Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 08.10.2010

УЖАСАЮТ МАСШТАБЫ ПРОДАЖНОСТИ

Олег ПАВЛОВ
Олег ПАВЛОВ

 – Был ли в ва­шей жиз­ни мо­мент, ког­да вы по­ня­ли, что бу­де­те пи­са­те­лем?

– Я ка­ким-то та­ким ро­дил­ся… Cамое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­ди­ло то, что чи­та­ли вслух, то есть сказ­ки. По­мню, са­мое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли по­че­му-то чу­кот­ские, то есть до сих пор по­мню. Так что впе­чат­ли­тель­ность… Сколь­ко по­мню се­бя – пы­тал­ся пи­сать. В се­мье от­но­си­лись к это­му по­че­му-то все­рьёз. Баб­ка хра­ни­ла и бе­рег­ла мои ка­ра­ку­ли. И мне ни­кто не ска­зал, что это пло­хо или глу­по или, хо­тя бы, что ещё ма­лень­кий. И отец, и ма­ма… В об­щем, это бы­ло да­же что-то вну­шён­ное с дет­ст­ва, имен­но это – же­ла­ние пи­сать. Даль­ше был опыт чте­ния – от под­ро­ст­ка и до юно­ши. Я чи­тал за­по­ем, по­лю­бил ли­те­ра­ту­ру как та­ко­вую. Глав­ные впе­чат­ле­ния тог­да: До­сто­ев­ский, Ан­д­ре­ев, Ма­я­ков­ский, Пла­то­нов. Я ве­рю в пе­ре­се­ле­ние душ. Но не­сколь­ко в ином смыс­ле: что До­сто­ев­ский мо­жет в те­бя все­лить­ся и сде­лать­ся ча­с­тью тво­ей ду­ши… До­сто­ев­ский не был мо­им учи­те­лем или ку­ми­ром – но пе­ре­се­лил­ся в мою ду­шу из «Бед­ных лю­дей» и «Уни­жен­ных и ос­кор­б­лён­ных». Так же и Пла­то­нов. По­том мой соб­ст­вен­ный жиз­нен­ный опыт за­ста­вил пи­сать… По­том я по­лу­чил по­свя­ще­ние от на­сто­я­щих пи­са­те­лей – Ас­та­фь­е­ва, Вла­ди­мо­ва… По­том я осо­знал, что толь­ко это мо­гу. А ког­да спра­ши­ва­ют, по­че­му я пи­шу так, а не ина­че, то я от­ве­чаю во­про­сом на во­прос: а по­че­му я про­жил то, что про­жил, и ви­дел то, что ви­дел? То есть бы­ло всё – но ес­ли ты из­бран на этот путь свы­ше, то это не твор­че­ст­во как та­ко­вое, а вся твоя жизнь. Дол­жен уви­деть, пе­ре­жить, по­нять – и на­пи­сать. Ког­да это по­ни­ма­ешь и при­ни­ма­ешь та­кую судь­бу – ты пи­са­тель.

– «Па­мять, ис­сле­до­ва­ние, во­об­ра­же­ние»: ко­то­рая из этих ча­с­тей пре­об­ла­да­ет в ва­шем твор­че­ст­ве? Ко­то­рая из них име­ет боль­ше ве­са в ва­шем но­вом ро­ма­не «Аси­с­то­лия»?

– Всё ожи­ва­ет имен­но в во­об­ра­же­нии. Я ча­с­то го­во­рю, что де­люсь с ге­ро­я­ми толь­ко сво­и­ми жиз­нен­ны­ми впе­чат­ле­ни­я­ми. Это прав­да. Они все­гда мои – но это не я сам. То, что про­из­ве­ло на ме­ня впе­чат­ле­ние, долж­но быть уже в про­зе мно­го­крат­но уси­ле­но и до­стичь на­и­выс­шей воз­мож­ной точ­ки, так вот пре­об­ра­зив­шись. Но я бы мог ска­зать, что по­мню это, как мо­гу ска­зать: при­ду­мал, со­чи­нил. Я не ви­жу, ес­ли че­ст­но, раз­ни­цы для се­бя в этом ни­ка­кой. Я всё рав­но это пе­ре­жил… По­лу­ча­ет­ся так. Глав­ное – пе­ре­жи­ва­ние.

– Как у вас воз­ник­ла идея ро­ма­на? От­ку­да при­шло на­зва­ние? Ге­рой «Аси­с­то­лии» – ваш ро­вес­ник. Ав­то­био­гра­фи­чен ли ро­ман в ка­кой-то сте­пе­ни?

– Мно­го мо­ло­дых муж­чин в Рос­сии по­гиб­ло за эти го­ды. Это эпи­де­мия – не до­жив да­же до со­ро­ка лет. У ме­ня по­гиб друг. Но до это­го по­гиб ещё один друг… По­сле это­го в ме­ня все­лил­ся страх смер­ти… Есть та­кая бо­лезнь… По­это­му та­кой ге­рой, по­это­му, в об­щем, и та­кое на­зва­ние – муж­чи­ны в этом воз­ра­с­те уми­ра­ют в Рос­сии имен­но от серд­ца. Всё ос­таль­ное ста­ло воз­ни­кать как-то са­мо со­бой, но по­то­му что я ре­шил со­зна­тель­но, что на­пи­шу с пре­дель­ной сво­бо­дой – так сво­бод­но, как толь­ко мо­гу, и по фор­ме, и по со­дер­жа­нию. Но кто се­бя так изу­чил и по­ни­ма­ет, что­бы о се­бе же са­мом пи­сать? Это ка­жет­ся, что на­пи­сать ав­то­пор­т­рет очень про­сто. Но в ли­те­ра­ту­ре это поч­ти не­воз­мож­но. Имен­но по­это­му пи­са­тель все­гда опи­сы­ва­ет свой опыт как чу­жой – ну а чу­жой, тог­да уж, как свой. Как ни смеш­но, ско­рее всё там бли­же к жиз­ни Льва Тол­сто­го, на­вер­ное. Вот уж чья се­мей­ная жизнь бы­ла на­столь­ко же «объ­ек­тив­но ужас­ной». Кста­ти, и ужас пе­ред смер­тью он пе­ре­жил где-то в эти го­ды, и так же бо­лез­нен­но… Впро­чем, как и Фел­ли­ни, на­при­мер. Это пе­ре­жи­ли и пе­ре­жи­ва­ют очень мно­гие, но имен­но твор­че­с­кие лю­ди. Это пла­та, то есть я хо­чу ска­зать, что смерть нель­зя ни опи­сы­вать, ни по­ка­зы­вать без­на­ка­зан­но – а на­ка­за­ние та­кое. Те­бя тог­да уж за­ста­вят в этот ужас по­гру­зить­ся и его пе­ре­жить. Но я не ска­жу точ­но, пи­сал ли я этот ро­ман, что­бы вы­жить, или вы­жил, по­то­му что на­пи­сал его… Во­об­ще че­ло­век – это бо­лезнь. Но моя бо­лезнь, с ко­то­рой жи­ву – это ди­а­бет. Ког­да на­пи­шу о жиз­ни ди­а­бе­ти­ка – на­пи­шу о се­бе.

– «Аси­с­то­лия» про­ни­за­на тра­ге­дий­ным вос­при­я­ти­ем жиз­ни. Как вы ду­ма­е­те – жи­ли б ва­ши ге­рои в дру­гое вре­мя и/или в дру­гой стра­не, бы­ли бы они сча­ст­ли­вее?

– Рок – это дру­гое. Это от­сут­ст­вие вы­бо­ра. Но жизнь тра­гич­на… Мы рож­да­ем­ся, не имея вы­бо­ра, для стра­да­ний. Я бы не взял­ся убеж­дать в этом ре­бён­ка, ко­то­рый ког­да-то всё по­чув­ст­ву­ет сам, но взрос­лые лю­ди за­чем же ли­це­ме­рят или на­столь­ко без­душ­ны? Пер­вая же ут­ра­та при­но­сит это чув­ст­во, и её ни­что не за­ле­чит. Мне все­го со­рок лет. Но я уже по­те­рял столь­ко лю­би­мых лю­дей, что мог бы сой­ти с ума, ес­ли бы не за­ста­вил се­бя хоть как-то сми­рить­ся c этим.... В об­щем, тра­гич­на лю­бовь че­ло­ве­че­с­кая. Стра­да­ешь, ес­ли лю­бишь. Я лю­бил и люб­лю всех этих лю­дей. Лю­бовь да­ри­ла сча­с­тье, ра­дость. Но ког­да их не ста­ло, она же при­но­сит мне стра­да­ния. И в ми­ре, где есть смерть, все­гда бу­дет так.

– Ваш ро­ман весь­ма ре­а­ли­с­ти­чен, без фан­та­с­ти­че­с­ких за­ви­х­ре­ний. Но всё же мне ка­за­лось во вре­мя чте­ния, что в «Аси­с­то­лии» мель­ка­ет до­сто­ев­щи­на. Пи­са­ли ли вы «с ог­ляд­кой» на До­сто­ев­ско­го?

– Нет, я не ог­ля­ды­ва­юсь на До­сто­ев­ско­го в та­ком смыс­ле. До­сто­ев­щи­ной у нас обыч­но на­зы­ва­ют пси­хо­ло­гизм, но это не­ле­по, по­то­му что не мень­ше пси­хо­ло­гиз­ма в Тол­стом, в Че­хо­ве, да и дра­ма­тиз­ма. Я рус­ский пи­са­тель – ну, воз­мож­но, очень рус­ский. То есть мы не зна­ем ни в чём чув­ст­ва ме­ры, оно нам во­об­ще пре­тит. Но от­сю­да, ска­жем, та­кая глу­би­на и рез­кость рус­ской ли­те­ра­ту­ры в изо­б­ра­же­нии че­ло­ве­че­с­ких стра­с­тей.

– Из­ве­ст­но, что вы ве­ру­ю­щий че­ло­век. Как со­че­та­ет­ся ве­ра и тот ужас каж­до­днев­ной жиз­ни, ко­то­рый вы так ос­т­ро опи­сы­ва­е­те в «Аси­с­то­лии» (и не толь­ко в ней)?

– Са­мое страш­ное – са­мое прав­ди­вое. Но страш­но, по­то­му что это прав­да. Прав­да че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний – она та­кая, все­гда страш­ная. И я счи­таю, что всё в жиз­ни тре­бу­ет му­же­ст­ва это по­нять и с этим жить. В ро­ма­не нет ни­че­го ужас­но­го – ска­жем, филь­мы Берг­ма­на на се­мей­ные те­мы, они страш­ней. По­сле Берг­ма­на на­звать что-то та­кое «ужа­сом»? Тог­да что та­кое его «Осен­няя со­на­та» или «Кри­ки»? Для ме­ня это толь­ко жизнь – и ни­че­го кро­ме жиз­ни, но по­ка­зан­ная в са­мом дра­ма­ти­че­с­ком сво­ём вы­ра­же­нии, ска­жем так, мо­мен­те…. А что он по­ка­зал, Берг­ман? Вро­де бы ча­ст­ную жизнь лю­дей… Имен­но его кар­ти­ны для ме­ня бы­ли точ­кой от­счё­та, я с ни­ми све­рял­ся. Но в ка­ком смыс­ле? Мне чуж­до его не­при­ятие жен­щи­ны и са­мой этой жиз­ни, се­мей­ной. Да, по­то­му что я ве­ру­ю­щий че­ло­век. Но сам та­кой во­прос не­пра­виль­ный… Не­пра­виль­но это ут­верж­де­ние без­дум­ное: ве­ру­ю­щий. Во что ты ве­ришь? Вот во­прос для каж­до­го – и об­ра­щён­ный от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку…. Это же во­прос о смыс­ле жиз­ни и о том, что же в кон­це кон­цов ста­но­вит­ся са­мой жиз­нью… Лю­бовь в мо­ём по­ни­ма­нии – это выс­шее про­яв­ле­ние ве­ры. Тот, кто не уме­ет лю­бить, не мо­жет дать на­деж­ды дру­го­му. И я пи­сал ро­ман о люб­ви – о том, как спа­са­ют­ся лю­бо­вью. И даю та­кую на­деж­ду. Спа­са­ют­ся имен­но двое: муж­чи­на и жен­щи­на. Это убеж­де­ние я вы­нес из соб­ст­вен­ной жиз­ни, для ме­ня в этом и смысл её, в мо­ей се­мье – а боль­ше ни в чём.

– Ро­ман за­тра­ги­ва­ет 70–80-е, опи­сы­ва­ет страш­ные де­вя­но­с­тые и всё ещё бес­по­кой­ное пер­вое де­ся­ти­ле­тие двух­ты­сяч­ных в Рос­сии. Ка­ким вам ви­дит­ся бу­ду­щее стра­ны?

– У ме­ня дочь – мне за неё страш­но. То, что мы пе­ре­жи­ли – это ни­что в срав­не­нии с тем, что пе­ре­жи­вут по­сле нас они. Стра­на дав­но плы­вёт, как бро­шен­ный ко­рабль. Я не ве­рю ни в ка­кой со­ци­аль­ный оп­ти­мизм га­зет­ных бол­ту­нов, вдо­ба­вок кем-то под­куп­лен­ных. Кто ре­аль­но уп­рав­ля­ет стра­ной и по­лу­ча­ет под­лин­ную ин­фор­ма­цию о её со­сто­я­нии – их де­ти уже не здесь. Это обо всём и го­во­рит: они бе­гут, по­то­му что мы то­нем… Со­сто­я­ние лю­дей, имен­но лю­дей ужас­но. Да, есть нефть, газ… Но та­кое оди­ча­ние – я не знаю, как это мож­но вер­нуть хоть ку­да-то на­зад, ког­да бы­ла хоть ка­кая-то мо­раль. Всё про­да­ёт­ся и всё по­ку­па­ет­ся. Ужа­са­ет эта про­даж­ность, её мас­шта­бы. Но­вое по­ко­ле­ние мы по­те­ря­ли, по-мо­е­му: они за­пу­га­ны, они ус­во­и­ли все эти нра­вы, по­ряд­ки, по­ня­тия. Лю­дей, по­ла­га­ю­щих ос­но­вой сво­ей жиз­ни со­ст­ра­да­ние, бес­ко­ры­с­тие, так ма­ло, что они вы­гля­дят су­мас­шед­ши­ми. Рос­сию раз­вра­ти­ли, как не раз­вра­ще­на ни Ев­ро­па, ни Аме­ри­ка. Я не за­пад­ник по сво­им взгля­дам, но лю­ди, ко­то­рые уви­де­ли, как мож­но жить там, хоть что-то всё-та­ки по­ня­ли. На­ша ди­кость в на­шей бед­но­с­ти, а бед­ность на­ша – в на­шей про­даж­но­с­ти. Как этот круг ра­зо­рвать, я не знаю. Но на­до хо­тя бы при­знать, что это мы сде­ла­ли жизнь для на­ших де­тей та­кой – и что мы всё же не хо­тим, что­бы она та­кой ос­та­лась… Ну, ес­ли не пла­ни­ру­ем бе­жать, всё бро­сив, с то­ну­ще­го ко­раб­ля. Я по­ни­маю лю­дей, ко­то­рые бе­жа­ли – они бы­ли преж­де все­го на­пу­га­ны. Но Бог дал нам, рус­ским, толь­ко Рос­сию, ку­да мы все-то убе­жим – не­ку­да. Спа­с­тись как мож­но? Ве­рой толь­ко…. Она у нас есть – на­ша ве­ра. Но я не по­ни­маю, ког­да кри­чат: Рос­сия гиб­нет, Рос­сию на­до спа­сать… Да не Рос­сию спа­сай­те – а се­бя же, сво­их де­тей и ду­ши свои. Cиг­нал бед­ст­вия, он та­кой: спа­си­те на­ши ду­ши.


Беседу вела Марина БЕРГМАНН
Фото Михаила ЕВСТАФЬЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования