Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 01.10.2010

Примочки Леты

 По­свя­ща­ет­ся то­ну­щим в Лете

 

Мои стихи скользнули в Лету

И память юного поэта поглотит медленная Лета

Быть может, в Лете не потонет

строка слагаемая мной

…И в Лету бух!

А.С.Пушкин

 

Вполне ве­ро­ят­но, ско­ро ос­тав­ших­ся по­след­них гра­фо­ма­нов тур­нут из ниж­не­го бу­фе­та ЦДЛ и ус­т­ро­ят там ещё один ре­с­то­ран, ли­шат бо­ге­му по­след­не­го при­бе­жи­ща. Соб­ст­вен­но, с этой пуб­ли­кой уже по­кон­чи­ли; она край­не не­ор­га­ни­зо­ван­ная, не­на­дёж­ная, ам­би­ци­оз­ная, пи­сать уме­ют еди­ни­цы… С ни­ми дав­но на­до бы­ло кон­чать, со­вет­ская власть их раз­вра­ти­ла, а ны­неш­няя вы­со­ко­мер­но в упор не за­ме­ча­ет, по­сколь­ку са­ма не чуж­да гра­фо­ма­нии. Власть са­ма бе­рёт­ся за сти­ло, при­мер то­му – не­дав­но опуб­ли­ко­ван­ные рас­ска­зы Луж­ко­ва.

В своё вре­мя кто-то из­рёк: «у ме­ня с со­вет­ской вла­с­тью толь­ко эс­те­ти­че­с­кие раз­но­гла­сия». Так и тут. Ис­кус­ст­ва нет, но есть сплош­ной тест-драйв. По слу­хам, Луж­ков ещё и сти­хо­тво­рец. Кста­ти, во вре­мя сво­е­го ви­зи­та на Ук­ра­и­ну он, на­до от­дать ему долж­ное, пре­крас­но чи­тал с три­бу­ны от­ры­вок из пуш­кин­ской «Пол­та­вы» («Ти­ха ук­ра­ин­ская ночь…»).

Вспо­ми­на­ет­ся те­ле­фон­ный раз­го­вор вы­ше­сто­я­ще­го чи­нов­ни­ка с од­ним из­ве­ст­ным ли­те­ра­тур­ным функ­ци­о­не­ром. По­след­ний се­то­вал: «Пи­са­те­лям на­до по­мо­гать, они ни­че­го не уме­ют де­лать… – За­тем, по­сле ко­рот­кой па­у­зы, до­ба­вил: – Да и пи­сать не уме­ют…».

Всё так, но ка­ких пер­со­на­жей ли­шит­ся Моск­ва, ес­ли сбу­дет­ся худ­шее… Хо­тя уже се­го­дня Со­юз пи­са­те­лей пре­вра­тил­ся в за­кры­тый биз­нес-клуб, в жи­вой тер­ра­ри­ум с пол­зу­чей без­дар­но­с­тью.

На­ши ли­те­ра­то­ры, точ­нее, «ли­те­ра­тур­ные не­до­бит­ки», как про них се­го­дня го­во­рят, не спо­соб­ны к дей­ст­вию. Они толь­ко на сло­вах ге­рои.

В ЦДЛ ско­ро всё ста­нет чин­но, бла­го­род­но, не­де­мо­кра­тич­но, без драк и про­во­ка­ций, без слёз, без взлё­тов и па­де­ний. Здесь бу­дет со­би­рать­ся ре­с­пек­та­бель­ная пуб­ли­ка…

Дом ли­те­ра­то­ров с не­дав­них пор на­зы­ва­ют ещё и Клу­бом пи­са­те­лей, ви­ди­мо, по ана­ло­гии с до­ре­во­лю­ци­он­ны­ми мос­ков­ски­ми на­зва­ни­я­ми: Ан­г­лий­ский клуб, Не­мец­кий клуб… Пуш­кин, лю­бив­ший по­се­щать клу­бы, од­наж­ды за­ме­тил, что он не зна­ет бо­лее не­ле­по­го сло­во­со­че­та­ния, чем «мос­ков­ский ан­г­лий­ский клуб». Ны­неш­ние клу­бы то­же по­рой не­ле­пы; став ком­мер­че­с­ки­ми за­ве­де­ни­я­ми, они во мно­гом ут­ра­ти­ли дух, ко­то­рый был при­сущ им из­на­чаль­но. А ведь Моск­ва не бед­ный го­род и мог­ла бы се­бе поз­во­лить хра­нить и ре­кон­ст­ру­и­ро­вать не толь­ко па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, но и ду­хов­ные тра­ди­ции, что скла­ды­ва­лись ещё в пуш­кин­ское вре­мя, ког­да про­об­ра­зом Клу­ба пи­са­те­лей бы­ла пе­тер­бург­ская «Зе­лё­ная Лам­па». Ат­мо­сфе­ра её за­се­да­ний и пир­шеств, мно­го­крат­но опи­сан­ная Пуш­ки­ным, на­по­ми­на­ет ки­пе­ние стра­с­тей в ре­с­то­ра­не и бу­фе­те ЦДЛ.

 

Я люб­лю ве­чер­ний пир,

Где ве­се­лье пред­се­да­тель,

А сво­бо­да, мой ку­мир,

За сто­лом за­ко­но­да­тель;

Где до ут­ра сло­во «пей!»

За­глу­ша­ет кри­ки пе­сен,

Где про­сто­рен круг гос­тей,

А кру­жок бу­ты­лок те­сен.

 

В по­сла­нии к ли­цей­ско­му дру­гу Гор­ча­ко­ву Пуш­кин, вспо­ми­ная «Зе­лё­ную Лам­пу», при­зна­ёт­ся, что ему во сто крат ми­лее –

 

Мла­дых по­вес сча­ст­ли­вая се­мья,

Где ум ки­пит, где в мыс­лях во­лен я,

Где спо­рю вслух, где чув­ст­вую силь­нее,

И где мы все пре­крас­но­го дру­зья, –

Чем вя­лое, без­душ­ное со­бра­нье,

Где ум хра­нит не­воль­ное мол­ча­нье,

Где хо­ло­дом серд­ца по­ра­же­ны,

Где глу­по­с­тью еди­ной все рав­ны.

 

Эти сти­хи, на­пи­сан­ные в по­за­про­ш­лом ве­ке, по­ра­зи­тель­но точ­но от­ра­жа­ют об­ста­нов­ку ЦДЛ. Ос­но­ван­ный по ини­ци­а­ти­ве М.Горь­ко­го при Со­ю­зе пи­са­те­лей СССР в 1934 го­ду Цен­т­раль­ный дом ли­те­ра­то­ров оку­тан ле­ген­да­ми, слу­ха­ми, сплет­ня­ми, не­ве­ро­ят­ны­ми ис­то­ри­я­ми, пред­став­ля­ю­щи­ми со­бой ле­ген­дар­ный эпос.

Из со­вре­мен­ных сти­хов о Клу­бе пи­са­те­лей:

 

Моск­ва, а в са­мом цен­т­ре – ЦДЛ.

Он в на­ше вре­мя силь­но по­ту­ск­нел.

Но, как и преж­де, сто­ит здесь на­драть­ся,

как сле­ду­ет, с по­эта­ми по­драть­ся, –

и сла­ва о те­бе, как снеж­ный ком,

рас­тёт и за­пол­ня­ет этот Дом,

и ши­рит­ся, не­сясь в иные да­ли,

до ма­лой ро­ди­ны, где все в гро­бу ви­да­ли…

 

Со сто­ро­ны По­вар­ской ули­цы эта ста­рин­ная рус­ская усадь­ба ис­пол­не­на по­коя, до­сто­ин­ст­ва и бла­го­род­ст­ва. На­хо­дясь здесь, ис­пы­ты­ва­ешь прон­зи­тель­ное но­с­таль­ги­че­с­кое чув­ст­во, как буд­то воз­вра­ща­ешь­ся на две­с­ти-три­с­та лет на­зад. То­с­ка по про­шло­му пе­ре­хва­ты­ва­ет гор­ло… В пер­вой по­ло­ви­не 1920-х го­дов в До­ме на По­вар­ской по­на­ча­лу рас­по­ла­гал­ся Дво­рец ис­кусств, где про­хо­ди­ли ли­те­ра­тур­ные ве­че­ра, встре­чи пи­са­те­лей, вы­сту­па­ли Ма­я­ков­ский, Есе­нин, Блок, Цве­та­е­ва. Ана­то­лий Ма­ри­ен­гоф вспо­ми­нал, что мно­гие об­ра­зы сти­хо­тво­ре­ния Сер­гея Есе­ни­на «Ко­бы­льи ко­раб­ли» на­ве­я­ны впе­чат­ле­ни­я­ми от го­лод­ной и хо­лод­ной Моск­вы то­го пе­ри­о­да. Че­ло­век ока­зал­ся креп­че ло­ша­ди. Ло­ша­ди па­да­ли на ули­цах, дох­ли и усе­и­ва­ли сво­и­ми мёрт­вы­ми ту­ша­ми мос­то­вые. Мы с Есе­ни­ным, пи­сал Ма­ри­ен­гоф, шли по Мяс­ниц­кой. Чис­ло ло­ша­ди­ных тру­пов, со­счи­тан­ных оша­лев­шим гла­зом, ра­за в три пре­вы­ша­ло чис­ло квар­та­лов от на­ше­го Бо­го­слов­ско­го до Крас­ных во­рот…

Не­смо­т­ря на мрач­ную кар­ти­ну, ис­кус­ст­во в 20-е го­ды, как из­ве­ст­но, про­цве­та­ло, и вско­ре в усадь­бе на По­вар­ской от­крыл­ся ор­га­ни­зо­ван­ный В.Я. Брю­со­вым Ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ный ин­сти­тут. Кро­ме то­го, ли­те­ра­то­ры мог­ли встре­чать­ся в До­ме Гер­це­на на Твер­ском буль­ва­ре, где се­го­дня Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут, в по­эти­че­с­ком Клу­бе-ка­фе «Стой­ло Пе­га­са» в Гнез­ди­ков­ском пе­ре­ул­ке, ана­ло­гич­ном ка­ба­ре «Бро­дя­чая со­ба­ка», от­крыв­шем­ся в Пе­тер­бур­ге ещё в 1911 го­ду. Со­хра­ни­лись в ар­хи­вах не­ко­то­рые ре­с­то­ран­ные сче­та Есе­ни­на из «Стой­ла Пе­га­са», что сви­де­тель­ст­ву­ет о до­ста­точ­ной обес­пе­чен­но­с­ти ли­те­ра­то­ров в по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды.

Се­го­дня на По­вар­ской ули­це, на вы­ве­с­ке у вхо­да в усадь­бу, чи­та­ем: «Меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ст­во пи­са­тель­ских со­ю­зов», что, по­сле рас­па­да СССР, вы­зы­ва­ет ус­меш­ку. Ес­ли рань­ше в ЦДЛ мож­но бы­ло встре­тить пи­са­те­лей из со­юз­ных ре­с­пуб­лик, то се­го­дня здесь ред­ки­ми гос­тя­ми бы­ва­ют да­же свои, мос­ков­ские ли­те­ра­то­ры.

Зда­ние на По­вар­ской, гла­сит эн­цик­ло­пе­дия Моск­вы, в ко­то­ром с 1923 го­да раз­ме­ща­лось прав­ле­ние Со­ю­за пи­са­те­лей СССР, ха­рак­тер­но для мос­ков­ской го­род­ской усадь­бы: од­но­этаж­ное, в сти­ле по­зд­не­го клас­си­циз­ма, с ко­лон­ным пор­ти­ком на глав­ном фа­са­де, с фли­ге­ля­ми, об­ра­щён­ны­ми во двор. Всё за­ме­ча­тель­но, но в этих са­мых «фли­ге­лях, об­ра­щён­ных во двор», в ко­то­рых ког­да-то функ­ци­о­ни­ро­ва­ли ли­те­ра­тур­ная кон­суль­та­ция, ино­ст­ран­ная ко­мис­сия, тот же жур­нал «Друж­ба на­ро­дов» и дру­гие фи­ли­а­лы Со­ю­за пи­са­те­лей, се­го­дня ки­пит ре­с­то­ран­но-ша­ш­лыч­ная жизнь в вос­точ­ном сти­ле. Всё вы­гля­дит не­ле­по и дис­со­ни­ру­ет на фо­не ис­то­ри­че­с­ко­го фак­та, что со вто­рой по­ло­ви­ны ХIХ ве­ка усадь­бу на­зы­ва­ют «До­мом Рос­то­вых», по­сколь­ку Л.Н. Тол­стой по­се­лил здесь ге­ро­ев «Вой­ны и ми­ра». Ме­мо­ри­аль­ная до­с­ка и па­мят­ник Тол­сто­му во дво­ре усадь­бы яв­но не мон­ти­ру­ют­ся с ок­ру­жа­ю­щим их пё­с­т­рым «ту­рец­ким ба­за­ром».

ЦДЛ, при всём сво­ём бле­с­ке, в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве мо­жет пре­вра­тить­ся в са­мое за­уряд­ное сто­лич­ное стой­ло, но по­ка здесь ещё теп­лят­ся ос­тат­ки ат­мо­сфе­ры бы­лых вре­мён. Бы­ва­ло, сю­да явишь­ся без руб­ля в кар­ма­не, а вый­дешь и сыт, и пьян, и, как го­во­рит­ся, с би­той мор­дой. Без это­го там ни­как нель­зя. Ска­зал же кто-то, что по­эт дол­жен быть ку­лач­ным бой­цом.

Цен­т­раль­ный дом ли­те­ра­то­ров вну­т­ри бо­га­то де­ко­ри­ро­ван де­ре­вян­ной резь­бой, его ук­ра­ша­ет при­чуд­ли­вая ле­ст­ни­ца с рез­ны­ми пе­ри­ла­ми, ве­ду­щая из Ду­бо­во­го за­ла на­верх к гос­ти­ным ком­на­там, на­по­ми­ная ма­сон­скую ло­жу…

В ре­с­то­ра­не Клу­ба драз­нит нюх изы­с­кан­ная кух­ня рос­кош­но­го Ду­бо­во­го и Пё­с­т­ро­го за­лов, зна­ме­ни­той Ве­ран­ды, а в под­ва­ле гу­дит Ниж­ний бу­фет, ко­то­рый ещё на­зы­ва­ют «трю­мом». По это­му по­во­ду ког­да-то шу­ти­ли: «Пой­дём в Ниж­ний Нов­го­род или в Верх­нюю Воль­ту?..» А уто­па­ю­щие в по­лу­мра­ке ко­жа­ные крес­ла и ди­ва­ны; мер­ца­ю­щие бе­лые ска­тер­ти, сал­фет­ки и при­бо­ры на сто­лах, по-ме­фи­с­то­фель­ски чёр­ные фра­ки офи­ци­ан­тов; кра­си­вые слож­ной кра­со­той в не­мыс­ли­мых ве­чер­них на­ря­дах жен­щи­ны и их спут­ни­ки… Ког­да сре­ди всех этих сли­вок об­ще­ст­ва, эли­тар­но­го ве­ли­ко­ле­пия, ари­с­то­кра­тиз­ма и од­но­вре­мен­но глу­бо­кой про­сто­ты встре­ча­ешь ва­ль­яж­ных ли­те­ра­то­ров с ли­ца­ми, жи­во­пис­но из­му­чен­ны­ми твор­че­с­кой бес­сон­ни­цей, мно­го­ли­кую тол­пу слав­ных и бес­слав­ных, за­бы­тых, по­лу­за­бы­тых и аб­со­лют­но бе­зыз­ве­ст­ных лю­дей, чув­ст­ву­ешь се­бя при­ча­ст­ным к иной, изы­с­кан­ной жиз­ни из­бран­ных. По­па­дёшь сю­да од­наж­ды и обя­за­тель­но за­хо­чешь ещё раз по­се­тить этот Дом.

Бес­ко­неч­но мож­но го­во­рить о ЦДЛ, где все­гда улав­ли­ва­ешь слож­ный за­пах ко­нь­я­ка, чёр­но­го ко­фе и шо­ко­ла­да. А ес­ли к это­му ещё и при­ме­ши­ва­ет­ся лёг­кий за­пах тон­ких жен­ских ду­хов, то ощу­ще­ние пра­зд­ни­ка да­же в са­мые скуч­ные, буд­ние дни ни­ког­да не по­ки­да­ет. Вме­с­те с тем здесь под­сте­ре­га­ет опас­ность влип­нуть в ис­то­рию. Сре­ди бо­ге­мы встре­ча­ют­ся про­во­ка­то­ры, под­сте­ре­га­ю­щие свою жерт­ву, ког­да мень­ше все­го это­го ожи­да­ешь.

Явить­ся в Клуб с кра­си­вой ба­рыш­ней счи­та­ет­ся осо­бым ши­ком, и не­важ­но, та­лант­лив ты или без­да­рен. Не­ко­то­рые на этом сде­ла­ли ка­рь­е­ру.

Во мно­гом ат­мо­сфе­ру Клу­ба фор­ми­ру­ют бо­гем­но­го ви­да да­мы, ра­ди сла­вы по­жерт­во­вав­шие бла­го­по­лу­чи­ем, се­мь­ёй, ка­рь­е­рой… На них ле­жит осо­бый от­пе­ча­ток жерт­вен­но­с­ти.

По­па­да­ют­ся и тва­ри не­су­свет­ные…

Не обой­ти вни­ма­ни­ем не­ко­то­рые га­зе­ты и жур­на­лы, пря­мо или ко­с­вен­но при­ча­ст­ные к жиз­ни ЦДЛ, ко­то­рые здесь же и про­да­ют­ся. Так, га­зе­та «Мос­ков­ский ли­те­ра­тор» ин­те­рес­на лишь не­кро­ло­га­ми. Эт-то что-то с чем-то… Ес­ли че­ло­век без­да­рен – то без­да­рен во всём. Имен­но это при­хо­дит в го­ло­ву, ког­да не­воль­но вспо­ми­на­ешь про Мос­ков­скую пи­са­тель­скую ор­га­ни­за­цию, чи­нов­ные гра­фо­ма­ны ко­то­рой так и не вы­рос­ли из ко­рот­ких шта­ни­шек Ли­тин­сти­ту­та. Мо­жет, они вы­пол­ня­ют ус­та­нов­ку свы­ше: не долж­но быть ни­че­го та­лант­ли­во­го? Но да­же ес­ли они вдруг и за­хо­тят что-то сде­лать, ни­че­го вы­да­ю­ще­го­ся не вы­да­дут. Без­дар­ность их удел. Про­сто за­му­чи­ли сти­ха­ми-оли­го­фре­на­ми… Всё, что вы­хо­дит из-под их ржа­вых пе­рь­ев – тут же то­нет в Ле­те; прав­да, не­кро­ло­ги в «МЛ» плав­но пе­ре­тек­ли с пом­пез­ной пер­вой по­ло­сы в гряз­но­ва­то-мут­но­ва­тые дру­гие по­ло­сы, от­да­ю­щие глу­хой про­вин­ци­ей. Кста­ти, гла­вред «МЛ» все­гда гор­до хо­дит весь в чёр­ном, как ди­рек­тор ри­ту­аль­но­го бю­ро, а се­го­дня к его тра­ур­но­му ви­ду и упав­ше­му ли­цу при­ба­ви­лось ещё и по­хо­рон­ное на­ст­ро­е­ние. А-аба-ал­деть…

По­ш­лость жиз­ни лег­ко пе­ре­но­сит­ся в ис­кус­ст­во. В этом смыс­ле вне кон­ку­рен­ции га­зе­та «День ли­те­ра­ту­ры» с её су­пер­ак­тив­ным гла­вре­дом, ко­то­рый глу­по вы­да­ёт чу­жое за своё, на­при­мер, та­кую строч­ку: «Рос­сия – боль­ше, чем стра­на». Пред­ла­гаю его вни­ма­нию про­дол­же­ние дан­ной мыс­ли, име­ю­щей­ся у обо­кра­ден­но­го им ав­то­ра: «Рос­сия не стра­на – пла­не­та». Кста­ти, га­зе­та «За­в­т­ра» в со­дру­же­ст­ве с «ДЛ», бо­лея ги­ган­то­ма­ни­ей, се­го­дня с ма­ни­а­каль­ным упор­ст­вом пя­той ко­лон­ны из но­ме­ра в но­мер зу­дит о не­ком пре­крас­но­душ­но-пу­с­то­по­рож­нем про­ек­те пя­той Им­пе­рии, при этом за­кры­ва­ет гла­за на мер­зу­ху, тво­ря­щу­ю­ся у неё под но­сом, в Со­ю­зе, так ска­зать, пи­са­те­лей.

За­мше­лый жур­нал «МГ» на­го­ня­ет то­с­ку и ску­ку, ока­ме­нев­ший «НС», не­про­со­лен­ная «М», про­па­щий «МВ», как мо­гиль­ные пли­ты над­гро­бий, «НМ», «О». Они про­дол­жа­ют вы­хо­дить, но их сло­во дав­но уже ни­че­го не зна­чит. Жизнь пе­ре­ме­ни­лась, а они нет, и гор­дят­ся этим.

Се­го­дня по­се­ще­ние ЦДЛ по­те­ря­ло бы­лой смысл. Уже не вы­пить по рюм­ке с Куз­не­цо­вым, Пе­ре­дре­е­вым… не мельк­нёт в фойе и зна­ме­ни­тый клуб­ный пи­д­жа­чок Воз­не­сен­ско­го. Да­же не ос­та­лось то­го глу­бо­ко-из­веч­но­го, мрач­но­ва­то-ве­сё­ло­го, а по­рой и юмор­но­го рус­ско-не­рус­ско­го про­ти­во­сто­я­ния… 


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования