Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44. 29.10.2010

Изумляемся вместе с Юрием Архиповым

 ОЖИВ­ЛЯЖ ДВАД­ЦА­ТИ­ЛЕТ­НЕ­ГО ЦАР­СТ­ВО­ВА­НИЯ

 

Ев­ге­ний Ани­си­мов – до­воль­но из­ве­ст­ный ис­то­рик с при­ст­ра­с­ти­ем к рус­ско­му во­сем­над­ца­то­му сто­ле­тию. Ши­ро­ко из­ве­ст­ный, преж­де все­го, бла­го­да­ря те­ле­ви­де­нию, где он мно­го лет вёл (на ка­на­ле «Куль­ту­ра») цик­лы пе­ре­дач под об­щи­ми на­зва­ни­я­ми «Двор­цо­вые тай­ны», «Ка­би­нет ис­то­рии», «Плен­ни­цы судь­бы». Го­су­да­ры­ня Ели­за­ве­та Пе­т­ров­на и бы­ла од­ной из та­ких «плен­ниц». Те па­мят­ные пе­ре­да­чи бы­ли не­пло­хо сре­жис­си­ро­ва­ны, хо­тя ав­тор и ве­ду­щий вёл их не­сколь­ко ско­ван­но, что на­зы­ва­ет­ся, де­ре­вян­ным го­ло­сом. А вот в книж­ном из­ло­же­нии то­го же сю­же­та от бы­лой ско­ван­но­с­ти не ос­та­лось и сле­да. Би­о­гра­фия «ве­сё­лой им­пе­ра­т­ри­цы» на­пи­са­на им жи­во и соч­но, под стать за­вле­ка­тель­ной об­лож­ке. По­сле из­ве­ст­но­го ро­ма­на о Ели­за­ве­те пи­са­те­ля-эми­г­ран­та (и ата­ма­на) Крас­но­ва это, по­жа­луй, вто­рой удач­ный опыт кра­соч­но­го «ожив­ля­жа» двад­ца­ти­лет­не­го цар­ст­во­ва­ния.

Ис­пы­тан­ность в жа­н­ре уст­но­го по­ве­ст­во­ва­ния ска­зы­ва­ет­ся и здесь – в ин­то­на­ци­ях сво­бод­ных, иной раз на гра­ни раз­вяз­но­с­ти, но ни­ког­да не пе­ре­сту­па­ю­щих эту грань. За­то ав­тор твёр­до по­мнит, что слу­ша­те­лям (чи­та­те­лям) на­шим на­до мно­гое объ­яс­нять, вос­пол­няя про­ре­хи школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Вот он и объ­яс­ня­ет, что и как про­ис­хо­ди­ло в рус­ской ис­то­рии от Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и до Ека­те­ри­ны Вто­рой, кто и как был в ней за­дей­ст­во­ван в «сто­ле­тье бе­зум­но и му­д­ро». По­пут­но, меж­ду де­лом, он по­ми­на­ет и пред­ше­ст­вен­ни­ков – пе­ня­ет Со­ло­вь­ё­ву за по­зи­ти­вист­скую увяз­чи­вую эм­пи­ри­ку, Клю­чев­ско­го хва­лит за слог, но жу­рит за не­до­ра­бот­ки в пла­не ис­точ­ни­ков (хо­тя не ука­зы­ва­ет, ка­кие имен­но). Ссы­лок и сно­сок в кни­ге нет. Про­чих ат­ри­бу­тов ака­де­ми­че­с­ко­го со­чи­не­ния то­же, так что из­да­ние это впол­не оп­рав­ды­ва­ет свой жанр – на­уч­но-по­пу­ляр­но­го. В то же вре­мя оби­лие имён и дат впол­не де­ла­ет эту кни­гу хо­ро­шим спра­воч­ни­ком и впол­не ув­ле­ка­тель­ным ил­лю­с­т­ра­тив­ным до­пол­не­ни­ем к учеб­ни­ку ис­то­рии.

Иной чи­та­тель ус­мех­нёт­ся: а о чём тут, соб­ст­вен­но, пи­сать? Ве­сё­лая бы­ла го­су­да­ры­ня, мно­го пе­ла и ве­се­ли­лась. Для ме­ня им­пе­ра­т­ри­ца Ели­за­ве­та – во­пло­щён­ная жен­щи­на во всей сво­ей пре­ле­с­ти и со все­ми сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми до­сто­ин­ст­ва­ми и про­сти­тель­ны­ми не­до­стат­ка­ми. При­чуд­ли­вый, ка­п­риз­ный стиль ба­рок­ко как нель­зя луч­ше от­ве­чал её вку­сам, ей са­мой.

Та­кое при­ст­ра­ст­ное от­но­ше­ние к ге­ро­и­не по­ве­ст­во­ва­ния свой­ст­вен­но, ско­рее, пи­са­те­лю, ро­ма­ни­с­ту, а не ис­то­ри­ку. Син­тез жа­н­ров – по­жа­луй, пре­об­ла­да­ю­щее свой­ст­во но­вей­ших ис­то­ри­че­с­ких со­чи­не­ний. Чи­та­ет­ся в на­ше вре­мя то, что чи­та­ет­ся как ро­ман. И Ев­ге­ний Ани­си­мов тут от­нюдь не из по­след­них ис­то­ри­ков-ро­ма­ни­с­тов этой но­вей­шей фор­ма­ции.

Од­на­ко и соб­ст­вен­но ис­то­ри­че­с­кая часть по­ве­ст­во­ва­ния им не за­бы­та. Все слож­ней­шие хи­т­ро­спле­те­ния пре­сто­ло­нас­ле­дия то­го вре­ме­ни, за­пу­тан­ные ди­на­с­ти­че­с­кие свя­зи с не­мец­ки­ми дво­ра­ми, за­го­во­ры сме­ня­ю­щих друг дру­га фа­во­ри­тов и про­чие осо­бен­но­с­ти при­двор­ной жиз­ни ве­ка ра­зо­бра­ны здесь с не­об­хо­ди­мой до­тош­но­с­тью и на­гляд­но­с­тью. Вник­ший в них бла­го­да­ря Ани­си­мо­ву чи­та­тель уж, вер­но, их ни­ког­да не за­бу­дет. А это и есть, мо­жет быть, луч­шая для ис­то­ри­ка по­хва­ла.

 

Ев­ге­ний Ани­си­мов. Аф­ро­ди­та у вла­с­ти. Цар­ст­во­ва­ние Ели­за­ве­ты Пе­т­ров­ны. Её лич­ность, её фа­во­ри­ты, её слав­ные де­ла. – М.: АСТ; Ас­т­рель, 2010


 

БЕЗ ПО­ЩА­ДЫ

 

Пе­тер­бург­ское из­да­тель­ст­во «Рос­ток», спас­шее не­дав­но трид­ца­ти­том­ник Ро­за­но­ва, пре­до­ста­вив свои ус­лу­ги по его за­вер­ше­нию, про­дол­жа­ет свою бла­го­род­ную мис­сию по оз­на­ком­ле­нию со­вре­мен­но­го чи­та­те­ля с клас­си­кой кон­сер­ва­тив­ной мыс­ли, поч­ти сто­ле­тие пре­бы­вав­шей в за­го­не. Вот вы­шел пер­вый том объ­яв­лен­но­го ше­с­ти­том­ни­ка Ми­ха­и­ла Ни­ки­фо­ро­ви­ча Кат­ко­ва, фи­гу­ры для де­вят­над­ца­то­го ве­ка пря­мо-та­ки мо­ну­мен­таль­ной, ес­ли не ска­зать оди­оз­ной, су­мев­шей, как уве­рял куль­тур-ко­мис­сар Со­ве­тов Лу­на­чар­ский, «объ­е­ди­нить во­круг се­бя все тём­ные си­лы дво­рян­ско-по­ме­щи­чь­ей ре­ак­ции».

На­ко­нец-то рев­ни­те­ли оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры смо­гут спо­кой­но и объ­ек­тив­но, sine ira ра­зо­брать­ся в на­сле­дии вы­да­ю­ще­го­ся мыс­ли­те­ля и пуб­ли­ци­с­та, без тво­ре­ний ко­то­ро­го не­воз­мож­но тол­ком оце­нить ни До­сто­ев­ско­го с Тол­стым, ни Ле­он­ть­е­ва с Да­ни­лев­ским.

Об­шир­ный пер­вый том во­брал в се­бя ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­кие ста­тьи и ре­цен­зии, за­мет­ки и вос­по­ми­на­ния зна­ме­ни­то­го из­да­те­ля бо­е­вой, хо­тя и «ох­ра­ни­тель­ной» га­зе­ты «Мос­ков­ские Ве­до­мо­с­ти». И это оп­рав­дан­ная из­да­тель­ская стра­те­гия. Во-пер­вых, на­ша пуб­ли­ка бо­лее все­го рас­по­ло­же­на к ли­те­ра­ту­ре из всех гу­ма­ни­тар­ных дис­цип­лин. Во-вто­рых, ведь и Кат­ков, как мы по­мним, хоть и был слу­ша­те­лем Ге­ге­ля и Шо­пен­га­у­э­ра на фи­ло­соф­ском фа­куль­те­те бер­лин­ско­го уни­вер­си­те­та, но ведь не слу­чай­но со­се­дом по та­мош­ней сту­ден­че­с­кой ска­мье был у не­го не кто иной, как Тур­ге­нев. В со­бе­се­до­ва­ни­ях и спо­рах с «ли­бе­ра­лом», но и ве­ли­ким ху­дож­ни­ком, пев­цом де­ре­вян­ной, де­ре­вен­ской Ру­си вы­ко­вы­ва­лись и ли­те­ра­тур­но-эс­те­ти­че­с­кие взгля­ды Кат­ко­ва. И для не­го Пуш­кин был «солн­цем рус­ской ли­те­ра­ту­ры»: неда­ром на­зва­ние од­ной из его ра­бот о Пуш­ки­не вы­не­се­но в за­гла­вие всей кни­ги. А все­го та­ких ра­бот в то­ме ре­корд­ное ко­ли­че­ст­во – шесть. Прав­да, поч­ти столь­ко же вни­ма­ния уде­ле­но и од­но­курс­ни­ку – Тур­ге­не­ву, хо­тя тон иных вы­ска­зы­ва­ний о нём иной, ме­с­та­ми впол­не жёлч­ный.

Не­ма­ло сар­каз­ма об­ру­ши­ва­ет­ся во мно­гих ста­ть­ях Кат­ко­ва и на все­воз­мож­ных «при­служ­ни­ков Ва­ти­ка­на» или, к при­ме­ру, раз­но­об­раз­ных ан­г­лий­ских «джентль­ме­нов пе­ча­ти». До­ста­ёт­ся и «ко­ра­ну ни­ги­лиз­ма», ка­ким пред­ста­ёт под пе­ром Кат­ко­ва на­шу­мев­ший ро­ман Чер­ны­шев­ско­го «Что де­лать?». Не ща­дит тем­пе­ра­мент­ный во­и­тель пра­во­сла­вия, са­мо­дер­жа­вия и на­род­но­с­ти и жур­нал «Со­вре­мен­ник» в це­лом, и всех к не­му близ­ких «джентль­ме­нов» в зи­пу­нах и ко­со­во­рот­ках. Во­об­ще, стра­ст­ность раз­ма­ши­с­то­го пе­ра – осо­бая при­ме­та пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кой про­зы Кат­ко­ва. Увы, слиш­ком ча­с­то ей недо­ста­ёт изя­ще­ст­ва, ук­ро­щён­но­го скла­да, ко­то­рым так вы­де­ля­лась не ме­нее бо­е­вая и уж ко­неч­но ни­чуть не ме­нее глу­бо­кая фи­ло­соф­ская пуб­ли­ци­с­ти­ка Кон­стан­ти­на Ле­он­ть­е­ва, а по­зд­нее и Ва­си­лия Ро­за­но­ва. Так что со­бран­ные здесь опы­ты Кат­ко­ва цен­ны ско­рее мыс­ля­ми, чем кра­со­та­ми сло­га. И на том спа­си­бо! Мыс­ли, что ж, бы­ва­ют раз­ные, го­во­рил Ро­за­нов, но это у не­го они раз­ные, а Кат­ков знай се­бе бьёт и бьёт в од­ну точ­ку, и тем за­слу­жи­ва­ет при­зна­ния. Бла­го мыс­ли его вер­ные – не че­та оп­по­нен­там. Ис­то­рия его пра­во­ту под­твер­ди­ла.

Ка­рам­зин, Ба­тюш­ков, Гра­нов­ский, Бот­кин, Иван Ак­са­ков, Гер­цен с Ога­рё­вым, Ко­ше­лев, Корф, но и Го­мер, Шек­с­пир, Вик­тор Гю­го, фран­цуз­ские со­ци­а­ли­с­ты – вот те, о ком пи­шет в этих ста­ть­ях Кат­ков. От­ны­не они мо­гут быть под ру­кой у всех, кто так или ина­че за­ни­ма­ет­ся эти­ми ав­то­ра­ми. В по­сле­ду­ю­щих то­мах обе­ща­ны его про­грамм­ные ра­бо­ты о рус­ском кон­сер­ва­тиз­ме, о фи­ло­со­фии тер­ро­ра и о соб­ст­вен­но фи­ло­со­фии, о пра­во­слав­ной церк­ви в си­с­те­ме рус­ско­го об­ще­ст­вен­но­го ус­т­рой­ст­ва. А под ко­нец, как во­дит­ся, по­сле­ду­ет пе­ре­пи­с­ка и раз­вёр­ну­тая биб­ли­о­гра­фия ра­бот с из­бран­ны­ми ста­ть­я­ми ав­то­ри­те­тов о са­мом Кат­ко­ве. Сло­вом, кра­си­во оформ­лен­ное, удо­с­то­ен­ное и ком­мен­та­рия, и имен­но­го ука­за­те­ля из­да­ние обе­ща­ет стать не­ждан­ным, но тем бо­лее при­ят­ным по­дар­ком для ру­си­с­тов на ро­ди­не и за ру­бе­жом.

 

М.Н. Кат­ков. За­слу­га Пуш­ки­на. О ли­те­ра­то­рах и ли­те­ра­ту­ре. – СПб.: Рос­ток, 2010


 

ГЕНИЙ САМОПИАРА

 

Сер­гей Не­ча­ев, пе­ре­вод­чик с фран­цуз­ско­го по пер­во­на­ча­лу, ны­не из тех пи­са­те­лей-ис­то­ри­ков, чьи кни­ги поль­зу­ют­ся не­из­мен­ным ус­пе­хом. На­ше вре­мя, ви­ди­мо, со­зре­ло для то­го, что­бы пред­по­чи­тать ос­т­ро­ум­но на­пи­сан­ную эс­се­и­с­ти­ку на ис­то­ри­че­с­кие сю­же­ты преж­ним ро­ман­ным по­лот­нам, во мно­гом на­ив­ным, с пло­с­ко­ст­но-пла­кат­ны­ми ге­ро­я­ми: та­ков был дол­гие го­ды мейн­стрим это­го жа­н­ра. Од­на из книг Не­ча­е­ва, а имен­но – «Жо­зе­фи­на Бо­на­парт», бы­ла да­же при­зна­на экс­пер­та­ми луч­шей на­уч­но-по­пу­ляр­ной ис­то­ри­че­с­кой кни­гой 2004 го­да.

«Ан­ти­на­по­ле­он» – не пер­вая кни­га ав­то­ра, по­свя­щён­ная са­мо­му Бо­на­пар­ту. Ва­ри­а­ции те­мы яв­ля­лись из-под его пе­ра и рань­ше: «Де­сять за­га­док на­по­ле­о­нов­ско­го сфинк­са», «На­по­ле­он: за­го­во­ры и по­ку­ше­ния», «По­след­ний мар­шал На­по­ле­о­на». Та­ким об­ра­зом, но­вое из­да­ние – сво­е­го ро­да обоб­ще­ние преж­них опы­тов.

У та­ко­го обоб­ще­ния есть свои пре­иму­ще­ст­ва. На­коп­лен ог­ром­ный ма­те­ри­ал, в ко­то­ром ав­тор ори­ен­ти­ру­ет­ся с при­выч­ной лёг­ко­с­тью и сно­ров­кой, что, ко­неч­но, идёт на поль­зу де­лу. Убе­ди­тель­ность из­ло­же­ния до­сти­га­ет­ся ссыл­ка­ми на мно­же­ст­во до­ку­мен­тов, воз­ни­ка­ю­щих прак­ти­че­с­ки на каж­дой стра­ни­це. Од­на­ко по­да­ют­ся они в изящ­но об­ра­бо­тан­ном ви­де, так что не ме­ша­ют ув­ле­ка­тель­но­с­ти пись­ма.

Глав­ный па­фос кни­ги – ра­зоб­ла­чи­тель­ный. По про­чте­нии её скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что про­слав­лен­ный ку­мир по­ко­ле­ний ес­ли не пол­но­стью ду­тая фи­гу­ра, то ге­ний са­мо­пи­а­ра, не боль­ше. Лов­ко ус­т­ра­и­ва­е­мая ка­рь­е­ра ведь да­ле­ко не все­гда, как всем из­ве­ст­но, со­от­вет­ст­ву­ет да­ро­ва­ни­ям. Хо­тя в слу­чае На­по­ле­о­на она бы­ла про­сто чу­дес­на. Юный кор­си­ка­нец, по­сту­пив лей­те­нан­том на фран­цуз­скую во­ен­ную служ­бу и от­кро­вен­но «про­сач­ко­вав» её пер­во­на­чаль­ные тя­го­ты, вдруг по­лу­ча­ет зва­ние бри­гад­но­го ге­не­ра­ла – не­из­ве­ст­но за ка­кие за­слу­ги. По­лу­ча­ет его (не­бы­ва­лый слу­чай!) все­го че­рез во­семь лет служ­бы, из ко­то­рых бо­лее по­ло­ви­ны это­го вре­ме­ни он про­вёл в от­пу­с­ке и в ук­ло­не­ни­ях от ар­мей­ско­го яр­ма. И пол­ко­во­дец-то он ли­по­вый: по­на­ча­лу тер­пел сплош­ные не­уда­чи, не раз чу­дом спа­са­ясь (ве­до­мый сча­ст­ли­вой судь­бой?) в без­на­дёж­ном по­ло­же­нии. Та­ко­во бы­ло и зна­ме­ни­тое сра­же­ние на Ар­коль­ском мос­ту, в хо­де ко­то­ро­го склон­ный к туч­но­с­ти Бо­на­парт не­лов­ко сверз­ся с это­го са­мо­го мос­та в бо­ло­то, из ко­е­го его за ши­во­рот из­влек­ли со­слу­жив­цы. Но они же – сви­де­те­ли и уча­ст­ни­ки кон­фу­за! – спо­соб­ст­во­ва­ли по­том ми­фу о ге­рой­ском по­ве­де­нии На­по­ле­о­на. По­че­му? Ав­тор с не­укос­ни­тель­ной по­сле­до­ва­тель­но­с­тью под­во­дит нас к мыс­ли, что кор­си­ка­нец, как мно­гие, ес­ли не все, дик­та­то­ры об­ла­дал да­ром гип­но­ти­че­с­ко­го воз­дей­ст­вия на лю­дей. Ему не про­сто под­чи­ня­лись, за ним не про­сто шли на смерть, но де­ла­ли это с са­мо­заб­вен­ным вос­тор­гом. А соб­ст­вен­но ус­пех на са­мом де­ле по­том до­бы­ва­ли дру­гие – в по­сле­ре­во­лю­ци­он­ной Фран­ции бы­ло не­ма­ло ода­рён­ных во­и­те­лей, но все они по­че­му-то го­то­вы бы­ли «да­рить» свои ус­пе­хи На­по­ле­о­ну, и толь­ко ему. Па­рал­лель со Ста­ли­ным в кни­ге не пе­да­ли­ру­ет­ся, но она про­сту­па­ет слиш­ком яв­но, что­бы её не за­ме­тить.

В за­клю­че­нии к кни­ге при­во­дит­ся ди­а­лог Сер­гея Не­ча­е­ва с из­ве­ст­ным жур­на­ли­с­том Сер­ге­ем Бунт­ма­ном, ко­то­рый со­сто­ял­ся на ра­дио «Эхо Моск­вы» в 2008 го­ду. Там ав­тор пы­та­ет­ся с азар­том раз­ве­ять ес­те­ст­вен­ные не­до­уме­ния оп­по­нен­та, из­ла­га­ю­ще­го тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния о ве­ли­чии по­след­не­го по­бе­ди­те­ля всей За­пад­ной Ев­ро­пы (ес­ли не счи­тать ка­ри­ка­ту­ру на не­го – Гит­ле­ра). Ав­тор кни­ги от­ка­зы­ва­ет ему да­же в ав­тор­ст­ве так на­зы­ва­е­мо­го «ко­дек­са На­по­ле­о­на», став­ше­го яд­ром прак­ти­че­с­ки всех кон­сти­ту­ций де­мо­кра­ти­че­с­ких стран со­вре­мен­ной Ев­ро­пы. На­пи­сал этот свод за­ко­нов, как вы­яс­ня­ет­ся, «се­рый кар­ди­нал» На­по­ле­о­на Кам­ба­се­рес – во всех об­ла­с­тях, где фран­цуз­ский кон­сул, а по­том им­пе­ра­тор, ос­та­вил свой след, у не­го все­гда на­хо­ди­лись по­че­му-то та­кие вот «кар­ди­на­лы».

Вер­сия, по­вто­ря­ем, азарт­ная и, мо­жет быть, спор­ная. Од­на­ко весь­ма спо­соб­ст­ву­ю­щая ув­ле­ка­тель­но­му чте­нию. Тем бо­лее что по­сто­ян­но на­пра­ши­ва­ют­ся пе­ре­клич­ки не толь­ко с дик­та­ту­ра­ми ХХ ве­ка, но и с на­шим вре­ме­нем, ког­да в ро­ли сво­е­го ро­да на­зой­ли­вых дик­та­то­ров вы­сту­па­ют все­воз­мож­ные рек­лам­щи­ки и ме­не­д­же­ры тор­го­вых до­мов.

 

Сер­гей Не­ча­ев. Ан­ти­на­по­ле­он. – М.: Гри­фон, 2010


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования