Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 19.11.2010

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

 Со­сто­я­ние по­эзии се­го­дня пла­чев­но, ес­ли не без­на­дёж­но.

«Все­гда бы­ло так, но не все­гда бы­ло толь­ко так». Эту фра­зу, пре­крас­но ха­рак­те­ри­зу­ю­щую со­сто­я­ние со­вре­мен­ной по­эзии, я, сам мно­го ду­мав­ший о чём-то по­доб­ном, встре­тил в пре­дис­ло­вии В.То­по­ро­ва к сбор­ни­ку «Пе­тер­бург­ская по­эти­че­с­кая фор­ма­ция». Сбор­ник этот пред­став­ля­ет «срез со­вре­мен­ной пе­тер­бург­ской по­эзии» – 122-х (!) ав­то­ров, тек­с­ты боль­шин­ст­ва из ко­то­рых по­ра­жа­ют твор­че­с­кой бес­по­мощ­но­с­тью и бес­со­дер­жа­тель­но­с­тью.

Гра­фо­ма­ния бы­ла все­гда. Слиш­ком лег­ко и за­ман­чи­во взять руч­ку, блок­нот, сриф­мо­вать «ке­ды и по­лу­ке­ды» (а мож­но и во­об­ще не риф­мо­вать) и счи­тать се­бя лю­бим­цем муз, при­об­ре­тая сим­во­ли­че­с­кий ста­тус «твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка». Слиш­ком уяз­ви­ма по­эзия в этом смыс­ле, на­и­бо­лее уяз­ви­ма из всех ви­дов ис­кусств. По­это­му, встре­чая че­ло­ве­ка, ко­то­рый не пи­шет сти­хов (а та­ких ма­ло), я бла­го­дар­но жму ему ру­ку. Но, по­ми­мо ку­чи та­ко­го раз­но­го и пё­с­т­ро­го на пер­вый взгляд и та­ко­го ужа­са­ю­ще оди­на­ко­во се­ро­го при бли­жай­шем рас­смо­т­ре­нии сти­хо­твор­но­го шир­по­тре­ба, все­гда бы­ло что-то ещё, все­гда бы­ла не­кая щё­лоч­ка, че­рез ко­то­рую за­ды­ха­ю­щий­ся от не­по­ни­ма­ния по­эт мог вдох­нуть све­же­го воз­ду­ха. Сей­час эта щё­лоч­ка за­би­та се­рым це­мен­том бес­чис­лен­ных тек­с­тов-тек­с­тов-тек­с­тов – имен­но тек­с­тов, но не сти­хо­тво­ре­ний. Та­ко­го мас­шта­ба про­фа­на­ция изящ­ной сло­вес­но­с­ти не при­ни­ма­ла ещё ни­ког­да.

А кор­ни все­го это­го – в не­про­фес­си­о­на­лиз­ме, ко­то­рый се­го­дня ни­как не осуж­да­ет­ся, ес­ли не куль­ти­ви­ру­ет­ся. Эс­те­ти­че­с­кие кри­те­рии оцен­ки ка­че­ст­ва раз­мы­ты до­нель­зя. Сти­хо­тво­рец се­го­дня «са­мо­на­зна­ча­ет» се­бя по­этом. По­это­му про­гноз то­го же То­по­ро­ва из то­го же пре­дис­ло­вия столь же го­ре­с­тен, сколь и спра­вед­лив: «Ар­мия гра­фо­ма­нов (над ко­то­рой не­ког­да из­де­вал­ся ещё Ман­дель­ш­там), про­фес­си­о­наль­ный цех по­эзии (по Гу­ми­лё­ву), по­эти­че­с­кая сек­ция Со­ю­за пи­са­те­лей («се­рая сот­ня»), са­мо­де­я­тель­ные круж­ки, ЛИ­ТО, арт-ка­фе и ша­пи­то – всё это ста­нет од­ной-един­ст­вен­ной ри­зо­мой (гриб­ни­цей), га­ран­ти­ру­ю­щей и бо­ро­ви­ку, и ли­сич­ке, и по­ган­ке, и ка­ко­му-ни­будь му­хо­мо­ру-по­до­си­но­ви­ку пусть и не спа­си­тель­ное, но уте­ши­тель­ное ра­вен­ст­во. В по­эзию – в ни­ко­му не нуж­ную по­эзию – бу­дут при­хо­дить (и уже при­хо­дят!) в за­яви­тель­ном по­ряд­ке!

Я объ­яв­ляю се­бя по­этом, зна­чит, я по­эт. И я ни­чем не ху­же те­бя. И лю­бо­го дру­го­го. Ну раз­ве что ху­же Пуш­ки­на, но он умер. И, мо­жет быть, ху­же Брод­ско­го, но он умер то­же… Хо­тя, что ка­са­ет­ся Брод­ско­го, это ещё смо­т­ря как по­смо­т­реть…».

Не по­след­нюю роль в этой (да­вай­те на­зы­вать ве­щи сво­и­ми име­на­ми) куль­тур­ной ка­та­ст­ро­фе иг­ра­ет фак­ти­че­с­кая ги­бель ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки и как ин­сти­ту­та, и (что бо­лее важ­но) как осо­бо­го ви­да ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва. Вме­с­то адек­ват­но­го, ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ана­ли­за и оцен­ки ху­до­же­ст­вен­но­го тек­с­та ны­неш­няя кри­ти­ка боль­шей ча­с­тью ста­вит се­бе за­да­чу сде­лать про­из­ве­де­нию рек­ла­му или ан­ти­рек­ла­му (по су­ти, ещё бо­лее дей­ст­вен­ную рек­ла­му). Я – ко­неч­но, не Бе­лин­ский, не А.Гри­го­рь­ев, не Ро­за­нов, не Чу­ков­ский и не Во­рон­ский. Но я, при­сту­пая к оче­ред­ной ре­цен­зии (а ра­бо­таю я в ос­нов­ном с по­эзи­ей), че­ст­но пы­та­юсь по­нять ре­цен­зи­ру­е­мо­го ав­то­ра и вы­ст­ра­и­ваю свои тек­с­ты так, что­бы моё сло­во зву­ча­ло «сквозь» его сло­во. На мой взгляд, это на­и­бо­лее глу­бо­кий и эф­фек­тив­ный спо­соб про­ник­но­ве­ния в та­ин­ст­во ин­ди­ви­ду­аль­но­го спо­со­ба сти­хо-тво­ре­ния. А вот Д.Кузь­мин счи­та­ет мои ре­цен­зии «не­вме­ня­е­мы­ми». Ну, во-пер­вых, ме­ня очень ра­ду­ет, что он их хо­тя бы чи­та­ет, это уже не­пло­хо. А во-вто­рых, во вре­ме­на гло­баль­ной под­ме­ны цен­но­с­тей всё нор­маль­ное и здо­ро­вое ка­жет­ся «не­вме­ня­е­мым». Нын­че у нас за­лог аб­со­лют­ной «вме­ня­е­мо­с­ти» – это за­лить ни в чём не по­вин­ный лист бу­ма­ги спер­мой и слю­ной, мел­ко­трав­ча­ты­ми не­до­эмо­ци­я­ми, пе­ре­ме­шать всё это с ци­та­той из Сар­т­ра, ну и ма­том, что ли, по­пер­чить под ко­нец. В од­ной из сво­их ста­тей И.Шай­та­нов про­де­лал за­бав­ный экс­пе­ри­мент: опи­сав спо­соб со­зда­ния со­вре­мен­но­го сти­хо­тво­ре­ния, он пря­мо на гла­зах у чи­та­те­ля за 15 ми­нут по вы­ше­ука­зан­но­му «ре­цеп­ту» со­зда­ёт опус, ни­чем не от­ли­чи­мый от тво­ре­ний ты­сяч и ты­сяч се­го­дняш­них вер­си­фи­ка­то­ров, гор­до име­ну­ю­щих се­бя по­эта­ми.

Про­шу за­ме­тить, что я не аб­со­лю­ти­зи­рую, а го­во­рю о ве­ду­щих тен­ден­ци­ях, о том, что по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во пу­тей, по ко­то­рым идёт се­го­дняш­няя по­эзия – пу­ти ту­пи­ко­вые. Я го­во­рю об об­щей си­ту­а­ции. И в этом смыс­ле (да­бы не со­чли ме­ня злоб­ным ор­то­док­сом) мне от­кро­вен­но и оди­на­ко­во не­сим­па­тич­ны как ны­неш­ний «аван­гард», пред­став­ля­ю­щий со­бой не­уме­лые пе­ре­пе­вы на­хо­док, дав­ным-дав­но сде­лан­ных обэ­ри­у­та­ми или ме­та­ме­та­фо­ри­с­та­ми, так и «клас­си­че­с­кая» ли­ния. Это раз­де­ле­ние во­об­ще ус­лов­но и не­про­дук­тив­но. К при­ме­ру, клас­сич­ней­ший по­эт Ю.Куз­не­цов во мно­гих смыс­лах бу­дет по­аван­гард­ней со­вре­мен­ных ги­пер­аван­гар­ди­с­тов. Про­сто есть по­эзия и есть не­по­эзия.

«Все­гда бы­ло так, но не все­гда бы­ло толь­ко так». Вот в этом «толь­ко» – вся соль. При всём ка­жу­щем­ся мно­го­об­ра­зии со­вре­мен­ных по­эти­че­с­ких си­с­тем, все они ук­ла­ды­ва­ют­ся в од­но про­кру­с­то­во ло­же, а аль­тер­на­ти­вы не вид­но. В по­ис­ках этой аль­тер­на­ти­вы сто­ит на­чать с то­го, что­бы по­смо­т­реть прав­де в гла­за и од­но­знач­но ди­а­гно­с­ти­ро­вать ги­бель по­эзии. А в про­цес­се ди­а­гно­с­ти­ро­ва­ния, гля­дишь, и ка­кие-ни­будь пу­ти воз­рож­де­ния на­ри­су­ют­ся.

Хо­те­лось бы ве­рить в луч­шее, но по­ка что-то не ве­рит­ся… 


Константин КОМАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования