Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 01.10.2010

Философия гламура

 Популярный телеведущий Андрей Максимов считается специалистом по гламуру и интеллигенции.

 

Андрей МАКСИМОВ
Андрей МАКСИМОВ

– Так ли од­но­знач­но по­ня­тие «гла­мур­щик»? Это че­ло­век, ко­то­рый пы­та­ет­ся брать от жиз­ни всё?

– Нет, я та­ко­го ни­ког­да не пи­сал. Гла­мур­щик – это че­ло­век, ко­то­рый при­дер­жи­ва­ет­ся фи­ло­со­фии гла­му­ра. А фи­ло­со­фия гла­му­ра за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век дол­жен быть бо­га­тым и зна­ме­ни­тым.

– Но вы при­во­ди­те ци­та­ту Ос­т­ро­вско­го…

– «Жизнь да­ёт­ся один раз, и про­жить её нуж­но так, что­бы не бы­ло боль­но за бес­цель­но про­жи­тые го­ды»?

– Имен­но её. Ведь и в этом то­же за­клю­ча­ет­ся фи­ло­со­фия гла­му­ра?

– Эти сло­ва ком­му­ни­с­ты и гла­мур­щи­ки трак­ту­ют по-раз­но­му. Каж­дый – в за­ви­си­мо­с­ти от сво­их це­лей.

– В то же вре­мя вы пи­ше­те, что гла­мур­щик – это че­ло­век, ко­то­рый вез­де мель­ка­ет, и его пор­т­рет пе­ча­та­ют на сум­ках. Так как нам вы­чис­лить гла­мур­щи­ка? По ка­ким при­зна­кам?

– Каж­дый по­сту­пок лю­бо­го че­ло­ве­ка про­дик­то­ван чем-то. Че­ло­век так ус­т­ро­ен. Возь­мём че­ло­ве­ка Х – ес­ли всё, что он де­ла­ет, про­дик­то­ва­но од­ной-един­ст­вен­ной це­лью – про­сла­вить­ся и раз­бо­га­теть – то он гла­мур­щик. Так мож­но оце­нить и ки­но. На­при­мер, фильм не­удач­ный и пло­хой. Скуч­ный, за­нуд­ный. Но по­нят­но, что ав­то­ры филь­ма хо­те­ли что-то вы­ска­зать и не вы­ска­за­ли. Это од­на ис­то­рия. Вто­рая ис­то­рия – ког­да вы по­ни­ма­е­те, что фильм был снят толь­ко для то­го, что­бы за­ра­бо­тать как мож­но боль­ше де­нег. Зна­чит – это гла­мур­ное ки­но. Всё очень про­сто. Убе­ди­тель­ность фи­ло­со­фии гла­му­ра имен­но в её не­ве­ро­ят­ной про­сто­те.

 – А весь ли мир мож­но раз­де­лить на гла­мур и ин­тел­ли­ген­цию?

– Ко­неч­но, нет. Есть ра­бо­чие, есть кол­хоз­ни­ки, есть учё­ные, есть свя­щен­ни­ки, есть мас­са лю­дей, ко­то­рые к это­му не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

– По­лу­ча­ет­ся, но­вая ва­ша кни­га «Ин­тел­ли­ген­ция и гла­мур» по­свя­ще­на сов­сем не­боль­шо­му про­цен­ту лю­дей?

– Об­ще­ст­во – не стра­на, не го­су­дар­ст­во – а об­ще­ст­во – все­гда дви­га­лось ту­да, ку­да ука­зы­ва­ла ин­тел­ли­ген­ция. А те­перь оно дви­га­ет­ся ту­да, ку­да ука­зы­ва­ет гла­мур. Это две ло­ша­ди. А даль­ше – ог­ром­ный обоз.

– Зна­е­те, я чи­таю да­ле­ко не всю со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру, но из все­го про­чи­тан­но­го мною за по­след­нее вре­мя ва­ша кни­га боль­ше все­го на­по­ми­на­ет «Эн­цик­ло­пе­дию ло­ха» Ксе­нии Соб­чак, ко­то­рую, на­при­мер, она са­ма не счи­та­ет се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­рой. Вы счи­та­е­те «Ин­тел­ли­ген­цию и гла­мур» се­рь­ёз­ной кни­гой?

– Это не ко мне во­прос. Я пи­шу кни­ги для то­го, что­бы лю­ди их чи­та­ли. На­сколь­ко у ме­ня это по­лу­ча­ет­ся – во­прос не ко мне. У ме­ня встреч­ный во­прос – по­че­му вы ста­ви­те мою книж­ку в один ряд с книж­кой Соб­чак?

– Во-пер­вых, они вы­шли при­мер­но в од­но и то же вре­мя, во-вто­рых, она в сво­ей кни­ге то­же бе­рёт две ка­те­го­рии – «ло­хи» и «не ло­хи» – и вся­че­с­ки их со­по­с­тав­ля­ет и ана­ли­зи­ру­ет их. Она от­ме­ча­ет, что до неё эти ка­те­го­рии ни­кто не ис­сле­до­вал. Вы – то­же пер­во­про­хо­дец в сво­ей об­ла­с­ти.

– А книж­ка по фи­зи­ке, ко­то­рая ис­сле­ду­ет раз­ные яв­ле­ния, ко­то­рые рань­ше ни­кем не изу­ча­лись – то­же бу­дет сто­ять ря­дом с мо­ей? По­ли­ти­че­с­кие кни­ги не сто­ят в од­ном ря­ду с мо­ей?

– Я же ска­за­ла, что чи­таю да­ле­ко не все из­да­ю­щи­е­ся ны­не кни­ги. И учеб­ни­ки по фи­зи­ке мне дав­но не по­па­да­лись.

– Книж­ка моя на­зы­ва­ет­ся «Ин­тел­ли­ген­ция и гла­мур». Есть не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во книг, ко­то­рые пи­шут про ин­тел­ли­ген­цию, и есть не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во книг, ко­то­рые го­во­рят про гла­мур. По­че­му-то все лю­ди, ко­то­рые бе­рут у ме­ня ин­тер­вью, а их, в свя­зи с вы­хо­дом но­вой кни­ги, очень мно­го, все со мной го­во­рят про гла­мур и гла­мур­щи­ков. И мне уди­ви­тель­но, что «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», ори­ен­ти­ро­ван­ная на ин­тел­ли­ген­цию, то­же го­во­рит со мной про гла­мур. Мож­но срав­ни­вать ме­ня с Ксе­ни­ей Соб­чак с тем же ус­пе­хом, что и срав­ни­вать ме­ня с книж­ка­ми по фи­зи­ке. В мо­ей кни­ге Соб­чак вы­сту­па­ет пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния – не бо­лее то­го. Мне ка­жет­ся, что у нас раз­ные це­ли. А вы счи­та­е­те, что уро­вень мы­ш­ле­ния мой и Соб­чак оди­на­ко­вый?

– Я так не ду­маю. Про­сто ва­ши кни­ги бу­дут сто­ять в книж­ном ма­га­зи­не на од­ной пол­ке…

– Но там бу­дет ещё ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во дру­гих кни­жек, в том чис­ле со­вер­шен­но про дру­гое. К то­му же, они не бу­дут сто­ять ря­дом ни­ког­да – моя кни­га бу­дет сто­ять на бук­ву «М», её – на бук­ву «С».

– Но есть ведь ещё и пол­ки, на ко­то­рых со­бра­ны кни­ги, на­пи­сан­ные те­ле­ве­ду­щи­ми, бест­сел­ле­ры или про­сто ак­ту­аль­ные кни­ги…

– Но вы же не срав­ни­ва­е­те ме­ня с Дэ­ном Бра­у­ном? Я не мо­гу по­нять ва­шей ло­ги­ки – что об­ще­го у ме­ня с кни­гой Соб­чак.

– Я, кста­ти, не знаю, са­ма она кни­гу свою пи­са­ла или нет, по­то­му что по­лу­чи­лось до­воль­но не­пло­хо. Она иро­ни­че­с­ки опи­сы­ва­ет ка­те­го­рии лю­дей, вы­де­ля­ет ви­ды и под­ви­ды…

– Вы чи­та­ли Дар­ви­на «Про­ис­хож­де­ние ви­дов»? Книж­ка то­же на­пи­са­на с иро­ни­ей и то­же пред­став­ля­ет со­бой клас­си­фи­ка­цию. Мне ка­жет­ся, что моя кни­га боль­ше по­хо­жа на ис­сле­до­ва­ние Дар­ви­на. Мне так ка­жет­ся. Мо­жет, дру­го­му че­ло­ве­ку ка­жет­ся ина­че. Я не мо­гу от­ве­чать на во­прос, до­ста­точ­но бес­такт­ный с ва­шей сто­ро­ны, счи­таю ли я свою книж­ку се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­рой. Я пи­шу книж­ки, по­то­му что мне ка­жет­ся, что это до­ста­точ­но се­рь­ёз­но. Мне ка­жет­ся, что жанр по­сло­виц на­ро­дов ми­ра, ко­то­рый я при­ду­мал, ин­те­рес­ный. Но даль­ше – что я мо­гу ска­зать? Мне ка­жет­ся, что это так, вам ка­жет­ся, что это не так. Я пи­сал книж­ку с со­вер­шен­но се­рь­ёз­ны­ми на­ме­ре­ни­я­ми че­ло­ве­ка, ко­то­рый пы­та­ет­ся по­нять мир, в ко­то­ром мы жи­вём.

– Кни­гу мож­но пи­сать, по­то­му что те­ма на­бо­ле­ла или с це­лью до­не­с­ти до пуб­ли­ки се­рь­ёз­ное ис­сле­до­ва­ние….

– Это две ве­щи аб­со­лют­но вза­и­мо­свя­зан­ные. Я пи­сал кни­гу, по­то­му что у ме­ня те­ма на­бо­ле­ла, и имен­но по­это­му я пы­тал­ся до­не­с­ти это до пуб­ли­ки. За­чем во­об­ще нуж­но пи­сать о том, что не на­бо­ле­ло?

– Как вы счи­та­е­те, кто ку­пит ва­шу кни­гу – лю­ди, ко­то­рым ин­те­рес­ны вы как лич­ность или, мо­жет, те, ко­то­рых при­вле­чёт боль­шая клуб­нич­ка на об­лож­ке и сло­во «гла­мур» боль­ши­ми бук­ва­ми?

– Эту кни­гу ку­пят те, ко­му ин­те­ре­сен я, кто чи­тал дру­гие мои кни­ги, лю­ди, ко­то­рым ин­те­рес­на про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ния ин­тел­ли­ген­ции и гла­му­ра.

– И че­рез не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий ва­ша кни­га мо­жет быть так же ак­ту­аль­на, как сей­час?

– От­ку­да я мо­гу знать, что бу­дет ак­ту­аль­ным че­рез де­ся­ти­ле­тия, ес­ли я не знаю, что бу­дет че­рез час.

– Тог­да во­прос о со­дер­жа­нии – вы пи­ше­те, что гла­мур ро­дом из Со­вет­ско­го Со­ю­за. И по­сле рас­па­да го­су­дар­ст­ва на бла­го­дат­ной поч­ве он за­цвёл яр­ким цве­том. Но ведь в стра­нах За­па­да гла­мур по­явил­ся рань­ше и раз­ви­ва­ет­ся там по сей день…

– Во-пер­вых, на За­па­де нет та­кой фи­ло­со­фии – фи­ло­со­фии гла­му­ра, на За­па­де есть гла­мур как часть жиз­ни, но та­кой фи­ло­со­фии нет. Во-вто­рых, я пи­сал про гла­мур в на­шей стра­не. Всё, что ка­са­ет­ся За­па­да – нуж­но пи­сать от­дель­ное ис­сле­до­ва­ние. Я не со­по­с­тав­лял на­шу и за­пад­ную жизнь, не за­да­вал­ся во­про­сом – по­че­му у них так, а у нас ина­че это про­ис­хо­дит. По­то­му что мы су­ще­ст­ву­ем от­дель­но, у нас соб­ст­вен­ная уни­каль­ная ис­то­рия. Я ис­хо­дил из это­го. На­вер­ное, есть или мо­гут быть ис­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рые по­пы­та­ют­ся по­нять яв­ле­ние гла­му­ра с точ­ки зре­ния – как это про­ис­хо­дит у них и у нас. У ме­ня та­кой за­да­чи не бы­ло.

– Хо­ро­шо, а ес­ли тен­ден­ции раз­ви­тия на­ше­го об­ще­ст­ва со­хра­ня­ют­ся, то есть ли бу­ду­щее у ин­тел­ли­ген­ции при на­ли­чии та­ко­го ве­со­мо­го про­тив­ни­ка?

– Я не знаю про бу­ду­щее. Мне ка­жет­ся, что бу­ду­щее при­над­ле­жит Бо­гу. Как я мо­гу знать? К то­му же ин­тел­ли­ген­ция и гла­мур – это как тигр и змея. Они не про­тив­ни­ки, они су­ще­ст­ву­ют на од­ной тер­ри­то­рии. Они не бо­рют­ся друг с дру­гом.

– По­лу­ча­ет­ся, бо­роть­ся не име­ет смыс­ла?

– Нуж­но бо­роть­ся не «про­тив», а «за». Мож­но бо­роть­ся за что-то. На­при­мер, за то, чтоб на­ша мо­ло­дёжь зна­ла о том, что есть и дру­гие цен­но­с­ти, кро­ме как быть бо­га­ты­ми и зна­ме­ни­ты­ми. Как это объ­яс­нить лю­дям – я не знаю. Не так дав­но на­ши пи­са­те­ли при­хо­ди­ли к на­ше­му пре­мьер-ми­ни­с­т­ру. Ме­ня по­тряс­ли две ве­щи. Во-пер­вых, они все да­ри­ли ему свои кни­ги. Я, кста­ти, все­гда стес­ня­юсь да­рить свои книж­ки. Но это моё лич­ное де­ло. Ты да­ришь все­гда хо­ро­шее. То есть они все уве­ре­ны, что их книж­ки хо­ро­шие. Ме­ня это очень по­тряс­ло. А вто­рое, что все на­ши пи­са­те­ли го­во­ри­ли с пре­мье­ром о сво­их пи­са­тель­ских про­бле­мах. Хо­тя я убеж­дён, что они долж­ны бы­ли го­во­рить о про­бле­мах чи­та­те­лей. Они го­во­ри­ли про Пе­ре­дел­ки­но, про жур­на­лы, что мне ка­жет­ся пол­ней­шим бе­зо­б­ра­зи­ем. Ес­ли в стра­не вы­хо­дят жур­на­лы, у ко­то­рых нет чи­та­те­ля, то они не долж­ны вы­хо­дить! Они со­вер­шен­но не го­во­ри­ли про лю­дей. Вот при­шли вы к пре­мьер-ми­ни­с­т­ру, од­но­му из ру­ко­во­ди­те­лей на­шей стра­ны. По­че­му бы не по­го­во­рить с ним про лю­дей? Мы пи­са­те­ли, мы ви­дим, что в лю­дях то-то и то-то. Что вы ду­ма­е­те, пре­мьер-ми­нистр, по это­му по­во­ду? Мо­жет, как-то из­ме­нить си­ту­а­цию? А не про Пе­ре­дел­ки­но, ко­то­рое у нас там от­ни­ма­ют. Ин­тел­ли­ген­ция в на­ше вре­мя, ког­да про­изо­ш­ла эта бес­кров­ная ре­во­лю­ция и по­бе­ди­ла де­мо­кра­тия, на не­ко­то­рое вре­мя по­па­ла во власть, ей не по­нра­ви­лось, она уш­ла. И даль­ше она за­ни­ма­ет­ся тем, что ти­хо са­ма с со­бой ве­дёт бе­се­ду. Во­круг неё про­ис­хо­дит ка­кая-то жизнь, на ко­то­рую вли­ять ин­тел­ли­ген­ции про­сто за­пад­ло. Ин­тел­ли­ген­ция не хо­чет вы­сту­пать в на­шей жиз­ни как ак­тив­ное дей­ст­ву­ю­щее ли­цо. Бу­дет ли она даль­ше су­ще­ст­во­вать или нет – я не знаю. С тех пор, как пи­са­тель Бо­бо­ры­кин это сло­во взял из не­мец­ко­го язы­ка и на­чал упо­треб­лять в том смыс­ле, в ко­то­ром мы его сей­час упо­треб­ля­ем, у нас все­гда бы­ла ин­тел­ли­ген­ция, ко­то­рая глу­по или ум­но, но – по­мо­га­ла на­ро­ду – как-то име­ла его в ви­ду. Ны­неш­няя ин­тел­ли­ген­ция не име­ет к на­ро­ду ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

У нас есть кон­курс «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер», где по­беж­да­ют книж­ки, ко­то­рые не зна­ет ши­ро­кий чи­та­тель. Вы ли­бо пе­ре­име­нуй­те пре­мию, ли­бо вру­чай­те её каж­дый год Дон­цо­вой, Даш­ко­вой, Дэ­ну Бра­у­ну – вот это наш на­ци­о­наль­ный бест­сел­лер. У нас пи­са­те­ли ду­ма­ют, что у них свой на­ци­о­наль­ный бест­сел­лер – для се­бя. А для на­ро­да – дру­гой бест­сел­лер. Мне ка­жет­ся, это не­пра­виль­но.

– А вы при­зна­ё­те ко­го-то из со­вре­мен­ных пи­са­те­лей?

– Я не бу­ду на­зы­вать фа­ми­лии. Я ува­жаю очень мно­гих со­вре­мен­ных пи­са­те­лей, но ес­ли нач­ну на­зы­вать – кто-то обя­за­тель­но оби­дит­ся, что за­был его на­звать. Я счи­таю, что сей­час есть все­го один бе­зус­лов­ный клас­сик рус­ской ли­те­ра­ту­ры – это Фа­зиль Ис­кан­дер. Но я по­ни­маю, что есть хо­ро­шие пи­са­те­ли, хо­ро­шие книж­ки. Кни­га, ко­то­рая про­из­ве­ла на ме­ня на­и­бо­лее силь­ное впе­чат­ле­ние, к со­жа­ле­нию, на­пи­са­на не рус­ским, а поль­ским пи­са­те­лем. Это кни­га Виш­нев­ско­го «Би­ки­ни». Это, на мой взгляд, вы­да­ю­щий­ся ро­ман, ко­то­рый ни­кто, на са­мом де­ле, не зна­ет. Зна­ют «Оди­но­че­ст­во в се­ти», а по­тря­са­ю­щее про­из­ве­де­ние «Би­ки­ни» не зна­ют. Но это не име­ет от­но­ше­ния к де­лу. Мне что-то нра­вит­ся, что-то не нра­вит­ся. Есть ка­с­та лю­дей, ко­то­рые го­во­рят: «Мы пи­са­те­ли, мы пи­шем ве­ли­кое и мы по­лу­ча­ем пре­мии». А есть пи­са­те­ли, ко­то­рые го­во­рят: «Мы не ве­ли­кие. Мы пи­шем для лю­дей». А лю­ди чи­та­ют толь­ко тех пи­са­те­лей, ко­то­рые пи­шут для них. В ре­зуль­та­те про­стой че­ло­век ду­ма­ет, что хо­ро­ший пи­са­тель – это Дон­цо­ва. По­то­му что ему ни­кто не объ­яс­ня­ет, ка­кой пи­са­тель – Дон­цо­ва. Не то что­бы она пло­хой пи­са­тель. А вот – ка­кой она пи­са­тель? Ни­кто не объ­яс­ня­ет, чем от­ли­ча­ет­ся Дон­цо­ва от Ко­нан Дой­ла.

– Не­уже­ли нет спо­со­ба до­не­с­ти до про­сто­го че­ло­ве­ка ис­ти­ну, от­крыть гла­за?

– У лю­дей ни­ког­да не от­кро­ют­ся гла­за. И рань­ше лю­ди чи­та­ли ужас­ную ли­те­ра­ту­ру. Но рань­ше бы­ло по­нят­нее. Оку­д­жа­ва, Вы­соц­кий, Ар­се­ний Тар­ков­ский – бы­ли «свои», а Мар­ков, Бе­рез­ко – «чу­жие». Или на­обо­рот. Сей­час же нет ни сво­их, ни чу­жих. Сей­час ог­ром­ный ин­фор­ма­ци­он­ный по­ток ва­лит­ся на лю­дей, ко­то­рые не мо­гут его филь­т­ро­вать. Сей­час ли­те­ра­ту­ра ста­ла тем, чем она долж­на бы­ла те­о­ре­ти­че­с­ки быть – она долж­на бы­ла вос­пи­ты­вать лю­дей. Она и вос­пи­ты­ва­ет. Не в том ду­хе, в ка­ком вам и мне ка­жет­ся на­до. Дон­цо­ва же вос­пи­ты­ва­ет че­ло­ве­ка? Вос­пи­ты­ва­ет. И Ис­кан­дер вос­пи­ты­ва­ет. Я спро­сил у сту­ден­тов – кто та­кой Фа­зиль Ис­кан­дер? Мне ска­за­ли, что это из­ве­ст­ный че­чен­ский тер­ро­рист. Зна­чит, то, что имя Ис­кан­де­ра и его про­из­ве­де­ния не до­хо­дят до то­го, ко­го мы на­зы­ва­ем про­сты­ми людь­ми, это ви­на ин­тел­ли­ген­ции. То, что со­вре­мен­ный чи­та­тель не по­ни­ма­ет раз­ни­цы меж­ду Со­ро­ки­ным и Бул­га­ко­вым, это ведь не лю­ди са­ми ви­но­ва­ты? Зна­чит, им ни­кто не объ­яс­нил это­го. Ес­ли мы и даль­ше бу­дем ко­пать, мы утк­нём­ся в веч­ную про­бле­му об­ра­зо­ва­ния. И ста­нет по­нят­но, что боль­шин­ст­во про­блем – это про­бле­мы об­ра­зо­ва­ния.

– Так есть вы­ход из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции?

– Я в книж­ке не раз пи­сал, что я не су­ще­ст­вую в си­с­те­ме из­ме­ре­ний «хо­ро­шо-пло­хо». Я не ви­жу в этом ни­че­го тра­ги­че­с­ко­го. По­че­му, ес­ли че­ло­век зна­ет, кто та­кой Ан­д­рей Пла­то­нов – это хо­ро­шо, а ес­ли не зна­ет – пло­хо? По­че­му Ан­д­рея Пла­то­но­ва – бе­зус­лов­но­го рус­ско­го ге­ния – долж­ны знать все? Кто раз­да­вал – что пло­хо, а что – хо­ро­шо? Кто ска­зал, где кри­те­рий – что хо­ро­шо, а что пло­хо? Ти­на Кан­де­ла­ки, ти­пич­ная гла­мур­щи­ца, член Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты – что в этом пло­хо­го? Об­ще­ст­вен­ная па­ла­та – это та­кой ор­ган, ко­то­рый от­ра­жа­ет жизнь об­ще­ст­ва. Со­вер­шен­но ло­гич­но, что там Ти­на Кан­де­ла­ки, по­то­му ка­кое об­ще­ст­во, та­кая и па­ла­та. И что в этом пло­хо­го? Как вы объ­яс­ни­те ре­бён­ку, мо­е­му две­над­ца­ти­лет­не­му сы­ну, на­при­мер, что пло­хо­го в Соб­чак? Она ко­го-то уби­ла? Она ко­го-то из­на­си­ло­ва­ла? Она взо­рва­ла дом? Она ни­че­го пло­хо­го не де­ла­ла. Она от­кры­ла за­ме­ча­тель­ное ка­фе. Что пло­хо­го? И что хо­ро­ше­го в пи­са­те­ле Х, ко­то­рый всю жизнь, как ему ка­жет­ся, пи­шет ве­ли­кие про­из­ве­де­ния, при этом ни­щен­ст­ву­ет, пьёт, всё про­дал и в ни­ще­те си­дит до­ма, и сам ры­да­ет, и се­мья его ры­да­ет, по­то­му что де­нег нет, а он ра­бо­тать не хо­чет, а хо­чет пи­сать кни­ги… что в нём хо­ро­ше­го?

Я счи­таю, что ес­ли ин­тел­ли­ген­ция не мо­жет ни­че­го пред­ло­жить «за», а мо­жет пред­ло­жить толь­ко «про­тив», ни­че­го не из­ме­нит­ся. Иде­а­лы Ксе­нии Соб­чак и Ти­ны Кан­де­ла­ки пло­хие. По­че­му?

– Бла­го­да­ря та­ким иде­а­лам боль­шая часть мо­ло­дё­жи пе­ре­ста­ёт ду­мать.

– Боль­шая часть мо­ло­дё­жи во­об­ще не ду­ма­ет. Но в этом нет ви­ны Соб­чак. Здесь нам сно­ва при­дёт­ся го­во­рить о на­шей си­с­те­ме об­ра­зо­ва­ния: шко­ла не учит де­тей ду­мать, она учит их зу­б­рить. На уме­ние зу­б­рить на­прав­лен и ЕГЭ. Как объ­яс­нить че­ло­ве­ку мо­ло­до­му, что жить на всю ка­туш­ку, не ду­мая – это пло­хо? По­че­му? Я ни­ко­го не оби­жаю, жи­ву се­бе и жи­ву. В ре­зуль­та­те мо­ей жиз­ни на всю ка­туш­ку я имею ма­ши­ну, да­чу, дом. Раз­ве ин­тел­ли­ген­ция мо­жет дать дру­гой иде­ал? Дай­те. Где он? На­до жить как кто?

– Вот вы пи­ше­те – ны­неш­няя мо­ло­дёжь уме­ет толь­ко пра­виль­но рас­став­лять га­лоч­ки в ЕГЭ, а ведь де­ти, ко­то­рых с пер­во­го клас­са ори­ен­ти­ру­ют на ЕГЭ, шко­лу-то ещё не за­кон­чи­ли…

– Это не име­ет зна­че­ния. До ЕГЭ всё то же са­мое бы­ло. У нас по­ме­ня­лась стра­на, по­ме­нял­ся строй, по­ме­нял­ся те­атр, ли­те­ра­ту­ра и те­ле­ви­де­ние – кар­ди­наль­но, а шко­ла – нет. Вот она как бы­ла со­вет­ской, так и ос­та­лась. И она в этих рам­ках и су­ще­ст­ву­ет. Как бы­ла шко­ла, ко­то­рая учит не ду­мать, а зу­б­рить, так она и ос­та­лась. ЕГЭ про­сто это очень по­ка­зы­ва­ет. Глав­ная за­да­ча шко­лы – на­учить учить­ся. Нуж­но на­учить че­ло­ве­ка сна­ча­ла на­учить­ся учить­ся, на­учить­ся по­лу­чать зна­ния, по­том на­учить его зна­ни­ям, ко­то­рые бу­дут нуж­ны ему на даль­ней­шей ра­бо­те. У нас шко­ла не учит ду­мать. От­сю­да у нас по­яв­ля­ют­ся по­ко­ле­ния це­лые де­тей, ко­то­рые не зна­ют да­же, что та­кое зна­ния. Я ре­гу­ляр­но чи­таю лек­ции в раз­ных ме­с­тах и спра­ши­ваю мо­ло­дых лю­дей, что та­кое зна­ния. Зна­ния – это то, что де­ла­ет уче­ник. Во­ди­тель де­ла­ет ки­ло­ме­т­раж, ра­бо­чий де­ла­ет де­таль, а уче­ник де­ла­ет зна­ния. И я спра­ши­ваю, что та­кое эти зна­ния. Не­ко­то­рые счи­та­ют, что зна­ния – это то, что нуж­но сда­вать учи­те­лю. То есть, на пол­ном се­рь­ё­зе. На­чи­нать нуж­но с рез­кой кон­крет­ной ре­во­лю­ции в об­ра­зо­ва­нии. Но про­бле­ма этой ре­во­лю­ции в том, что нель­зя се­го­дня сде­лать, а за­в­т­ра – ре­зуль­тат. Ми­ни­с­т­ру лю­бо­му нуж­но, что­бы он ска­зал: «бу­дет ЕГЭ», и че­рез три дня или три го­да оно ста­ло. А си­с­те­ма об­ра­зо­ва­ния бу­дет ме­нять­ся дол­го. Это дол­гий про­цесс – де­сять лет, не мень­ше. Ни­кто на та­кое не спо­со­бен. Зна­чит, и ви­нить мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые при­ни­ма­ют фи­ло­со­фию гла­му­ра, нель­зя. Им про­сто не объ­яс­ни­ли, что это пло­хо. По­че­му на­до быть ду­хов­ным – не­по­нят­но. По­че­му на­до быть бо­га­тым – по­нят­но.

– А ка­кая си­с­те­ма об­ра­зо­ва­ния луч­ше на­шей? Или она ещё не су­ще­ст­ву­ет?

– Я брал ин­тер­вью у ми­т­ро­по­ли­та Ил­ла­ри­о­на, ко­то­рый за­щи­тил в Ок­с­фор­де док­тор­скую дис­сер­та­цию. Я спро­сил, мо­жет ли он сфор­му­ли­ро­вать, чем от­ли­ча­ет­ся си­с­те­ма об­ра­зо­ва­ния в Ок­с­фор­де и в Рос­сии. Он рас­ска­зал. В Рос­сии пре­по­да­ва­тель да­ёт под за­пись сту­ден­там те­му од­ну, вто­рую, пя­тую. Даль­ше сту­ден­ты сда­ют эк­за­ме­ны, на ко­то­рых они рас­ска­зы­ва­ют всё, что они ус­во­и­ли. Ко­ли­че­ст­во зна­ний в та­ком слу­чае мо­жет толь­ко умень­шать­ся. По­то­му что боль­ше, чем ска­зал пре­по­да­ва­тель, они не ска­жут. В Ок­с­фор­де же при­хо­дит пе­да­гог, го­во­рит, что мы изу­ча­ем та­кую-то те­му. Те­зис­но рас­ска­зы­ва­ет то-то, то-то и то-то. И ещё да­ёт спи­сок ли­те­ра­ту­ры, а на эк­за­ме­не сту­ден­ты долж­ны рас­ска­зать всё, что они ус­во­и­ли. Ко­ли­че­ст­во зна­ний мо­жет уве­ли­чить­ся, так как они мо­гут вы­чи­тать в книж­ках мно­го но­во­го. Они мо­гут рас­смо­т­реть те­му так, как да­же пре­по­да­ва­тель её не рас­сма­т­ри­вал. Си­с­те­ма на­прав­ле­на на то, что­бы за­ста­вить че­ло­ве­ка ду­мать. А у нас си­с­те­ма на­прав­ле­на на то, что­бы зу­б­рить. Я пре­по­даю в мос­ков­ском ин­сти­ту­те те­ле­ви­де­ния и ра­дио Ос­тан­ки­но. Я при­хо­жу к сту­ден­там на пер­вое за­ня­тие. Го­во­рю «здрав­ст­вуй­те». Пер­вое, что они де­ла­ют – от­кры­ва­ют те­т­рад­ки. Я спра­ши­ваю – «что бу­де­те пи­сать?» Это при­выч­ка со­вет­ско­го уче­ни­ка – пре­по­да­ва­тель ска­зал – на­до за­пи­сать. А по­том на эк­за­ме­не это по­вто­рить. Я под вли­я­ни­ем сту­ден­тов на­пи­сал две книж­ки – «Мно­го­слов 1» и «Мно­го­слов 2». Я сту­ден­там го­во­рил все­гда, что на­до ду­мать. А они ме­ня спра­ши­ва­ли, как ду­мать. Как есть – по­нят­но. Как це­ло­вать­ся – по­нят­но. А как ду­мать? Хо­дить по ком­на­те кру­га­ми и ду­мать? Как это де­лать? И я на­пи­сал две книж­ки, в ко­то­рых мно­го раз­ных эс­се по по­во­ду глав­ных слов че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни: лю­бовь, долг, жизнь, лень, власть, пар­тия и т.д. Трак­тов­ка мно­гих, ка­за­лось бы, зна­ко­мых слов мо­жет вы­звать у чи­та­те­ля про­тест. Тог­да вы нач­нё­те ду­мать. Сей­час я при­хо­жу к сту­ден­там, я их на­чи­наю спра­ши­вать – что та­кое «лень», что та­кое «друг», что та­кое «лю­бовь»? И вы­яс­ня­ет­ся, что лю­ди аб­со­лют­но не го­то­вы к та­ким во­про­сам. Они го­во­рят: «вы нам ска­жи­те, что та­кое лю­бовь, мы за­пи­шем, вы­учим и вам рас­ска­жем». А са­мая глав­ная за­да­ча моя, ког­да я при­хо­жу к сту­ден­там – это не на­учить их смо­т­реть в ка­ме­ру и дер­жать ми­к­ро­фон; это важ­но, но это­му на­учить не труд­но. А на­учить их не­множ­ко или множ­ко ду­мать. Вот на пре­зен­та­ции книж­ки мо­ей ко мне под­хо­дит маль­чик и спра­ши­ва­ет: «Име­ет ли ва­ша книж­ка от­но­ше­ние к куль­ту­ре?» А я его спра­ши­ваю, что та­кое куль­ту­ра? Он куль­ту­ро­лог, он не мо­жет мне от­ве­тить. Я го­во­рю: «Да­вай­те тог­да ре­шим, что куль­ту­ра – это то, что сде­ла­но че­ло­ве­ком». Про­бле­ма в этом со­сто­ит. И ког­да ме­ня спра­ши­ва­ют, есть ли где-то там хо­ро­шая си­с­те­ма об­ра­зо­ва­ния – я их не изу­чал. Но по этим при­ме­рам я мо­гу су­дить, что есть та­кие си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые учат дру­го­му. Не вы­зу­б­ри­вать.

– По­лу­ча­ет­ся, ни­че­го нель­зя из­ме­нить?

– Все мои книж­ки ад­ре­со­ва­ны не пре­зи­ден­ту, не ми­ни­с­т­ру, а че­ло­ве­ку. Я пи­шу толь­ко то, что каж­дый кон­крет­ный че­ло­век мо­жет из­ме­нить.

– О чём бу­дет ва­ша сле­ду­ю­щая кни­га?

– Моя сле­ду­ю­щая кни­га – это дет­ский мно­го­слов. Я не уве­рен, что он пер­вый в ми­ре, но у нас в стра­не та­ко­го нет точ­но. Я пы­та­юсь де­тям объ­яс­нить смысл са­мых глав­ных слов. По­то­му что мне ка­жет­ся, что сре­ди де­тей 11–15 лет тех, кто хо­чет ду­мать, го­раз­до боль­ше, чем сре­ди взрос­лых. С ни­ми ма­ло кто раз­го­ва­ри­ва­ет. И я хо­чу на­пи­сать кни­гу, в ко­то­рой я объ­яс­ню де­тям те за­ко­ны жиз­ни, ко­то­рые мне ка­жут­ся пра­виль­ны­ми. Имея в ви­ду, что они это про­чи­та­ют и пой­мут про жизнь, про друж­бу, про лю­бовь. Про то, по­че­му нуж­но ува­жать взрос­лых, по­че­му ма­ма все­гда хо­ро­шая. Мне ка­жет­ся, та­кие ве­щи нуж­но все­гда объ­яс­нять. Бу­ду сча­ст­лив, ес­ли мои суж­де­ния вы­зо­вут же­ла­ние спо­рить – глав­ное, чтоб за­ду­ма­лись. Я по­ка­зы­ваю то, что уже на­пи­сал, сво­е­му две­над­ца­ти­лет­не­му сы­ну. Что­бы он мне ска­зал, ин­те­рес­но – не­ин­те­рес­но и по­нят­но – не­по­нят­но. Ме­ня по­тряс­ло, на­при­мер, что мой ре­бё­нок не знал зна­че­ния сло­ва «кор­руп­ция». Что, с од­ной сто­ро­ны, го­во­рит, что де­тям аб­со­лют­но по­фи­гу на­ши по­ли­ти­че­с­кие де­ла, а с дру­гой сто­ро­ны – то, что им в шко­ле ни­кто это­го не объ­яс­нил, не­смо­т­ря на то, что сло­во это по­сто­ян­но на слу­ху.


Беседу вела Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования