Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 17.09.2010

Распутать орнамент бикфордова шнура

 Почти незамеченный при публикации в журнале «Октябрь» в 2008 году и сразу после выхода отдельной книгой в издательстве «Олимп» в 2009-м, роман Ильдара Абузярова «ХУШ» в последние недели оказался в центре внимания критиков, а рейтинг его продаж в книжных магазинах заметно вырос.

Наверное, дело здесь не только в художественных особенностях произведения, а в тех проблемах современной действительности, которые автор поднимает в своём романе.

Об этом, в сущности, и размышляют критики Мария Скрягина, Андрей Рудалёв, а также Сергей Шаргунов, чья рецензия на «ХУШ» была опубликована в прошлом номере «Литературной России».

 

Ки­рилл Ан­ку­ди­нов пи­шет, что ра­зо­ча­ро­вал­ся в про­за­и­ке Иль­да­ре Абу­зя­ро­ве за то, что тот в ро­ма­не «ХУШ» яко­бы оп­рав­ды­ва­ет тер­ро­ризм, при­чём «бес­сты­же». Не­кто Аль­берт Гольц­ман в сво­ей ре­цен­зии на «Книж­ной ви­т­ри­не» го­во­рит о ро­ма­не как об об­раз­чи­ке «ма­х­ро­во­го пост­мо­дер­низ­ма». Он так­же счи­та­ет, что Абу­зя­ров на­хо­дит­ся в по­ис­ках оп­рав­да­ний экс­тре­миз­ма. Под ко­нец ре­цен­зент за­да­ёт­ся ри­то­ри­че­с­ким во­про­сом: «ре­аль­но ли при­влечь из­да­те­лей кни­ги за по­твор­ст­во тер­ро­ри­с­ти­че­с­ким на­ст­ро­е­ни­ям?»

Сле­ду­ет ли гро­зить уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­тью за ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние, на­до ли предъ­яв­лять ли­те­ра­ту­ре счёт, и мо­жет ли она оп­рав­ды­вать и про­па­ган­ди­ро­вать – один во­прос. Но вот в том, чем так на­пу­гал сво­им ро­ма­ном Иль­дар Абу­зя­ров, сле­ду­ет ра­зо­брать­ся.

Ко­неч­но, про­ще все­го на­чать рас­суж­дать о ро­ма­не Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва с по­зи­ций «ак­ту­аль­ной» сей­час те­мы тер­ро­риз­ма. Груп­па экс­тре­мист­ски на­ст­ро­ен­ных мо­ло­дых лю­дей, аут­сай­де­ров жиз­ни, со­зда­ёт тай­ную ячей­ку «Хуш». Их цель – гром­ко за­явить о се­бе, про­из­ве­с­ти круп­ный тер­ро­ри­с­ти­че­с­кий акт, ко­то­рый под за­на­вес ро­ма­на и свер­ша­ет­ся.

Мо­мен­таль­но по­яв­ля­ют­ся сло­ва-ме­ты: тер­ро­ризм, экс­тре­мизм, ша­хи­ды, ко­то­рые на­столь­ко вкли­ни­лись в на­ши го­ло­вы, бла­го­да­ря СМИ-про­па­ган­де, что тут же вы­зы­ва­ют свя­щен­ный страх, а у на­и­бо­лее бди­тель­ных то­ва­ри­щей по­яв­ля­ет­ся ис­то­вое же­ла­ние со­тря­сать Уго­лов­ным ко­дек­сом.

При этом те­ма эта в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре не но­ва. Сань­ка Ти­шин, ге­рой на­шу­мев­ше­го ро­ма­на За­ха­ра При­ле­пи­на «Сань­кя», идёт на бунт и штур­му­ет гу­бер­на­тор­ское зда­ние. Но на­до ли го­во­рить, что При­ле­пин во­все не при­зы­ва­ет всех по­го­лов­но брать ору­жие в ру­ки и ид­ти на штурм ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ных зда­ний. А в чём тог­да про­ви­нил­ся Абу­зя­ров – в том, что в его ро­ма­не дей­ст­ву­ют мо­ло­дые лю­ди-му­суль­ма­не, и не­ко­то­рые ре­цен­зен­ты пи­шут об ис­лам­ском про­ры­ве в рус­ской ли­те­ра­ту­ре?

Что­бы из­на­чаль­но уб­рать все кри­во­тол­ки, да­дим сло­во са­мо­му ав­то­ру ро­ма­на, что сам он ду­ма­ет о тер­ро­риз­ме, вдруг он на са­мом де­ле злоб­ный лю­до­ед:

– Тер­ро­ризм я, как и вся­кое зло, оп­рав­ды­вать не мо­гу. Но тер­ро­ризм – это тот на­рыв-ре­ак­ция на те­ле об­ще­ст­ва, ко­то­рый по­мо­га­ет вскрыть чу­до­вищ­ную ложь, про­пи­тав­шую все сто­ро­ны на­шей жиз­ни. Тер­ро­ризм как яв­ле­ние – по­пыт­ка «не­со­глас­ных» воз­вы­сить свой го­лос, ког­да в со­вре­мен­ном ин­фор­ма­ци­он­ном про­ст­ран­ст­ве ни­ве­ли­ру­ет­ся лю­бое со­бы­тие, де­я­ние, на­чи­на­ние, кро­ме ка­та­ст­ро­фы. Ког­да всё ап­ри­о­ри мел­ко и не­зна­чи­тель­но, зна­чит, лож­но, – го­во­рит Иль­дар Абу­зя­ров.

Что­бы вскрыть эту ложь, Абу­зя­ров ис­сле­ду­ет скры­тый от глаз ор­на­мент, по ко­то­ро­му дви­жет­ся на­ша со­вре­мен­ная жизнь, ко­то­рая бла­го­да­ря воз­дей­ст­вию че­ло­ве­ка ста­но­вит­ся всё бо­лее вир­ту­аль­ной.

Ру­ко­твор­ный мир ан­т­ро­по­мор­фен. Ве­ще­ст­вен­ное, со­при­ка­са­ясь с че­ло­ве­че­с­ким, ста­но­вит­ся че­ло­ве­ко­по­доб­ным, по­лу­ча­ет твор­че­с­кую ча­с­ти­цу ду­ши. Всё на­сы­ще­но че­ло­ве­ком. Да­же в по­су­де, сто­ло­вых при­бо­рах рас­тво­ре­ны его вос­по­ми­на­ния. Ок­ру­жа­ю­щий мир жи­вой, он струк­ту­ри­ру­ет­ся по во­ле его твор­ца – че­ло­ве­ка, ав­то­ра. По­сте­пен­но раз­вёр­ты­ва­ет­ся ко­с­мо­го­ния рож­де­ния но­во­го ми­ра, ко­то­рый вы­ра­с­та­ет в не­что син­те­ти­че­с­кое: с од­ной сто­ро­ны – ре­аль­ное, с дру­гой – ис­кус­ст­вен­ное, ил­лю­зор­ное.

Всё на­сы­ще­но че­ло­ве­ком и про­ни­за­но выс­шей во­лей. «ХУШ» на­чи­на­ет­ся с то­го, что ав­то­ру за­ка­за­ли ро­ман. Он вклю­ча­ет «ок­но» в мир – те­ле­ви­зор и по­лу­ча­ет тол­чок, мысль о раз­вёр­ты­ва­нии ше­с­тод­не­ва тво­ре­ния: по «ящи­ку» идёт сю­жет о бу­ду­щем сам­ми­те глав ми­ро­вых дер­жав в Пи­те­ре, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся раз­бой­ни­ка­ми, за­сев­ши­ми в «ши­кар­ной пе­ще­ре». От­сю­да оза­ре­ние: «Мо­жет, на­пи­сать что-ни­будь о те­рак­те?..»

Те­ракт и ста­но­вит­ся сю­жет­ной кан­вой ро­ма­на, свя­зы­ва­ю­щей во­еди­но ли­нии всех ге­ро­ев. Так «ак­ту­аль­ная» в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие те­ма по­лу­ча­ет ху­до­же­ст­вен­ное ос­мыс­ле­ние. Но, раз воз­ник­нув, мысль о те­рак­те на­чи­на­ет по­лу­чать ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние, а зна­чит, струк­ту­ри­ро­вать под се­бя мир, вы­хва­ты­ва­ет его у че­ло­ве­ка.

Ав­тор от­кры­ва­ет «тре­тье ок­но» – са­дит­ся к ком­пью­те­ру и че­рез вспыш­ку на эк­ра­не на­чи­на­ет мо­де­ли­ро­вать но­вый соб­ст­вен­ный мир, в ко­то­ром толь­ко по­на­ча­лу вла­с­тен, но чем даль­ше, тем бо­лее тво­ре­ние вы­би­ва­ет­ся из-под вла­с­ти твор­ца, по­ка, в кон­це кон­цов, не де­ла­ет его сво­им за­лож­ни­ком. Власть сме­ня­ет­ся от­вет­ст­вен­но­с­тью, за­ви­си­мо­с­тью, на­ка­за­ни­ем.

Имен­но об этом и эпи­лог внеш­не мно­го­го­лос­но­го, пё­с­т­ро­го и в чём-то ха­о­тич­но­го ро­ма­на Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва – вза­и­мо­связь и вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние всех яв­ле­ний жиз­ни, по­то­му что «Бог при­сут­ст­ву­ет в каж­дую се­кун­ду и в каж­дой точ­ке». Кни­га, ге­рои на­чи­на­ют вли­ять на ав­то­ра в та­кой же ме­ре, как и он на них. Лю­бые сов­па­де­ния – от­све­ты си­с­те­мы за­ко­но­мер­но­с­тей. Ес­ли уж го­во­рить о про­па­ган­де, то Абу­зя­ров пы­та­ет­ся до­ко­пать­ся до он­то­ло­гии та­ко­го яв­ле­ния, как тер­ро­ризм, хо­тя ро­ман да­ле­ко не толь­ко об этом.

«Всё в этом ми­ре вза­и­мо­свя­за­но и вза­и­мо­за­ви­си­мо. Ни­че­го не бы­ва­ет впу­с­тую, ни­че­го не про­хо­дит зря. И ес­ли где-то про­ис­хо­дит зло, то в этом ви­но­ва­ты и мы с ва­ми то­же. Так мне, по край­ней ме­ре, ка­жет­ся. От­сю­да, кста­ти, вы­те­ка­ет и те­о­рия це­ло­ст­но­с­ти, ко­то­рую я ис­по­ве­даю в сво­их тек­с­тах» – го­во­рит Иль­дар Абу­зя­ров. Как при та­ком ми­ро­во­с­при­я­тии смо­т­реть на тот же фе­но­мен тер­ро­риз­ма? Как на СМИ-шный об­раз бо­ро­да­тых му­жи­ков с кин­жа­ла­ми и жен­щин в чёр­ных оде­я­ни­ях и смер­то­нос­ных по­ясах? Ес­ли это яв­ле­ние воз­ник­ло и пу­с­ка­ет кор­ни, зна­чит, всё об­ще­ст­во от­вет­ст­вен­но за не­го. Хо­тя мно­гим при­ят­нее пред­ста­вить си­ту­а­цию в кон­тек­с­те борь­бы до­б­ра со злом, све­та с тьмой, де­мо­кра­тии с осью зла... Но не все­гда мож­но ве­с­ти столь чёт­кое раз­де­ле­ние, ведь тай­ный тер­ро­рист в нас са­мих, он те­нью хо­дит по го­ро­ду. По­это­му на ме­с­те мо­ло­дых лю­дей из груп­пы «Хуш» «мог бы быть лю­бой не­до­воль­ный сво­им со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем пи­те­рец, в тём­ных тру­що­бах, в под­ва­лах и чер­да­ках ду­ши ко­то­ро­го жил тер­ро­ризм».

Дей­ст­ви­тель­но, Пе­тер­бург Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва – тош­но­тво­рен. Он сам раз­ла­га­ет­ся и тле­твор­но вли­я­ет на че­ло­ве­ка. Это го­род-хи­ме­ра, он рас­сло­ён, за внеш­ней пом­пез­но­с­тью скры­ва­ют­ся смрад­ные под­ва­лы и чер­да­ки. Пи­тер в ро­ма­не яв­ля­ет­ся про­ек­ци­ей ду­ши че­ло­ве­ка. Дух это­го го­ро­да – в «срам­ной за­бе­га­лов­ке», «про­ле­тар­ской бле­вал­ке-пив­нуш­ке», ко­то­рая рас­по­ло­жи­лась в под­ва­ле. Здесь лю­ди со скло­нив­ши­ми­ся го­ло­ва­ми, «по­дав­лен­ные и раз­дав­лен­ные об­сто­я­тель­ст­ва­ми». Го­род – си­с­те­ма пе­щер. Толь­ко од­ни в ви­де ши­кар­но­го оте­ля «Эль­бру­са», дру­гие – под­валь­ные, в ко­то­рых оби­та­ют со­вре­мен­ные ма­лень­кие лю­ди и ма­дон­ны с де­ть­ми.

Го­род – «мёрт­вая зо­на, где ра­но или по­зд­но не­из­беж­ны боль­шие взры­вы, вы­пле­с­ки пу­зы­рей и энер­ге­ти­че­с­ких сгу­ст­ков». Бо­ло­то, на ко­то­ром он сто­ит, буд­то сдав­лен­ные до по­ры эмо­ции, го­то­вые вы­рвать­ся в лю­бой мо­мент бур­ля­щей сти­хи­ей.

Не толь­ко со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, но и са­ма ци­ви­ли­за­ция яв­ля­ет­ся но­си­те­лем зла: тот же те­ле­ви­зор – «иг­руш­ка с ра­дио­управ­ля­е­мой ми­ной», от ко­то­рой стра­да­ют де­ти. Соб­ст­вен­но, «все бла­га ци­ви­ли­за­ции с их де­мо­кра­ти­ей и бы­то­вы­ми при­бо­ра­ми» – всё это при­зва­но по­гру­зить че­ло­ве­ка в ил­лю­зию, в сла­до­ст­ную и усып­ля­ю­щую не­гу, в ко­то­рой ты за­бы­ва­ешь о се­бе.

Ре­аль­ность име­ет двух­слой­ное стро­е­ние, она со­сто­ит из сли­тых во­еди­но двух сто­рон: «ре­аль­ной» и «мни­мой», ко­то­рые, как лу­ко­ви­ца, так­же мно­го­со­с­тав­ны. По­это­му и ро­ман Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва не пло­с­ко­ст­ной, он мно­го­сло­ен. В нём раз­вёр­ты­ва­ет­ся сказ­ка, по­лу­сон – по­лу­явь, ре­аль­ность и в то же вре­мя кни­га, дей­ст­ви­тель­ное и од­но­вре­мен­но вы­ду­ман­ное. А кто ска­зал, что ре­аль­ность – это то, что на по­верх­но­с­ти, а не в пи­тер­ской пив­нуш­ке-тош­ни­лов­ке?

Соб­ст­вен­но, мир и есть кни­га с вза­и­мо­за­ви­си­мой си­с­те­мой об­ра­зов, чёт­ко вы­ст­ро­ен­ной ар­хи­тек­то­ни­кой, язы­ком. Он каж­дый раз пред­ста­ёт иным, в за­ви­си­мо­с­ти от осо­бен­но­с­тей пре­лом­ле­ния сол­неч­ных лу­чей. Пе­ред на­шим взо­ром раз­вёр­ты­ва­ет­ся за­мыс­ло­ва­тая вязь ри­сун­ка, как на кры­ль­ях раз­лич­ных ви­дов ба­бо­чек, ко­то­рые пор­ха­ют по ро­ма­ну. По это­му ор­на­мен­ту мож­но о мно­гом су­дить: в них за­ши­ф­ро­ван и ха­рак­тер, и судь­ба, и при этом он все­гда ос­тав­ля­ет воз­мож­ность пе­ре­рож­де­ния. Мир на­пол­нен эти­ми узо­ра­ми, воз­мож­но­с­тя­ми, пер­спек­ти­ва­ми, при­чин­но-след­ст­вен­ны­ми свя­зя­ми. Во­прос толь­ко в спо­соб­но­с­ти про­чте­ния, в ви­де­нии их, ина­че всё бу­дет вос­при­ни­мать­ся сте­че­ни­ем об­сто­я­тельств и во­лей слу­чая.

Те­ракт – это не про­сто слу­чай­ная вспыш­ка, а дей­ст­ви­тель­но цеп­ная ре­ак­ция со­бы­тий, ко­то­рые, на­ра­с­тая, вы­ли­ва­ют­ся в этот раз­лом. Что­бы его пре­дот­в­ра­тить, нуж­но рас­пу­тать ка­у­заль­ный ор­на­мент бик­фор­до­ва шну­ра, ис­сле­до­вать его ге­не­а­ло­гию. Это и пы­та­ет­ся сде­лать ав­тор, в ито­ге бе­ря на се­бя от­вет­ст­вен­ность за про­ис­хо­дя­щее. Соб­ст­вен­но, от­вет­ст­вен­ность эта ви­сит на каж­дом.

Без это­го дви­же­ния к ис­то­кам ни­че­го не­воз­мож­но по­нять. Без это­го ты бу­дешь все­це­ло ис­сле­до­вать лишь мни­мую ре­аль­ность, бить­ся о её по­верх­ность, и у те­бя не бу­дет шан­са раз­гля­деть явь. На этой по­верх­но­с­ти при пло­с­ко­ст­ном взгля­де и бу­дет ка­зать­ся, что Абу­зя­ров – бес­сты­жий про­па­ган­дист тер­ро­риз­ма.

В сво­ём ин­тер­вью-ма­ни­фе­с­те «Ког­да ца­ря ве­дут на ги­ль­о­ти­ну...» Гер­ман Са­ду­ла­ев го­во­рит о тер­ро­риз­ме как о вы­зо­ве, ко­то­рый бро­шен со­вре­мен­ной рос­сий­ской иде­о­ло­ги­че­с­кой си­с­те­ме. Си­с­те­ме, ко­то­рая до пре­де­ла вир­ту­а­ли­зи­ро­ва­на, ото­рва­на от ка­кой бы то ни бы­ло ре­аль­но­с­ти. Но здесь, как в ро­ма­не Абу­зя­ро­ва: вна­ча­ле ав­тор-ге­рой ощу­ща­ет свою власть, по­том всё бо­лее по­гру­жа­ет­ся в во­рон­ку тек­с­та вплоть до то­го, что ре­аль­ность, про­ры­вая ткань вы­ду­ман­но­го про­ст­ран­ст­ва, предъ­яв­ля­ет ему счёт за всё про­ис­хо­дя­щее.


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования