Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №45-46. 12.11.2010

Отчуждение по Брехту

 Бер­тольд Брехт. Страх и от­ча­я­ние в тре­ть­ей им­пе­рии. Центр дра­ма­тур­гии и ре­жис­су­ры Алек­сея Ка­зан­це­ва и Ми­ха­и­ла Ро­щи­на. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ма­рия Пав­лов­ская.

 

Рис. Виталия ВОЛОВИЧА
Рис. Виталия ВОЛОВИЧА

Пье­са Бер­толь­да Брех­та «Страх и от­ча­я­ние в тре­ть­ей им­пе­рии», бес­ст­раш­но на­пи­сан­ная им во вре­мя без­раз­дель­ной вла­с­ти на­цист­ско­го ре­жи­ма (впер­вые пред­став­ле­на в Па­ри­же в 1938 го­ду), по­ве­ст­ву­ет об от­чуж­де­нии лю­дей, рас­па­де че­ло­ве­че­с­ких – род­ст­вен­ных и дру­же­с­ких – свя­зей в то­та­ли­тар­ном об­ще­ст­ве. Хо­тя ав­тор на­пи­сал пье­су с по­зи­ций марк­сиз­ма, в со­дер­жа­нии её не­труд­но бы­ло ус­мо­т­реть па­рал­ле­ли и с жиз­нью со­вет­ских лю­дей в пе­ри­од ре­прес­сий.

Мо­ло­дой ре­жис­сёр Ма­рия Пав­лов­ская по­ста­ви­ла на сце­не Цен­т­ра дра­ма­тур­гии и ре­жис­су­ры че­ты­ре сце­ны из двад­ца­ти че­ты­рёх, со­став­ля­ю­щих эту дра­ма­ти­че­с­кую эпо­пею.

Пер­вая – «Же­на-ев­рей­ка» – по­ве­ст­ву­ет о жен­щи­не по име­ни Юдифь (Кла­у­диа Бо­чар), ко­то­рая пе­ре­жи­ва­ет, не зная, как ска­зать му­жу о том, что она эми­г­ри­ру­ет в Ам­стер­дам, что­бы спа­с­ти его вра­чеб­ную ка­рь­е­ру. В кон­це кон­цов он ус­по­ка­и­ва­ет её, го­во­ря, что это не­на­дол­го – на не­сколь­ко не­дель, при этом про­тя­ги­вая ей шу­бу, хо­тя зи­ма на­сту­пит лишь че­рез пол­го­да.

Вто­рая – «Шпи­он» – рас­ска­зы­ва­ет о му­же и же­не (Ека­те­ри­на Мо­ло­хов­ская), ко­то­рые в раз­га­ре ссо­ры об­на­ру­жи­ва­ют, что их сын-под­ро­с­ток (Эрик Тре­у­мут) ку­да-то улиз­нул из до­ма. Они бо­ят­ся, что он со­би­ра­ет­ся до­не­с­ти на них. Вско­ре сын воз­вра­ща­ет­ся – ока­зы­ва­ет­ся, от­лу­чил­ся в ма­га­зин за кон­фе­та­ми.

Тре­тья – «Ме­ло­вой крест» – о том, как мо­ло­дой штур­мо­вик-на­цист бе­се­ду­ет на кух­не с ку­хар­кой (Да­рья Кол­пи­ко­ва) и гор­нич­ной (Ксе­ния Ива­но­ва). Он рас­ска­зы­ва­ет, как про­во­ци­ру­ет лю­дей на кра­моль­ные раз­го­во­ры и не­за­мет­но от­ме­ча­ет ме­ло­вым кре­с­том спи­ну со­бе­сед­ни­ка, что­бы то­го мог­ли аре­с­то­вать на ули­це. Уг­ро­жа­ет аре­с­то­вать ра­бо­че­го – бра­та ку­хар­ки, за то, что тот не­до­ста­точ­но бы­с­т­ро про­из­нёс на­цист­ское при­вет­ст­вие.

На­ко­нец, чет­вёр­тая – «Вы­пу­с­ти­ли из ла­ге­ря» – о том, как че­ло­ве­ка, ос­во­бож­дён­но­го из конц­ла­ге­ря, бли­жай­шие дру­зья по­до­зре­ва­ют в пре­да­тель­ст­ве.

Та­ким об­ра­зом, лейт­мо­тив всех че­ты­рёх ото­б­ран­ных сцен – те­ма пре­да­тель­ст­ва род­ных и близ­ких, ат­мо­сфе­ры по­до­зри­тель­но­с­ти и не­до­ве­рия меж­ду людь­ми. Сце­ны иг­ра­ют­ся не в том по­ряд­ке, в ка­ком на­пи­са­ны Брех­том. Бо­лее то­го, пер­со­на­жи, ко­то­рых во­пло­ща­ют од­ни и те же ак­тё­ры, пе­ре­име­но­ва­ны так, что но­сят од­ни и те же име­на – на­при­мер, Валь­де­мар При­пра­ва иг­ра­ет и ре­с­пек­та­бель­но­го вра­ча, и мо­ло­до­го штур­мо­ви­ка, и обо­их пер­со­на­жей зо­вут Фриц, и их мож­но пе­ре­пу­тать меж­ду со­бой. Так­же сов­ме­ще­ны ока­за­лись в ис­пол­не­нии Ар­тё­ма Смо­лы сме­лый ра­бо­чий, тон­ко на­сме­ха­ю­щий­ся над штур­мо­ви­ком, и трус­ли­вый ме­ща­нин, со­чи­ня­ю­щий оп­рав­да­тель­ные ре­чи от стра­ха пе­ред ма­ло­лет­ним сы­ном-гит­ле­рю­ген­дов­цем. Труд­но ска­зать, чем вы­зва­ны та­кие со­еди­не­ния – воз­мож­но, для уси­ле­ния обоб­щён­но­с­ти со­дер­жа­ния. Но этой це­ли мог­ли по­слу­жить на­пи­сан­ные са­мим Брех­том зон­ги, ко­то­рые, как и в дру­гих его пье­сах, ла­ко­нич­но из­ла­га­ют смысл, ко­то­рый долж­на до­не­с­ти та или иная сце­на. Од­на­ко зон­ги в спек­так­ле опу­ще­ны.

Глав­ный упор сде­лан на ак­тёр­скую иг­ру, на ис­кус­ст­во пе­ре­во­пло­ще­ния мо­ло­дых ис­пол­ни­те­лей. Спра­ви­лась мо­ло­дёжь с ис­пы­та­ни­ем убе­ди­тель­но. Кла­у­дия Бо­чар в ро­ли Юди­фи вы­ра­зи­тель­но пе­ре­да­ёт боль жен­щи­ны, вы­нуж­ден­ной рас­стать­ся с му­жем и не рас­счи­ты­ва­ю­щей на его под­держ­ку. А про­из­но­си­мые Ар­тё­мом Смо­лой крас­но­ре­чи­вые мо­но­ло­ги и му­же­ст­вен­но­го и ос­т­ро­ум­но­го ра­бо­че­го, и трус­ли­во­го от­ца гит­ле­рю­ген­дов­ца на­пол­не­ны под­тек­с­том и пси­хо­ло­гиз­мом, что де­ла­ет об­ра­зы жиз­нен­ны­ми.

Осо­бен­но уда­лась роль мо­ло­до­го штур­мо­ви­ка. В.При­пра­ва по­ка­зы­ва­ет нам са­мо­до­воль­но­го юно­шу, ко­то­ро­го власть и без­на­ка­зан­ность сде­ла­ли раз­вяз­ным до на­гло­с­ти, меж­ду тем как в ду­ше он трус­лив, уни­жен соб­ст­вен­ным на­чаль­ст­вом и не вну­ша­ет до­ве­рия да­же соб­ст­вен­ной по­друж­ке.

В це­лом, на наш взгляд, эта по­пыт­ка пред­ста­вить брех­тов­ские сце­ны в ви­де «пси­хо­ло­ги­зи­ро­ван­но­го пла­ка­та» яви­лась ус­пеш­ным и по­лез­ным опы­том для мо­ло­до­го твор­че­с­ко­го кол­лек­ти­ва.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования