Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 19.11.2010

НОВОЯЗ ЛИТЕРАТУРНОЙ РОССИИ

 Од­ной из осо­бен­но­с­тей пост­мо­дер­низ­ма в от­ли­чие от «но­во­го ре­а­лиз­ма» яв­ля­ет­ся со­зда­ние но­во­го язы­ка, но­во­яза. И что­бы не от­ста­вать от мо­ды, кри­ти­ки друж­но ри­ну­лись ос­ва­и­вать этот язык. «Каж­дая ре­цен­зия – это ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние», – ска­зал мне од­наж­ды из­ве­ст­ный пе­тер­бург­ский кри­тик, один из по­сто­ян­ных ав­то­ров «ЛР». Вот эти «ху­до­же­ст­вен­ные» про­из­ве­де­ния нет-нет да и по­яв­ля­ют­ся на стра­ни­цах га­зе­ты. При этом не важ­но, о чём пи­шет кри­тик, вро­де бы он дол­жен дать раз­бор ре­цен­зи­ру­е­мо­го про­из­ве­де­ния, но, как пра­ви­ло, ку­да лег­че и при­ят­нее блес­нуть зна­ни­ем но­во­яза на при­ме­ре са­мо­го ав­то­ра ро­ма­на, рас­ска­за или сти­хо­тво­ре­ния.

Не так дав­но не­кий Ге­ор­гий Со­ло­вь­ёв из Крас­но­да­ра ре­шил на­пи­сать «пор­т­рет» сво­е­го име­ни­то­го зем­ля­ка Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва, но вдруг от­влёк­ся и на­чал со­чи­нять «в пы­лу бе­зум­но­го стё­ба» эпи­те­ты дру­го­му по­эту, де­мон­ст­ри­руя «ли­те­ра­тур­ный» но­во­яз от жар­го­на одес­ско­го бин­дюж­ни­ка до блат­ной фе­ни. Дру­го­му ав­то­ру «ЛР» (№ 43, 2010) Ар­ту­ру Ак­мин­ла­у­су (уж не ла­тыш­ско­му ли стрел­ку?) до фе­ни по­ка да­ле­ко­ва­то. «Ли­те­ра­тор», об­ра­ща­ясь к пе­тер­бург­ско­му кри­ти­ку Вик­то­ру То­по­ро­ву по-род­ст­вен­но­му «на ты», по-ви­ди­мо­му, по­ла­гая, что пе­тер­бур­жец его «дя­дя», неж­но кон­ста­ти­ру­ет: «…про­сто у те­бя с де­ся­ти­ле­ти­я­ми вы­ра­бо­тал­ся та­кой стиль: во­нять да­же там, где это не на­до де­лать…», и да­лее сле­ду­ет про­сто объ­яс­не­ние в люб­ви: «…на что не пой­дёшь ра­ди те­бя, по­то­му что ты, как аст­ма, не да­ёшь спо­кой­но ды­шать». И, де­мон­ст­ри­руя вы­со­кую куль­ту­ру об­ще­ния, Ар­тур Ак­мин­ла­ус про­воз­гла­ша­ет своё кре­до: «Всем из­ве­ст­но – ве­ли­кие умы об­суж­да­ют идеи, мел­кие – лю­дей». Как ли­те­ра­тур­но и кра­си­во! Не прав­да ли?

Рис. Алексея Талимонова
Рис. Алексея Талимонова

Пе­тер­бург­ский пи­са­тель Юрий Серб («ЛР», №43), пред­ста­ви­тель ме­та-про­зы в по­ле­ми­ке с Ар­ту­ром Ак­мин­ла­у­сом, не сни­с­хо­дит до пе­ре­да­чи за­па­хов де­ре­вен­ской как бы до­ре­во­лю­ци­он­ной ла­тыш­ской убор­ной, а не со­вре­мен­но­го «уни­та­за», ог­ра­ни­чи­ва­ясь все­го лишь кон­ста­та­ци­ей не­зна­ния ав­то­ром норм рус­ско­го язы­ка. (Для мо­ло­до­го ла­ты­ша – это в на­ше вре­мя нор­маль­но, рус­ский язык в Лат­вии не в мо­де.) Он толь­ко ста­вит ди­а­гноз «пле­мян­ни­ку» Вик­то­ра То­по­ро­ва: «…у не­го не­дер­жа­ние, к то­му же пе­на у рта», да ещё и «из­де­ва­тель­ское ци­ти­ро­ва­ние еван­гель­ско­го тек­с­та». По­след­нее – это, ко­неч­но, са­мое страш­ное: Бог, мо­жет, и про­стит, а РПЦ – ни­ког­да!

Ос­т­ро­умие Юрия Сер­ба (ох, уж эти сто­лич­ные штуч­ки!) не ос­та­ви­ло рав­но­душ­ным кам­ча­да­ла Ва­си­лия Ши­ря­е­ва, ко­то­рый при­зна­ёт: «Тов. Серб мно­го пе­ре­изо­щ­ря­ет ос­т­ро­умие своё, че­го мы де­лать не бу­дем». До ос­т­ро­умия ли г-ну (или па­ца­ну?) Ши­ря­е­ву, ког­да он по­ле­ми­зи­ру­ет с Сер­бом, этой «бА­со­той ин­гер­ман­ланд­ской». Вот это ком­пли­мент кам­ча­да­ла пе­тер­бурж­цу! Ба­со­та-то – это оз­на­ча­ет кра­со­та. По-ви­ди­мо­му, В.Ши­ря­е­ву за­хо­те­лось «шир­нуть­ся», да не в ту ве­ну по­пал. Из кон­тек­с­та ка­жет­ся, что хо­тел он на­пи­сать «бО­со­та», де­с­кать, бо­сяк этот Серб с «уны­лым чу­хон­ским ди­а­лек­том». И да­лее при­хо­дит в пол­ный «па­тос» («блаб­лаб­ла, что­бы по­ско­рее… от—бал­ся») от сти­ля А-уса с его «не­до­пе­ча­тан­ной го­ло­вой» или фак­том, ко­то­рый «яв­ля­ет­ся нон­сен­сом». Об­ра­тим вни­ма­ние на то, как вы­ра­жа­ет В.Ши­ря­ев свои вос­тор­ги: «На­сель­ни­ки кри­ме­наль­ной сто­ли­цы сов­сем края по­те­ря­ли со спо­соб­но­с­тью суж­де­ния» (пря­мо-та­ки по трак­та­ту И.Кан­та «Кри­ти­ка спо­соб­но­с­ти суж­де­ния»).

Не да­ёт по­коя, осо­бен­но в по­след­нее вре­мя, «на­сель­ни­кам» про­вин­ци­аль­ной Рос­сии этот «мед­ве­жий» Пе­тер­бург (не пу­тай­те с «Мед­ве­жь­им Пе­тер­бур­гом» В.Мен­ши­ко­ва) с его от­нюдь не кам­чат­ски­ми мед­ве­дя­ми, ко­то­рые «вы­хо­ло­с­ти­ли рус­скую речь». И Ва­си­лий Ши­ря­ев про­из­но­сит при­го­вор се­вер­ной сто­ли­це: «…чтоб го­род ваш уто­нул на­хер». Не­воль­но за­ду­ма­ешь­ся, чем же лю­би­мый ра­нее на­ро­дом Пе­тер­бург-Пе­т­ро­град-Ле­нин­град так про­гне­вал жи­те­ля ок­ра­ин­ной Кам­чат­ки? Не­уж­то толь­ко бе­зо­бид­ной, мяг­ко-юмо­ри­с­ти­че­с­кой ста­ть­ёй Юрия Сер­ба? И с че­го бы «ла­тыш­ский стре­лок» Ар­тур (не пу­тай­те с Ар­ту­ром Э.Л. Вой­нич) бли­же кам­ча­да­лам, чем член Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии Ю.Серб? Сле­ду­ет при­знать, од­на­ко, что В.Ши­ря­ев, с его но­во­язом под­за­бор­но­го сти­ля, шаг­нул да­ле­ко впе­рёд по срав­не­нию с Вик­то­ром Лап­ши­ным: «Те­бе при­вет, сто­ли­ца мра­ка… Ты срам Рос­сии и по­зор…» («При­вет Моск­ве»). Лап­шин при­вет­ст­во­вал сто­ли­цу, всё-та­ки не же­лая её ги­бе­ли.

Боль­но уж ос­кор­бил­ся гроз­ный су­дия – «ре­фе­ри» Ва­си­лий Ши­ря­ев – на то, что Ю.Серб «учит» ве­ли­ких пи­са­те­лей от ли­те­ра­ту­ры рус­ско­му язы­ку: «В Сер­бии вы, Ге­ор­гий Алек­сан­д­ро­вич, то­же сер­бов учи­те, как им пра­виль­но го­во­рить по-серб­ски? И шо они вам ска­за­ли?» (кур­сив мой. – Т.Л.).

Не знаю, что ска­за­ли бы сер­бы рус­ско­му пи­са­те­лю с псев­до­ни­мом Юрий Серб, а вот мне хо­чет­ся спро­сить ува­жа­е­мых ав­то­ров «ЛР»: «До­ко­ле «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» бу­дет поз­во­лять адеп­там пост­мо­дер­нист­ско­го псев­до­ли­те­ра­тур­но­го но­во­яза из­га­лять­ся над «ве­ли­ким, мо­гу­чим и прав­ди­вым рус­ским язы­ком?» По­лу­чая оче­ред­ной но­мер га­зе­ты, хо­чешь убе­дить­ся, что жи­ва ещё ли­те­ра­ту­ра, что не скон­ча­лась, упав в об­мо­рок от не­цен­зур­щи­ны, куль­ту­ра, что ещё не пол­но­стью вы­мер­ла, кор­чась в пред­смерт­ных му­ках, ин­тел­ли­ген­ция, что есть хо­тя бы лу­чик све­та в тём­ном цар­ст­ве тор­же­ст­ву­ю­ще­го пост­пе­ре­с­т­ро­еч­но­го быд­ла, что не весь рус­ский на­род кре­ст­ным хо­дом от­пра­вил­ся в зо­ну, как в шко­лу, что­бы на­учить­ся «бо­тать по фе­не» и по­ни­мать но­во­яз но­вых пи­сак «ли­те­ра­тур­ной» Рос­сии. Вспом­ним Дми­т­рия Сер­ге­е­ви­ча Ме­реж­ков­ско­го, ко­то­рый по­ла­гал, что по­ка есть рус­ская ин­тел­ли­ген­ция, су­ще­ст­во­ва­ние ко­то­рой он от­счи­ты­вал с вре­мён Пе­т­ра I, жи­ва и Рос­сия. Ра­ду­ет од­но – ПО­ЛЕ­МИ­КА. Гла­мур­ные тек­с­ты глян­це­вых жур­на­лов – это не при­знак еди­но­мыс­лия в сти­ле «еди­ной Рос­сии». По­ка есть по­ле­ми­ка, жи­ва твор­че­с­кая мысль.


Татьяна ЛЕСТЕВА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования