Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 19.11.2010

ПОЛИТИКА – ДЛЯ БАРЫШНИ ГИБЛОЕ ДЕЛО

 Надя Аверьянова родилась в Калуге в 1981 году. Окончила филологический факультет Калужского государственного университета. Критик, литературный обозреватель. Живёт в Йоханнесбурге.

 

Надя АВЕРЬЯНОВА
Надя АВЕРЬЯНОВА

– На­дя, кро­ме те­бя об­зо­ры тол­стых жур­на­лов в «Бель­ских про­сто­рах» ве­дут Ан­ку­ди­нов, Шенк­ман, Жа­ро­ва, Са­ф­ро­но­ва. Под­хо­ды у всех раз­ные. Ян Шенк­ман боль­ше скло­нен вы­ис­ки­вать хо­ро­шее и хва­лить, а пло­хое не за­ме­чать. Ва­ле­рия Жа­ро­ва на­обо­рот. Как ты пред­став­ля­ешь се­бе за­да­чи ли­те­ра­тур­но­го обо­зре­ва­те­ля?

– Ког­да учи­лась в уни­вер­си­те­те, од­ним из са­мых не­при­ят­ных за­ня­тий яв­ля­лось за­пол­не­ние кон­спек­тов уро­ков, про­ве­дён­ных на пед­прак­ти­ке. Нуж­но бы­ло ука­зать це­ли, за­да­чи... Сле­до­ва­ло с это­го на­чи­нать, но, как пра­ви­ло, все этим за­кан­чи­ва­ли. Я ни­как не пред­став­ляю се­бе за­да­чи ли­те­ра­тур­но­го обо­зре­ва­те­ля. Про­сто пи­шу. Нет у ме­ня це­ли – хва­лить или ру­гать. Для ме­ня об­зор жур­на­ла – преж­де все­го раз­го­вор с ав­то­ра­ми. А ка­ким он по­лу­чит­ся, за­ви­сит от этих са­мых ав­то­ров и мо­е­го на­ст­ро­е­ния. Это не­про­фес­си­о­наль­но. Но ин­те­рес­но.

– Ты ве­дёшь «Друж­бу на­ро­дов», «Си­бир­ские ог­ни». Рань­ше ве­ла ещё «Наш со­вре­мен­ник». По­че­му от­ка­за­лась от не­го?

– На­до­ело пи­сать о по­ли­ти­ке. Ис­кать ка­кую-то прав­ду, со­гла­шать­ся с кем-то, или на­обо­рот... Гиб­лое это де­ло. Да и не­под­хо­дя­щее для ба­рыш­ни.

– А что с ли­те­ра­ту­рой там? То­же гиб­лое де­ло?.. Мне как-то рас­сказ там ис­ко­вер­ка­ли, не смог най­ти кон­цов. Все го­во­рят: «Это не я»… Во­об­ще, чрез­вы­чай­но за­бав­ный жур­нал… Впе­чат­ле­ние, что толь­ко жен­щи­на, ко­то­рая там вы­пи­сы­ва­ет го­но­ра­ры, вме­ня­е­мый че­ло­век.

– Не ви­жу ни­че­го за­бав­но­го в «На­шем со­вре­мен­ни­ке». Мно­го луч­ше ли­бе­раль­но­го жур­наль­но­го чти­ва.

– Воз­мож­но, я его не чи­таю… С этим вы­яс­ни­ли… «Си­бир­ские ог­ни» – про­вин­ци­аль­ный жур­нал, «Друж­ба на­ро­дов» – мос­ков­ский. «Ме­с­то про­пи­с­ки» от­ра­жа­ет­ся на ка­че­ст­вен­ном уров­не жур­на­ла?

– Да, «ме­с­то про­пи­с­ки» от­ра­жа­ет­ся на уров­не. Преж­де все­го по­то­му, что у сто­лич­ных жур­на­лов боль­ше вы­бо­ра. И боль­ше дру­зей – из­ве­ст­ных ли­те­ра­то­ров. Тем не­про­сти­тель­нее по­яв­ле­ние от­кро­вен­ной гра­фо­ма­нии на их стра­ни­цах.

– «Друж­ба на­ро­дов» – это та­кой в чи­с­том ви­де ру­ди­мент ушед­шей эпо­хи, нет?

– Ру­ди­мент, не ру­ди­мент... Нет. «Друж­ба на­ро­дов» в пол­ном смыс­ле со­вре­мен­ный жур­нал. На­зва­ние, прав­да, ус­та­рев­шее. Ку­да луч­ше – «Враж­да на­ро­дов». Но это по­все­ме­ст­ный грех. На­зва­ния тол­стых жур­на­лов ста­ли стёр­ты­ми ме­та­фо­ра­ми.

– Со­вре­мен­ный – в смыс­ле, ли­бе­раль­ное чти­во?.. А во­об­ще со­сто­я­ние со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, на твой взгляд?

– Ты спра­ши­ва­ешь о со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре?

– Да, о рус­ской.

– Не смею на­зы­вать се­бя зна­то­ком рос­сий­ской сло­вес­но­с­ти, но всё же не­мно­го в не­го по­иг­раю. Со­сто­я­ние как со­сто­я­ние. Не очень по­ря­доч­ное. «Есть со­сто­я­ние?» – «Нет; ка­ких-ни­будь сто ду­шо­нок» («Обык­но­вен­ная ис­то­рия», И.А. Гон­ча­ров)…

– В об­щем, яс­но… Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка сей­час на вы­со­те?

– Кри­ти­ка... По­бо­га­че бу­дет. Пусть, как и во вре­ме­на Пуш­ки­на, кри­ти­ки на­ши го­во­рят обык­но­вен­но: это хо­ро­шо, по­то­му что пре­крас­но, а это дур­но, по­то­му что сквер­но. Прав­да, Алек­сандр Сер­ге­е­вич за­ме­тил, где нет люб­ви к ис­кус­ст­ву, там нет и кри­ти­ки. А люб­ви к ис­кус­ст­ву у со­вре­мен­ных кри­ти­ков днём с ог­нём не сы­с­кать. Есть лю­бовь (или не­на­висть) к от­дель­ным ав­то­рам, есть лю­бовь к день­гам, есть лю­бовь к са­мо­му се­бе...

– И ча­с­то ли стал­ки­ва­ет­ся с ис­кус­ст­вом обо­зре­ва­тель тол­сто­жур­наль­ной про­зы и по­эзии?

– На­вер­ное. Му­зеи по­се­ща­ет, вы­став­ки... В кон­сер­ва­то­рию раз в ме­сяц хо­дит. Кри­тик – че­ло­век куль­тур­ный. Но я по­ня­ла, о чём ты спро­сил… С «ис­кус­ст­вом» обо­зре­ва­тель тол­сто­жур­наль­ной про­зы и по­эзии стал­ки­ва­ет­ся ред­ко… Каж­дый раз с на­деж­дой от­кры­ваю но­вый жур­нал. И про­ща­юсь с ней, ког­да за­кры­ваю. Но ес­ли в но­ме­ре есть хоть од­но хо­ро­шее сти­хо­тво­ре­ние или рас­сказ, тре­во­жа­щий ду­шу... Ра­ду­юсь и обо всём дур­ном за­бы­ваю. Ве­рю, что у нас есть ли­те­ра­ту­ра, жи­вы на­сто­я­щие пи­са­те­ли, по­эты. И ча­с­то ме­с­том их оби­та­ния яв­ля­ет­ся Си­бирь. И так я ду­маю не по­то­му, что ре­гу­ляр­но про­чи­ты­ваю «Си­бир­ские ог­ни». Это об­щее впе­чат­ле­ние. Чем вос­точ­нее, тем та­лант­ли­вее. То ли во­ды ве­ли­ких рек пи­та­ют, то ли слав­ное мо­ре свя­щен­ный Бай­кал ода­ри­ва­ет... То ли тай­га на­шёп­ты­ва­ет... То ли про­ст­ран­ст­ва взгляд и ду­шу рас­ши­ря­ют... Но в строч­ках ав­то­ров, свя­зан­ных с Си­би­рью, Даль­ним Вос­то­ком, Се­ве­ром, – мно­го боль­ше жиз­ни, чем в вы­ро­див­шем­ся, на мой взгляд, ин­тел­лек­ту­а­лиз­ме Пе­тер­бур­га и Моск­вы. Но вез­де есть свои ис­клю­че­ния. Мне ин­те­рес­но пе­ре­пле­те­ние ис­то­рии, фи­ло­со­фии, ми­с­ти­ки у «сто­лич­но­го» Вла­ди­ми­ра Ша­ро­ва, пе­ча­та­ю­ще­го­ся в «Зна­ме­ни». Я люб­лю от­ды­хать с по­ве­с­тя­ми и рас­ска­за­ми Алек­сея Вар­ла­мо­ва, ко­то­рые мож­но оты­с­кать на стра­ни­цах «Ок­тя­б­ря», «Но­во­го ми­ра», «Друж­бы на­ро­дов». Мне нра­вят­ся сти­хи Алек­сея Ти­мо­фе­ев­ско­го, Иго­ря Ме­ла­ме­да... Это всё моск­ви­чи. Но в том-то и де­ло, что на­сто­я­щая ли­те­ра­ту­ра не ог­ра­ни­че­на про­ст­ран­ст­вом и вре­ме­нем. Как и звуч­ные фи­наль­ные стро­ки «ке­ме­ров­ско­го» Дми­т­рия Мур­зи­на: «Офис за­крыт. Офис ушёл на фронт» или «Он про­снул­ся и ушёл за хле­бом, // А она про­сну­лась и уш­ла».

– «Он про­снул­ся и ушёл за хле­бом, // А она про­сну­лась и уш­ла», – это хо­ро­шо… Вот эти сей­час на­прав­ле­ния: но­вый ре­а­лизм, ге­о­сим­во­лизм… Это кри­ти­ки при­ду­ма­ли?.. Тут я ви­дел, один ав­тор так и под­пи­сы­ва­ет­ся – ге­о­сим­во­лист Ле­о­нид Шим­ко. Сен­чин, вро­де бы, по­ка ещё не под­пи­сы­ва­ет­ся – но­вый ре­а­лист Ро­ман Сен­чин, не ви­дел…

– При­ду­ма­ли кри­ти­ки, пи­са­те­ли... Они, ко­неч­но, фан­та­зё­ры. Ког­да они про­сто иг­ра­ют – пусть хоть как се­бя об­зы­ва­ют. Но ког­да по­доб­ные яр­лы­ки ис­поль­зу­ют­ся для при­да­ния до­пол­ни­тель­ной зна­чи­мо­с­ти – смеш­но вы­хо­дит. «А вы, дру­зья, как ни са­ди­тесь, всё в му­зы­кан­ты не го­ди­тесь»…

– Рас­ска­жи всё-та­ки о тол­стых жур­на­лах. Что это та­кое сей­час? Есть ли у них бу­ду­щее?

– Тол­стые жур­на­лы – это бу­маж­ные жур­на­лы, в ко­то­рых мно­го стра­ниц и поч­ти нет кар­ти­нок. Се­рый, как цвет бу­ма­ги, мир. Бы­ва­ет, он пре­об­ра­жа­ет­ся – по­яв­ля­ет­ся ка­кая-ни­будь иная кра­с­ка. Но до ра­ду­ги да­ле­ко.

Есть бу­ду­щее, нет бу­ду­ще­го у тол­стых жур­на­лов... Ка­кая раз­ни­ца. Не­из­ве­ст­но, есть ли бу­ду­щее у нас, на­шей стра­ны, ми­ра... Это важ­нее. Хо­тя всё свя­за­но. На­вер­ное, ес­ли бы в жур­на­лах пе­ча­та­лось боль­ше по­хо­же­го на ли­те­ра­ту­ру, бы­ло бы луч­ше. И при этом ти­ра­жи бы­ли бы дру­гие. И на­род чи­та­ю­щий... Слиш­ком мно­го «ес­ли»… И всё же про­дол­жу... Ес­ли кто-то что-то же­ла­ет из­ме­нить – пусть с се­бя на­чи­на­ет. Не нра­вят­ся со­вре­мен­ные тол­стые жур­на­лы – из­дай свой. Нет де­нег – най­ди. И пе­ча­тай в нём всё, что хо­чешь. А ес­ли ты пи­са­тель иль по­эт, де­ло твоё – тво­рить. Пи­сать без ог­ляд­ки на ли­те­ра­тур­ный про­цесс.

– Яс­но… Кри­тик На­та­лья Ива­но­ва то­же го­во­рит: «Не нра­вит­ся – со­здай­те свою пре­мию»… Ты не хо­чешь из­дать свой жур­нал?

– Нет. Ког­да-ни­будь – воз­мож­но... 


Беседовал Александр КАРАСЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования