Архив : №44. 29.10.2010
Незнайка банкует
ПАРОДИЯ
Сегодня во время круглого стола критик Виктор Топоров ответил на вопросы, посвящённые творчеству знаменитого поэта Незнайки из Цветочного города.
|
Виктор ТОПОРОВ |
1. Как бы вы описали стиль стихотворений Незнайки?
– Первое, что бросается в глаза – это количественные параметры – каждый час Незнайка пишет на кого-то стишок. Правда – короткий, короче только у Вишневского, но что мы хотим от коротышки? Правда, он не истекает половой истомою, ему не приходят в голову модные словечки сублимация – мастурбация. Хотя какая там у коротышек мастурбация – писк, да и всё. Одно приятно, что у коротышек – нету повального концептуализма, все заняты своим делом. То ли дело у нас – все живут в столбик и в рифму. Когда слесарь-сантехник пишет стихи – от них воняет, когда инженер-вакуумщик пишет – в стихах пустота, когда медик пишет – так там в стихах полная патологическая анатомия. И не всегда логическая! Да такая, что на себя голого в зеркало глянуть страшно. И тянет на суицид. Так что Незнайка – не самый худший случай в литературе. Главное – он себя уважает. А раз так – пусть банкует.
2. Имеет ли под собой основу мнение о том, что творческая манера Незнайки зависит от творческой манеры Бродского?
– Отвечая на предыдущий вопрос, я никого не обозвал, хотя хотелось. В каждой среде есть свои графоманы, извините, оговорился – гении. Хотя эти понятия можно объединить и назвать это явление – гениальный графоман. Конечно, если эта литературная среда питательная, когда там есть чем закусить и что выпить, то тогда количество гениев-графоманов в ней утраивается – потому что гениев мало не бывает, бывает только мало водки. В стихах Незнайки, так же как и Бродского, острые животрепещущие характеристики на близких людей. Незнайка тоже нагляделся на гримасы капитализма, но что ему – труба, то Бродскому – трубка. Поэзия для Незнайки – это словно наркотическая зависимость, но, слава Богу, она не передаётся воздушно-капельным путём, в отличие от нас, пишут кому не лень, просто осто… новимся на этом.
3. Могли бы вы дать ваше понимание понятия «эпигон»?
– Понятие эпигон имеет разные значения. Например, а) Незнайка эпигон Цветика (не путать с А.П. Цветковым). Помните великолепные самобытные строки – «Я – поэт, зовусь я Цветик». Незнайка только может жалко повторить: Я – поэт, зовусь Незнайка! И всё! А остальное у него пакля-рвакля! Голое подражательство. А кто из наших некоротышек может о себе заявить типа: я – поэт, зовусь я Бродский?? Кишка тонка. А ещё есть б) имитаторы, грубо говоря – пародисты. С этими надо разбираться жёстко и серьёзно. Не зря же я им букву «б» оставил.
Но вернёмся к нашим парнокопытным (к Быкову и Кабанову не имеет никакого отношения) – Незнайка и подражатель Незнайка (Цветику, а через него Одуванчику и Ромашке; он, возможно, в силу своего разгильдяйства перенимает нарицательно-назидательную манеру изложения; а ведь едва ли кто-то из этой троицы читал мои критические статьи. И напрасно).
Впрочем, у Незнайки эти ипостаси неотличимы – коротышка – он и есть коротышка.
А вот будь у него рука побольше и авторучка потолще…
Да и будут ли тогда спокойно спать наши толстые журналы?
Евгений МИНИН