Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 15.10.2010

От преисподней до Бога – вертикаль спектакля.

 По Шукшину

 

Об­щее у двух спек­так­лей од­но – оба идут без ан­т­рак­та, в ос­таль­ном – пол­ная про­ти­во­по­лож­ность! Впро­чем, ещё сход­ст­во – ос­но­ва по­ста­нов­ки – про­за. «Про­сти­тут­ка» по рас­ска­зу Ми­ха­и­ла Бар­щев­ско­го (сбор­ник рас­ска­зов «Мы?? Мы!..») во­пло­ще­на в «Мос­ков­ском те­а­т­ре «Шко­ла со­вре­мен­ной пье­сы» ху­д­ру­ком Ио­си­фом Рай­хель­га­у­зом. По­весть для те­а­т­ра Ва­си­лия Шук­ши­на «А по­ут­ру они про­сну­лись» по­ста­вил в Мос­ков­ском дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре име­ни Н.В. Го­го­ля Ва­си­лий Ми­щен­ко, ре­жис­сёр и ак­тёр, зна­ко­мый мно­гим по «Со­вре­мен­ни­ку».

По­весть Шук­ши­на, как из­ве­ст­но, ос­та­лась не­за­кон­чен­ной, и те­а­т­ры трак­ту­ют кон­цов­ку и рас­став­ля­ют ак­цен­ты, как со­чтут нуж­ным. Я смо­т­ре­ла спек­такль в Го­го­лев­ском вме­с­те с по­дру­гой и её му­жем (они то­же жур­на­ли­с­ты!) в по­лу­пу­с­том за­ле, по­то­му что был ко­нец ав­гу­с­та – точ­нее, 26 чис­ло – и се­зон от­пу­с­ков у граж­дан и граж­да­нок ещё не за­вер­шил­ся, но у зри­те­лей был та­кой эмо­ци­о­наль­ный подъ­ём (или на­кал?), что Его Ве­ли­че­ст­во По­ли­тех­ни­че­с­кий, как ве­ли­чал му­зей Ан­д­рей Воз­не­сен­ский, мог бы от­ды­хать. В чём же де­ло? Где бы­ла со­ба­ка за­ры­та? Сю­жет про­стень­кий; зав­сег­да­таи мед­вы­т­рез­ви­те­ля и но­вич­ки, бу­хав­шие ве­че­ром без ме­ры, опа­мя­то­ва­лись и ста­ли рас­ска­зы­вать свои ис­то­рии и раз­мы­ш­лять «за жизнь», ко­то­рая под­ве­ла их не под мо­на­с­тырь, а, во­пре­ки по­сло­ви­це, «под» мед­вы­т­рез­ви­тель. Об­щая сце­на пред­став­ля­ла со­бой боль­шую ком­на­ту с ле­жа­ка­ми, на ко­их под про­сты­ня­ми или на про­сты­нях воз­ле­жа­ли раз­де­тые до тру­сов «ал­ка­ши». Как толь­ко ис­то­рия на­чи­на­лась, об­щий свет по­ту­хал, и про­жек­тор вы­све­чи­вал угол или не­боль­шую пло­щад­ку, на ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­лось дра­ма­тур­ги­че­с­кое дей­ст­во.

– Ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­кий мон­таж! – оце­ни­ли мои дру­зья сквоз­ной при­ём по­ст­ро­е­ния спек­так­ля.

Я со­гла­си­лась, мы в сту­ден­че­с­кие го­ды бы­ли за­яд­лы­ми ки­нош­ни­ка­ми, пе­ре­смо­т­ре­ли в ки­но­клу­бе всю фран­цуз­скую «Но­вую вол­ну», ита­ль­ян­ский не­о­ре­а­лизм, и всё ос­таль­ное и про­чее.

Та­кой при­ём по­ста­нов­щи­ка Ва­си­лия Ми­щен­ко хо­ро­шо ко­ор­ди­ни­ро­вал­ся с Шук­ши­ным – ки­но­ак­тё­ром, ре­жис­сё­ром, дра­ма­тур­гом и про­за­и­ком. Но глав­ное, со­дер­жа­ние спек­так­ля ды­ша­ло Шук­ши­ным; это на не­го – ис­крен­не­го прав­до­люб­ца от­кли­ка­лась ду­ша зри­те­ля. Ова­ции и во вре­мя спек­так­ля, и по­сле окон­ча­ния его не умол­ка­ли очень дол­го. Жал­ко бы­ло рас­ста­вать­ся с Шук­ши­ным, и мы сно­ва и сно­ва вы­зы­ва­ли ак­тё­ров на по­клон. Це­лая гир­лян­да ха­рак­те­ров, вы­хва­чен­ных из ме­га­по­ли­са (в на­ча­ле спек­так­ля на зад­ни­ке изо­б­ра­же­ны мно­го­этаж­ные баш­ни со­вре­мен­ной Моск­вы). Тут про­фес­сор и ко­че­гар бой­лер­ной, ур­ка и учё­ный, трак­то­рист и мо­ло­дой че­ло­век не­о­пре­де­лён­ной про­фес­сии. Осо­бен­но вы­де­ля­ют­ся – дра­ма­тур­ги­че­с­кий ду­эт – «оч­ка­рик» в ис­пол­не­нии ак­тё­ра Ки­рил­ла Ма­ло­ва и ур­ка в пре­став­ле­нии ак­тё­ра Ан­д­рея Зай­ко­ва.

На­чи­на­ет­ся дей­ст­вие с от­ча­ян­но­го во­пля в пол­ной тем­но­те сце­ны: «Где я!» В от­вет – мол­ча­ние. Ис­тош­ный вопль по­вто­ря­ет­ся не­сколь­ко раз. По­сы­па­лись ком­мен­та­рии со­бра­ть­ев по не­сча­с­тью: «В пре­ис­под­ней! В мор­ге!..» Ур­ка под одо­б­ри­тель­ное мол­ча­ние ос­таль­ных ра­зы­г­ры­ва­ет «оч­ка­ри­ка», яко­бы «за­мо­чив­ше­го» по пьян­ке му­жи­ка.

И вот тут в шук­шин­ский стиль вкли­ни­ва­ет­ся, как я по­ня­ла, при­дум­ка по­ста­нов­щи­ка. Де­жур­ный ми­ли­ци­о­нер при­во­дит со­ци­о­ло­га (он же ан­гел – ак­тёр Алек­сей Би­рю­ков), ко­то­ро­му си­дель­цы мед­вы­т­рез­ви­те­ля и рас­ска­зы­ва­ют, по­ка­зы­вая зри­те­лю, свои ис­то­рии. Очень жи­во­пи­сен ко­че­гар бой­лер­ной – ак­тер Сер­гей Ре­у­сен­ко, к ко­то­ро­му за­бе­га­ют «на ого­нёк» страж­ду­щие по­ле­чить ду­шу. По­че­му пьют? Но со­ци­о­ло­гу-ан­ге­лу ни­кто от­ве­тить не мо­жет. Как ре­френ че­рез весь спек­такль идёт по­вто­ря­ю­щий­ся воз­глас од­но­го пер­со­на­жа: «Ка­та­ст­ро­фа!» – буд­то го­лос са­мо­го Шук­ши­на. Пер­со­наж по­яс­ня­ет: «По­че­му мы пе­ред все­ми угод­ни­ча­ем?..» – и рас­ска­зы­ва­ет свою ис­то­рию. Сло­вом, бес­про­свет­ность жиз­ни и соб­ст­вен­ное без­во­лие. Та­кой от­вет со­ци­о­ло­гу и зри­те­лям вы­ри­со­вы­ва­ет­ся из шук­шин­ско­го ка­лей­до­ско­па ха­рак­те­ров и си­ту­а­ций.

Где же раз­вяз­ка? И ка­кая?

Их две. Од­на бы­то­вая: «оч­ка­рик» уга­ды­ва­ет в ур­ке гра­би­те­ля, ко­то­рый его об­во­ро­вал, и с по­мо­щью при­ёмов бок­са да­ёт, на­ко­нец, ему сда­чи! Без­во­лие, зна­чит, мож­но сбро­сить. Вто­рая кон­цов­ка – воз­вы­шен­ная. Ме­ня­ет­ся изо­б­ра­же­ние на зад­ни­ке сце­ны, баш­ни за­ме­ня­ют ико­на Спа­са и гла­вы со­бо­ров. У со­ци­о­ло­га за спи­ной по­яв­ля­ют­ся кры­лья ан­ге­ла, он за­бра­сы­ва­ет поч­ти в зри­тель­ный зал ог­ром­ную удоч­ку. Раз­да­ёт­ся соч­ный плеск во­ды, он мед­лен­но пя­тит­ся к со­бо­рам и тя­нет удоч­ку, а за ним це­поч­кой то­па­ют пья­ни­цы. Это их ан­гел «вы­ло­вил» в ому­те мут­ной жиз­ни и по­вёл к Бо­гу.

Ва­си­лий Шук­шин, на­сколь­ко я по­мню, осо­бо­го ин­те­ре­са к ре­ли­гии не про­яв­лял, и по­яв­ле­ние в спек­так­ле ан­ге­ла – со­ав­тор­ст­во по­ста­нов­щи­ка Ва­си­лия Ми­щен­ко; оно де­ли­кат­ное и очень ак­ту­аль­ное.

Пол­то­ра ме­ся­ца про­шло, спек­такль «А по­ут­ру они про­сну­лись» в те­а­т­ре име­ни Н.В. Го­го­ля в па­мя­ти свеж, слов­но по­смо­т­ре­ла вче­ра. Всё в этой по­ста­нов­ке гар­мо­нич­но – глу­бо­кое со­дер­жа­ние и ис­кро­мёт­ная ди­на­мич­ная иг­ра не­раз­рыв­но свя­за­ны, но­ва­тор­ские при­ёмы – тех­но­ло­гия! – ор­га­нич­ны смыс­лу спек­так­ля.

Спек­такль «Про­сти­тут­ка» в те­а­т­ре «Шко­ла со­вре­мен­ной пье­сы» я, при­зна­юсь че­ст­но, не ви­де­ла. Я там ви­де­ла «Го­род» по пье­се Гриш­ков­ца; ори­ги­наль­но и очень не­пло­хо. Но этот спек­такль, как про­чи­та­ла в ста­тье-ре­цен­зии Алек­сан­д­ра А. Вис­ло­ва «Не по люб­ви» («Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», 2010, № 30), та­кой вы­чур­ный с на­во­ро­чен­ным сю­же­том; дей­ст­вие идёт не на сце­не, а в са­ло­не ино­мар­ки в фойе те­а­т­ра, зри­те­ли кру­тят­ся на сту­пень­ках ле­ст­ни­цы и ви­дят ак­т­ри­су Юлию Ски­ри­ну в ро­ли про­сти­тут­ки Ка­ти и ак­тё­ра Са­и­ла Ба­го­ва в ро­ли ме­ди­а­во­ро­ти­лы Гле­ба на эк­ра­нах мо­ни­то­ров. За­чем та­кие слож­но­с­ти? «...Ис­клю­чи­тель­но ра­ди то­го, – обоб­ща­ет А.А. Вис­лов, – что­бы про­де­мон­ст­ри­ро­вать свои тех­ни­че­с­кие и фи­нан­со­вые воз­мож­но­с­ти». Ну-у... Даль­ше ти­ши­на. Это же и есть «им­му­но­де­фи­цит куль­ту­ры», по тер­ми­ну Ни­ко­лая Пе­ре­яс­ло­ва.

 

Рус­ла­на ЛЯ­ШЕ­ВА

 


На­ше не­до­уме­ние 

Мы по­ра­же­ны: ав­тор Рус­ла­на Ля­ше­ва са­мо­лич­но при­зна­лась, что вто­рой спек­такль, о ко­то­ром она на­пи­са­ла в сво­ей за­мет­ке – «Про­сти­тут­ка», она не ви­де­ла. Но тог­да за­чем пи­сать о том, что че­ло­век не ви­дел. Ко­му нуж­на про­фа­на­ция?





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования