Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 15.10.2010

Шоколад на крутом кипятке

 Двад­цать лет про­шло с тех пор, как вы­шел в свет «Шо­ко­лад на кру­том ки­пят­ке» – ро­ман мек­си­кан­ской пи­са­тель­ни­цы, ра­бо­та­ю­щей в жа­н­ре ма­ги­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма, Ла­у­ры Эс­ки­вель. С тех пор он был пе­ре­ве­дён на трид­цать пять язы­ков, из­дан в 98 стра­нах ми­ра, его сум­мар­ный ти­раж – де­сят­ки мил­ли­о­нов эк­земп­ля­ров. Мек­си­кан­ские стра­с­ти, ми­с­ти­ка и ис­то­рия люб­ви, до­стой­ная да­же пе­ра Шек­с­пи­ра, взбу­до­ра­жи­ли чи­та­те­лей во всём ми­ре. Бур­ля­щие эмо­ции и не­пре­одо­ли­мые пре­гра­ды меж­ду влюб­лён­ны­ми мог­ли бы быть слиш­ком по­хо­жи­ми на мек­си­кан­ский се­ри­ал, но в жизнь ге­ро­ев втор­га­ет­ся мек­си­кан­ская ре­во­лю­ция, вно­ся свои кор­рек­ти­вы в судь­бы ге­ро­ев. В 1992-м го­ду вы­шел фильм, сце­на­рий к ко­то­ро­му на­пи­са­ла са­ма Эс­ки­вель. Эта эк­ра­ни­за­ция по­лу­чи­ла не­сколь­ко пре­мий мек­си­кан­ской ки­но­ака­де­мии, но­ми­ни­ро­ва­лась на «Зо­ло­той гло­бус» и пре­мию бри­тан­ской ки­но­ака­де­мии BAFTA. А на днях в «Дру­гом те­а­т­ре» со­сто­я­лась пре­мье­ра од­но­имён­но­го «ку­ли­нар­но-ми­с­ти­че­с­ко­го» спек­так­ля о люб­ви мо­ло­до­го ре­жис­сё­ра Ок­са­ны Це­хо­вич.

На сов­сем не­боль­шой сце­не Цен­т­ра-му­зея Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го раз­вер­ну­лась жизнь од­ной боль­шой се­мьи – це­лая эпо­ха. Мать, три до­че­ри, при­слу­га, же­ни­хи… Смерть за­би­ра­ет ге­ро­ев, но, в луч­ших ми­с­ти­че­с­ких тра­ди­ци­ях, со сце­ны они ухо­дить не то­ро­пят­ся и про­дол­жа­ют уча­ст­во­вать в жиз­ни ге­ро­ев, по­яв­ля­ясь в куль­ми­на­ци­он­ные мо­мен­ты, что­бы по­мочь или по­ме­шать им. А са­мое глав­ное, что всё про­ис­хо­дя­щее ще­д­ро при­прав­ле­но юмо­ром и ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом уни­каль­ных ре­цеп­тов, про ко­то­рые са­ма Эс­ки­вель го­во­рит, что все эти блю­да дей­ст­ви­тель­но мож­но при­го­то­вить. На гла­зах у зри­те­ля не­сча­ст­ная от люб­ви Ти­на (Ксе­ния Ла­ри­на) ре­жет лук, за­ме­ши­ва­ет на­сто­я­щее те­с­то, при­прав­ля­ет блю­да из на­ту­раль­ных ово­щей чес­ноч­ным со­усом, а Алек­сандр Не­сте­ров в ро­ли «за­ка­д­ро­во­го пе­ре­вод­чи­ка» уго­ща­ет зри­те­лей те­ки­лой, ко­то­рую пред­ла­га­ет­ся за­ку­сить не как при­ня­то, ли­мон­чи­ком и со­лью, а це­лым ста­ка­ном та­ба­с­ко. На фо­не яр­ких де­ко­ра­ций, ос­ле­пи­тель­но кра­си­вых жен­щин и ко­ло­рит­ных му­зы­кан­тов в со­ло­мен­ных сом­б­ре­ро (их ро­ли ис­пол­ня­ют Алек­сей Баг­да­са­ров, Ан­тон Фё­до­ров) вре­мя от вре­ме­ни по­яв­ля­ет­ся оба­я­тель­ный мо­ло­дой че­ло­век в клас­си­че­с­ком де­ло­вом ко­с­тю­ме и по­яс­ня­ет, о чём в дан­ный мо­мент го­во­рят на сце­не. Эда­кий су­ф­лёр, под­ска­зы­ва­ю­щий зри­те­лю, в ка­ком го­ду на­ча­лась и чем за­кон­чи­лась мек­си­кан­ская ре­во­лю­ция, по­че­му имен­но в Мек­си­ке те­ки­лу за­пи­ва­ют ос­т­рей­шим со­усом, а так­же рас­ска­зы­вал о про­дук­тах, не­из­ве­ст­ных у нас в стра­не, как толь­ко Ти­на со­би­ра­лась до­ба­вить их в но­вое блю­до.

При­знать­ся, не­сколь­ко раз ка­за­лось, что вот-вот на ско­во­ро­де за­шк­вор­чит мас­ло и за­пах­нет, на­при­мер, жа­ре­ны­ми го­вя­жь­и­ми хво­с­ти­ка­ми. Но нет – это бы­ла все­го лишь ил­лю­зия. Сце­ны ду­шев­ных тер­за­ний, мек­си­кан­ские (и не толь­ко) пес­ни под ги­та­ру, силь­ней­шая кон­цен­т­ра­ция со­бы­тий за 2,5 ча­са спек­так­ля не да­ют зри­те­лю от­ве­с­ти глаз от сце­ны ни на ми­ну­ту.

По­сле спек­так­ля на во­про­сы «ЛР» от­ве­ти­ли ре­жис­сёр Ок­са­на Це­хо­вич и ди­рек­тор «Дру­го­го те­а­т­ра», а по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву ещё и глав­ный ре­жис­сёр «Квар­те­та И», Сер­гей Пе­т­рей­ков.

 

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

– Ок­са­на, стре­ми­лись ли вы – и уда­лось ли – пе­ре­дать ми­с­ти­ко-ре­а­ли­с­ти­че­сую спе­ци­фи­ку ро­ма­на Эс­ки­вель?

– По­ста­нов­ка те­а­т­ра и ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние всё-та­ки от­ли­ча­ют­ся. Весь со­бы­тий­ный ряд, всю ми­с­ти­че­с­кую, ре­во­лю­ци­он­ную и лю­бов­ную ли­нии я ос­та­ви­ла не­из­мен­ны­ми. Ес­те­ст­вен­но, ро­ман – боль­шое про­из­ве­де­ние, что-то со­кра­ще­но, но вся со­бы­тий­ная ли­ния от на­ча­ла до кон­ца со­хра­не­на. Мы пы­та­лись с ак­тё­ра­ми и со всей ко­ман­дой про­ник­нуть в эту сти­хию – Мек­си­ки, на­ча­ла ве­ка, ре­во­лю­ции, тан­цев, стра­с­тей, за­па­хов... Ко­неч­но, ат­мо­сфе­ра не­множ­ко от­ли­ча­ет­ся, но всё-та­ки мне ка­жет­ся, что ре­во­лю­ци­он­ное на­ча­ло ве­ка, так силь­но сбли­жа­ю­щее Рос­сию и Мек­си­ку, са­мо про­дик­то­ва­ло нам этот ход – про­во­дить па­рал­ле­ли меж­ду стра­на­ми. Та же пес­ня «По до­ли­нам и по взго­рь­ям» (пар­ти­зан­ская пес­ня граж­дан­ской вой­ны. – Прим. ред.). Че­ст­но го­во­ря, она по­яви­лась в Рос­сии поз­же, в 10–20-е го­ды, но она бы­ла на­столь­ко по­пу­ляр­на, что её и ис­па­но­языч­ное на­се­ле­ние пе­ло, и её пе­ли да­же в Мек­си­ке. То есть, взять эту пес­ню и спеть на ис­пан­ском – да­же не моя идея. Мне ка­жет­ся, она очень удач­но впле­та­ет­ся в кон­текст спек­так­ля и, как мне ка­жет­ся, объ­е­ди­ня­ет. Хо­те­лось объ­е­ди­не­ния Рос­сии и Мек­си­ки, хо­те­лось вне­сти в спек­такль что-то, что ка­са­ет­ся и на­ше­го на­ро­да. По­это­му и «По­бе­да ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­с­кой пар­тии» воз­ник­ла.

– Вы упо­мя­ну­ли за­па­хи. Не воз­ни­ка­ло же­ла­ния на­пол­нить зал этим вос­хи­ти­тель­ным бу­ке­том аро­ма­тов мек­си­кан­ской кух­ни?

– Мы сей­час хо­тим не­множ­ко усо­вер­шен­ст­во­вать спек­такль за­па­ха­ми. Но в этом есть не­боль­шая слож­ность – не все пло­щад­ки раз­ре­ша­ют ис­поль­зо­ва­ние на сце­не ка­ко­го-ли­бо ог­ня, по­это­му ре­жис­сё­ры ухи­щ­ря­ют­ся как толь­ко мо­гут. Но бу­дем ста­рать­ся. За­па­ха хо­чет­ся. И я ду­маю, что лю­ди, ко­то­рые при­дут на спек­такль 29-го ок­тя­б­ря, уже их по­чув­ст­ву­ют. Я хо­чу по­сто­ян­но усо­вер­шен­ст­во­вать спек­такль. Я из тех ре­жис­сё­ров, что по­сто­ян­но вно­сят ка­кие-то кор­рек­ти­вы и нов­ше­ст­ва – с каж­дым по­ка­зом.

– Сер­гей, а как вам? Чем спек­такль от­ли­ча­ет­ся от дру­гих по­ста­но­вок «Дру­го­го те­а­т­ра»?

– Во-пер­вых, ма­те­ри­ал. Спек­такль по­став­лен не на ос­но­ве дра­ма­тур­гии, а на ос­но­ве ро­ма­на, что до­пол­ни­тель­ную слож­ность пред­став­ля­ло – но с ней ус­пеш­но спра­ви­лись. С про­зой обыч­но ре­жис­сё­ры бук­су­ют – нуж­но, чтоб кто-то сце­на­рий на­пи­сал, кто-то что-то при­ду­мал. А Ок­са­на – мо­ло­дец, са­ма с этой за­да­чей спра­ви­лась – и пра­виль­но сде­ла­ла. А ещё сра­зу чув­ст­ву­ет­ся, что спек­такль сде­лан ко­ман­дой. Все друг дру­гу по­ды­г­ры­ва­ют – нет та­ко­го, что где-то ак­тёр сто­ит, сза­ди – кор­де­ба­лет идёт. Имен­но та­кой спло­чён­ный кол­лек­тив, ко­то­рый на­ва­лил­ся и сде­лал. И сде­лал очень хо­ро­шо. По­это­му ощу­ща­ет­ся та­кая хо­ро­шая здо­ро­вая энер­гия. Это мне очень нра­вит­ся.

– Ок­са­на, а как воз­ник­ла идея – вы­ве­с­ти на сце­ну это­го за­ме­ча­тель­но­го «су­ф­лё­ра», под­ска­зы­ва­ю­ще­го зри­те­лю то, че­го он, воз­мож­но, не зна­ет?

– (Сме­ёт­ся.) Че­ст­но го­во­ря, ког­да спек­такль был уже сде­лан, че­го-то нам, по­ка­за­лось, не хва­та­ло. Как буд­то мы не­множ­ко со сто­ро­ны смо­т­рим на Мек­си­ку. И Сер­гей Дми­т­ри­е­вич Пе­т­рей­ков пред­ло­жил та­кой ход. Бы­ло слож­но, но, че­ст­но го­во­ря, я спра­ви­лась. Вче­ра ещё про­ве­ря­ли что-то, но се­го­дня я пол­но­стью со­глас­на, что без не­го спек­такль бы не так удал­ся. Эта идея сра­бо­та­ла. Я са­ма его на­зва­ла «пе­ре­вод­чик с ино­ст­ран­но­го». По­лу­ча­ет­ся, что ка­кие-то ве­щи, ко­то­рые от нас да­ле­ко, долж­ны быть до­не­се­ны до зри­те­ля че­рез по­сред­ни­ка. И та­кой че­ло­век воз­ник.

Сер­гей Пе­т­рей­ков:

– Это был ход чи­с­то эс­т­рад­ный. На са­мом де­ле, он про­стой и по­нят­ный, но все­гда бес­про­иг­рыш­ный. А Са­ша (име­ет­ся в ви­ду ак­тёр Алек­сандр Не­сте­ров) под­хва­тил идею и бле­с­тя­ще спра­вил­ся с ро­лью на раз.


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования