Архив : №42. 15.10.2010
«Русский Букер» – премия класса «А»?
На днях огласили короткий список премии «Русский Букер». Список этот можно увидеть во многих блогах. Приведу его и я:
Олег Зайончковский. «Счастье возможно»
Андрей Иванов. «Путешествие Ханумана на Лолланд»
Елена Колядина. «Цветочный крест»
Мариам Петросян. «Дом, в котором...»
Герман Садулаев. «Шалинский рейд»
Маргарита Хемлин. «Клоцвог»
Авторы все (кроме Елены Колядиной) известные. Несколько романов мной прочитано, и это не самые плохие романы. Но что удивляет? Пятеро из этих авторов с этими же самыми романами уже участвовали в погоне за другими премиями. И потому становится скучно целый год следить за их хождением по премиальному кругу. Ведь могли бы наградить других авторов, которые, скажем, может быть, не так раскручены, но не хуже наших финалистов.
В связи с этим у меня возникло одно предложение к устроителям всяческих литературных премий: а не позаимствовать ли нам у киношников идею разделять кинофестивали на классы – класс «А», класс «Б», класс «С»?.. В кино, после того как фильм снят, продюсер показывает его отборщикам одного из многих кинофестивалей. Конечно же, сначала хотят понравиться экспертам кинофестивалей мирового уровня – класса «А» – Каннского кинофестиваля, кинофестиваля в Венеции, Московского кинофестиваля, Кинотавра. Потом, если фильм туда не взяли, продюсер идёт с фильмом на кинофестиваль класса «Б» – «Киношок», например. Если и там не берут, то обращаются к устроителям кинофестиваля поплоше, класса «С» – на Ханты-Мансийский фестиваль, к примеру, или ещё дальше. Фильм, попавший на один из фестивалей, автоматически уже не может показываться на другом фестивале. Также фильм, показанный на фестивале класса «С», никогда уже не будет показан на кинофестивале класса «А».
Что это даёт? Во-первых, ни один из фильмов, снятых за год, на кинофестивалях не повторяется. Во-вторых, кинофестиваль класса «А» никогда не возьмёт для показа чей-то фильм «по знакомству», так как планка такого кинофестиваля поднята очень высоко и опускать её – ну совершенно невозможно. В-третьих, призёры на кинофестивалях не повторяются уныло, как в литературном премиальном процессе. Ну, и самое главное – выигрывает зритель, который на всех фестивалях смотрит самое разное кино.
В литературе уже существуют такие премии класса «А» – «Большая книга», «Русский Букер». Какие литературные премии относятся к классу «Б» и классу «С», определите сами, так как не хочу обижать никого из коллег. В конце концов, можно определить класс той или иной премии рейтинговым голосованием.
Светлана ВАСИЛЕНКО