Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 22.10.2010

Вставать ли из-за стола?

 Это на­зва­ние я при­ду­мал лет семь на­зад – вско­ре по­сле Франк­фурт­с­кой книж­ной яр­мар­ки 2003 го­да, – а те­перь для не­го со­зрел и текст.

На той яр­мар­ке со­сто­ял­ся круг­лый стол под на­зва­ни­ем «Мо­ло­дой пи­са­тель: куль­ту­ра по­ве­де­ния», уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го об­ме­ня­лись реп­ли­ка­ми (дис­кус­сии не по­лу­чи­лось). Боль­шин­ст­во бы­ло убеж­де­но, что пи­са­тель – не шо­у­мен, не по­ли­тик, его де­ло си­деть и пи­сать. Лишь Сер­гей Шар­гу­нов при­дер­жи­вал­ся дру­го­го мне­ния: пи­са­тель – это об­ще­ст­вен­ная фи­гу­ра, он дол­жен ак­тив­но уча­ст­во­вать в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, по­яв­лять­ся на те­ле­ви­де­нии, вли­ять на по­ли­ти­че­с­кие про­цес­сы.

С тех пор те­ма эта не раз под­ни­ма­лась на стра­ни­цах ли­те­ра­тур­ных из­да­ний, ка­сал­ся её и я в сво­их за­мет­ках. Сей­час за­хо­те­лось на­пи­сать об этом по­дроб­нее. По­во­дом стал от­зыв Сер­гея Бе­ля­ко­ва в ин­тер­нет-из­да­нии «Ча­ст­ный кор­ре­с­пон­дент» на ста­тью Али­сы Га­ни­е­вой «Хре­с­то­ма­тий­ный гля­нец», вы­шед­шую в 8-м но­ме­ре жур­на­ла «Ок­тябрь».

Али­са рас­сма­т­ри­ва­ет в сво­ей ста­тье кон­так­ты мо­ло­дых пи­са­те­лей с глян­це­вы­ми жур­на­ла­ми. При­чём не толь­ко пи­са­тель­ские кон­так­ты (пуб­ли­ка­ция про­зы, эс­се и то­му по­доб­но­го), но и фо­то­сес­сии, в ко­то­рых мо­ло­дые ав­то­ры всё ча­ще при­ни­ма­ют уча­с­тие. Пи­шет Али­са о муж­чи­нах, по­про­сив чи­та­те­лей «за­быть о пи­са­те­лях-жен­щи­нах». Ге­ро­я­ми её ста­тьи яв­ля­ют­ся Гер­ман Са­ду­ла­ев, Алек­сандр Сне­ги­рёв, За­хар При­ле­пин, Сер­гей Шар­гу­нов и Ми­ха­ил Ели­за­ров.

Пи­шет Га­ни­е­ва со зна­ни­ем де­ла, тем бо­лее что са­ма глян­ца не чуж­да­ет­ся. В од­ном жур­на­ле по­явил­ся её рас­сказ, в дру­гом – фот­ки... Впро­чем, о жен­щи­нах дей­ст­ви­тель­но за­бу­дем.

При­ве­дя мно­же­ст­во при­ме­ров друж­бы пи­са­те­лей с мод­ны­ми жур­на­ла­ми, ав­тор ста­тьи де­ла­ет вы­вод: «По­ка на глян­це­вой бу­ма­ге кра­су­ют­ся те, чьи кни­ги, а не толь­ко имидж, вос­тре­бо­ва­ны чи­та­те­ля­ми, по­пу­ляр­ные очер­ки и пи­са­тель­ские фо­то­сес­сии – не уг­ро­за ли­те­ра­ту­ре, а её очень со­вре­мен­ный ак­сес­су­ар».

Сер­гей Бе­ля­ков с этим ка­те­го­ри­че­с­ки не со­гла­сен: «Сни­мать­ся для глян­ца, вы­сту­пать в те­ле­шоу, пи­сать для гла­мур­но­го жур­на­ла во­все не так без­вред­но. Пи­са­те­лю это мо­жет по­вре­дить, мо­жет, впро­чем, и пой­ти на поль­зу, ес­ли речь идёт о ком­мер­ции. А вот ли­те­ра­ту­ре – один вред. <...> Гля­нец ме­ня­ет ли­те­ра­тур­ную ие­рар­хию. Ус­пех ли­те­ра­то­ра всё боль­ше за­ви­сит от ма­с­тер­ст­ва фо­то­гра­фа. Ум­ные лю­ди по­ня­ли это ещё не­сколь­ко лет на­зад. <...> Ис­кус­ст­во по­зи­ро­вать фо­то­гра­фу ста­ло важ­нее ли­те­ра­тур­но­го ма­с­тер­ст­ва. Мо­жет быть, по­яви­лась но­вая про­фес­сия – пи­са­тель топ-мо­дель?»

Новый гламурный персонаж –  Сергей ШАРГУНОВ
Новый гламурный персонаж –
Сергей ШАРГУНОВ

С од­ной сто­ро­ны, уг­ро­за то­го, что гля­нец съест пи­са­те­ля, есть. Но мо­жет съесть и не гля­нец, а, на­при­мер, си­с­тем­ная по­ли­ти­ка, как это чуть бы­ло не про­изо­ш­ло с Сер­ге­ем Шар­гу­но­вым. (Ждём его обе­щан­ный ро­ман и на­де­ем­ся сно­ва уви­деть силь­ную про­зу.) Мо­гут съесть и де­сят­ки дру­гих хищ­ни­ков, охо­тя­щих­ся на пи­са­те­ля на про­тя­же­нии всей его жиз­ни.

С дру­гой сто­ро­ны, бу­дет ли то­му же глян­цу ин­те­ре­сен пи­са­тель, пи­шу­щий яв­ное дерь­мо. Бу­дут ли его фо­то­гра­фи­ро­вать, пе­ча­тать его тек­с­ты? Тем бо­лее что гля­нец по­сте­пен­но, но, ка­жет­ся, не­у­клон­но ум­не­ет. Про­сто яр­кие кар­тин­ки уже ма­ло ко­го при­вле­ка­ют, тре­бу­ют­ся вдо­ба­вок и мыс­ли.

Гля­нец зо­вёт в се­бя не всех пи­са­те­лей, не все в не­го идут. По­вто­рим фа­ми­лии тех, кто с ним (по край­ней ме­ре, по вер­сии Али­сы Га­ни­е­вой) на­и­бо­лее ак­тив­но со­труд­ни­ча­ет. Са­ду­ла­ев, Сне­ги­рёв, При­ле­пин, Шар­гу­нов, Ели­за­ров. Все они, во-пер­вых, об­ла­да­ют не­о­рди­нар­ной внеш­но­с­тью, а во-вто­рых, как пи­са­те­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на по­зи­тив. Не ту­пой, ко­неч­но, но всё-та­ки. Они все, вклю­чая и Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва, хо­тят улуч­шить жизнь, от­но­сят­ся к ней как к по­лю для де­я­тель­но­с­ти. Мод­ные жур­на­лы для это­го очень под­хо­дя­щий ин­ст­ру­мент.

Ко­го из них гля­нец ис­пор­тил? Гер­ман Са­ду­ла­ев, на ко­то­ром по­сле вы­хо­да ро­ма­нов «Таб­лет­ка» и «AD» се­рь­ёз­ные кри­ти­ки по­ста­ви­ли крест, на­пи­сал мощ­ную про­зу – «Ша­лин­ский рейд»; «Тще­сла­вие» Алек­сан­д­ра Сне­ги­рё­ва мно­гих оби­де­ло, но книж­ка эта не ху­же «Неф­тя­ной Ве­не­ры» и «Как мы бом­би­ли Аме­ри­ку»; За­хар При­ле­пин из­дал би­о­гра­фию Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва, в ко­то­рой по­ка­зал се­бя се­рь­ёз­ным ис­сле­до­ва­те­лем; у Сер­гея Шар­гу­но­ва вы­шла по­весть «Вась-Вась», и она по край­ней ме­ре не ху­же пре­ды­ду­щей – «Ча­ро­дея»; Ми­ха­ил Ели­за­ров, по-мо­е­му, бла­го­да­ря об­ще­нию с куль­ту­рой глян­ца, на­пи­ты­ва­ет­ся со­ци­аль­ной зло­бой и, быть мо­жет, ско­ро на­пи­шет по-на­сто­я­ще­му ре­а­ли­с­тич­ный, сер­ди­тый ро­ман...

Ещё не так дав­но я был про­тив то­го, что­бы пи­са­те­ли, осо­бен­но те, ко­го при­ня­то на­зы­вать «мо­ло­ды­ми», ча­с­то по­яв­ля­лись в те­ле­ви­зо­рах, ув­ле­ка­лись пи­са­ни­ем ко­ло­нок в га­зе­тах и жур­на­лах. Те­перь моя по­зи­ция не­сколь­ко по­ме­ня­лась.

У нас на гла­зах по­ра­зи­тель­но бы­с­т­ры­ми тем­па­ми про­ис­хо­дит рас­сло­е­ние об­ще­ст­ва. В том чис­ле и чи­та­тель­ско­го. Мно­гие из тех, кто под­сел на кни­ги, на­при­мер, «Ас­т­ре­ли», не ве­да­ют, что вы­хо­дит в «Экс­мо» или «Ad Marginem». Чи­та­те­ли тол­стых жур­на­лов не за­гля­ды­ва­ют в дру­гие пе­ри­о­ди­че­с­кие из­да­ния. Са­ми на­ши пи­са­те­ли по боль­шей ча­с­ти ста­но­вят­ся всё силь­нее по­хо­жи­ми на ев­ро­пей­ских или аме­ри­кан­ских – ти­хие чу­да­ки в ста­ро­мод­ных пи­д­жач­ках. Эта­кие Яны Вол­кер­сы из из­ве­ст­но­го рас­ска­за Оле­га Зо­бер­на. Боль­шин­ст­во об­ла­да­ю­щих та­лан­том пи­са­те­лей со­вре­мен­ную жизнь не по­ни­ма­ют, да и не хо­тят в ней раз­би­рать­ся, в неё по­гру­жать­ся. Пи­шут на до­воль­но от­вле­чён­ные те­мы, да­же ес­ли хо­тят на­пи­сать о со­вре­мен­но­с­ти. С этим нуж­но что-то де­лать.

Те, кто со­труд­ни­ча­ет с глян­цем, на мой взгляд, пы­та­ют­ся уз­нать со­вре­мен­ную жизнь. Точ­нее, оп­ре­де­лён­ный пласт жиз­ни. Но они же, вый­дя за пре­де­лы глян­це­во­го (хо­тя вряд ли он дей­ст­ви­тель­но глян­це­вый) мир­ка, на­вер­ня­ка оку­на­ют­ся в дру­гие пла­с­ты. Это вид­но по их про­зе, эс­се... Ну а ес­ли вдруг кто-то из них пе­ре­ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся в «пи­са­те­ли топ-мо­де­ли», че­го не ис­клю­ча­ет Сер­гей Бе­ля­ков, – что ж, че­ло­век сво­бо­ден в сво­ём вы­бо­ре. И топ-мо­дель по­тен­ци­аль­но мо­жет на­пи­сать хо­ро­шую кни­гу.

В об­щем-то, и Сер­гей Бе­ля­ков сво­бо­ден ре­а­ги­ро­вать на ту или иную пуб­ли­ка­цию как ему хо­чет­ся. Но всё же в этом тек­с­те не­при­ят­но за­це­пил оче­ред­ной вы­пад Бе­ля­ко­ва про­тив При­ле­пи­на:

«Где был бы те­перь ав­тор «Па­то­ло­гий», ес­ли бы не раз­вил свой пер­вый ус­пех мощ­ной, хо­ро­шо под­го­тов­лен­ной PR-ком­па­ни­ей (на­вер­ное, кам­па­ни­ей. – Р.С.)?»

Всё-та­ки хо­чет­ся уз­нать, что это за пи­ар-кам­па­ния бы­ла? На мой взгляд, та­кую фи­гу­ру, как При­ле­пин, в прес­но­ва­том, пря­мо ска­жем, ли­те­ра­тур­ном ми­ре жда­ли, она и яви­лась. По-мо­е­му, фи­гу­ра эта не ока­за­лась мыль­ным пу­зы­рём, лич­но я чи­таю при­ле­пин­ские ве­щи в ос­нов­ном с удо­воль­ст­ви­ем, ча­с­то­та его по­яв­ле­ния в те­ле­ви­зо­ре, на ра­дио ме­ня слег­ка бес­по­ко­ит (не пе­ре­кор­мил бы со­бой пуб­ли­ку), но не раз­дра­жа­ет. При­ле­пи­ну есть что ска­зать.

Лю­ди, в том чис­ле и пи­са­те­ли, – раз­ные по скла­ду сво­е­го ха­рак­те­ра, тем­пе­ра­мен­та и т.д. Од­ни пуб­лич­ные, дру­гие – нет. Всех пи­са­те­лей не по­се­лишь в ке­ль­ях. Да и хо­чет ли ту­да кто-ни­будь? По­мню, как-то жур­нал «Афи­ша» при­гла­сил При­ле­пи­на, Или­чев­ско­го, Ру­ба­но­ва, ме­ня, ещё не­сколь­ких близ­ких нам по воз­ра­с­ту ав­то­ров сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся вме­с­те. Ни­кто вро­де не от­ка­зал­ся, все при­шли в ус­лов­лен­ное вре­мя в ус­лов­лен­ное ме­с­то, ка­та­лись на ре­дак­ци­он­ном ав­то­бу­се в по­ис­ках под­хо­дя­щей на­ту­ры. По­по­зи­ро­ва­ли без от­вра­ще­ния. И ни­че­го, мир не пе­ре­вер­нул­ся.

Да­лее Сер­гей Бе­ля­ков вы­да­ёт то, что, как го­во­рят в Ин­тер­не­те, ме­ня улыб­ну­ло:

«На­та­лья Ива­но­ва вклю­чи­ла За­ха­ра в ли­те­ра­тур­ную эли­ту ну­ле­вых вме­с­те с Или­чев­ским, Шиш­ки­ным и Бы­ко­вым. Меж­ду тем При­ле­пи­ну сле­до­ва­ло бы про­пу­с­тить впе­рёд Оле­га Ер­ма­ко­ва, Иго­ря Сах­нов­ско­го, Оль­гу Слав­ни­ко­ву, Люд­ми­лу Улиц­кую, Ма­ри­ну Па­лей, Ни­ко­лая Кли­мон­то­ви­ча, Юлию Ко­кош­ко, Ев­ге­ния Ка­мин­ско­го, Бо­ри­са Тел­ко­ва, Ан­д­рея Иль­ен­ко­ва и ещё де­сят­ка три-че­ты­ре, не мень­ше, хо­ро­ших про­за­и­ков».

Да, у каж­до­го чи­та­те­ля, в том чис­ле и ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка, свои лю­бим­цы, су­дить его за это бес­по­лез­но и глу­по. Но как Сер­гей Бе­ля­ков пред­став­ля­ет ме­ха­низм про­пу­с­ка­ния впе­рёд При­ле­пи­ным на­зван­ных и не­на­зван­ных ав­то­ров? Тем бо­лее что эли­той ну­ле­вых он на­звал се­бя не сам. Я по­пы­тал­ся вду­мать­ся в при­ве­дён­ную вы­ше фра­зу, и по­чув­ст­во­вал в моз­гу не­хо­ро­ший жар.

(За­ме­чу, что За­хар При­ле­пин, как ма­ло кто из пи­са­тель­ской бра­тии, уме­ет вос­тор­гать­ся чу­жи­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Вспом­ним хо­тя бы его от­зы­вы на кни­ги Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го или Алек­сан­д­ра Те­ре­хо­ва.)

Во­об­ще эти «PR-ком­па­нии», «про­пу­с­тить впе­рёд» сви­де­тель­ст­ву­ют, ско­рее все­го, о том, что свои тек­с­ты для «Ча­ст­но­го кор­ре­с­пон­ден­та» Сер­гей Бе­ля­ков пи­шет в спеш­ке. Из­да­ние, где он сей­час в ос­нов­ном пуб­ли­ку­ет­ся, ста­ло за по­след­ний год од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных в ли­те­ра­тур­ном ми­ре, поч­ти каж­дый день в нём мож­но об­на­ру­жить ста­тью не ста­тью (на­зо­вём – ко­лон­ку) од­но­го из трёх ве­ду­щих «ча­с­кор­ров­ских» кри­ти­ков – Вик­то­ра То­по­ро­ва, Ки­рил­ла Ан­ку­ди­но­ва и Сер­гея Бе­ля­ко­ва. Ко­лон­ки ос­т­ры, ла­ко­нич­ны, но имен­но к ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке они име­ют, по-мо­е­му, ма­ло от­но­ше­ния.

На­при­мер, не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад Сер­гей Бе­ля­ков на­пи­сал об Ан­д­рее Нем­зе­ре. Пе­ре­ска­зы­вать со­дер­жа­ние не бу­ду. Мысль та­кая, что Нем­зе­ра дав­но раз­дра­жа­ет со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра, так за­чем он о ней пи­шет. За­ни­мал­ся бы луч­ше ис­то­ри­ей. Я, в об­щем-то, с этой мыс­лью го­тов был бы со­гла­сить­ся, ес­ли бы не та ка­те­го­рич­ность, с ка­кой Сер­гей вы­ска­зал­ся.

Или не­дав­ний кон­фуз с ре­цен­зи­ей на ро­ман Оль­ги Слав­ни­ко­вой «Лёг­кая го­ло­ва». Не по­няв, что в 9-м но­ме­ре «Зна­ме­ни» опуб­ли­ко­ва­на лишь пер­вая по­ло­ви­на, Сер­гей Бе­ля­ков на­пи­сал ре­цен­зию на не­го как на за­кон­чен­ное про­из­ве­де­ние. И оп­ре­де­лил «Лёг­кую го­ло­ву» как яв­ную не­уда­чу Слав­ни­ко­вой.

Мо­жет быть, это и не­уда­ча. Но сто­и­ло бы по­раз­мы­ш­лять о том, по­че­му са­мый, на­вер­ное, ис­кус­ный пи­са­тель на­ше­го вре­ме­ни вдруг со­вер­шен­но по­ме­нял стиль, от­ка­зал­ся от изящ­ной сло­вес­но­с­ти. Сер­гей Бе­ля­ков объ­яс­нил ме­та­мор­фо­зу так: Слав­ни­ко­ву ис­пор­ти­ло на­пи­са­ние рас­ска­зов для глян­це­во­го жур­на­ла «Сак­во­яж СВ». Но вряд ли он сам удов­ле­тво­рён та­ким объ­яс­не­ни­ем. Про­дол­жая ос­мыс­лять ли­те­ра­ту­ру в том же жа­н­ре боль­шой ста­тьи, в ка­ком Бе­ля­ков ра­бо­тал ещё не­дав­но (на­при­мер, его пуб­ли­ка­ции в «Но­вом ми­ре» 2007–2008 го­дов), он бы на­вер­ня­ка сде­лал ин­те­рес­ные и важ­ные от­кры­тия в об­ла­с­ти «Лёг­кой го­ло­вы». Но темп, в ко­то­ром жи­вёт «Ча­ст­ный кор­ре­с­пон­дент», не да­ёт вре­ме­ни по-на­сто­я­ще­му со­сре­до­то­чить­ся.

В этом смыс­ле судь­ба кри­ти­ка Сер­гея Бе­ля­ко­ва ме­ня бес­по­ко­ит ку­да боль­ше, чем судь­бы тех пи­са­те­лей, что вре­мя от вре­ме­ни вста­ют из-за сто­ла и вы­хо­дят под вспыш­ки фо­то­ка­мер. У пи­са­те­ля, как го­во­рит­ся, всё мо­жет пой­ти в де­ло, а вот у кри­ти­ка – боль­шой во­прос. 


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования