Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №45-46. 12.11.2010

Притяжение одиночек

 Стран­ная про­за Ка­ра­сё­ва. Его кни­га «Че­чен­ские рас­ска­зы» (М.: Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия), при­слан­ная с над­пи­сью, бы­ла про­чи­та­на мгно­вен­но. На­вер­ное, не след срав­ни­вать про­зу со спирт­ным, но что де­лать, та­ков мой ор­га­низм: хо­ро­шая кни­га пья­нит. Да и вы­пи­ва­ют на её стра­ни­цах, это уж так, что впол­не со­от­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­с­ти: ар­мей­ские на­груз­ки тре­бу­ют раз­ряд­ки, аса­нам – йо­ги­че­с­ким по­зам и ре­лак­са­ции – на­ши ря­до­вые и май­о­ры ещё не обу­че­ны.

Рас­ска­зы Ка­ра­сё­ва, осо­бен­но из пер­вой ча­с­ти, стре­ми­тель­ны, как по­ток го­ря­че­го-ле­дя­но­го воз­ду­ха, бью­щий в ли­цо, ког­да ты на бро­не. Стиль его су­хо­ват, ино­гда не­ло­вок; по­рой ка­жет­ся, что всё по­хо­же на «слу­чай­ную ка­ме­ру»: в объ­ек­тив по­па­да­ют ли­ца, ко­то­рые мы боль­ше так и не уви­дим. Ды­ха­ние рас­сказ­чи­ка пре­ры­ви­с­то. Как буд­то слу­ша­ешь рас­сказ за сто­лом или в по­ез­де. Этим при­ёмом – рас­сказ в рас­ска­зе – хо­ро­шо из­ве­ст­ным по рус­ской про­зе про­шло­го – Ка­ра­сёв с удо­воль­ст­ви­ем поль­зу­ет­ся. И раз­го­вор­ные ин­то­на­ции уда­ют­ся, нет ни­ка­кой фаль­ши, а это­го до­бить­ся – под гру­зом тра­ди­ции – не так-то про­сто. И поч­ти каж­дый та­кой рас­сказ за­кан­чи­ва­ет­ся вне­зап­но. Слов­но бы рас­сказ­чик вдруг за­бы­ва­ет о слу­ша­те­лях и, ус­т­ре­мив взгляд в ок­но, на плы­ву­щий пей­заж, ухо­дит в не­до­ступ­ные слои ат­мо­сфе­ры – про­шло­го. А ты со­жа­ле­ешь об этом. Хо­чет­ся слу­шать даль­ше, – для ме­ня это вер­ный при­знак на­сто­я­щей про­зы.

Поч­ти все рас­ска­зы Ка­ра­сё­ва фраг­мен­тар­ны. Их хо­чет­ся про­дол­жить, до­пи­сать, до­мыс­лить, сце­пить ро­ман­ны­ми скре­па­ми. Его стран­ные ге­рои при­тя­ги­ва­ют, это оди­ноч­ки, за­те­рян­ные сре­ди ле­ст­ниц и стен об­шар­пан­ных ком­нат, за­те­рян­ные в сво­ём про­шлом – как пра­ви­ло, во­ен­ном; ге­рои, ве­ду­щие мар­ги­наль­ный, по­лу­под­поль­ный об­раз жиз­ни, взи­ра­ю­щие во­круг с не­до­уме­ни­ем, жел­чью и мрач­но­с­тью. Они яв­но зна­ко­мы с та­ки­ми же оди­ноч­ка­ми Ре­мар­ка, Ку­при­на. Над ни­ми вы­сит­ся Пе­тер­бург (и те­ни дру­гих го­ро­дов ле­жат на их ли­цах). Они ис­пы­ты­ва­ют боль, но пред­по­чи­та­ют тер­пе­ли­во мол­чать; и при­чи­ня­ют боль дру­гим. У них раз­ные име­на. Но всех объ­е­ди­ня­ет не­мой во­прос. Этот во­прос с осо­бен­ной си­лой зву­чит в по­след­нем рас­ска­зе сбор­ни­ка – «Пер­вый снег». Ни­че­го вро­де бы осо­бен­но­го: при­зыв­ни­ки едут из род­но­го се­ла в ав­то­бу­се, идёт снег, но в рас­ска­зе столь­ко рез­кой све­же­с­ти, жиз­ни, ра­до­с­ти, на­дежд, что у чи­та­те­ля бе­гут му­раш­ки по ко­же. И свет­лый дух это­го рас­ска­за ре­зо­ни­ру­ет со всем, толь­ко что про­чи­тан­ным – со звуч­ной стра­да­тель­ной си­лой.


Олег ЕРМАКОВ,
г. СМОЛЕНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования