Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 01.10.2010

Обмеление божьего существа

 С Юри­ем Бо­ри­со­ви­чем Нор­ш­тей­ном я встре­тил­ась в Зе­лё­ном за­ле ки­но­те­а­т­ра «Ху­до­же­ст­вен­ный», где ор­га­ни­за­торы Тре­ть­е­го Все­рос­сий­ско­го фе­с­ти­ва­ля ав­тор­ско­го ко­рот­ко­ме­т­раж­но­го ки­но «АРТ­ки­но» вру­чи­ли ему приз «За вклад в раз­ви­тие ав­тор­ско­го ки­но».

 

Юрий НОРШТЕЙН
Юрий НОРШТЕЙН

– Юрий Бо­ри­со­вич, вы ра­бо­та­ли над филь­мом «Ши­нель». Ска­жи­те, по­жа­луй­ста, в ка­ком со­сто­я­нии сей­час на­хо­дит­ся этот про­ект? Что ме­ша­ет его осу­ще­ств­ле­нию?

– На этот во­прос я от­ве­чаю уже по­след­ние 25 лет… Что ме­ша­ет? То, что се­го­дня, в от­ли­чие от со­вет­ско­го вре­ме­ни, я ча­с­то вы­нуж­ден ис­кать день­ги. Не­смо­т­ря на то, что я зна­ме­нит, де­нег мне ни­кто не да­ёт. Мне по­мо­га­ли бук­валь­но «штуч­но». На­при­мер, Ро­лан Бы­ков – с по­ме­ще­ни­ем. Сту­дия «Со­юз­мульт­фильм» рух­ну­ла. Вдруг уш­ла ат­мо­сфе­ра твор­че­ст­ва. Все за­жаж­да­ли иметь от­дель­ную ма­лень­кую власть. Уш­ло важ­ное, что це­мен­ти­ро­ва­ло, объ­е­ди­ня­ло лю­дей. А нас во­оду­шев­ля­ли спо­ры, про­ти­во­ре­чия… Мы все бы­ли од­но. Ещё один по­мощ­ник пла­тил день­ги, но не бы­ло сту­дии. Быв­ший пре­зи­дент «Сбер­бан­ка» А.Казь­мин то­же нам по­мо­гал. Хо­тя этих де­нег то­же не хва­та­ло. Муль­ти­пли­ка­ция – до­ро­го­сто­я­щее ис­кус­ст­во, мед­лен­ное, по­дроб­ное.

По­лу­чи­лось так, что со­еди­нить вол­ка, ко­зу и ка­пу­с­ту – это очень труд­но. Но на­хо­ди­лись всё рав­но до­б­рые лю­ди…

Что ка­са­ет­ся филь­ма «Ши­нель», то у ме­ня уже есть смон­ти­ро­ван­ные 20 ми­нут, ко­то­рые я се­го­дня по­ка­жу. Фильм «Ши­нель» – это не про­сто труд­но. Это чрез­вы­чай­но, сверх­труд­но. Я ведь не сни­маю эк­ра­ни­за­цию. И не терп­лю, ког­да чи­таю о се­бе: Нор­ш­тейн эк­ра­ни­зи­ру­ет «Ши­нель»… Я не эк­ра­ни­зи­рую. Это то же са­мое, что ска­зать: Ле­о­нар­до да Вин­чи эк­ра­ни­зи­ру­ет Биб­лию. Каж­дый из ху­дож­ни­ков – тво­рец, и каж­дый де­ла­ет своё. Это раз­ные ми­ры, раз­ное ощу­ще­ние се­бя в этом про­ст­ран­ст­ве, раз­ная фи­ло­со­фия. Взять, к при­ме­ру, Брей­ге­ля. У не­го Хри­с­тос не­сёт крест. Но это сю­жет ма­ло­зна­ча­щий, он от­не­сён к вну­т­рен­не­му со­бы­тию, ко­то­рое яв­ля­ет­ся ча­с­тью бы­тия. На кар­ти­не по­ка­за­на мас­са на­ро­да, для ко­то­рой во­круг мно­го дру­гих со­бы­тий, и ей не до то­го, кто это не­сёт крест, за­чем и по­че­му… И, мо­жет быть, под­ход Брей­ге­ля, – про­из­воль­ный, фи­ло­соф­ский, – на­и­бо­лее мощ­ный сре­ди ху­дож­ни­ков.

Ес­ли го­во­рить о «Ши­не­ли», то, вот, ка­за­лось бы, бе­ри текст Го­го­ля, вслу­ши­вай­ся, вчи­ты­вай­ся, пи­ши. Нет. Это не так. Ведь нет ни­ка­ких ука­за­те­лей, что этот текст на­до де­лать так, а вот тот ку­сок – так раз­ра­ба­ты­вать, по­то­му что, мол, у Го­го­ля там всё на­пи­са­но… Го­голь, ког­да пи­сал, не ду­мал, что кто-ни­будь бу­дет из это­го де­лать пье­су, спек­такль. Он пи­сал ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние в чи­с­том ви­де. А уж как мы это вос­при­мем – де­ло в том, к ка­кой прит­че всё это сво­дит­ся, к ка­кой прит­че я это всё све­ду. Я дол­жен ре­жис­си­ро­вать.

– Ка­кой смысл вы вкла­ды­ва­е­те в по­ня­тие прит­чи? Что она зна­чит в ва­шем твор­че­ст­ве?

– Прит­ча – фор­мо­об­ра­зу­ю­щее по­ня­тие. Ког­да я мо­гу сфор­му­ли­ро­вать что-то в ко­рот­ком от­рыв­ке – это ме­ня сти­му­ли­ру­ет. Это – не «бе­реж­но пе­ре­нёс текст Го­го­ля на эк­ран», как пи­шут кри­ти­ки, – та­ко­го про­сто быть не мо­жет, по­сколь­ку мы пре­бы­ва­ем в сов­сем раз­ных ис­кус­ст­вах: ли­те­ра­ту­ра и ки­но. На эк­ран пе­ре­но­сят­ся не­ко­то­рые об­сто­я­тель­ст­ва. От­кры­тые то­бой хо­ды от­кры­ва­ют что-то та­кое, с чем, мо­жет быть, не бу­дет со­гла­со­ва­но со­зна­ние зри­те­лей, по­то­му что каж­дый чи­та­тель во­об­ра­жа­ет свою кар­ти­ну, но не каж­дый мо­жет на­ри­со­вать её. Бо­лее то­го, её вряд ли мож­но во­об­ще на­ри­со­вать, по­то­му что со­зна­ние – очень зыб­кое изо­б­ра­же­ние. А в ки­но ты обя­зан это всё сде­лать.

Прит­ча – это на­и­бо­лее ко­рот­кий путь к фор­му­ли­ров­ке бу­ду­ще­го ки­но. Но в неё не вхо­дит мгно­вен­ное пред­став­ле­ние бу­ду­ще­го ки­но. Ре­жис­сёр дол­жен су­меть ём­ко рас­ска­зать об об­сто­я­тель­ст­вах или най­ти срав­не­ния. И эти срав­не­ния мо­гут быть свя­за­ны с му­зы­кой, изо­б­ра­зи­тель­ным ис­кус­ст­вом или с еван­гель­ской прит­чей. Ака­кий Ака­ки­е­вич, с од­ной сто­ро­ны, тво­рец, а, с дру­гой сто­ро­ны, су­ще­ст­во ни­чтож­ное, в том смыс­ле, что он аб­со­лют­но не го­тов к об­сто­я­тель­ст­вам жиз­ни.

В сво­ей кни­ге «Снег на тра­ве», в то­ме, по­свя­щён­ном ра­бо­те над «Ши­не­лью» Го­го­ля, у ме­ня есть два эпи­гра­фа. Один из Б.Па­с­ка­ля: «Все те­ла – не­бес­ная твердь, звёз­ды, зем­ля и её цар­ст­во, – не сто­ят са­мо­го ни­чтож­но­го из умов, ибо он зна­ет всё это и са­мо­го се­бя, а те­ла не зна­ют ни­че­го. Но все те­ла, взя­тые вме­с­те, и все умы, взя­тые вме­с­те, и всё, что они со­тво­ри­ли, не сто­ит еди­но­го по­ры­ва ми­ло­сер­дия, это­го яв­ле­ния, не­со­мнен­но бо­лее вы­со­ко­го». Вто­рой из Еван­ге­лия от Мат­фея: «Не со­би­рай се­бе со­кро­вищ на зем­ле, где моль и ржа ис­треб­ля­ют, во­ры от­ка­пы­ва­ют и кра­дут. А со­би­рай се­бе со­кро­ви­ща на не­бе, где ни моль, ни ржа не ис­треб­ля­ют, где во­ры не под­ка­пы­ва­ют и не кра­дут. Ибо где со­кро­ви­ще ва­ше, там бу­дет и серд­це ва­ше».

Я бы хо­тел, что­бы в этом смыс­ле фильм был двой­ст­вен­ным. Два на­прав­ле­ния: с од­ной сто­ро­ны, ми­ло­сер­дие и со­чув­ст­вие, а с дру­гой сто­ро­ны, – по­ка­зать су­ще­ст­во, ко­то­рое из­ме­ни­ло свой путь и по­па­ло в об­сто­я­тель­ст­ва, в ко­то­рых оно не мо­жет су­ще­ст­во­вать, по­сколь­ку не зна­ет, что та­кое жизнь. Ака­кий Ака­ки­е­вич со­би­ра­ет со­кро­ви­ще на зем­ле, и ког­да он те­ря­ет но­вую ши­нель, то для не­го это – ко­нец жиз­ни. В этом смыс­ле к двум эпи­гра­фам риф­му­ет­ся за­ме­ча­тель­ное об­раз­ное ощу­ще­ние от «Ши­не­ли», ко­то­рое вы­ра­зил кри­тик Апол­лон Гри­го­рь­ев, го­во­ря, что в этой по­ве­с­ти по­эт на­чер­тил об­ме­ле­ние бо­жь­е­го су­ще­ст­ва, так что вещь са­мая ни­чтож­ная ста­но­вит­ся пред­ме­том сча­с­тья и са­мо­го унич­то­жа­ю­ще­го го­ря. Луч­ше­го оп­ре­де­ле­ния этой по­ве­с­ти я не чи­тал.

– В чём слож­ность это­го пер­со­на­жа?

– Ака­кий Ака­ки­е­вич – это на­столь­ко зыб­кий пер­со­наж. Он прак­ти­че­с­ки пер­со­наж без дей­ст­вия. Ка­кое его за­ня­тие? Ко­неч­но, его ни­кто не за­ме­тит. Си­дит там, что-то по­ца­ра­пы­ва­ет пё­рыш­ком. Но тут на­чи­на­ет­ся то, что я на­зы­ваю «об­рат­ной пер­спек­ти­вой ки­не­ма­то­гра­фа» – те са­мые по­дроб­но­с­ти, ко­то­рые Го­го­лю бы­ли не нуж­ны, ког­да он опи­сы­вал род за­ня­тий Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча. Про­стой при­мер: ес­ли он опи­сы­ва­ет, как, при­дя до­мой, он са­дил­ся есть, ел без вся­ко­го ап­пе­ти­та, вме­с­те с му­ха­ми и т.д., то, ка­за­лось бы, для муль­ти­пли­ка­то­ра как тут не вос­поль­зо­вать­ся: и му­хи жуж­жат, и од­на вле­та­ет ему в рот, жуж­жит в жи­во­те, вы­ле­та­ет, и всем смеш­но… Всё это мож­но де­лать, но это как раз то, что ме­ня не при­вле­ка­ет. А вот та­кие по­дроб­но­с­ти, о ко­то­рых я чи­таю меж­ду строк, я по­ка­зы­ваю. По­сколь­ку пер­со­наж жи­вёт сво­ей твор­че­с­кой жиз­нью, то он, са­дясь обе­дать, ду­ма­ет, что сей­час всё это бы­с­т­рень­ко по­ест и вер­нёт­ся к твор­че­ст­ву – и вот это са­мый глав­ный мо­мент. Как его сде­лать? И тут на­чи­на­ют­ся те са­мые не­об­хо­ди­мые по­дроб­но­с­ти, без ко­то­рых не­воз­мож­но су­ще­ст­во­ва­ние ге­роя и са­мо­го изо­б­ра­же­ния. Ког­да на­чи­на­ют­ся эти по­дроб­но­с­ти, ког­да они свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом, на­чи­на­ет­ся тон­кая пси­хо­ло­ги­че­с­кая ра­бо­та, и в этот мо­мент ухо­дит аг­рес­сия эк­ра­на.

– Ка­кие труд­но­с­ти воз­ни­ка­ют при съём­ках филь­ма?

– Я ищу та­кие мо­мен­ты, ко­то­рые пе­ре­ве­дут зри­тель­ское вни­ма­ние на бо­лее тон­кую сфе­ру, что­бы тот ото­рвал­ся от дав­ле­ния изо­б­ра­же­ния. В этом все слож­но­с­ти. На­при­мер, нуж­но снять до­ро­гу. Ка­за­лось бы, ну что её сни­мать. Но на­до сде­лать ощу­ще­ние до­ро­ги как не­объ­ят­но­го оке­ан­ско­го про­ст­ран­ст­ва…

Зри­те­ли жаж­дут прав­до­по­до­бия. И его мож­но сде­лать без пре­сло­ву­то­го 3D. Это слиш­ком на­ту­раль­но. На эф­фек­те, ко­то­рый это да­ёт, да­ле­ко не уе­дешь. Ни­че­го, кро­ме фи­зи­о­ло­ги­че­с­ко­го ощу­ще­ния, это не да­ёт. Это боль­ше ат­трак­ци­он: всё ле­та­ет, всё про­но­сит­ся ми­мо… А я – кон­сер­ва­тор. Я про­сто смо­т­рю бо­лее вни­ма­тель­но на то, что про­ис­хо­ди­ло в ис­то­рии ис­кус­ст­ва. По­то­му что се­го­дня нет эс­те­ти­ки. Нет че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы все­рьёз за­ни­мал­ся эс­те­ти­кой и эс­те­ти­кой ки­не­ма­то­гра­фа. При этом важ­но учи­ты­вать то об­сто­я­тель­ст­во: ес­ли кто-то пе­ре­жи­вал что-то в жиз­ни, то он бу­дет пе­ре­жи­вать это и в ис­кус­ст­ве. А ес­ли не пе­ре­жи­вал в жиз­ни, то не бу­дет пе­ре­жи­вать в ис­кус­ст­ве. И ког­да он встре­тит­ся с пе­ре­жи­ва­ни­ем, для не­го это бу­дет ка­та­ст­ро­фа. Мы все жи­вём, на­хо­дим­ся так или ина­че в си­ту­а­ции пе­ре­жи­ва­ния, и это дви­га­ет жизнь. По­ло­жи­тель­ный мо­мент для че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни – смерть. И тог­да по­яв­ля­ют­ся ис­кус­ст­ва, ки­не­ма­то­граф.

Ког­да со­при­ка­са­ешь­ся с та­ким ве­ли­ким тек­с­том, как «Ши­нель», не­воль­но про­чи­ты­ва­ешь и дру­гие тек­с­ты Го­го­ля, и вдруг по­ни­ма­ешь, что рит­мы, за­ло­жен­ные в нём, уже со­дер­жат­ся в по­ве­с­ти «Со­ро­чин­ская яр­мар­ка». Это ко­с­ми­че­с­кое оди­но­че­ст­во. Так, в фи­на­ле «Со­ро­чин­ской яр­мар­ки» опи­са­на свадь­ба, всё пля­шет и сме­ёт­ся, а для ста­ру­хи это всё по­сте­пен­но ухо­дит всё даль­ше и даль­ше, по­ка она ос­та­ёт­ся со­вер­шен­но од­на...

Или, на­при­мер, нуж­но сде­лать про­ст­ран­ст­во. В «Ши­не­ли» есть кадр – чи­нов­ни­ки идут по ули­це. За счёт плот­но­го рас­по­ло­же­ния яру­сов со­зда­ёт­ся глу­би­на. Это сра­зу да­ёт дру­гое ощу­ще­ние го­ро­да, сля­ко­ти и па­да­ю­ще­го мо­к­ро­го сне­га, дви­же­ния за­ля­пан­но­го тро­ту­а­ра в сле­дах от са­пог. Я дол­жен дать ощу­ще­ние, буд­то я сам по­гру­жён в эту сре­ду.

Там всё про­ни­за­но не­у­клон­ным раз­ви­ти­ем дей­ст­вия. Дей­ст­вие – это не толь­ко фи­зи­че­с­кое дви­же­ние, ани­ма­ци­он­ная иг­ра, но со­сто­я­ние ки­но­ка­д­ра, всё ощу­ще­ние его. Ведь у Го­го­ля мы ви­дим со­вер­шен­ный сюр­ре­а­лизм. На­при­мер, как он рас­по­ря­дил­ся пла­с­ти­кой в сло­ве – это же аб­со­лют­ное чу­до: «чут­кое ли ухо дро­жит в каж­дой ва­шей жил­ке», или «гре­мит и ста­но­вит­ся ве­т­ром ра­зо­рван­ный на ку­с­ки воз­дух». Я этим пи­та­юсь. Я всё вре­мя от­кры­ваю Го­го­ля – и мне от­кры­ва­ет­ся мир, ко­то­рый стран­ным об­ра­зом ма­ло ко­му от­кры­ва­ет­ся, ес­ли не чи­тать вни­ма­тель­но. Жи­во­пись ста­ла от­кры­вать в муль­ти­пли­ка­ции то, что скры­то от ме­ня и от неё…

– Сколь­ко вам нуж­но вре­ме­ни, что­бы за­вер­шить ра­бо­ту над филь­мом?

– Хо­тя бы пол­го­да, что­бы ме­ня ни­кто не тро­гал, и я не за­ни­мал­ся ни­чем дру­гим, кро­ме съём­ки «Ши­не­ли».


Беседу вела Ирина ЛОГВИНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования