Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 15.10.2010

Чучело: стиль

 Из­го­тов­ле­ние чу­чел жи­вот­ных на­зы­ва­ет­ся так­си­дер­ми­ей. Мно­гие из чи­та­ю­щих эти стро­ки изу­ча­ли зве­рей и птиц в би­о­ло­ги­че­с­ких ка­би­не­тах по по­доб­ным по­со­би­ям. Вы­со­кая мо­да так­же ис­поль­зу­ет ус­лу­ги так­си­дер­ми­с­тов. В це­лом чу­че­ла яв­ля­ют­ся важ­ным ат­ри­бу­том куль­ту­ры. В ка­кой-то сте­пе­ни они ста­ли ча­с­тью на­ше­го по­всед­нев­но­го бы­тия. Преж­де все­го, вспом­ним Гая Фок­са. За­го­вор Гая Фок­са был ра­зоб­ла­чён в 1605 го­ду, и с тех пор его изо­б­ра­же­ние сжи­га­ют в Ан­г­лии каж­дый год в ночь на 5 но­я­б­ря. Са­мо имя Гай (Guy) по­сле «По­ро­хо­во­го за­го­во­ра» ста­ло оз­на­чать «чу­че­ло».

Эле­мен­ты так­си­дер­мии сде­ла­ла ча­с­тью сво­е­го ори­ги­наль­но­го сти­ля аван­гард­ная ан­г­лий­ская ху­дож­ни­ца Бон­ни Вуд (Bonnie Wood) из го­ро­да Нор­вич. Жем­чуг, мех, че­ре­па крыс и ено­тов со­став­ля­ют кон­цеп­ту­аль­ные ин­стал­ля­ции, за­став­ля­ют, по мне­нию Бон­ни, за­ду­мать­ся о свя­зи жиз­ни и смер­ти.

Так­си­дер­мист ис­поль­зу­ет тка­ни жи­вот­но­го для сво­их про­из­ве­де­ний. Для из­го­тов­ле­ния че­ло­ве­че­с­ких фи­гур ис­поль­зу­ют воск, пла­с­тик. Не­мец­кий хи­рург Гюн­тер фон Ха­генс вы­став­ля­ет на­сто­я­щие пре­па­ри­ро­ван­ные мёрт­вые те­ла лю­дей. Но грань здесь весь­ма тон­ка. На­при­мер, пла­с­тик про­из­во­дят из неф­те­про­дук­тов, а нефть – это уг­ле­во­до­род, со­сто­я­щий из ор­га­ни­ки. При оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях про­дукт ес­те­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния мо­жет пре­вра­щать­ся в пла­с­ти­че­с­кую мас­су. Про­ве­ди­те та­кой экс­пе­ри­мент: возь­ми­те чаш­ку Пе­т­ри или обыч­ное стек­лян­ное блюд­це, на­лей­те не­мно­го рас­ти­тель­но­го мас­ла и ос­тавь­те в тём­ном ме­с­те на три ме­ся­ца. Ког­да этот срок ми­ну­ет, по­смо­т­ри­те на ре­зуль­тат – у вас в ру­ках ока­жет­ся ку­сок пласт­мас­сы.

Прак­ти­че­с­кий опыт Бон­ни Вуд де­мон­ст­ри­ру­ет раз­ви­тие куль­тур­но­го кон­тек­с­та на но­вом эта­пе. В Ан­г­лии ни­кто не ве­ша­ет по­ли­ти­че­с­ких яр­лы­ков на ор­на­мен­таль­ные ук­ра­ше­ния. Ис­кус­ст­во мо­жет су­ще­ст­во­вать ра­ди са­мо­го се­бя и ра­ди ис­тин­ных це­ни­те­лей тех или иных ар­те­фак­тов. Ис­кус­ст­во Бон­ни под­чёрк­ну­то вне иде­о­ло­гии. Хо­тя не­ко­то­рые кри­ти­ки на­зы­ва­ли её ни­ги­ли­ст­кой и ан­ти­гу­ма­ни­ст­кой. Но нет – она не про­тив че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва, глаз ху­дож­ни­цы фик­си­ру­ет ес­те­ст­вен­ные про­цес­сы, в том чис­ле и про­цес­сы рас­па­да и де­гра­да­ции. Но это та­кая же часть бы­тия, как раз­ви­тие и рас­цвет. Рас­пу­с­тят­ся сто цве­тов, и цве­тов зла бу­дет не­ма­ло. И сор­ня­ков. Бон­ни на­зы­ва­ет наш мир ди­ким са­дом, где лев в ес­те­ст­вен­ных ус­ло­ви­ях по­жи­ра­ет чу­жих львят, что­бы ос­во­бо­дить ме­с­то для сво­е­го по­том­ст­ва. И по это­му по­во­ду во­все не на­до со­би­рать под­пи­си и вы­сту­пать на ми­тин­ге. До­ста­точ­но ри­со­вать, ин­стал­ли­ро­вать и изо­б­ре­тать но­вые спо­со­бы воз­дей­ст­вия на за­ин­те­ре­со­ван­но­го зри­те­ля. На­при­мер, из­го­тов­ляя чу­че­ла и по­ме­щая их в мир мо­ды.

 

Стра­на, по­ро­див­шая фут­бол и панк, про­дол­жа­ет удив­лять сво­им со­ци­аль­ным ди­зай­ном. И это экс­порт­ные ва­ри­ан­ты: при­ду­мать дуд­ки к фут­боль­но­му чем­пи­о­на­ту и не­на­вяз­чи­во пред­ло­жить дуть в них – для внеш­не­го ми­ра. В Бри­та­нии нет «мас­сы» как по­ли­ти­че­с­ко­го фе­но­ме­на. По­это­му нет и апел­ля­ции к «на­ро­ду» и раз­ве­ши­ва­ния по­ли­ти­че­с­ких яр­лы­ков. Как и во­об­ще лю­бых яр­лы­ков.

Из­го­тов­ле­ние чу­чел име­ет ок­культ­ные кор­ни. В Древ­нем Егип­те, как из­ве­ст­но, тех­ни­ка му­ми­фи­ка­ции до­стиг­ла со­вер­шен­ст­ва, не­ко­то­рые те­ла со­хра­ня­лись ты­ся­чи лет. И со­хра­ня­ют­ся до сих пор. Егип­тя­не му­ми­фи­ци­ро­ва­ли не толь­ко лю­дей, но и жи­вот­ных, в ча­ст­но­с­ти ко­шек. За мно­гие сто­ле­тия в скле­пах ско­пи­лись мил­ли­о­ны му­ми­фи­ци­ро­ван­ных чет­ве­ро­но­гих. Ког­да в ХIХ ве­ке древ­ние за­хо­ро­не­ния бы­ли от­кры­ты, ин­те­рес ар­хе­о­ло­гов на­хо­дил­ся в гроб­ни­цах ца­рей, ко­шек же гру­зи­ли на мор­ские су­да и до­став­ля­ли в Ев­ро­пу в ка­че­ст­ве удо­б­ре­ний. Сей­час это ка­жет­ся ди­ким и поч­ти не­ве­ро­ят­ным, но так бы­ло. Со­вре­мен­ный мир по­те­рял са­мо по­ня­тие ри­ту­а­ла на­чи­с­то. Му­ми­фи­ка­ция пре­вра­ти­лась в так­си­дер­мию, со­хра­нив тем не ме­нее тень за­ло­жен­но­го егип­тя­на­ми смыс­ла. Аб­со­лют­ная, со­вер­шен­ная и изо­ли­ро­ван­ная ци­ви­ли­за­ция со­зда­ла об­раз­цы для ко­пи­ро­ва­ния на ты­ся­че­ле­тия впе­рёд. Это до­стой­но вос­хи­ще­ния. Но ко­ды и це­ли ри­ту­а­ла, ко­неч­но, ут­ра­че­ны.

Но вот и но­вый по­во­рот те­мы: не­дав­но со ссыл­кой на ИТАР-ТАСС рос­сий­ские ме­диа опуб­ли­ко­ва­ли сле­ду­ю­щее со­об­ще­ние:

 

Ми­ни­с­тер­ст­во здра­во­о­хра­не­ния, тру­да и бла­го­со­сто­я­ния Япо­нии обя­за­ло чи­нов­ни­ков пер­со­наль­но про­ве­рить на­ли­чие в жи­вых и ре­аль­ное ме­с­то жи­тель­ст­ва всех граж­дан стар­ше 100 лет, ко­то­рых, по офи­ци­аль­ным дан­ным, на­счи­ты­ва­ет­ся по­ряд­ка 30 ты­сяч че­ло­век. По­во­дом для про­вер­ки стал не­дав­ний ин­ци­дент с об­на­ру­же­ни­ем в То­кио му­ми­фи­ци­ро­ван­но­го те­ла Со­ге­на Ка­то, ко­то­рый чис­лил­ся од­ним из са­мых ста­рых жи­те­лей сто­ли­цы – ему бы­ло 111 лет. Род­ст­вен­ни­ки ут­верж­да­ли, что он за­ни­мал­ся ме­ди­та­ци­ей и на­учил­ся об­хо­дить­ся без пи­щи и во­ды, а за­тем за­тво­рил­ся в сво­ей ком­на­те и ве­лел не бес­по­ко­ить его, так как хо­чет стать «жи­вым Буд­дой». Так про­шли 32 го­да, на про­тя­же­нии ко­то­рых на его счёт про­дол­жа­ли по­сту­пать пен­си­он­ные вы­пла­ты. Се­мья за­яви­ла, что не зна­ла о кон­чи­не сво­е­го па­т­ри­ар­ха, но тем не ме­нее от­ка­зы­ва­лась до­пу­с­кать к не­му со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков.

 

Мёрт­вый че­ло­век на­зван в этом со­об­ще­нии «му­ми­фи­ци­ро­ван­ным те­лом». Дей­ст­ви­тель­но, грань меж­ду мёрт­вым и жи­вым ста­но­вит­ся всё тонь­ше. Офи­ци­аль­ная ста­ти­с­ти­ка чис­лит че­ло­ве­ка жи­вым, а он дав­но уже мёртв. Во­об­ще, стран­ный, ес­ли не ска­зать страш­ный, ха­рак­тер при­ня­ли эти бе­зум­ные ин­фор­ма­ци­он­ные со­об­ще­ния о ре­ги­с­т­ра­ции то здесь, то там «са­мо­го ста­ро­го» че­ло­ве­ка пла­не­ты. В Уган­де об­на­ру­жен са­мый ста­рый, на сле­ду­ю­щий день – в Япо­нии са­мый ста­рый, че­рез день во Фран­ции са­мый-са­мый ста­рый. Му­ми­фи­ка­ция, ко­неч­но, не про­во­дит­ся, дан­ный фе­но­мен – про­сто за­су­шен­ный труп. Сле­ду­ет пред­по­ло­жить, что япон­ская про­вер­ка не вы­явит зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва «мёрт­вых душ» – на­обо­рот, в ре­зуль­та­те этой пе­ре­пи­си на­бе­рут ещё сот­ню-дру­гую со­ци­аль­ных еди­ниц – для пен­си­он­ных вы­плат. Якуд­за. Три­а­ды. Биз­нес Чи­чи­ко­ва рас­цвёл са­мым не­о­жи­дан­ным об­ра­зом. Так всё-та­ки эти вы­су­шен­ные те­ла по клас­си­фи­ка­ции бли­же к му­ми­ям или к чу­че­лам, а мо­жет быть, к ма­не­ке­нам? В филь­ме Tideland по­ка­за­на тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния та­кой «му­мии». Очень прав­до­по­доб­но.

Не уг­луб­ля­ясь в смысл ри­ту­а­лов, мож­но на уров­не здра­во­го смыс­ла за­ме­тить од­но су­ще­ст­вен­ное от­ли­чие: в Егип­те му­мии хо­ро­ни­ли (жи­вот­ных так­же) в гроб­ни­цах, а чу­че­ла, ма­не­ке­ны и про­чие по­дел­ки в сти­ле фон Ха­ген­са вы­став­ля­ют в ка­че­ст­ве по­со­бий. Или ра­ди раз­вле­че­ния. 


Сергей РЮТИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования