Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №43. 22.10.2010

О молодом литераторе, литераторствующем литературно

 ПЕ­ЧА­ТА­ЕМ ПО РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ВА­СИ­ЛИЯ ШИ­РЯ­Е­ВА

 

Дми­т­рий Бы­ков в «Опы­те о по­эти­че­с­ком фе­с­ти­ва­ле» за­ме­тил, что «по­эзии в Рос­сии се­го­дня поч­ти нет – по­то­му, ве­ро­ят­но, и фе­с­ти­ва­ли есть».

Вы­ска­зы­ва­ние это спра­вед­ли­во се­го­дня так же, как и в 2002 го­ду. Оно бу­дет ак­ту­аль­но ещё до­воль­но дол­го. «Ту­со­воч­ность» се­го­дня за­ме­ни­ла со­бой по­эзию, став со­дер­жа­ни­ем её бы­то­ва­ния.

В ап­ре­ле это­го го­да я стал фи­на­ли­с­том фе­с­ти­ва­ля «Мо­ло­дой ли­те­ра­тор». Ни­же­го­род­ский фе­с­ти­валь, стар­то­вав­ший как вну­т­ри­уни­вер­си­тет­ский, уси­ли­я­ми груп­пы «МАС­СО­ЛИТ» стал все­рос­сий­ским. Ре­бя­та уму­д­ри­лись вы­бить у вла­с­тей сред­ст­ва, за что за­слу­жи­ва­ют вся­че­с­ко­го ува­же­ния. И всё бы хо­ро­шо, ес­ли бы…

Рис. Алексея ТАЛИМОНОВА
Рис. Алексея ТАЛИМОНОВА

Ехал я на фи­наль­ный тур в Ниж­ний Нов­го­род без вся­ких ла­у­ре­ат­ских ам­би­ций, по­то­му что пи­шу сти­хи вне ны­неш­не­го по­ш­ло­ва­то-аморф­но­го, на мой взгляд, мейн­стри­ма… Как пред­по­ла­гал – так и по­лу­чи­лось: Дми­т­рий Кузь­мин ме­ня «за­ру­бил» из прин­ци­пи­аль­но­с­ти, тес­но гра­ни­ча­щей с пред­взя­то­с­тью… За­чем ехал? По­смо­т­реть на бу­ду­щее рус­ской ли­те­ра­ту­ры, на мо­ло­дую по­росль, ко­то­рая не се­го­дня – за­в­т­ра ста­нет оп­ре­де­лять век­тор дви­же­ния на­шей мно­го­ст­ра­даль­ной сло­вес­но­с­ти. По­смо­т­рел. Боль­ше не хо­чу…

В фи­на­ле бы­ли пред­став­ле­ны 15 по­этов и 10 про­за­и­ков, чьи про­из­ве­де­ния бы­ли тща­тель­но ото­б­ра­ны из ты­ся­чи (!) за­явок. Пла­ти­но­вый блеск со­вре­мен­ной мо­ло­дой ли­те­ра­ту­ры, ка­за­лось бы… А на де­ле на кон­курс­ных чте­ни­ях не­по­нят­но бы­ло, кто чи­та­ет про­зу, а кто сти­хи… При­хо­ди­лось с при­скор­би­ем кон­ста­ти­ро­вать, что вы­ст­ро­ен­ные в строч­ку тек­с­ты по­этов бу­дут пред­став­лять со­бой пло­хую про­зу, а вы­ст­ро­ен­ные в стол­бик тек­с­ты про­за­и­ков – пло­хие сти­хи.

Те­ма со­вре­мен­но­го вер­ли­б­ра уже на­би­ла ос­ко­ми­ну. Я об­сто­я­тель­но пи­сал об этом в ре­цен­зии на кни­гу М.Бо­те­вой в 8-м но­ме­ре жур­на­ла «Урал» за 2009 год. Крат­ко по­вто­рю ос­нов­ные те­зи­сы: за сти­хо­тво­ре­ние без риф­мы на­до брать­ся, ког­да иде­аль­но вла­де­ешь ис­кус­ст­вом риф­мов­ки, ибо вер­либр, за от­сут­ст­ви­ем в нём риф­мы, ак­ту­а­ли­зи­ру­ет все ос­таль­ные ком­по­нен­ты по­эти­че­с­ко­го тек­с­та. Ка­жу­ща­я­ся лёг­кость этой фор­мы, её со­блаз­ни­тель­ность обо­ра­чи­ва­ет­ся тем, что со­вре­мен­ная по­эзия на­вод­ни­лась мно­же­ст­вом по­хо­жих друг на дру­га, как две бло­хи, рых­лых тек­с­тов. Брод­ский пре­крас­но оп­ре­де­лил от­ли­чи­тель­ное свой­ст­во по­эзии, вне ко­то­ро­го она по­эзи­ей быть пе­ре­ста­ёт: «Сти­хо­тво­ре­ние – ко­лос­саль­ный ус­ко­ри­тель со­зна­ния». Мы­ш­ле­ние сти­хом при­да­ёт мыс­ли та­кую плот­ность и инер­цию, ко­то­рая не­воз­мож­на в про­зе. В не­уме­лых вер­ли­б­рах уча­ст­ни­ков «Мо­ло­до­го ли­те­ра­то­ра» эта не­об­хо­ди­мая ди­на­ми­ка, это ус­ко­ре­ние пу­те­вод­ной мыс­ли и язы­ко­вая «со­бран­ность» от­сут­ст­во­ва­ли на­прочь. Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди на­до ска­зать, что боль­шин­ст­во риф­мо­ван­ных тек­с­тов «про­ви­са­ли» ни­чуть не мень­ше.

Ед­ва ли не един­ст­вен­ным свет­лым пят­ном на этом пра­зд­ни­ке без­ли­чия ста­ла по­бе­да Га­ли Рым­бу – на­сто­я­ще­го креп­ко­го по­эта, име­ю­ще­го свою ин­то­на­цию, свою экс­прес­сив­ность и ди­на­ми­ку раз­вёр­ты­ва­ния сти­ха, свою не­по­вто­ри­мую по­да­чу. Здра­вый смысл в оцен­ках жю­ри, в об­щем и це­лом впол­не ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, та­ким об­ра­зом, во­зоб­ла­дал. И это не мо­жет не ра­до­вать.

Но это не ме­ня­ет об­щей уны­лой кар­ти­ны…

В том-то и си­ла по­эзии, что она го­во­рит са­ма за се­бя. С ли­с­та. С го­ло­са. В боль­шин­ст­ве тек­с­тов уча­ст­ни­ков «Мо­ло­до­го ли­те­ра­то­ра» она не го­во­рит, а стыд­ли­во из­ви­ня­ет­ся и пря­чет­ся от по­зо­ра в меж­ду­ст­роч­ные «но­ры» вне за­ви­си­мо­с­ти от ав­тор­ско­го хо­те­ния.

Пер­вое до­сто­ин­ст­во по­эти­че­с­ко­го тек­с­та – не­по­вто­ри­мость ин­то­на­ции. Да­же весь­ма да­лё­кий от по­эзии че­ло­век вряд ли спу­та­ет Ма­я­ков­ско­го и Бло­ка, Цве­та­е­ву и Ах­ма­то­ву. Ес­ли же пе­ре­ме­шать под­бор­ки фи­на­ли­с­тов «Мо­ло­до­го ли­те­ра­то­ра», то, бо­юсь, вряд ли воз­мож­но бу­дет ат­ри­бу­ти­ро­вать ав­то­ра. А о при­над­леж­но­с­ти тек­с­та к про­зе или к по­эзии за­ча­с­тую бу­дет сви­де­тель­ст­во­вать толь­ко пре­сло­ву­тое гра­фи­че­с­кое оформ­ле­ние: стол­бик или строч­ка.

Ис­клю­чи­тель­но бо­лью и оби­дой за мо­ло­дых лю­дей (кста­ти, по сво­им че­ло­ве­че­с­ким ка­че­ст­вам все, с кем мне до­ве­лось бо­лее-ме­нее плот­но по­об­щать­ся на фе­с­ти­ва­ле, ока­за­лись за­ме­ча­тель­ны­ми ре­бя­та­ми), ко­то­рые, са­ми то­го не за­ме­чая, те­ря­ют в се­бе по­эта, ещё да­же не най­дя тол­ком, и обус­лов­ле­на рез­ко­ва­тость мо­е­го то­на. По­ка мел­ко­трав­ча­тые сур­ро­га­ты и эр­за­цы, пер­вые не­ук­лю­жие вер­си­фи­ка­тор­ские опы­ты бу­дут вы­да­вать­ся за под­лин­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, по­ка кри­те­рии оцен­ки ка­че­ст­ва тек­с­та бу­дут на­столь­ко раз­мы­ты и тен­ден­ци­оз­ны, по­эзии у нас так и не по­явит­ся. Сколь­ко ни де­лай хо­ро­шую ми­ну при пло­хой иг­ре…


Константин КОМАРОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования