Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 08.10.2010

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 Ли­дия Скря­би­на о бес­по­лез­но­с­ти ме­с­ти

 

Ли­дия Скря­би­на – пи­са­тель, жур­на­лист и по­пу­ляр­ный бло­гер.

Её но­вая кни­га – о ме­с­ти, о люб­ви, о Кав­ка­зе.

Ро­ман пред­ва­ря­ют ком­пли­мен­тар­ные вы­ска­зы­ва­ния пи­са­те­лей Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на и Ми­ха­и­ла Вел­ле­ра.

Ма­ка­нин, сам пи­шу­щий о Кав­ка­зе, го­во­рит:

«Её пе­ро зна­ет глав­ное: жизнь гла­за­ми жен­щи­ны – это са­мо по се­бе пре­крас­но. Ав­тор не оп­рав­ды­ва­ет муж­чин, но и не уте­ша­ет. Но та­ко­ва ма­гия её про­зы. Та­ко­во воз­дей­ст­вие на чи­та­те­ля. Имен­но этот её уди­ви­тель­ный мяг­кий взгляд мо­жет стать и оп­рав­да­ни­ем, и уте­ше­ни­ем для це­лой ве­ре­ни­цы муж­чин с не­спо­кой­ным, уны­лым серд­цем».

Эта кни­га ин­те­рес­на сво­им ис­то­ри­че­с­ким из­ме­ре­ни­ем. Важ­ней­шая сю­жет­ная ли­ния свя­за­на с со­бы­ти­я­ми на Кав­ка­зе пе­ри­о­да ус­та­нов­ле­ния там со­вет­ской вла­с­ти. Ре­во­лю­ци­он­ная сти­хия и тра­ди­ци­он­ный ук­лад, столк­но­ве­ние двух воль­ниц, за­губ­лен­ные судь­бы, се­мей­ные тра­ге­дии.

Во­об­ще же, «Днев­ник её со­гля­да­тая» – кни­га о дне се­го­дняш­нем, о на­шей со­вре­мен­ни­це, сту­дент­ке ист­фа­ка. Од­на­ко жизнь её пе­ре­ме­ша­на с фраг­мен­та­ми жиз­ни дав­ней свер­ст­ни­цы вре­мён граж­дан­ской вой­ны.

Итак, это кни­га о ме­с­ти. О за­гад­ке ме­с­ти, о та­ин­ст­ве ме­с­ти, о сла­до­сти ме­с­ти, о по­ш­ло­с­ти и бес­смыс­ли­це ме­с­ти. О том, что месть – обо­юдо­ос­т­рое ору­жие. Ведь да­же са­мое спра­вед­ли­вое и пра­вед­ное от­мще­ние при­но­сит го­ре, и од­но на­си­лие по­рож­да­ет сле­ду­ю­щее. Про­пис­ные ис­ти­ны, но зри­мо по­ка­зан­ные на фо­не слож­ной и за­пу­тан­ной кав­каз­ской дра­мы – где под уда­ром ока­зы­ва­лись че­ло­век, се­мья, це­лый на­род. Од­ни счи­та­ют месть свя­щен­ной, дру­гие склон­ны к хри­с­ти­ан­ско­му все­про­ще­нию, но тре­во­жит и ра­ду­ет лю­дей од­но и то же. И эта че­ло­ве­че­с­кая общ­ность под­ска­зы­ва­ет про­стые ре­цеп­ты, один из ко­то­рых всё рав­но «все­про­ще­ние». По­то­му что во вре­мя сму­ты все му­ча­ют всех и все сви­ре­пы.

«Вдруг ча­са в два за го­ро­дом по­слы­ша­лась во­ен­ная ка­но­на­да, раз­ры­вы бомб, пу­ле­мёт­ная строч­ка… Бой на­чал­ся сра­зу. Рва­ну­ло в не­сколь­ких ме­с­тах. За­кри­ча­ла ско­ти­на, за­виз­жа­ли со­ба­ки. Всех ос­тав­ших­ся в жи­вых ста­нич­ни­ков вы­во­лок­ли на ули­цу и по­гна­ли вме­с­те со ско­том в го­ры…»

Это от­ры­вок из днев­ни­ка од­ной из ге­ро­инь ро­ма­на – де­вуш­ки Ан­то­ни­ны из за­жи­точ­ной ка­за­чь­ей се­мьи. Соб­ст­вен­но, днев­ник и есть со­гля­да­тай в кни­ге. Он сле­дит за про­дол­же­ни­ем в на­шем вре­ме­ни страш­ных не­ис­чер­па­е­мых сю­же­тов.

На­сколь­ко мне из­ве­ст­но, ро­ман по­ст­ро­ен на ре­аль­ном днев­ни­ке, за­ме­шан на изы­с­ка­ни­ях из ар­хи­вов, что до­бав­ля­ет кни­ге осо­бен­ную цен­ность.

Лич­но мне про­шлое в ро­ма­не по­ка­за­лось жи­вее, хоть и бо­лез­нен­нее на­сто­я­ще­го. Со­вре­мен­ная кол­ли­зия про­пи­са­на хо­ро­шо и изящ­но (чер­кес-мил­ли­о­нер ре­шил ото­мстить сво­ей лю­бов­ни­це, и тут как тут ока­за­лась ба­ло­ван­ная свет­ская ба­рыш­ня). Но про­шлое об­жи­га­ет. Жё­ст­кая яс­ная фак­ту­ра. Не­при­кры­тая прав­да о Кав­ка­зе на­ча­ла двад­ца­то­го ве­ка. Прав­да, ак­ту­аль­ная и в на­ча­ле ве­ка двад­цать пер­во­го.

 

Ли­дия Скря­би­на. Днев­ник её со­гля­да­тая. – М.: Аст-Ас­т­рель, 2010.


 

Ана­с­та­сия Ер­ма­ко­ва ищет и на­хо­дит точ­ку ра­до­с­ти

 

«Точ­ка ра­до­с­ти» – это жен­ская про­за. В том смыс­ле жен­ская, что чув­ст­вен­ная. И в том смыс­ле, что на­пи­са­на от пер­во­го ли­ца, от име­ни жен­щи­ны. Жен­щи­на эта неж­ная, гру­с­тя­щая, то­с­ку­ю­щая, ра­до­ст­ная.

В кни­гу Ана­с­та­сии Ер­ма­ко­вой во­шли три по­ве­с­ти и де­ся­ток рас­ска­зов. Все они объ­е­ди­не­ны ге­ро­и­ней: у неё не­ус­т­ро­ен­ная лич­ная жизнь и серд­це, ищу­щее люб­ви. Вот она ждёт ре­бён­ка от бро­сив­ше­го му­жа, а вот уже в дру­гом тек­с­те ре­бё­нок у ба­буш­ки, а ге­ро­и­ня встре­ча­ет­ся с муж­чи­на­ми, так и не на­хо­дя един­ст­вен­но­го. Здесь раз­ные ге­ро­и­ни, у них раз­ные име­на и раз­ные об­сто­я­тель­ст­ва, но всё же это один и тот же жен­ский тип, тре­пет­ный и го­ря­чий. И пу­с­кай то и де­ло зву­чит цве­та­ев­ское «Мой ми­лый, что те­бе я сде­ла­ла?», эта про­за не ос­тав­ля­ет впе­чат­ле­ния от­ча­я­ния и без­на­дё­ги.

На­обо­рот, вез­де, по­доб­но па­у­ти­не под солн­цем ба­бь­е­го ле­та, ис­крит­ся лёг­кое, не­ве­со­мое и зо­ло­ти­с­тое сча­с­тье. Гру­ст­ное и сов­сем не­проч­ное, но сча­с­тье. Жан-Поль Сартр в од­ном из сво­их ро­ма­нов пи­сал, что иде­аль­ное су­ще­ст­во­ва­ние долж­но со­сто­ять из как мож­но боль­ше­го чис­ла «со­вер­шен­ных мгно­ве­ний». «По­хо­же, это бы­ла очень жен­ская мысль», – по­ду­мал я, чи­тая «Точ­ку ра­до­с­ти» Ер­ма­ко­вой.

«Точ­ка ра­до­с­ти – осо­бое ду­шев­ное со­сто­я­ние, ког­да те­бе хо­ро­шо, ког­да лю­бишь всё на све­те: че­ло­ве­ка, с ко­то­рым раз­го­ва­ри­ва­ешь, ска­мей­ку, на ко­то­рой си­дишь, об­ла­ка, де­ре­вья… Труд­нее все­го сде­лать так, что­бы это со­сто­я­ние теп­ли­лось как мож­но доль­ше. При­чём не­об­хо­ди­мо вы­звать его в се­бе имен­но в на­сто­я­щем, а не в про­шлом. Вы ведь на­вер­ня­ка за­ме­ча­ли, что про­шлое ка­жет­ся нам все­гда чуть-чуть луч­ше, чем бы­ло на са­мом де­ле?.. Так вот – эта са­мая точ­ка ра­до­с­ти мо­жет вне­зап­но от­крыть­ся в са­мых обы­ден­ных ве­щах: во вре­мя про­гул­ки, еды, да­же во сне…»

Я же греш­ным де­лом, про­чи­тав по­на­ча­лу на­зва­ние «Точ­ка ра­до­с­ти», ре­шил, что речь пой­дёт о чём-то те­ле­сном и эро­тич­ном, впро­чем, в кни­ге, дей­ст­ви­тель­но, есть от­кро­вен­ные и да­же фи­зи­о­ло­гич­ные мо­мен­ты. Но по­че­му-то и эти эпи­зо­ды чи­та­ют­ся, как лёг­кие сти­хи. Ин­то­на­ция до­ве­рия к ми­ру де­ла­ет про­зу чи­с­той и по­этич­ной. Но глав­ное – язык. Хо­ро­ший и яс­ный. Пра­виль­ный и пра­вед­ный. Вот, на­при­мер, при­клю­че­ния на­шей со­оте­че­ст­вен­ни­цы в Стам­бу­ле, сна­ча­ла она от­да­ёт­ся про­дав­цу в тём­ной под­соб­ке, по­том в но­ме­ре од­но­го тур­ка сме­нил дру­гой:

«Она при­жи­ма­лась к не­му, за­ды­ха­лась, про­ва­ли­ва­лась в тем­но­ту, сно­ва вы­плы­ва­ла из неё и сно­ва про­ва­ли­ва­лась. Ли­ца его она не по­мни­ла. По­том он ушёл, а она ле­жа­ла без сна до рас­све­та, опу­с­то­шён­ная, лёг­кая, поч­ти не чув­ст­вуя сво­е­го те­ла, и смо­т­ре­ла в ок­но на ро­зо­ве­ю­щий под мо­ло­дым солн­цем ку­пол ме­че­ти. Рас­свет­ный мир ка­зал­ся ей све­жим и про­хлад­ным, как влаж­ная, толь­ко что на­не­сён­ная на бу­ма­гу ак­ва­рель. От­ку­да-то до­нёс­ся при­тор­ный за­пах хал­вы и горь­ко­ва­тый – ко­фе, в ко­ри­до­ре убор­щи­ца вклю­чи­ла пы­ле­сос».

Про­за Ана­с­та­сии Ер­ма­ко­вой – это про­за меж­ду мо­лель­ней и бу­ду­а­ром, меж­ду воз­вы­шен­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми и гру­бой стра­с­тью. Лич­но мне чи­тать бы­ло ин­те­рес­но и при­ят­но – и не толь­ко по­то­му, что на­пи­са­но хо­ро­шим язы­ком, но и по­то­му что ка­кой муж­чи­на не лю­бит жен­ских от­кро­ве­ний…

 

Анастасия Ермакова. Точка радости. – М.: «Молодая гвардия», 2010.


 

Ан­д­рей Би­нев пи­шет о по­ли­ти­че­с­кой ры­бе

 

Эта кни­га – смесь фе­ль­е­то­на и трил­ле­ра. На­пи­са­на о фан­та­с­ти­че­с­ких со­бы­ти­ях вре­мён пе­ре­ст­рой­ки. Ав­тор – жур­на­лист, ра­бо­тал за гра­ни­цей, сей­час он обо­зре­ва­тель на ра­дио, пи­шет ки­но­сце­на­рии и про­зу.

Фа­бу­ла ро­ма­на Ан­д­рея Би­не­ва во­ис­ти­ну го­ло­во­кру­жи­тель­на. Ви­зит Гор­ба­чё­ва в Па­риж прак­ти­че­с­ки со­рван. По­езд­ку со­вет­ско­го ли­де­ра за­тме­ва­ет шу­ми­ха во фран­цуз­ской прес­се на дру­гую те­му. Те­ма эта – ог­ром­ная си­бир­ская ры­ба, ког­да-то по­да­рен­ная на­шим пра­ви­тель­ст­вом пре­зи­ден­ту де Гол­лю. Что за ры­би­на? Да и ры­би­на ли? Во­круг тре­вож­ных во­про­сов раз­во­ра­чи­ва­ют­ся стре­ми­тель­ные со­бы­тия в ро­ма­не.

Итак, не­ког­да де Голль по­жа­ло­вал на Бай­ко­нур. Там раз­вер­ну­лась кон­ку­рен­ция, кто вы­ло­вит для ге­не­ра­ла осе­т­ра, по­хо­же­го на ра­ке­ту «Вос­ток». В ито­ге по­да­ри­ли ги­гант­скую ры­би­ну жи­вь­ём. А аме­ри­кан­ские спец­служ­бы за­су­е­ти­лись, про­зре­вая в этом да­ре скры­тые смыс­лы.

У Би­не­ва хоть и ви­ти­е­ва­тый, за­то ве­сё­лый язык, и охо­ту на ры­бу опи­сы­ва­ет он столь стра­ст­но, что так и хо­чет­ся от­ве­дать уши­цы. Ну вот, по­жа­луй­ста, про­стор­ная ци­та­та.

«Шторм зрел глу­бо­ко под по­верх­но­с­тью во­ды, хо­тя сто­рон­ний на­блю­да­тель, не об­ла­дав­ший ни зна­ни­ем, ни опы­том, ни раз­ве­ды­ва­тель­ной ин­фор­ма­ци­ей, не за­ме­тил бы и не­зна­чи­тель­ной ря­би. От­то­го ещё бо­лее не­о­жи­дан­ным яв­ле­ни­ем ста­ла вы­рвав­ша­я­ся квер­ху не­у­ём­ная энер­гия пер­вен­ст­ва, гос­те­при­им­ст­ва и го­су­дар­ст­вен­ной це­ле­со­об­раз­но­с­ти. Из од­ной из пой­ман­ных рыб всё же сва­ри­ли не то боль­ше тон­ны ухи, не то её раз­де­ла­ли на стра­те­ги­че­с­кий кон­серв­ный за­пас для не­боль­шо­го су­хо­пут­но­го со­еди­не­ния. А мо­жет быть, от­пу­с­ти­ли об­рат­но в глу­бо­ко­вод­ную си­бир­скую ре­ку. Но глав­ное со­сто­я­ло в дру­гом – вос­тор­же­ст­во­ва­ла ли­хая, или да­же точ­нее ска­зать – уда­лая со­вет­ская мысль, рож­дён­ная в ве­сё­лой, ри­с­ко­вой су­е­те под стро­гим на­блю­де­ни­ем ком­пе­тент­ных и ру­ко­во­дя­щих ор­га­нов. «По­да­рок был вру­чён пре­зи­ден­ту и от­прав­лен в жи­вом ви­де в Па­риж». Эта ску­пая строч­ка в еже­днев­ной том­ской га­зе­те не мог­ла во­брать в се­бя всю дра­ма­тич­ность ни про­шед­ших, ни даль­ней­ших кол­ли­зий».

О чём эта кни­га? О борь­бе раз­вед­чи­ков меж­ду со­бой, при­чём и тех, кто при­над­ле­жит к од­ной служ­бе. О по­до­зри­тель­но­с­ти, вы­ню­хи­ва­нии се­к­ре­тов, а так­же о ра­зу­да­лой жиз­ни с пьян­ка­ми и гу­лян­ка­ми. И всё это на фо­не сла­до­ст­но­го за­ру­бе­жья.

Я не при­над­ле­жу к чис­лу тех, кто брез­г­ли­во мор­щит нос на «низ­кие жа­н­ры». По мне, так в «буль­вар­ных ро­ма­нах» под­час го­раз­до боль­ше жиз­ни, чем в вы­со­ко­ло­бой сло­вес­но­с­ти. По край­ней ме­ре, за­ни­ма­тель­но­с­ти из­ло­же­ния и ос­т­ро­те сю­же­та у мно­гих пи­са­те­лей «мас­со­во­го спро­са» мож­но толь­ко по­учить­ся.

Ка­жет­ся, кни­га Би­не­ва, как и дру­гие его кни­ги из се­рии «Шпи­он­ские иг­ры», от­лич­но мог­ла быть эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в на­ча­ле де­вя­но­с­тых – как ко­ме­дия с эле­мен­та­ми трэ­ша. Впро­чем, и сей­час чи­та­ет­ся имен­но как ки­но­сце­на­рий: сме­на яр­ких ка­д­ров и зиг­за­ги сю­же­та.

В фи­на­ле об­на­ру­жи­ва­ет­ся, что слож­ная шпи­он­ская мно­го­хо­дов­ка – фик­ция. За­ба­ва для от­чёт­но­с­ти и вза­им­но­го ком­фор­та.

Со­вет­ский раз­вед­чик Сер­ге­ев втол­ко­вы­ва­ет фран­цуз­ско­му де Ба­зи­лье:

«По­слу­шай, Си­мон, раз­ве ты хо­тел бы по­лу­чить на моё ме­с­то дру­го­го че­ло­ве­ка? Ну, на­при­мер, та­ко­го, ко­то­рый со­здаст те­бе про­бле­мы. Те­бе ну­жен здесь на­сто­я­щий, уп­ря­мый шпи­он? Па­ра­но­ик с дип­ло­мом? Ну ска­жи, ну­жен?»

Так дра­ма, на­чав­ша­я­ся как фарс, фар­сом и за­кан­чи­ва­ет­ся. Лёг­кая книж­ка, до­воль­но точ­но и ци­нич­но от­кры­ва­ю­щая ре­а­лии меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. И даль­ше мож­но пой­ти – дой­дя до фран­цуз­ско­го мыс­ли­те­ля Ги Де­бо­ра. «Об­ще­ст­во спек­так­ля» – на­зы­вал­ся его са­мый из­ве­ст­ный труд. Да, об­ще­ст­во спек­так­ля вез­де и всю­ду.

 

Ан­д­рей Би­нев. Опе­ра­ция «Паль­ма-два». – М.: «ОЛ­МА Ме­диа групп», 2010.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования