Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 15.10.2010

Васина жизнь

 

Жил да был не­кий Ва­ся. Жил в по­сёл­ке Вул­кан­ном, что на Кам­чат­ке. Был сто­ро­жем до­ма куль­ту­ры «Га­лак­ти­ка». И вот од­наж­ды, чи­та­ю­щий ста­тей­ку ка­ко­го-то гни­ло­го мос­ков­ско­го кри­ти­ка, ис­пы­тал Ва­ся не­ве­до­мое до­се­ле раз­дра­же­ние. Да раз­ве так кри­ти­ку­ют? Ни од­но­го ол­бан­ско­го сло­веч­ка в ста­тей­ку не встав­ле­но. А у са­мо­го-то Ва­си моз­ги, они как про­цес­сор мощ­но­го ком­пью­те­ра па­шут: об­ра­бо­тал, пе­ре­дал, стёр… Ос­та­но­вил про­цес­сор, пе­ре­за­гру­зил­ся, глядь – дру­ган Фе­дя при­шёл с охо­ты. Глу­ха­ря при­во­лок. Ну, глу­харь-то, он для до­ма, а об­мыть – по­жа­луй­ста. К бу­ты­лоч­ке вод­ки на­ре­за­ли ги­д­ро­кал­ба­сы. Вздрог­ну­ли. По­смо­т­рел Ва­ся, оша­лев­ший от ги­д­ро­кал­ба­сы, на ста­тью то­го са­мо­го не­на­ви­ст­но­го мос­ков­ско­го кри­ти­ка и ре­шил: вот как Фе­дя, бу­ду охо­тить­ся и я. Толь­ко на кри­ти­ков. Они ведь, кри­ти­ки, та­кая же­лан­ная до­бы­ча.

А охо­тить­ся-то как? В Кам­чат­ском пе­дин­сти­ту­те Ва­ся, в ос­нов­ном, учил­ся раз­гля­ды­вать ряд­ки бу­кав в учеб­ни­ках. На­вер­ное, нуж­но кри­ти­ка для на­ча­ла за­гнать, – та­кое пред­по­ло­же­ние по­сту­пи­ло на вну­т­рен­нюю Ва­си­ну зву­ко­вую кар­ту сле­ду­ю­щим ве­че­ром по пу­ти на ра­бо­ту. И тут уви­дел Ва­ся гры­зу­щих­ся со­бак. – Да! За­гнать и за­грызть, ска­жем, мыс­лью. А грызть-то ко­го? Да уж не­че­го ме­ло­чить­ся. Взял­ся за гуж, так по­ле­зай в ку­зов… Ре­шил Ва­ся на­чать с са­мых-на­и­са­мых ве­ли­чин. С Вить­ки То­по­ро­ва да Ал­ки Ла­ты­ни­ной, а с оны­ми и Гал­ков­ско­го, и Ман­цо­ва, и Ан­ку­ди­но­ва в до­ве­сок. Осо­бен­но ра­до­ва­ла мысль взять Ла­ты­ни­ну. Об­ло­жи­лась, не­бось, сло­ва­ря­ми и сно­ва о му­д­рё­ном пи­шет, что ко­та треп­лет за од­но ме­с­то. Ос­та­лось Ва­се про­ду­мать ню­анс бу­ду­щих сво­их ста­тей. Оп­ре­де­лить, так ска­зать, охот­ни­чьи по­зи­ции. За­шёл он в фойе род­но­го до­ма куль­ту­ры, смо­т­рит: а но­неш­ним днём-то луч­ший кент Се­рё­га раз­ве­сил по сте­нам свои кар­ти­ны. Пор­т­рет пред­се­да­те­ля кол­хо­за. Пор­т­рет глав­но­го оле­не­во­да. И – взре­вев­ший в Ва­си­ной го­ло­ве про­цес­сор от­ло­жил на жё­ст­ком дис­ке удов­ле­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мые бай­ты ню­ан­са. Ва­ся по­нял, что бу­дет сло­вес­но пи­сать кри­ти­ков пор­т­ре­ты. На­пи­сал пор­т­рет – счи­тай, что кри­тик у те­бя до­ма охот­ни­чь­им тро­фе­ем кра­су­ет­ся.

Тут же при­нял­ся Ва­ся за де­ло. Вы­брал жерт­ву: ту же са­мую Ал­ку. Да вот толь­ко ока­за­лось, что пи­сать сло­вес­ные пор­т­ре­ты во­все не про­сто. И ли­нии ка­кие на­до ве­с­ти, что­бы на Ал­ку по­хо­же бы­ло. Что­бы эти ли­нии и в ли­цо вы­ст­ро­и­лись, и в ха­рак­тер, и в са­му че­ло­ве­че­с­кую сущ­ность. Ре­шил Ва­ся пе­ре­клю­чить­ся на Ан­ку­ди­но­ва. Мо­жет, с му­жи­ком по­про­ще бу­дет. На­бро­сал кой-ка­кие чер­ты: «ере­тик Ан­ку­ди­нов – са­мо­зва­нец Ан­ку­ди­нов – ро­ман­тик Ан­ку­ди­нов – пост­мо­дер­нист Ан­ку­ди­нов». Так ведь и та­кая схем­ка до­ка­за­тель­ст­ва вы­ве­с­ти тре­бо­ва­ла, для то­го что­бы на сло­вес­ном хол­сте ли­ни­я­ми ан­ку­ди­нов­ско­го фей­са про­явить­ся. Ка­кой про­цес­сор не пе­ре­гре­ет­ся от та­кой па­хо­ты? Под­нял уже бы­ло от­ча­яв­ший­ся Ва­си­лий го­ло­ву к Се­рё­ги­ным тво­ре­ни­ям. Пор­т­рет глав­но­го оле­не­во­да... Ох, Се­рё­га и на­ма­ле­вал. Да раз­ве уз­на­ешь кра­сав­ца глав­но­го оле­не­во­да в изо­б­ра­жён­ной на Се­рё­ги­ной кар­ти­не вы­су­шен­ной оле­нь­ей го­ло­ве? «Впро­чем, – вспом­нил Ва­ся, – как это Се­рё­га го­во­рил? Мол, ри­су­ет он не пор­т­ре­ты, а шар­жи. В шар­жах, мол, не обя­за­тель­но, что­бы по­хо­же бы­ло...» И всем серд­цем по­чув­ст­во­вал Ва­ся про­яс­не­ние сво­ей охот­ни­чь­ей ма­не­ры, и тут же дал ус­та­нов­ку сво­е­му за­мер­ше­му от изум­ле­ния про­цес­со­ру: пи­шем, брат, шар­жи. Ша­ришь?

Де­ло на лад и по­ш­ло. Скле­пал Ва­ся па­ру ста­тей – шар­жей, обиль­но сдо­б­рил ол­бан­ским язы­ком (на ис­ка­жён­ных ли­цах за­го­ня­е­мых Ва­сей кри­ти­ков ол­бан­ские сло­веч­ки весь­ма ко­ло­рит­но вы­ри­со­вы­ва­лись пры­ща­ми), стрель­нул в свои жерт­вы при­сказ­ка­ми из кам­чат­ской на­род­ной жиз­ни, на вся­кий слу­чай при­сы­пал до­бы­чу сло­вес­ной пур­гой. И по­ле­те­ли Ва­си­ны тво­ре­ния пря­мо в ор­га­ны пе­ча­ти. Те, ко­то­рые Ва­си­но­му та­лан­ту от­кры­лись. И всё ока­за­лось за­ме­ча­тель­но. На­пе­ча­тал Ва­сю аж сам жур­нал «Урал». Прав­да, вы­яс­ни­лось, что по­лу­чи­лись у Ва­си не шар­жи, а ка­ри­ка­ту­ры. Друг Се­рё­га сно­ва рас­тол­ко­вал. Шар­жи – это, мол, ког­да по-до­б­ро­му. Ка­ри­ка­ту­ры же – по-зло­му. Ког­да лю­дей оби­жа­ешь. «Ну, и ни­чё, ес­ли кто и оби­дит­ся, – улыб­нул­ся Ва­ся на­вст­ре­чу улыб­ке сво­е­го про­цес­со­ра. – Не­че­го до­бы­че ве­се­лить­ся».

О, эти на­пря­жён­ные твор­че­с­кие но­чи Ва­си­ных де­журств. Но­чи, ког­да кам­чат­ская вью­га за де­ре­вян­ны­ми ок­на­ми до­ма куль­ту­ры «Га­лак­ти­ка» пе­ла рек­ви­ем по Ва­си­ным жерт­вам. Ок­ры­лён­ный ус­пе­хом, Ва­ся пи­сал и пи­сал на кри­ти­ков свои охот­ни­чьи ка­ри­ка­ту­ры. Ещё боль­ше пры­щей ол­бан­ско­го язы­ка, ещё гу­ще пур­ги. Ведь ког­да-ни­будь они, ро­ди­мые, всё же оби­дят­ся, – меч­тал Ва­ся. Ему ка­за­лось, что оби­ды тех, боль­ших кри­ти­ков под­черк­нут его, Ва­си­ну, ве­ли­чи­ну. Но ни­кто не оби­жал­ся. А один кри­тик-под­ра­нок всё же Ва­се от­ве­тил. И пря­мо-та­ки из­де­ва­ет­ся: да ты, мол, не­уго­мон­ный бра­ко­нь­ер кам­чат­ский, сам се­бя и пи­шешь. При­смо­т­рел­ся Ва­ся – точ­но: и в То­по­ро­ве – я, и в Ман­цо­ве – я, и в фа­се­точ­ных гла­зах Ан­ку­ди­но­ва от­ра­жа­юсь опять-та­ки я. Так это я что: сам на се­бя охо­чусь? А мор­да ли­ца до че­го всё же про­тив­ная. И впал наш Ва­ся в от­ча­я­ние. Опе­ра­ци­он­ная си­с­те­ма чуть не гух­ну­лась. А тут го­но­рар из са­мо­го жур­на­ла «Урал» и при­вёл опе­ра­ци­он­ную си­с­те­му в пол­ную нор­му.

И по­ста­вил Ва­ся своё де­ло на ши­ро­кую но­гу. Как толь­ко при­хо­дит он на сме­ну, к не­му под­тя­ги­ва­ют­ся Фе­дя и Се­рё­га. Фе­дя за­бро­сил охо­ту. Се­рё­га уже не бе­рёт в ру­ки ки­с­ти. Ведь они с Фе­дей по­мо­га­ют те­перь Ва­се в его охо­те на кри­ти­ков. Яв­ля­ют­ся со­вет­чи­ка­ми и, так ска­зать, со­ав­то­ра­ми. Или ар­те­лью твор­че­с­ких охот­ни­ков «Ва­ся и К».

Но од­наж­ды, – ка­жет­ся, это бы­ло по­за­вче­ра, – се­рь­ёз­но за­ду­мал­ся наш Ва­ся: а ведь кри­ти­ки ког­да-ни­будь да за­кон­чат­ся? Впро­чем, – вы­плы­ло из пе­ре­пол­нен­ной опе­ра­тив­ной па­мя­ти, – есть же ещё пи­са­те­ли. Хоть до­бы­ча и по­мель­че… Но, за не­име­ни­ем гер­бо­вой... «Бу­ду охо­тить­ся на пи­са­те­лей, – ре­шил Ва­ся. – Да и ар­тель за­од­но рас­ши­рю. Вон пред­се­да­тель кол­хо­за с глав­ным оле­не­во­дом без де­ла ма­ют­ся…» Ус­по­ко­ил­ся тут наш охот­ник, по­до­шёл к по­след­не­му сво­е­му убой­но­му де­ти­щу, всмо­т­рел­ся и по­нять не мо­жет: «На ко­го это я своё вдох­но­ве­ние под­нял? По ви­ду вро­де… Ан­д­рей Ва­си­лев­ский? Да ведь тот же фо­то­граф. Ни­че­го. На­до и к фо­то­гра­фам при­гля­ды­вать­ся. Ког­да-ни­будь… За не­име­ни­ем гер­бо­вой...»

И ре­шил тог­да Ва­ся об­су­дить с лю­би­мы­ми кен­та­ми сии за­ман­чи­вые пла­ны. А Фе­дя сра­зу: «За­едать-то чем бу­дем?..» Эх ты, Фе­дя. Сам по­ду­май сво­им убо­гим ю-ис-би разъ­ё­мом. Глу­ха­ри нын­че до­ро­ги. Яс­ное де­ло: как все­гда – ги­д­ро­кал­ба­сой


Геосимволист Леонид ШИМКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования