Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 15.10.2010

Греческая трагедия «поколения нулевых»

 Кому достанутся три миллиона рублей за «Большую книгу»

 

Андрей РУДАЛЁВ
Андрей РУДАЛЁВ

Ан­д­рей Ру­да­лёв: А вот ты зна­ешь, на мой взгляд, не по­лу­чит Сен­чин за «Ел­ты­ше­вы» «Боль­шую кни­гу». Ско­рее все­го, не поз­во­лят это сде­лать, лит­по­ли­ти­ка нын­че та­кая. На «Бу­ке­ре» про­ка­ти­ли, но там своя кух­ня, своя иг­ра бы­ла. На «Нац­бе­с­те», рас­хва­ли­вая, по­счи­та­ли, что слиш­ком мра­чен, не­ду­хо­подъ­ё­мен и для бед­ных... Вот и сей­час не да­дут, ина­че нуж­но бу­дет при­знать но­вую ли­те­ра­ту­ру, «но­вый ре­а­лизм», будь он нела­ден... Ведь по от­но­ше­нию ко все­му это­му у мно­гих кри­вая ус­меш­ка и вы­со­ко­мер­ная брез­г­ли­вость на­блю­да­ет­ся. На­до бу­дет при­знать и эти ре­а­лии, опи­сан­ные в ро­ма­не, а от них луч­ше спря­тать­ся в пе­сок, вы­да­вив: «чер­ну­ха». На­до бу­дет со­гла­сить­ся, что «Ел­ты­ше­вы» – идут в рус­ле клас­си­че­с­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры, а ведь мно­гое из то­го, что нам сей­час на­вя­зы­ва­ют, к ней не име­ет ров­ным счё­том ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, яв­ля­ясь рус­ско­языч­ной по­дел­кой.

Во­прос, ко­неч­но, не в пре­ми­ях, а в от­но­ше­нии. Об­ра­ти вни­ма­ние: «Па­то­ло­гии» и «Сань­кя» За­ха­ра При­ле­пи­на, дей­ст­ви­тель­но боль­шая кни­га Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва «Я – че­че­нец!», «Ура!» Сер­гея Шар­гу­но­ва, «Че­чен­ские рас­ска­зы» Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва и ряд дру­гих зна­ко­вых книг де­ся­ти­ле­тия, кро­ме раз­го­во­ров, не удо­с­то­и­лись, по боль­шо­му счё­ту, ни­чего. На­вер­ное, это о чём-то го­во­рит?!..

А ты как ду­ма­ешь, по­че­му «Ел­ты­ше­вы» Сен­чи­на, при­ни­мая, не при­ни­ма­ют?

Сергей Беляков
Сергей Беляков

Сер­гей Бе­ля­ков: По­че­му же не при­ни­ма­ют? «Ел­ты­ше­вы» в шорт-ли­с­тах че­ты­рёх пре­стиж­ных пре­мий, при­чём в фа­во­ри­тах хо­ди­ли. Это не толь­ко луч­шая вещь Ро­ма­на Сен­чи­на, но и са­мая вос­тре­бо­ван­ная, са­мая по­пу­ляр­ная, са­мая из­ве­ст­ная. Так что пи­са­те­лю грех жа­ло­вать­ся. Но и не­при­ятие кни­ги мно­ги­ми, очень мно­ги­ми кри­ти­ка­ми, ре­дак­то­ра­ми, про­сто чи­та­те­ля­ми не­слу­чай­но. Ро­ман Сен­чин слиш­ком тес­но свя­зан с по­ко­ле­ни­ем «но­вых ре­а­ли­с­тов». Лип­кин­ское по­ко­ле­ние пи­са­те­лей слиш­ком бы­с­т­ро во­шло в ли­те­ра­ту­ру, слиш­ком ра­но на­ча­ло по­лу­чать пре­мии. «Яс­ная По­ля­на» и «Нац­бест» у За­ха­ра При­ле­пи­на, «Бу­кер» у Де­ни­са Гуц­ко, «Пре­мия Со­ко­ло­ва» у Дми­т­рия Но­ви­ко­ва, «Но­вая Пуш­кин­ская пре­мия» у Пу­с­то­вой, я уж не го­во­рю о «Де­бю­те». Они слиш­ком уж об­ла­с­ка­ны пре­ми­я­ми, жур­на­ла­ми, кри­ти­ка­ми. Ус­пе­хи этих ре­бят, ещё толь­ко-толь­ко на­учив­ших­ся бо­лее или ме­нее гра­мот­но пи­сать, вы­зва­ли сна­ча­ла не­до­уме­ние, по­том раз­дра­же­ние, на­ко­нец – не­на­висть. А Ро­ман Сен­чин ока­зал­ся на­сто­я­щим ли­де­ром это­го по­ко­ле­ния. Не Ва­ле­рия Пу­с­то­вая, она всё боль­ше по­гру­жа­ет­ся в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние. Не Сер­гей Шар­гу­нов, ему ми­лее по­ли­ти­ка. А имен­но Сен­чин. Про­за Сен­чи­на – луч­шее оп­рав­да­ние «ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го по­во­ро­та» в оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре. Но и от­ве­чать Ро­ма­ну при­хо­дит­ся не толь­ко за се­бя, но и за це­лое по­ко­ле­ние про­за­и­ков, ча­с­то не очень гра­мот­ных, а то и не­ве­же­ст­вен­ных, на­халь­ных, не­да­лё­ких. Мне ка­жет­ся, Сер­гей Ганд­лев­ский ре­шил «на при­ме­ре Сен­чи­на» про­учить за­рвав­ших­ся мо­ло­дых пи­са­те­лей. Вот Ро­ма­ну и при­шлось рас­пла­чи­вать­ся за всех «но­вых ре­а­ли­с­тов».

А.Р.: Со­гла­сись, ка­кая-то стран­ная иг­ра лит­ст­ра­те­гий по­лу­ча­ет­ся. И она ма­ло че­го об­ще­го име­ет как с ли­те­ра­ту­рой, так и с дек­ла­ри­ру­е­мым мно­ги­ми при­ма­том ка­че­ст­ва. На по­вер­ку по­ру­ча­ет­ся, что за всей вы­со­ко­пар­щи­ной по­мыс­лов и вы­со­ких ус­т­рем­ле­ний скры­ва­ет­ся ба­наль­ное: ро­жа мне твоя не нра­вит­ся, па­цан...

Что та­кое пре­мия? Во­об­ще весь сло­жив­ший­ся пре­ми­аль­ный про­цесс до­воль­но уни­зи­те­лен для пи­са­те­ля, эта­кая мор­ков­ка для не­го. По боль­шо­му счё­ту, на­до бы се­рь­ёз­но про­ана­ли­зи­ро­вать не толь­ко плю­сы, но и вред от сло­жив­ше­го­ся пре­ми­аль­но­го фе­но­ме­на. Но это дру­гой и дол­гий раз­го­вор. Вот тот же Сен­чин в не­дав­ней ин­тер­нет-кон­фе­рен­ции ска­зал, что «не все­гда при­суж­де­ние пре­мии луч­ше ос­та­нов­ки в ша­ге от неё». Ко­неч­но, эта дис­тан­ция ша­га не­об­хо­ди­ма для ли­те­ра­тур­но­го мо­лод­ня­ка, ведь имен­но этот шаг мо­жет до не­уз­на­ва­е­мо­с­ти пе­ре­фор­ма­ти­ро­вать лю­бой та­лант.

Про­бле­ма ещё в том, что Сен­чин по­пал в по­ко­лен­че­с­кие ти­с­ки. Все­гда све­жие мо­ло­дые шли по оп­ре­де­лён­ной кво­те. Па­роч­ку при­ме­ти­ли, и лад­но. А здесь це­лое со­цве­тие «вы­ско­чек»! Всё это мо­жет на­ру­шить про­цесс ли­те­ра­тур­ной пре­ем­ст­вен­но­с­ти, и так оче­редь за те­ми же пре­ми­я­ми силь­но пе­ре­пу­та­лась, за­шли те, кто не сто­ял. Вот уфи­мец Игорь Фро­лов все­гда от­но­си­тель­но Сен­чи­на с пре­дель­ным скеп­си­сом вы­ска­зы­ва­ет­ся и отъ­яв­лен­ной гра­фо­ма­ни­ей кли­чет. Хо­тя из его разъ­яс­не­ния я так и не по­нял, по­че­му. Ес­те­ст­вен­но, го­во­ря о Сен­чи­не, он ду­ма­ет о «но­вом ре­а­лиз­ме».

Но стран­но, что ма­ло кто из ху­ли­те­лей ви­дит, что имен­но Сен­чин до­ка­зал пра­виль­ность вы­бран­ной в на­ча­ле «ну­ле­вых» стра­те­гии, ког­да ре­аль­ность бо­га­че лю­бой вы­дум­ки. И ведь не за­вяз, не ос­та­но­вил­ся на од­ном ме­с­те, не стал ба­рах­тать­ся в тря­си­не до­тош­но­го бы­то­опи­са­тель­ст­ва, а эво­лю­ци­о­ни­ро­вал, раз­ви­вал­ся, ста­но­вил­ся всё ин­те­рес­нее. Это не толь­ко «Ел­ты­ше­вы» до­ка­зы­ва­ют, но и пре­ды­ду­щий ро­ман «Лёд под но­га­ми», и по­весть «Ко­нец се­зо­на».

С.Б.: Игорь Фро­лов по­вто­ря­ет ста­рую ошиб­ку: пы­та­ет­ся най­ти кри­те­рий для от­де­ле­ния ли­те­ра­ту­ры от гра­фо­ма­нии, при­ду­мы­ва­ет пра­ви­ла, воз­вра­ща­ет­ся к ста­ро­му спо­ру о сю­же­те и фа­бу­ле, спо­ру уже схо­ла­с­ти­че­с­ко­му, бес­плод­но­му. Ус­та­но­вить «пра­ви­ла иг­ры» здесь не­воз­мож­но, не раз ведь пы­та­лись, да всё без тол­ку. Смеш­но, ког­да кри­тик, пи­са­тель, ре­дак­тор го­во­рит: «ли­те­ра­ту­ра долж­на…», «ли­те­ра­ту­ра – это» и так да­лее и то­му по­доб­ное. «Про­ве­рить ал­ге­б­рой гар­мо­нию…» На мой взгляд, всё это чушь. Пер­вич­но чув­ст­во. Мне ро­ман (по­весть, рас­сказ) по­нра­вил­ся/не по­нра­вил­ся. Ос­та­вил рав­но­душ­ным или за­ин­те­ре­со­вал.

Один глу­пый сту­дент в днев­ни­ке так опи­сал свои впе­чат­ле­ния от пер­вой по­ста­нов­ки «Трёх се­с­тёр» в Мос­ков­ском ху­до­же­ст­вен­ном те­а­т­ре: «У ме­ня сжи­ма­лись ку­ла­ки!» Че­хов­скую пье­су он вос­при­нял как при­зыв к ре­во­лю­ци­он­ной борь­бе. Меж­ду тем, за этой глу­по­с­тью мож­но раз­гля­деть и не­что бо­лее важ­ное: эмо­ци­о­наль­ное по­тря­се­ние. По­тря­се­ние вы­зва­ла са­ма пье­са, по­ста­нов­ка Ста­ни­слав­ско­го, иг­ра ак­тё­ров. Но чув­ст­во на­до ещё ра­ци­о­наль­но вы­ра­зить, объ­яс­нить (хо­тя бы са­мо­му се­бе), что же те­бе по­нра­ви­лось. Ра­зум разъ­яс­ня­ет че­ло­ве­ку то, что ра­ци­о­наль­но­му по­зна­нию, на са­мом де­ле, не под­да­ёт­ся. Он его об­ма­ны­ва­ет.

«Ел­ты­ше­вы», су­дя по от­кли­кам кри­ти­ков и, са­мое глав­ное, чи­та­те­лей, вы­зва­ли чрез­вы­чай­но силь­ное пе­ре­жи­ва­ние, эмо­ци­о­наль­ный всплеск, да­же по­тря­се­ние. А уж за­тем лю­ди на­ча­ли объ­яс­нять се­бе и дру­гим, чем так хо­рош и так ва­жен этот ро­ман. Вот как бы ты объ­яс­нил ус­пех «Ел­ты­ше­вых», зна­че­ние «Ел­ты­ше­вых», их ме­с­то в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре?

А.Р.: Ес­ли не вда­вать­ся в схо­ла­с­ти­ку, а го­во­рить на уров­не чувств, то Сен­чин уга­дал по мно­гим па­ра­ме­т­рам. Во-пер­вых, ко­неч­но, ге­рой и си­с­те­ма пер­со­на­жей. Он вы­вел их пре­дель­но жи­вы­ми, это не кар­тон­ные ма­не­ке­ны, лю­ди-схе­мы, идеи, кон­ст­рук­ции, ко­то­ры­ми в пре­из­быт­ке на­сы­ща­лась на­ша сло­вес­ность в по­след­ние го­ды. По­том, и это мне ка­жет­ся важ­ным, Сен­чин из­бе­жал жа­н­ро­вой од­но­сто­рон­но­с­ти.  Что та­кое «Ел­ты­ше­вы»? Се­мей­ная са­га, но­вая ре­ин­кар­на­ция де­ре­вен­ской про­зы, по­ве­ст­во­ва­ние о ма­лень­ких лю­дях, зер­ка­ло эпо­хи пе­ри­о­да рас­па­да дер­жа­вы и за­рож­де­ния но­вой фор­ма­ции? И пер­вое, и вто­рое, и тре­тье. Раз­ве сей­час нет та­ких се­мейств, раз­ве рань­ше их не бы­ло? Лю­бят го­во­рить о бес­про­свет­но­с­ти, о том, что нет та­лан­тов раз­гля­деть свет... А раз­ве «Ел­ты­ше­вы» та­кая уж и ту­пи­ко­вая ис­то­рия? А внук, рас­ту­щий в чу­жой се­мье, под иной фа­ми­ли­ей, но в ко­то­ром те­чёт кровь Ел­ты­ше­вых? Раз­ве это не свет, не на­деж­да, раз­ве се­мья вы­го­ра­ет до­тла и впе­ре­ди нет ни­ка­кой пер­спек­ти­вы?

Дей­ст­ви­тель­но, се­мей­ст­во ухо­дит, один за од­ним от­па­да­ют в не­бы­тие её чле­ны. Кто-то че­рез грех, кто-то под гру­зом об­сто­я­тельств. Во всём этом ви­дит­ся ал­ле­го­рия раз­ви­тия стра­ны, жер­но­вов ис­то­ри­че­с­ко­го про­цес­са, в ко­то­рых мно­гое пе­ре­ма­лы­ва­ет­ся в тру­ху, от­па­да­ет без­воз­врат­но. Ос­та­ёт­ся толь­ко пре­да­ние, па­мять, уро­ки, да внук Ро­дя. Род, Ро­ди­на... Внук, ко­то­рый вы­бро­шен в иную си­ту­а­цию, но у ко­то­ро­го есть шанс пре­рвать дур­ную при­чин­но-след­ст­вен­ную связь, ис­пра­вить ро­до­вой грех. А ког­да он уз­на­ет свою на­сто­я­щую фа­ми­лию, как он рас­по­ря­дит­ся сво­им зна­ни­ем?

Как это ни ба­наль­но бу­дет звучать, но чем боль­ше раз­мы­ш­ля­ешь над «Ел­ты­ше­вы­ми», тем бо­лее по­ни­ма­ешь, что это жи­вая пуль­си­ру­ю­щая кни­га, для ко­то­рой непри­ме­ни­ма та или иная фор­му­ла, но за ко­то­рой шлейф во­про­сов и сво­бо­да ва­ри­ан­тов вы­бо­ра.

С.Б.: Непри­ме­ни­ма фор­му­ла – это вер­но. Тем бо­лее не сто­ит при­чис­лять «Ел­ты­ше­вых» к де­ре­вен­ской про­зе. У нас слиш­ком воль­но ис­поль­зу­ют это сло­во­со­че­та­ние. К де­ре­вен­ской про­зе при­чис­ля­ют всё, что на­пи­са­но о де­рев­не. Но тог­да и «Ба­рыш­ня-кре­с­ть­ян­ка» – де­ре­вен­ская про­за, и «За­пи­с­ки охот­ни­ка». Не раз слы­шал от про­фес­си­о­наль­ных фи­ло­ло­гов, кан­ди­да­тов и док­то­ров на­ук, что квинт­эс­сен­ция де­ре­вен­ской про­зы – это «Ма­т­рё­нин двор», хо­тя рас­сказ Со­лже­ни­цы­на так же да­лёк от неё, как и че­хов­ские «Му­жи­ки». Со­лже­ни­цын был со­ве­ст­ли­вым го­род­ским ин­тел­ли­ген­том, «Ма­т­рё­нин двор» ро­дил­ся из чув­ст­ва ви­ны, ко­то­рое Алек­сандр Иса­е­вич пе­ре­нял у раз­но­чин­цев по­за­про­ш­ло­го ве­ка. У Че­хо­ва это­го ком­плек­са не бы­ло, кре­с­ть­ян он не знал, не по­ни­мал и не лю­бил.

Де­ре­вен­ская про­за – фе­но­мен не толь­ко ли­те­ра­тур­ный, но и со­ци­аль­ный, и да­же ис­то­ри­че­с­кий. Её ав­то­ры – лю­ди ста­рой де­ре­вен­ской куль­ту­ры, по­лу­чив­шие го­род­ское об­ра­зо­ва­ние. Бог не оби­дел та­лан­том, ре­дак­то­ры при­ве­ти­ли. Аб­ра­мов, Бе­лов, Рас­пу­тин, Ли­па­тов, Мо­жа­ев, Ас­та­фь­ев зна­ли о де­рев­не та­кое, че­го ни один го­ро­жа­нин не на­шёл и не по­нял. Они ус­пе­ли рас­ска­зать о де­ре­вен­ской куль­ту­ре, ког­да она уже уми­ра­ла.

Ро­ман Сен­чин, как и Ел­ты­ше­вы, го­ро­жа­нин, ко­то­рый ког­да-то (в от­ли­чие от сво­их ге­ро­ев, не на­всег­да) при­ехал в де­рев­ню из го­ро­да. Ге­рои Сен­чи­на при­ез­жа­ют уже в мёрт­вую де­рев­ню. Лю­ди-то ос­та­лись, но тра­ди­ци­он­ный об­раз жиз­ни рус­ской де­рев­ни этим лю­дям чужд. «Лад» Бе­ло­ва – о де­рев­не ещё жи­вой, «Про­ща­ние с Ма­тё­рой» о де­рев­не уми­ра­ю­щей, о ги­бе­ли всей рус­ской сель­ской ци­ви­ли­за­ции. «Ел­ты­ше­вы» – о су­ще­ст­во­ва­нии по­сле смер­ти, о мёрт­вом ми­ре, ми­ре, ко­то­рый вос­кре­сить нель­зя. Мо­жет быть, мож­но по­ст­ро­ить но­вый, но Сен­чин в свет­лое бу­ду­щее не ве­рит: «Не­ма­ло по­яви­лось в на­ча­ле де­вя­но­с­тых лю­дей в де­рев­нях, по­пы­тав­ших­ся за­жить в ней креп­ко и сыт­но, не бо­я­щих­ся ра­бо­ты. И кое-кто из ме­ст­ных, по­ве­рив, что те­перь они хо­зя­е­ва сво­е­го бла­го­по­лу­чия, за­су­чи­ли ру­ка­ва, а ещё боль­ше ока­за­лось та­ких сре­ди при­ез­жих – вы­рван­ных об­сто­я­тель­ст­ва­ми из го­ро­да и вы­нуж­ден­ных обу­с­т­ра­и­вать­ся на зем­ле... И те, и дру­гие очень бы­с­т­ро вы­дох­лись, сник­ли, по­гру­зи­лись в этот тя­жё­лый, обес­си­ли­ва­ю­щий по­лу­сон, рас­тво­ри­лись в тём­ной де­ре­вен­ской бед­но­с­ти». Это из очер­ка «Ва­лер­ка», ко­то­рый Сен­чин опуб­ли­ко­вал на стра­ни­цах жур­на­ла «Си­бир­ские ог­ни» (2009, № 8).

А.Р.: Дей­ст­ви­тель­но, де­рев­ня в ро­ма­не со­вер­шен­но иной за­бы­тий­ный мир. Хо­тя и до го­ро­да все­го пять­де­сят ки­ло­ме­т­ров, но да­же кли­мат дру­гой – су­ро­вый. Здесь цар­ст­ву­ет прак­ти­че­с­ки бес­ко­неч­ная осень-зи­ма. С ав­гу­с­та идут дож­ди, сме­ня­ю­щи­е­ся сне­гом, не­бо, за­тя­ну­тое ту­ча­ми. Всё это вку­пе с «бес­си­ли­ем и без­дей­ст­ви­ем» лю­дей тя­нет их к спир­ту, от ко­то­ро­го они сго­ра­ют.

Сле­ду­ет ска­зать, что Сен­чин не уни­ка­лен в сво­ём вос­при­я­тии де­рев­ни. К при­ме­ру, у Ири­ны Ма­ма­е­вой в по­ве­с­ти «Зем­ля Гай» пред­став­лен за­хо­лу­ст­ный за­бро­шен­ный ле­с­пром­хоз. Его уга­са­ние ска­зы­ва­ет­ся и на лю­дях: «Каж­дый в от­дель­но­с­ти – да, че­ло­век. Ког­да трез­вый. А все вме­с­те – ста­до ко­ров, про­сти гос­по­ди, быд­ло…» Хо­тя у Сен­чи­на всё же не де­ре­вен­ские об­сто­я­тель­ст­ва ста­но­вят­ся не­умо­ли­мым фа­ту­мом, ко­то­рый гнёт, а по­том уби­ва­ет лю­дей. Лю­ди са­ми из­на­чаль­но с чер­во­то­чин­кой, и эта гниль раз­ра­с­та­ет­ся, хоть в де­рев­не, хоть в го­ро­де, как в ро­ма­не «Лёд под но­га­ми». Но сам че­ло­век ни­че­го не де­ла­ет, что­бы про­ти­во­сто­ять этим про­цес­сам. Он по­дав­лен при­выч­кой к жиз­ни.

Во­об­ще ос­нов­ной во­прос, ко­то­рый под­ни­ма­ет­ся у Сен­чи­на, и не толь­ко в «Ел­ты­ше­вых», не о си­ле, а о бес­си­лии че­ло­ве­ка, не о подъ­ё­ме, дви­же­нии вверх, а о не­у­клон­ном сколь­же­нии вниз, вплоть до ни­зин, вплоть до бо­лот. Схо­жее вы­яв­лял в твор­че­ст­ве Че­хо­ва в сво­ей зна­ме­ни­той ста­тье «Че­хов как мыс­ли­тель» Сер­гий Бул­га­ков. Че­ло­век слаб, он бес­си­лен что-то ра­ди­каль­но из­ме­нить, вы­би­ра­ет се­рень­кое, од­но­об­раз­ное, ко­то­рое ду­шит его, втап­ты­ва­ет в рас­кис­шую зем­лю.

Про­зу Сен­чи­на, как и Че­хо­ва, ха­рак­те­ри­зу­ет пол­ное от­сут­ст­вие ге­ро­и­че­с­ко­го в пер­со­на­жах. Он пред­став­ля­ет по­сред­ст­вен­ных лю­дей, прак­ти­че­с­ки без ка­ких-ли­бо яр­ких про­бле­с­ков, ко­то­рые да­же лю­бой на­мёк на та­лант ста­ра­тель­но ду­шат в обы­ден­ной жиз­ни. Но ведь это сле­пок с на­ше­го се­го­дня...

С.Б.: Я ведь пи­сал ещё па­ру лет на­зад о «По­ко­ле­нии С», по­ко­ле­нии ста­биль­но­с­ти, се­ро­с­ти, о на­сту­пив­шем цар­ст­ве обы­ва­те­ля. Ни­че­го дур­но­го в этом нет, сре­ди обы­ва­те­лей жить спо­кой­нее, но к чрез­вы­чай­ным об­сто­я­тель­ст­вам обы­ва­те­ли при­спо­саб­ли­ва­ют­ся с тру­дом. Анек­дот о рус­ском му­жи­ке, ко­то­рый и на Кам­чат­ке не рас­те­ря­ет­ся, на­де­нет ру­ка­ви­цы, возь­мёт в ру­ки то­пор и ста­нет ру­бить се­бе из­бу – дав­но по­те­рял ак­ту­аль­ность.

По­смо­т­рим на ге­ро­ев Сен­чи­на с точ­ки зре­ния те­о­рии Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча Гу­ми­лё­ва. В се­мье Ел­ты­ше­вых пред­став­ле­ны все три ти­па, вы­де­лен­ные Гу­ми­лё­вым: обы­ва­те­ли (лю­ди гар­мо­нич­но­го скла­да), суб­пас­си­о­на­рий и пас­си­о­на­рий. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на – обы­ва­те­ли. Они мо­гут хо­ро­шо жить и ра­бо­тать в нор­маль­ных, ста­биль­ных ус­ло­ви­ях. Но пер­вая же гла­ва ро­ма­на по­гру­жа­ет их в мир не­при­выч­ный, не­нор­маль­ный мир, в аг­рес­сив­ную и чу­жую сре­ду, к ко­то­рой они так и не смо­гут при­спо­со­бить­ся. Не хва­та­ет сил, энер­гии, го­тов­но­с­ти тру­дить­ся не­смо­т­ря ни на что. Ар­тём – суб­пас­си­о­на­рий. Ле­ни­вый, пас­сив­ный, «не­до­де­лан­ный». Он и в при­выч­ной, го­род­ской, и в не­при­выч­ной, де­ре­вен­ской жиз­ни бе­зы­ни­ци­а­ти­вен, бес­по­мо­щен, не­леп: «Ро­ди­те­ли, ви­дя его ти­хость, ино­гда го­во­ри­ли с ус­меш­кой: «Фи­ло­соф рас­тёт. Всё ду­ма­ет». Но Ар­тём как-то осо­бен­но ни о чём не ду­мал, ма­ло что за­ме­чал, за­по­ми­нал. Каж­дый но­вый день встре­чал без ра­до­с­ти, ещё лё­жа в по­сте­ли пред­став­лял, сколь­ко все­го бу­дет за этот день, в ка­кой кру­го­во­рот, толь­ко сто­ит под­нять­ся, он по­па­дёт, и под­ни­мать­ся не хо­те­лось».

Но ведь его млад­ший брат, Де­нис, че­ло­век энер­гич­ный, ре­ши­тель­ный, сме­лый, ак­тив­ный. Пас­си­о­на­рий. Его и тюрь­ма не сло­ми­ла. Не по­лу­чи он за­точ­кой в серд­це, судь­ба Ел­ты­ше­вых мог­ла и пе­ре­ме­нить­ся. Но та­ких, как Де­нис, у нас всё мень­ше, каж­дый на вес зо­ло­та.

А.Р.: На са­мом де­ле га­дать от­но­си­тель­но воз­мож­ной судь­бы Де­ни­са ед­ва ли есть смысл. Ес­ли рас­суж­дать тра­фа­рет­но, то, ско­рее все­го, по­хар­че­вал­ся бы он у ро­ди­те­лей, а по­том дви­нул в го­род, где сам бы с этой за­точ­кой хо­дил. Ис­пра­вить ни­че­го нель­зя, все они в ту­пи­ке, за­гнан­ные ту­да сво­и­ми и чу­жи­ми гре­ха­ми. Из­ле­че­ние воз­мож­но толь­ко че­рез пол­ное об­нов­ле­ние, ведь, по су­ти, от Ел­ты­ше­вых да­же фа­ми­лии не ос­та­ёт­ся. Вся се­мья уже дав­но в цар­ст­ве мёрт­вых. Бу­ду­чи ещё фи­зи­че­с­ки жи­вые, они за­ви­до­ва­ли мёрт­вым: вна­ча­ле Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич, ко­то­рый «стал не лю­бить жи­вых», по­том и Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на встре­ти­ла смерть му­жа с за­ви­с­тью.

Ро­ман – сколь­же­ние на дно, мо­жет быть, где-то в на­ча­ле про­тив сво­ей во­ли, но по­том свы­ка­ешь­ся и бе­рёшь за дан­ность этот не­умо­ли­мый рок льда. Спол­за­ние на дно внеш­нее и вну­т­рен­не. Внеш­не­му дви­же­нию старт был дан ещё с аре­с­та Де­ни­са. Вну­т­рен­нее не так оче­вид­но, но ещё бо­лее ка­та­ст­ро­фич­но: «ког­да мо­раль­ные ни­ти ста­ли рвать­ся од­на за дру­гой и не­до­пу­с­ти­мое ра­нее ста­ло до­пу­с­ти­мо, и в ито­ге до­пу­с­ти­мо ста­ло всё...». Для Ва­лен­ти­ны Вик­то­ров­ны этот тум­б­лер гра­ни щёлк­нул, ког­да она по­еха­ла на ав­то­бу­се на ры­нок яго­ды про­да­вать. Ры­нок рас­по­ло­жен не­вда­ле­ке от их быв­ше­го до­ма, и эта по­езд­ка как срав­не­ние су­деб, двух жиз­ней: преж­ней и на­сто­я­щей. Раз­ме­рен­ной жиз­ни биб­ли­о­те­кар­ско­го ра­бот­ни­ка и сколь­же­ние вниз, по­то­му как про­кля­тое бы­тие оп­ре­де­ля­ет со­сто­я­ние тво­е­го ну­т­ра, фор­ма­ти­ру­ет мозг, де­ла­ет со­вер­шен­но ино­го че­ло­ве­ка. И как ни цеп­ляй­ся, по­кры­тие скольз­кое, и ты мед­лен­но, но вер­но бу­дешь дви­гать­ся вниз. Здесь дви­же­ние толь­ко в од­ном на­прав­ле­нии. Лёд под но­га­ми.

С.Б.: В кни­ге – да. Сча­ст­ли­вый фи­нал не гар­мо­ни­ро­вал бы с по­эти­кой это­го ро­ма­на. Ка­жет­ся, Вла­ди­мир Гу­бай­лов­ский срав­нил «Ел­ты­ше­вых» с гре­че­с­кой тра­ге­ди­ей. В на­ши дни ред­кий пи­са­тель под­ни­ма­ет­ся так вы­со­ко. Де­ло тут не толь­ко в та­лан­те пи­са­те­ля. Есть у нас ма­с­те­ра сю­же­та, есть тон­кие сти­ли­с­ты. Но Сен­чин их обо­шёл. Ве­ро­ят­но, по­то­му что ав­тор «Ел­ты­ше­вых» от­но­сит­ся к ли­те­ра­ту­ре се­рь­ёз­но. Ли­те­ра­ту­ра для не­го не иг­ра, не толь­ко иг­ра, вы­мы­сел, но не об­ман. Этим он от­ли­ча­ет­ся от боль­шин­ст­ва пи­са­те­лей «по­ко­ле­ния ну­ле­вых». Он раз­го­ва­ри­ва­ет с чи­та­те­лем се­рь­ёз­но, не ду­ра­чась, не гри­мас­ни­чая, не об­ма­ны­вая. По­это­му и воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, буд­то за его «Ел­ты­ше­вы­ми» сто­ит прав­да, ко­то­рой поч­ти что не ос­та­лось в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования