освещает наши души по формуле «след-свет».
Если есть стадо – есть пастух,
Если есть тело – должен быть дух,
Если есть шаг – должен быть
след,
Если есть тьма – должен быть
свет. |
Юный мудрец выражал всё это на языке глубоких символов.
Я сижу и смотрю в чужое небо
из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой
звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда,
и сюда,
Обернулся – и не смог разглядеть
следы.
|
И вновь интуитивно видел перед собой спасительный образ – образ не вечно согбенного над книгой-тетрадью мученика, а образ, в котором «спина как струна»:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена, спина как струна. |
Увы:
Ты уже слышал отбой.
Просто дождь бил по крыше твоей,
генерал. |
Ну, хоть чем-то ещё можно помочь «костенеющим» на седалищах с угасающими душами детей?
В квартире твоей,
Сними свою обувь –
Мы будем ходить босиком. |
И весь внутренний протест вылился в знаменитый отчаянный призыв:
…На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах
И в пульсации вен –
Перемен,
Мы ждём перемен.
|
Теперь кратко скажу о стеснении, зажатии, т.е. о внутренней несвободе учащихся, или почему «Среди связок в горле комом теснится крик»?
Чтобы почувствовать это состояние закрепощения и несвободы, достаточно зайти в начальные классы и посмотреть, в каких позах пишут дети. И многомиллионная армия родителей вдруг откроет: большинство детей почему-то, сжавшись в комок, низко-низко склоняются над столом и буквально носом водят по бумаге. А теперь, дорогой родитель, потрогайте в этом состоянии руку ребёнка, его плечо, мышцы шеи, живота, и вы откроете: всё его тело сжато в комок от какого-то непонятного напряжения.
Экспериментальными работами установлены следующие последствия статических мышечных напряжений детей в учебном процессе. Это распространённое затвердение («окостенение») позвоночника, появление сколиозов, поражение сосудистого древа, в т.ч. сосудов, питающих головной мозг. А в итоге: «познание» на фоне хронической гипоксии мозга. О том, что это является действительно стрессом, говорит истощение и нарушение эндокринной системы с развитием у детей «стрессогенного» зоба.
Одновременно с «расчленёнкой» воображаемых образов у детей возникает синдром «чёрного солнца». В частности, мы предлагали детям ряд кружочков («солнц»), который начинался с ярко-жёлтого цвета, а затем жёлтый цвет постепенно затемнялся и заканчивался чёрным. При этом мы просили детей представить цвет солнца и указать пальцем на порядковый номер данного ряда кружочков, который соответствует его представлению. Установлено: у 67% учащихся выявлены те, либо иные проявления синдрома «чёрного солнца». Все эти дети в той или иной степени страдали всеми теми бедами (уныние, одиночество, тревоги, страхи, депрессии) о которых ещё в 80-е годы ХХ столетия взывал к миру очень умных в своих глазах учителей и родителей Виктор Цой.
Можно ли исправить ситуацию? Да. Лично я ещё в 70-е годы прошлого столетия предложил раскрепощённые режимы обучения, которые на закате горбачёвской перестройки были утверждены Минздравом РФ в качестве «Массовой первичной профилактики школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Там, где мои методики использовались, большинство угнетённо-депрессивных симптомов исчезало. Это не только моё мнение. Это заметила и авторитетный детский психоневролог профессор Г.В. Козловская. Она не раз подчёркивала, что при внедрении раскрепощённых режимов обучения исчезала даже такая массовая поразившая детей патология мозга, как патологическая гиперактивность с дефицитом внимания.
Но истинная трагедия новых поколений, а в итоге целого народа в том, что эту во многом спасительную для детей программу Министерство образования России игнорирует уже более 30 лет. Вся надежда на то, что по мере нарастания великого бедствия однажды, наконец, проснётся и массовый учитель, и массовый родитель. Но как бы уже не было поздно…
Владимир БАЗАРНЫЙ,
научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ