Архив : №41. 08.10.2010
Лаборатория сновидений
|
Юрий КОЗЛОВ |
Рыбину было сильно за сорок, и он давно не строил иллюзий относительно того, как к нему относятся окружающие люди и что он из себя представляет.
В советские годы он был журналистом-конформистом, зарабатывавшим на жизнь статьями про неуклонно улучшающуюся жизнь, перевыполняющих планы передовиков производства, собирающих невиданные урожаи колхозников, делающих гениальные открытия учёных, создающих уникальные приборы и механизмы инженеров. Особенно удавались Рыбину восторженные отклики представителей рабочего класса, крестьянства, деятелей культуры и науки на сыпавшиеся как из рога изобилия постановления ЦК КПСС. Воистину партия была не только, как писал Маяковский, «рука миллионопалая», но и «голова миллионоглазая», «пасть миллионоязыкая». Постановления ЦК определяли нормы питания для рожениц и младенцев в роддомах, устанавливали нерушимую дружбу между областями СССР и провинциями Афганистана, выявляли недостатки в профтехучилищах и психиатрических лечебницах, охлаждали пыл отдельных членов садоводческих товариществ, вздумавших пристраивать к щитосборным домам на шести сотках мансарды.
Работая в иллюстрированном еженедельнике, Рыбин объездил весь Союз, изумляясь разнообразию его природы и единообразию повседневной жизни. Пустые магазинные полки протянулись от Калининграда до Владивостока, но люди не умирали от голода. На вокзалах и в аэропортах было невозможно купить билеты, но люди, особенно в летнее время, активно перемещались в пространстве. В городах и деревнях пьянствовало всё взрослое население, но заводы производили продукцию, а на полях что-то, несмотря ни на что, произрастало. На партсобраниях секретари зачитывали секретные письма ЦК об обострении международной обстановки, происках империалистов, но рядовым коммунистам было плевать на обострение и происки. Рядовым коммунистам хотелось, чтобы в СССР было, как на Западе, но при этом они понимали, что основное препятствие на пути этого – сама партия, членами которой они являются. Затянувшееся раздвоение оборачивается шизофренией. Затянувшаяся шизофрения оборачивается действием безумным, но логичным – уничтожением причины раздвоения. Внутри агрессивной и свирепой по форме страны с тысячами ядерных ракет вяло ворочалось инертное, лишённое воли и креатива, тоскующее по материальным благам содержание, готовое обменять ракеты на джинсы. И чем невозможнее казался этот обмен, тем неотвратимее он становился.
«СССР вечен», – помнится, сказал Рыбину отец, когда тот зашёл в критике советских порядков слишком далеко.
Родители Рыбина разошлись, когда он заканчивал школу. Мать вскоре вышла замуж. Отец не решился отяготить себя новой семьёй. В советские годы он дорос до заместителя главного редактора «Политиздата», отвечавшего за историческую литературу. Должность считалась номенклатурой ЦК, и отец жил очень даже неплохо. Каким-то образом ему удалось преобразовать годы работы в «Политиздате» в стаж государственной службы, и до самой смерти он получал весьма неплохую по новым временам пенсию, а ещё и подрабатывал в издательстве, публиковавшем триллеры. Действие некоторых из них происходило в прошлом, и отец правил рукописи на предмет соответствия историческим реалиям того или иного времени. А незадолго до смерти сам занялся сочинением прозы.
«Даже Вселенная не вечна. Вечен только Бог», – возразил Рыбин, которого тогда до глубины души возмутил и обидел немотивированный запрет на заграничную командировку. Нецелесообразно, передали Рыбину неизвестно кем – советским вечным богом? – вынесенный вердикт. Особенно его потрясло, что это случилось после похода в ЦК на Старую площадь, где он, изображая на лице почтительное понимание, расписался в многостраничной инструкции – как себя вести, куда не ходить, чего не делать за границей. Помнится, там был пункт, запрещавший гражданину СССР, если тому придётся перемещаться по чужой территории на поезде, оставаться на ночь в двухместном спальном купе с молодой незнакомой женщиной. Случись такое, гражданин СССР должен был потребовать от проводника немедленно перевести его в другое купе. Рыбин даже отложил в сторону ручку, задумавшись над этим пунктом. Заполнявший рядом с ним анкету очкастый парень, отправлявшийся, кажется, в Испанию на финальную часть математической олимпиады, шёпотом рассказал, как в прошлой командировке пришёл по такому делу к проводнику. «О, сеньор педерасто!» – возмутился проводник.
Отец относился к советской власти, как он сам формулировал, со «здоровым цинизмом», то есть, используя своё положение и связи – как-никак номенклатура ЦК! – минимизировал неприятности, которые она могла принести, и максимизировал блага, которые она могла предоставить. Более того, он полагал здоровый цинизм подавляющего большинства его граждан фундаментом, на котором стоял СССР. Главное, считал отец, чтобы власть не перегибала палку, не совершала откровенных безумств. Всё остальное забудется и перетрётся. Ввод войск в Афганистан в декабре 1979 года был, по его мнению, откровенным безумством.
«Это начало конца», – сказал отец.
«Но ведь СССР вечен», – вспомнил Рыбин недавние его слова.
«В метафизическом смысле СССР – говно, – продолжил отец. – Но для России он был наилучшей формой существования из всех возможных. Страна существует, пока в народе живёт инстинкт самосохранения. Власть – воплощение этого инстинкта, его ограничитель и стимулятор. Но, похоже, система пошла вразнос. Рыба гниёт с головы. Гниющей головой можно додуматься до чего угодно: выброситься на берег, кинуться акуле в пасть, перестать дышать жабрами, вцепиться в собственный хвост. Пока мы – СССР с танками и ракетами, нас никто не тронет, к нам никто не сунется. Как только перестанем им быть – нас уничтожат, растащат по кускам».
«Мы сами себя уничтожим, – вдруг, сам того не ожидая, произнёс Рыбин. – СССР погубит не война в Афганистане, а то, что у нас нет семьи, где кого-нибудь в своё время не посадили, не расстреляли, не сослали, не выгнали с работы».
«Люди во все времена были расходным материалом у власти, – пожал плечами отец. – СССР уже выпил свою меру крови. Его ещё не поздно очеловечить. После СССР, поверь, будет хуже».
«Но люди перестанут быть расходным материалом?» – уточнил Рыбин.
«Они превратятся в бесхозный расходный материал, – объяснил отец, – а это хуже, потому что все кому не лень начнут расходовать его просто так, во имя ничего. Так сказать, вытирать жопу музейными кружевами».
«Хуже невозможно, – возразил Рыбин. – Вторую неделю сыра не могу купить».
Пусть не будет СССР, мстительно подумал он, если меня без объяснений не пускают за границу. Такая страна недостойна сожаления!
В иллюстрированном журнале, где он работал, пожилые фотокорреспонденты, классики жанра, родоначальники советской фотографии, запечатлевшие становление эпохи на жёлтых страницах журналов тридцатых годов, помнили Сталина, снимки которого всегда ретушировались. Сжимая камеры в руках и закрывая от страха глаза, они пережили чистки тридцатых годов, войну, восстановление страны и борьбу с космополитизмом. Они были седые или лысые, у них пахло изо рта, далеко не все из них набрались к старости мудрости, которую должны уважать младшие по возрасту. Но они жили в интересующее Рыбина время, когда власть одной рукой щедро расходовала человеческий материал, вытирала жопу музейными кружевами, другой же – закладывала фундамент, на котором страна простояла до начала девяностых. С него стартовали в космос ракеты, его до сих пор растаскивали на особняки и коттеджи, а ему не было конца и края.
Путешествуя с пожилыми фотомастерами по стране, Рыбин расспрашивал их о Сталине, конце НЭПа, коллективизации и тридцать седьмом годе. Глаза классиков отечественной фотографии становились тусклыми, как свинцовые ложки, пустыми, как жизнь без любви или выдохшийся проявитель. Из их воспоминаний Рыбин ничего не мог добавить к своему пониманию времени за исключением второстепенных деталей. В комнате отдыха Бухарина в бытность его редактором «Известий» стоял патефон. Все говорили Бухарину, что его вот-вот арестуют, надо бежать к Сталину, а он слушал английские фокстроты и никуда не бежал. Сталин всегда носил с собой две трубки. Одну курил, когда у него было хорошее настроение. Другую – когда плохое. В этот момент свита его редела, и вождя можно было без помех фотографировать. Пилоты, забиравшие в Вешенской у Шолохова рукописные главы «Тихого Дона» для публикации в «Правде», уговаривали того оставить в живых Аксинью. Но Шолохов плюнул в траву и сказал: «Она погибнет. Мы все погибнем. Человек рождается для того, чтобы умереть, а не для того, чтобы жить. Но до смерти он должен настрадаться так, чтобы смерть показалась праздником».
Души фотокорреспондентов вмёрзли в прошлое, как тритоны в лёд, и Рыбину оставалось только фантазировать, как они плавали в тёплой живой воде, в охотку или вынужденно пожирая друг друга. Подчинившись воле Сталина, растворив в ней свою, они одновременно обрели некую ледяную твёрдость, смотрели на происходившие после смерти вождя перемены с заснеженных вершин, с недоступного простым смертным ракурса, с какого, возможно, не погнушался бы сделать кадр сам Сталин, разбиравшийся, по слухам, в искусстве чёрно-белой фотографии. Поэтому они презирали последующих, почти неразличимых в установленной на камере Сталиным перспективе, советских вождей и не особо это скрывали. Для них, выживших при Сталине, величие на бесплатном – за идею – труде, голоде и крови было предпочтительнее ничтожества в относительной сытости и покое последующих лет. Образ побеждённого, точнее, преданного величия навечно вклеился, как муха в янтарь, в их чёрно-белые фотографии.
Лишь один из фотокорреспондентов – дряхлый, как изъеденный тлёй осенний лист, серо-белый, как затоптанный одуванчик, сподобился кое-что объяснить Рыбину. Его звали Исаак, он ходил круглый год в тёмных очках, его руки тряслись, а губы постоянно кривились в надменной усмешке, что, впрочем, объяснялось не старческой его зловредностью, но следствием преодолённого инсульта. Он был евреем, и одновременно любил и ненавидел Сталина, в отличие от русских, которые Сталина только любили или только ненавидели.
«Мы жили в грохочущей водосточной трубе, внутри которой вместо воды стекала с крыши кровь. Время было настолько напряжённое и жестокое, – сказал он Рыбину, глядя в ночное окно стучащего по рельсам вагона, – что физические, умственные и прочие, включая паранормальные, да-да, способности людей бесконечно обострялись. Люди сходили с ума, чтобы выжить. А некоторые, – добавил задумчиво, – сходили с ума, чтобы умереть. Жизнь стоила дорого и одновременно не стоила ничего. Но она становилась поистине бесценной, если Сталин возвращал её, как доказательство своего доверия. Военные победы, научные открытия, великие достижения сталинской эпохи – всё это обеспечили люди, которым он, как Туполеву, Королёву, Рокоссовскому, Курчатову и тысячам других, вернул жизнь».
«А у миллионов отнял», – не удержался Рыбин, недавно тайно прочитавший «Архипелаг ГУЛАГ» и ненавидевший Сталина не только за погубленные в прошлом жизни, но и за невозможность в настоящем купить в магазине дублёнку, за пятилетнюю очередь за «Жигулями».
«Дела великих людей, – зевнул Исаак, – это вечно живые фотографии, изображение на которых постоянно меняется. Одни видят одно, другие – другое. Трудно угадать, какое изображение истинное и последнее. Психология масс иррациональна: руку дающего грызут, карающего – лижут. Сталин делал то, чего хотел народ. Это всем известно. Но сейчас все делают вид, что он был один и делал, что хотел».
Ощущение вечности СССР уживалось в Рыбине с ощущением скорого его конца. Взаимоисключающие ощущения наполняли жизнь созерцательной апатией, как если бы Рыбин был путешественником во времени, наблюдателем и соучастником конца великой эпохи. На излёте восьмидесятых Рыбин начал жалеть СССР, как жалеют всё уходящее, теряющее достоинство и волю к сопротивлению и соответственно приобретающее вынужденную мягкость и доброту. Исчезновение альтернативы, а СССР, как ни крути, был альтернативой остальному миру в смысле разветвления, придания разнообразия Промыслу Божьему, было предвестием конца времён.
Но большинство советских людей, напротив, полагали конец СССР началом новых, счастливых для себя времён.
В последние годы существования Союза статьи Рыбина тематически и художественно усложнились. Он как будто кружил вокруг некоей истины, но то ли слишком высоко воспарял, чтобы её разглядеть, то ли приближался к ней вплотную и не мог охватить её целиком, а только фрагментарно. Если раньше начальство видело в его сочинениях скрытую антисоветчину, то теперь, когда все кому не лень ругали Союз, в рыбинских статьях увидели явную «советчину».
«С ума сошёл? – спросил у Рыбина новый редактор иллюстрированного еженедельника, публично – под телекамеры – выбросивший в заплёванную уличную урну свой партбилет. – Зачем ты роешься в окаменевшем коммунистическом дерьме? – Редактор был поэтом и публицистом, сочинявшим антиамериканские тексты типа «За что они нас ненавидят?», а потому любил цитировать Маяковского, у которого в принципе можно было отыскать образное подтверждение любой пришедшей в голову мысли. Редактор, к примеру, вполне мог спросить не: «С ума сошёл?», а: «Голова пустеет, что ли, чаном?».
«Это не окаменевшее дерьмо, – ответил Рыбин, – это человеческие отношения конца времён. Сейчас в них преобладают предательство и корысть, но есть и красота, и сила духа».
«Красота тонущего на закате в океане белоснежного лайнера, – с циничным пониманием продолжил новый главный редактор, – сила духа расстреливаемого на скале белогвардейцами комиссара. – Внутри этот лайнер давно сгнил, Рыбин, тебе ли не знать? Он смердит до небес, как грех Макбета! В отцепленном вагоне, конечно, можно жить весьма комфортно, – задумчиво продолжил редактор, отложив сторону вёрстку статьи о плачевном состоянии российского транспорта, – но он стоит на месте, никуда не едет, рельсы из-под него растаскивают на металлолом, а насыпь зарастает травой. Опомнись, Рыбин! Куй железо, пока горячо! Сейчас ничего не ухватишь, будешь потом локти кусать!»
Но Рыбин не опомнился, не начал ковать железо, под которым подразумевалась горячая копейка. Напротив, ему казалось, что в отцепленный вагон превратился иллюстрированный еженедельник, первым из советских изданий поместивший на обложке голую бабу, в каждом номере разоблачающий советский режим. Голая баба не годилась в паровозы. Разоблачения, поначалу крупные, блестящие, как антрацит, дающие хорошую тягу в котле, постепенно мельчали, превращались в мгновенно сгорающую угольную пыль. Поезд советских периодических изданий вроде бы стучал колёсами, исходил паром, пассажиры и безбилетники сновали по вагонам, но мало кто понимал, куда едет поезд и почему в его СВ, купе и плацкарте массово размещаются неведомые люди, именующие себя арендаторами редакционных площадей, или акционерами, а то и владельцами этих самых изданий.
В то время как журналисты с пеной у рта разоблачали СССР, эти кукушата, прикупив главных редакторов, полагавших с советских (командировочных) времён тысячу долларов большими деньгами и не имевших понятия о стоимости бумаги, использовании типографского оборудования, системе распространения тиража, коммунальных платежах, взялись вышвыривать редакции, как птенцов, из насиженных гнёзд. Государство же, замордованное и заплёванное своей прессой, устранилось от «споров хозяйствующих субъектов», дав прессе окончательную и бесповоротную свободу. Лишь тогда до некоторых стал доходить смысл слов Велимира Хлебникова – «Председателя Земного Шара», скрывавшего гениальность, как стыд, под лохмотьями революционного странника: «Свобода приходит нагая»…
Многие, дравшие на митингах глотку за свободу, сами не заметили, как оказались нагими и нищими.
А Рыбин, пока новый главный редактор обговаривал с сумрачными арабскими бизнесменами условия уступки половины редакционных площадей, писал о потомках ходоков к Ленину, проживавших в глухом углу Пермской области и собиравшихся, как некогда их прадеды, отправиться в Москву за правдой. Ходоки-правнуки хотели поинтересоваться у генсека Горбачёва, зачем он целенаправленно уничтожает партию, вместо того чтобы честно сложить с себя полномочия и выйти из неё; и чего ждать от реформ народу? Недобрые предчувствия были у народа. Давние ходоки тоже, помнится, спрашивали у вождя мирового пролетариата, когда новая власть отдаст землю крестьянам, а фабрики рабочим? Ленин ответил: после того, как свершится мировая революция. Горбачёв, прорвись к нему ходоки, скорее всего, ответил бы: когда во всём мире восторжествует новое мышление. Но грянул ГКЧП. Воцарился Ельцин. Ему было не о чем говорить с ходоками.
За несколько дней до ГКЧП Рыбин опубликовал очерк про старуху, сберёгшую маузер Котовского. Семьдесят с лишним лет он пролежал у неё в курятнике в казачьей станице на Ставрополье. Маузер покоился под многолетним слоем твёрдого, как застывшая вулканическая лава, куриного помёта и волшебным образом оздоровлял обстановку в курятнике. Куры неслись как с цепи сорвавшись, а петухи отличались невиданной грозностью. Все прочие станичные петухи и даже гусаки прятались, когда они вырывались из курятника. Старуха показала Рыбину почётные грамоты за рекордную яйценоскость. В одной из (районного значения) грамот было написано «яйценосность». Старуха рассказала Рыбину, что Котовский, всласть погуляв в станице, положил на неё, семнадцатилетнюю, голенастую, непорченую, тяжёлый хмельной глаз. Он поволок её в баню мимо курятника, но девчонка, не будь дура, двинула ему коленом в яйца. Герой гражданской войны заревел буйволом, выхватил маузер, но девчонка, раздувая на ветру холщовую юбку, бросилась в курятник, имеющий второй выход, схоронилась в лопухах, а затем цветастой змейкой уползла за околицу. Котовский на широких ногах вошёл в курятник, но второго выхода не обнаружил. В гневе герой гражданской войны расстрелял из маузера наличный состав курятника, осталась только пара цыплят, от которых и пошла новая порода – «Котовская пёстрая».
С началом перестройки старуха извлекла маузер из окаменевшего куриного дерьма, отчистила, смазала, и он заблестел как новый, хоть сейчас в бой или в расстрельные дела. Старуха намеревалась продать маузер в музей революции, но музей сам торговал реликвиями гражданской войны и в конкурентах не нуждался. Музей переправил её коммерческое предложение в местное отделение милиции, где на старуху завели дело по статье «хранение оружия», пришли с обыском. Она встретила милиционеров хлебом-солью и старинной казачьей величальной песней. От неё отстали, посчитав сумасшедшей. Проникшись доверием к Рыбину, старуха показала ему чёрный носатый маузер, трепетно, как если бы маузер был младенцем, и старуха его баюкала, укутанный в полотенце, и огромные белые – с тремя желтками – яйца, которые несли куры породы «Котовская пёстрая». Она пригласила Рыбина в святая святых, храм маузера – курятник – но навстречу заинтересованно выступил огромный, как сугроб, петух даже не с гребнем, а с красной массажной щёткой на голове. Посмотрев на его клюв (старуха сказала, что он им как семечки щёлкает грецкие орехи), на шпоры, которыми тот мог легко пришпоривать крокодила, на посверкивающий злобой сквозь мнимую озабоченность поисками зёрнышек для кур глаз, Рыбин воздержался от посещения курятника к немалому, надо думать, огорчению петуха.
Отчаявшись получить деньги за маузер как за реликвию гражданской войны, тем более что к тому времени выяснилось, что Котовский был вовсе не героем, а бандитом с большой дороги, старуха начала напирать на яйценоскость и одновременно яйценосность маузера. Мол, в нём каким-то образом воплотилась одновременная плодоносная благодать героя революции и… куриного бога. Да есть ли такой, усомнился Рыбин, а если есть, какое он имеет отношение к революции и стрелковому оружию? У нас на Руси всё имеет отношение к революции и стрелковому оружию, резонно заметила старуха.
Благодаря доказанным новым качествам, резко возросла цена маузера-яйценосца. Сакральное, объяснила старуха, цены не имеет. Она хотела получить за него миллион долларов. Якобы начальствующие китайцы из города Циндао, думающие в отличие от российских вождей о благе народа, уже наведывались на Ставрополье, закусывали очищенный куриным помётом старухин самогон трёхжелтковыми варёными яйцами, приценивались к маузеру, а потом уехали, видимо, собирать требуемую сумму.
Рыбин написал и про учёных-психологов, составлявших Большую советскую энциклопедию сновидений, в которой по годам классифицировались наиболее типичные сновидения советских людей, начиная с двадцать пятого октября тысяча девятьсот семнадцатого года. В эту судьбоносную для России ночь швейцару из саратовского ресторана «Белая цапля», к примеру, приснились голодные дети, стоящие в очереди за рисом, а матросу с миноносца «Бравый» – обезьяны. Одни из них предавались блуду, если, конечно, этот термин уместен в отношении обезьян. Другие – дудели в черепа каких-то доисторических животных, как в трубы, отчего над землёй плыл пробирающий до сердца тоскливый гул. Зажиточному же крестьянину из Иркутской губернии и вовсе приснился эпизод из какого-то новомодного вестерна. Он увидел двух мужчин, несущихся с дикой скоростью на автомобиле по широкой и ровной, каких тогда в России не было (да и сейчас их немного), автостраде. Когда стрелка на приборе дошла до – крестьянин настаивал! – цифры двести десять, один из мужчин произнёс: «Они были хорошими парнями», а второй добавил: «Только им слегка не повезло в этой жизни, они не смогли рассчитаться по кредиту». Тут крестьянин проснулся, но и спустя пятьдесят лет, то есть в одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году, он был уверен, что дело происходило в августе 1998 года и что через мгновение машина должна была вмазаться, как шматок металлического масла, в разрезанную бетонную булку, в широкую, разделяющую автостраду, опору моста.
В лаборатории сновидений учёные работали над программой обучения во сне людей разным полезным профессиям, в частности, повара, сантехника и речного лоцмана. Имелся даже смелый проект по внедрению в подсознание спящего человека морального кодекса строителя коммунизма. Но исследования свернули после первых же полевых испытаний: в детском садике и в психиатрической клинике.
Дети, проснувшись, отчего-то перестали разговаривать. Встревоженные родители собрались жаловаться в обком, но через сутки, к счастью, речь к детям вернулась, хотя в ней появились какие-то странные слова и необычные звуки. Удалось установить, что дети пытались говорить на древнем языке майя. С родителей, как водится, взяли подписку о неразглашении, детей некоторое время держали под наблюдением, но буквально через неделю они окончательно перешли на русский и прочие языки народов СССР, на каких разговаривали до начала эксперимента.
В психиатрической клинике шизофреники, параноики, дебилы, кретины и диссиденты заснули на целую неделю, а проснувшись, обнаружили неуёмную тягу к чтению, правда, почему-то периодической советской печати. Собственно, они ничем более не занимались, только спали и читали от корки до корки советские всесоюзные, республиканские, областные, городские и районные газеты, храня задумчивое молчание. Метод запатентовали и широко использовали для терапии буйных сумасшедших и особо зловредных диссидентов вплоть до исторического указа Ельцина о признании психоанализа краеугольным камнем российской психиатрии, а доктора Фрейда главным авторитетом для всех практикующих российских психиатров.
Рыбину тогда казалось, что если уподобить СССР женскому телу, то он каким-то образом проник в самую его бессознательную и таинственную сущность – в неведомую анатомической науке «чёрную дыру» и одновременно «точку G», где рождаются образы, формируются страсти и, в конечном счёте, как булатная стрела, выковывается воля к продолжению жизни – желание секса, делающая женское тело основой основ человеческой, в том числе и советской, цивилизации. Это уже потом в одном из музеев современного искусства в Париже Рыбин набредёт на огромное полотно под названием «Начало», где будет изображена вагина. Перед этой (два на три, не меньше) картиной Рыбин ощутил себя Гулливером в стране великанов. Ему живо вспомнилось описание чудачеств королевы этой страны, иногда использовавшей Гулливера в качестве фаллоимитатора.
Темы и адреса Рыбину подсказывал прежний главный редактор, член ЦК, объявленный сталинистом и ретроградом, организатором травли Пастернака и Солженицына, в одночасье изгнанный на пенсию без ордена и почёта. В газетах писали, что он – холуй советской власти, проститутка, лгун и мерзавец. Но это было не так. Будь он проституткой, лгуном и мерзавцем, он бы быстренько подстроился под новую власть, как это сделал сменивший его на редакторском посту поэт-публицист.
Рыбин, помнится, поинтересовался у уходящего главного редактора, почему он молчит, почему не борется?
«Бороться сейчас можно только за место у корыта, – ответил тот. – Это смешно. Но они, – презрительно кивнул в потолок, имея в виду новую власть, – точнее, те, которые скоро их сменят, приползут к нам на брюхе. Жаль только, – добавил задумчиво, – что я не доживу».
«Зачем это они к вам приползут?» – удивился Рыбин.
«Россией может управлять любое ничтожество, – ответил уходящий главный редактор, – но, как правило, недолго. Когда ничтожество это осознаёт, или когда на его место приходит не окончательное ничтожество, оно начнёт искать опору не только в тех, кто ворует, но кто знает и помнит, как делать государство. Государство – это не только экономика, армия и так далее. Государство – это песня, от которой замирает сердце, роман, от которого захватывает дух, музыка, переворачивающая душу. Понадобятся не только те, кто сможет написать и сочинить, но и те, кто сможет построить народ, чтобы он пел эту песню хором. Мне жаль, что я не доживу до того дня, когда они придут ко мне, а я… пошлю их на х..!»
На излёте СССР Рыбину открылось, что помимо официальной советской жизни, о которой – когда не спали – читали в периодике пациенты психиатрической клиники, оказывается, существовала и другая, где кипела пусть странная, но мысль, опробовались не менее странные технологии, велись в высшей степени странные исследования.
Это были сигналы из глубины, голоса утробы, телепатия плаценты, тайнопись бессознательного. Смехотворный, на первый взгляд, параллельный мир как раз и был той самой «тёмной комнатой», где надлежало ловить «чёрную кошку» правильных решений. В старых и новых суевериях, бреде сумасшедших, детских рассказах о чудесах, рукописных философских трактатах в ученических тетрадях, не поддающихся логике результатах псевдонаучных исследований, откровениях шарлатанов и лжепророков, которым, тем не менее, охотно внимали, во всём своём искреннем непотребстве и изменчивом постоянстве проявлялась душа народа. Скорее даже не душа, а «протодуша», то самое тесто, из которого Господь, подобно пекарю, выпекал, обжигал в печи неизбывной Своей любви штучные души.
Но сырого теста – биомассы – в мире было неизмеримо больше, чем штучной выпечки. Оно бродило, ворочало слепым лицом, ища дрожжей, чтобы поведать миру свою печаль. Надо было научиться читать иероглифы слепого лица, вслушиваться в нутряное урчание, не бояться вдыхать его смрад и на каждый ассиметричный – других попросту быть не могло – вопрос народной «протодуши» давать ассиметричный же ответ. И тогда «развитой» социализм обрёл бы второе – не смрадное – дыхание, сладостный, как хмельная песня, застой длился бы вечно, СССР оставался бы непобедимым.
К примеру, ходоков – расстрелять. Или, что ещё действеннее, пустить такой слух.
Маузер-яйценосец на воздушном шаре пустить над Россией, чтобы всё живое на богоспасаемом пространстве плодилось и размножалось.
Большую советскую энциклопедию сновидений сделать школьным предметом, чтобы все знали, сколь причудлив, уродлив, непредсказуем и нечист внутренний мир человека.
Но не дошли руки.
Юрий Андропов – предпоследний (Черненко не в счёт) генсек произнёс мудрые слова: «Мы не знаем страны, в которой живём». Поздно спохватился. Кто знал, у кого доходили руки, тем он в бытность председателем КГБ так давал по рукам, что руки сразу прятались в карманы, а то и за спину.
Конечно, маразм власти или власть маразма – это тоже ассиметричный ответ на детские вопросы народа, но не настолько эффективный, чтобы повернуть колесо истории в нужную сторону.
Тайна истории, как понял Рыбин, заключалась в отсутствии необратимых процессов. Все процессы были обратимыми. Необратимый процесс можно было уподобить девственнице на дискотеке в воинской части. Основным законом истории являлось отсутствие всяких законов, то есть сплошное беззаконие, ограниченное конечностью всего сущего, обманчиво принимаемого за неизбежное самоуничтожение зла. Зло, как и добро, как всё на свете, включая сам свет, было конечно во времени и пространстве.
Во время путешествий по корчащемуся в предсмертных судорогах СССР Рыбину явилась мысль, объясняющая устройство мира: высшая и последняя стадия любви к чему-то – уничтожение этого чего-то. Наполеон Бонапарт наверняка любил Францию, превращённую им в могучую империю, но угробил её в череде войн. Гитлер, можно предположить, тоже любил созданный им Третий Рейх, но похоронил его в руинах. И Сталин бесконечно любил СССР, расстреливая и отправляя в лагеря его граждан. Сталин, в отличие от Гитлера и Наполеона, понимал, что любовь не может быть вечной, и нашёл единственно верную формулу продления существования любимого предмета посредством дозированного его уничтожения. Дозированное уничтожение укрепляло, закаляло, превращало предмет в сталь среди окружающих его мягких металлов.
Конечной точкой любви являлся абсолют, но он был принципиально недоступен, потому что противоречил Божьему Промыслу. Сталин, хотя и имел под рукой стальной народ, сознательно отступил от абсолюта: не бросил в сорок пятом непобедимые русские армии к Ла-Маншу, не вышвырнул к чёртовой матери американцев из Германии, а после не начал ядерную войну. Он смирился с неизбежным, признал первенство Божьего Промысла, и тем самым создал прецедент устойчивой во времени и пространстве любви.
Но Сталин умер, людей перестали отправлять в лагеря и расстреливать – и любовь превратилась в постылое сожительство.
Таким образом, колесо истории катилось самостоятельно – куда хотело и как хотело. Любая воздвигнутая людьми во времени и пространстве конструкция была обречена. Не через маразм власти, так через расстрельную любовь. Не через революцию, так через войну. Не через войну, так через смертельный вирус. Не через смертельный вирус, так через метеорит, сдвигающий могучим ударом Землю с оси. Не через сдвиг оси, так через смерть одного-единственного человека, находящегося в центре конструкции. Воистину, в этой игре колесо истории было не переиграть, не пристроить к телеге долгоиграющего замысла. В лучшем случае – отойти в сторонку, не попасть под него, а то и удачно запрыгнуть, как на норовистого коня, да и перелететь из грязи в князи. Кто был ничем, тот станет всем.
Эта мысль успокоила Рыбина. Всегда чего-то жаль, подумал он, особенно молодости, утекающей, как вода сквозь пальцы, жизни. Зачем жить, если девушки смотрят сквозь тебя, как сквозь испорченный воздух. Всё – сквозь! Перманентная катастрофа – естественное состояние цивилизации и, следовательно, человеческой души.
Рыбин понял, что главное событие, выпавшее на его век, проехавшее чугунным колесом (истории) по его жизни – конец советской империи, изменивший не только политическую карту мира, но и человеческие отношения на одной шестой части этого мира. Это были отношения конца времён, то есть будущего. В советской империи старикам назначали пенсию, на которую те могли жить, освобождали от платы за коммунальные услуги. В новой России освобождённых не от коммунальных платежей, но от пенсий стариков убивали, чтобы завладеть их квартирами. В советской империи беспризорных детей помещали в детские дома, где их пусть не очень хорошо, но кормили, не по последней моде, но одевали. В новой России беспризорных детей продавали в притоны или расчленяли на органы. Не менее скорбную трансформацию претерпели отношения людей в семье, на работе и даже между полами.
Таков был мир, в котором существовал Рыбин. Отрицание без действия, или отрицание бездействием, так можно было охарактеризовать отношение Рыбина к этому миру. Рыбин не верил, как его бывший главный редактор, что власть захочет приводить жизнь в стране в некую понятную населению систему, а потому пойдёт на поклон к людям, понимающим, что такое государство. Пока что, напротив, остаточная мощь государства использовалась людьми во власти в междоусобной борьбе, а всякая независимая от власти удачная структура, будь то бизнес, партия, общественное движение или объединение, системно властью присваивалась, или – если не получалось присвоить – уничтожалась.
Раньше власти надо было клясться в любви, потому что она передовая, коммунистическая, самая справедливая и так далее. Теперь ей надо было клясться в любви, потому что она могла, если захочет, всё отнять. Ругать власть осмеливались те, у кого ничего не было и, следовательно, у кого нечего было отнимать.
Рыбин так и не примкнул к бессильной армии последних солдат коммунистической империи. Он был, скорее, её вольноопределяющимся сочувствующим исследователем.
На угрюмых лицах спивающихся советских работяг, подобно прогорклому жиру на сковородке, чадил, догорал сворачиваемый с лица земли, как негодное покрывало, незавершённый социальный проект. Ещё летали в космос корабли, перекрывались реки, возводились ГЭС, укладывались железнодорожные пути, запускались километровые сборочные линии, но СССР был обречён, потому что никто не хотел его защищать. Едва страна, восемьдесят лет исправно душившая своих граждан, ослабила хватку, граждане мгновенно придушили её. Память о невинных загубленных душах перевесила на невидимых весах бесплатную медицину, образование и всеобщее трудоустройство. Закон, как та самая змея, вцепился в собственный хвост, превратившись в беззаконие. СССР душили не за загубленные души, но за отсутствие модных товаров, очереди за колбасой, тупые партсобрания, трудный выезд за границу, гонения на диссидентов и цензуру.
Никто не объяснял народу, что при вожделенном плюсе – товарах на полках, доступном загранпаспорте, журналах с голыми бабами, Солженицыным и Набоковым в книжных магазинах, в минус ухнут детские сады, спортивные школы, кружки при дворцах пионеров вместе с самими дворцами пионеров, поликлиники, больницы, профсоюзные путёвки, пенсии, бесплатные институты, жильё и так далее и тому подобное.
Сдувшись, атеистическое государство, как крошки со стола, смахнуло с лица земли христианские добродетели, присутствовавшие по умолчанию в противостоящих общественных системах. Человечество вернулось в дорелигиозные времена, уподобилось кровожадному сборищу первобытных племён, не знающих Бога и веры, уповающих только на силу и удачу.
Юрий КОЗЛОВ
Юрий Вильямович Козлов родился в городе Великие Луки в 1953 году. Первый его роман «Изобретение велосипеда» увидел свет в 1979 году. Большой популярностью у читателей пользуются такие произведения писателя, как повесть «Геополитический романс», романы «Пустыня отрочества», «Ночная охота», «Проситель», «Реформатор», «Колодец пророков», «Одиночество вещей» и «Закрытая таблица».