Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 26.11.2010

Резкость или спасительная мягкость

 В но­ме­ре «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» от 22.10.2010 опуб­ли­ко­ван сим­па­тич­ный рас­ска­зик Алек­сан­д­ра Ка­ра­сё­ва «Лю­бов­ная дра­ма Лё­ши Ры­боч­ки­на». Рас­сказ об иди­о­тиз­ме, ца­ря­щем в ра­бо­те со­вре­мен­ных из­да­тельств, о том, как этот иди­о­тизм вос­при­ни­ма­ет­ся мо­ло­дым ав­то­ром, глав­ным ге­ро­ем Ры­боч­ки­ным, ска­зы­ва­ет­ся на его лич­ной жиз­ни. О мы­тар­ст­вах мо­ло­до­го пи­са­те­ля во­об­ще. Пи­са­но, по­хо­же, по мо­ти­вам ре­аль­ных со­бы­тий (Ры­боч­кин – Ка­ра­сёв). Как это за­ве­лось у Ка­ра­сё­ва, часть пер­со­на­жей и ин­сти­ту­ций да­ны под ре­аль­ны­ми име­на­ми (из­да­тель­ст­во «Лим­бус-Пресс», кри­тик Ва­дим Ле­вен­таль).

Я не боль­шой зна­ток и тем бо­лее не по­клон­ник про­зы А.Ка­ра­сё­ва, то, что мне по­па­да­лось, я ед­ва смог про­честь – или не­ин­те­рес­но, или пло­хо, аг­рес­сив­но на­пи­са­но, и вез­де из всех ще­лей прут не­ве­ро­ят­ные, а зна­чит, не­о­бос­но­ван­ные ам­би­ции ав­то­ра и его уз­ко­ло­бая ка­те­го­рич­ность. Я по­до­зре­ваю, что при­чи­на оп­ре­де­лён­но­го ус­пе­ха Алек­сан­д­ра в сто­ли­це – страх ме­ст­ной мяг­ко­те­лой пи­са­тель­ской тус­ни пе­ред этим рез­ким, не­га­тив­ным пар­нем, ещё и про­шед­шим Чеч­ню. Его про­сто ис­пу­га­лись, по­это­му и под­дер­жа­ли. А то он ведь и убить мо­жет. Ну или стук­нуть пре­боль­но. Что ж, ес­ли этих за­жрав­ших­ся сно­бов в мос­ков­ских ре­дак­ци­ях и из­да­тель­ст­вах ина­че не взять, по­че­му бы нет? Пусть си­дят, бо­ят­ся, шта­ны су­шат, лич­но я толь­ко за.

Но с пе­ре­ез­дом в Санкт-Пе­тер­бург в Ка­ра­сё­ве, ка­жет­ся, по­яв­ля­ет­ся спа­си­тель­ная мяг­кость, близ­кая уже к тер­пи­мо­с­ти, к по­ни­ма­нию че­го-ли­бо, к вы­слу­ши­ва­нию дру­гих лю­дей и то­го, что го­во­рит мир, все­лен­ная. А мо­жет, хоть и не­боль­шая, но всё же су­ще­ст­ву­ю­щая из­ве­ст­ность ска­зы­ва­ет­ся: за­ра­бо­тал чу­ток сла­вы Алек­сандр, и ду­ша его по­ус­по­ко­и­лась, не­мно­го сми­ри­лась с дей­ст­ви­тель­но­с­тью. По­мяг­че был пре­ды­ду­щий рас­ска­зик, что-то уже поч­ти соп­ли­вое (на пу­ти ис­прав­ле­ния без край­но­с­тей не обой­тись) и по­стыд­но ба­наль­ное, да ещё и про шко­лу (по ка­че­ст­ву так­же на школь­ном уров­не) – как учи­тель­ни­ца, про­дав се­рёж­ки, от­пра­ви­ла не­ра­ди­во­го уче­ни­ка в сто­ли­цу уж не по­мню за­чем: ка­жет­ся, за выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем.

В «Ры­боч­ки­не» всё на­мно­го луч­ше и ве­се­лее: аб­сурд­ные пись­ма из «Лим­бу­са» по­лу­ча­ет глав­ный ге­рой, в этих пись­мах Ва­дим Ле­вен­таль (ре­аль­но­му Ва­ди­му ис­крен­ний си­бир­ский ре­с­пект за до­б­рое сло­во) спра­ши­ва­ет мо­ло­до­го, но уже на слу­ху про­за­и­ка, как он от­но­сит­ся к то­му или ино­му рус­ско­му клас­си­ку. Дож­дав­шись от ге­роя по­ло­жи­тель­но­го от­ве­та (Ры­боч­кин лю­бит Ку­при­на, но за­бра­ко­вал Тур­ге­не­ва), Ле­вен­таль про­сит его на­пи­сать ста­тью в школь­ный учеб­ник об Алек­сан­д­ре Ива­но­ви­че: это та­кой про­ект («Ли­те­ра­тур­ная ма­т­ри­ца»), мо­ло­дые из­ве­ст­ные пи­са­те­ли рас­ска­зы­ва­ют о сво­их «клас­си­че­с­ких» лю­бим­цах. Го­но­рар обе­щан хо­ро­ший, Ры­боч­кин ещё ве­дёт­ся на «из­ве­ст­но­го пи­са­те­ля» – здесь Ка­ра­сёв хо­ро­шо и до­стой­но тру­нит над со­бой и сво­ей из­ве­ст­но­с­тью (это ес­ли Ры­боч­кин – Ка­ра­сёв). По­том всё про­сто: текст Ры­боч­ки­на из­да­тель­ст­во пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет до не­уз­на­ва­е­мо­с­ти, ав­тор воз­му­ща­ет­ся, Ле­вен­таль вы­став­ля­ет ра­бо­ту о Ку­при­не на об­суж­де­ние, в ито­ге мне­ние «Лим­бу­са» по­беж­да­ет, Ры­боч­кин от­ка­зы­ва­ет­ся от ста­тьи, не по­лу­ча­ет де­нег, и от не­го ухо­дит де­вуш­ка, не вы­нес­шая тя­гот су­ще­ст­во­ва­ния мо­ло­до­го ли­те­ра­то­ра в со­вре­мен­ной Рос­сии.

Текст Ка­ра­сёв со­здал не­му­д­ря­щий, но лёг­кий, за­ни­ма­тель­ный, с боль­шим ду­шев­ным вло­же­ни­ем, в то же вре­мя спо­кой­ный, куль­тур­ный, ме­с­та­ми с юмо­ром. С мо­мен­та по­яв­ле­ния Ле­вен­та­ля в рас­ска­зе я ждал, мельк­нёт ли ев­рей­ский во­прос или нет, хо­тя бы са­мо это сло­во. Мельк­нул, не удер­жал­ся Са­ша, в са­мом кон­це ус­та­ми де­вуш­ки Ры­боч­ки­на ав­тор про­из­но­сит: «Ви­но­ва­ты ев­реи». Но сам же в сле­ду­ю­щей стро­ке от­ре­ка­ет­ся от де­вуш­ки­ной ка­те­го­рич­но­с­ти: «Не лю­би­ла она его». Фра­зы ча­с­тень­ко зо­щен­ков­ские, че­го рань­ше у Ка­ра­сё­ва, ка­жет­ся, не бы­ло: «Я, мо­жет быть, де­вуш­ка». Да и фи­наль­ное пред­ло­же­ние чуть ли не ци­та­та из Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча: «Я ду­маю, про­сто не лю­би­ла она его. И не­че­го ему так силь­но пе­ре­жи­вать».

Су­дя по при­ве­дён­ным в рас­ска­зе ци­та­там из двух эс­се о Ку­при­не – ори­ги­наль­но­го и ис­прав­лен­но­го – и Ры­боч­кин, и ре­дак­тор «Лим­бу­са» на­пи­са­ли об Алек­сан­д­ре Ива­но­ви­че пло­хо: стан­дарт­но, без огонь­ка, не то что­бы для сред­не­го – для по­сред­ст­вен­но­го школь­но­го за­ве­де­ния. Вот, на­при­мер, из эс­се Ры­боч­ки­на (фраг­мен­ты Лим­бу­сов­ско­го эс­се не при­во­жу – это пол­ная бре­дя­ти­на): «На­зна­чен­ные «го­лые ко­ро­ли» от ли­те­ра­ту­ры схо­дят со сце­ны. Ку­прин не со­шёл. Он не был «го­лым ко­ро­лём». Его про­за про­шла от­бор вре­ме­нем, вы­сто­я­лась в этом вре­ме­ни, как ста­рин­ное ви­но в ду­бо­вых боч­ках».

Ба­наль­ность до­гна­ла штамп и грох­ну­ла его об­щим ме­с­том. «Го­лые ко­ро­ли», «схо­дят со сце­ны», «от­бор вре­ме­нем», «ви­но в боч­ках». Так при­мер­но сей­час все и пи­шут, Ка­ра­сёв то­же поч­ти весь та­кой. Был. Но эс­се всё же при­над­ле­жит не Ка­ра­сё­ву, а его пер­со­на­жу, и ес­ли где-то эти два «рыб­ных» сов­па­да­ли, здесь они, по всей ви­ди­мо­с­ти, раз­два­и­ва­ют­ся. Хо­тя тон ав­то­ра в этом от­рыв­ке ско­рее воз­му­ти­тель­ный, чем иро­нич­ный, всё же оп­ре­де­лен­ную ав­тор­скую на­смеш­ку над со­вре­мен­ны­ми «мо­ло­ды­ми и уже из­ве­ст­ны­ми» гра­фо­ма­на­ми (ка­ким, су­дя по эс­се о Ку­при­не, и пред­ста­ёт в ито­ге Ры­боч­кин) до­пу­с­тить сле­ду­ет.


Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования