Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 26.11.2010

Жизнь – это боль

 Не­со­сто­яв­ше­е­ся ин­тер­вью Ма­ри­ам Пе­т­ро­сян

 

Это интервью готовилось долго. Его брал Егор Молданов. Но в последний момент, когда, казалось, виден финиш, Мариам попросила Егора остановиться. Он остановился… А потом остановилось его сердце: навсегда…

Мне в наследство от друга достались его записи и нетбук, подаренный «Дебютом». Именно в нём, в папке «МОЁ» хранилась переписка, дневниковые записи, черновики будущих рассказов.

Когда Мариам Петросян согласилась коротко ответить на мои вопросы и сделала это, у меня возникло желание показать читателям и это несостоявшееся интервью. Оно собрано и стилизовано под интервью из большой переписки между Егором и Мариам.

Егор МОЛДАНОВ
Егор МОЛДАНОВ

Ма­ша, я ещё раз про­шу у вас об ин­тер­вью, толь­ко сра­зу не от­ка­зы­вай­тесь. Про­чи­тай­те во­про­сы, ко­то­рые я вам ски­ну в бли­жай­шие дни, и тог­да ре­ши­те для се­бя, на­до от­ве­чать или не сто­ит. Я про­сто чув­ст­вую, что мо­гу ещё вам чем-то по­мочь. Мне хо­чет­ся, что­бы чи­та­те­ли, кри­ти­ки об­ра­ти­ли вни­ма­ние на ва­шу кни­гу, по­то­му что она это­го сто­ит.

Во­про­сы са­ми по се­бе дик­ту­ют ка­кую-то фор­му от­ве­тов. Су­хую, от­чёт­ную, ис­крен­нюю, за­нуд­ную, яз­ви­тель­ную, до­ве­ри­тель­ную и т.д. В на­шем с Ва­ми слу­чае они ни­че­го не дик­ту­ют, по­сколь­ку мы друг дру­га не ви­дим, и об­ща­ем­ся не толь­ко на рас­сто­я­нии, но и с боль­шим раз­ры­вом во вре­ме­ни. То есть ис­крен­не-до­ве­ри­тель­ный ва­ри­ант ис­клю­ча­ет­ся, по­сколь­ку в фор­ме пись­ма он (лич­но для ме­ня) мо­жет быть при­ем­лем толь­ко с близ­ки­ми людь­ми, а что до про­то­коль­но-от­чёт­но­го, то Ва­ши во­про­сы не да­ют мне воз­мож­но­с­ти от­ве­тить в та­кой фор­ме. Да­же ес­ли от­ве­чать про­сто че­ст­но, это зай­мёт столь­ко ме­с­та и от­ни­мет столь­ко вре­ме­ни, что не хо­чет­ся да­же на­чи­нать. Ва­ри­ант «от­ве­тить, что­бы от­ве­тить» ме­ня то­же не ус­т­ра­и­ва­ет. Ну вот, столь­ко на­пи­са­но, а ни­че­го не ска­за­но, ви­ди­те? Хо­ро­ший при­мер на­прас­ной тра­ты вре­ме­ни.

В об­щем, по­ста­ра­юсь ещё раз. Я по­лу­чи­ла, Егор, Ва­ши во­про­сы. И толь­ко на один из них мож­но от­ве­тить ко­рот­ко и сра­зу. Все ос­таль­ные под­ра­зу­ме­ва­ют (для ме­ня, во вся­ком слу­чае) дол­гие и про­ст­ран­ные объ­яс­не­ния, не ин­те­рес­ные ни Вам, ни по­тен­ци­аль­ным чи­та­те­лям, ни мне са­мой. За­чем же тра­тить на них вре­мя и си­лы? Мне со­рок лет. Каж­дые не­сколь­ко лет чи­та­ю­щий че­ло­век пе­ре­сма­т­ри­ва­ет и об­нов­ля­ет свои ли­те­ра­тур­ные при­ст­ра­с­тия. Что-то пе­ре­ста­ёт нра­вить­ся, что-то не по­ня­тое ког­да-то, на­обо­рот, вдруг ока­зы­ва­ет­ся близ­ко, что-то от­кры­ва­ешь для се­бя впер­вые. По­это­му для ме­ня по­ня­тие «лю­би­мые пи­са­те­ли» – это ли­бо длин­ней­ший спи­сок имён, ли­бо от­вет в ду­хе «кон­крет­но сей­час, в дан­ный мо­мент», но та­ким от­ве­том как бы пре­да­ёшь всех ос­таль­ных, по­это­му он то­же не го­дит­ся, а зна­чит, я про­сто не в со­сто­я­нии от­ве­тить на Ваш во­прос. Вро­де бы та­кой про­стой. И они все та­кие. Так что, бо­юсь, ин­тер­вью мне про­ти­во­по­ка­за­ны. Осо­бен­но в пись­мен­ной фор­ме. Я че­ло­век не Ва­ше­го по­ко­ле­ния, Егор. Для ме­ня об­щать­ся с вир­ту­аль­ным со­бе­сед­ни­ком до­ста­точ­но слож­но. Я НИ­КОГ­ДА не ла­зи­ла в ча­ты, не уча­ст­во­ва­ла в фо­ру­мах и ни­че­го ни­где не об­суж­да­ла. Вы един­ст­вен­ный не­зна­ко­мый мне вжи­вую че­ло­век, с ко­то­рым я об­ща­юсь че­рез сеть. Не счи­тая, ко­неч­но, де­ву­шек из «Лайв­Бу­ка», но с ни­ми мы ра­бо­та­ли над тек­с­том, а не об­ща­лись. Так что мне не­до­ста­ёт опы­та для по­верх­но­ст­но­го об­ще­ния. Как ска­зать что-то, ни­че­го тол­ком не го­во­ря, или как от­ве­тить, не от­ве­чая. Как ум­но вы­вер­нуть­ся. Ко­му-то это лег­ко, а мне труд­но, по­это­му я пред­ла­гаю Вам ос­та­вить мысль об этом ин­тер­вью. На­де­юсь встре­тить Вас в Моск­ве и по­зна­ко­мить­ся по-на­сто­я­ще­му.

Я вам все­гда пи­сал, что це­ню ва­ше мне­ние, ва­шу сво­бо­ду, и ес­ли для вас дать «вир­ту­аль­но» ин­тер­вью слож­но, то, по­верь­те, я боль­ше не бу­ду на­ста­и­вать.

Мариам ПЕТРОСЯН
Мариам ПЕТРОСЯН

Егор! Не по­ду­май­те, по­жа­луй­ста, что ме­ня за­ело на от­ка­зе от ин­тер­вью. Про­сто они все оди­на­ко­вые. По боль­шо­му счё­ту, ни­ка­кой раз­ни­цы, кто от­ве­ча­ет. По-мо­е­му, и да­ю­щие, и бе­ру­щие толь­ко те­ря­ют вре­мя зря. Тем бо­лее за­зря тра­тят его чи­та­ю­щие. От­ве­ты поч­ти все­гда пред­ска­зу­е­мы, не го­во­ря уже о во­про­сах, ес­ли толь­ко речь не идёт о чём-то скан­даль­ном. За всю жизнь не про­чи­та­ла ни од­ной кни­ги, вдох­но­вив­шись ин­тер­вью с её ав­то­ром в прес­се, и ду­маю, что про­цент чи­та­те­лей, для ко­то­рых это мо­жет по­слу­жить толч­ком к то­му, что­бы взять в ру­ки чьё-то про­из­ве­де­ние, ни­чтож­но мал.

Я так­же не люб­лю пуб­лич­но­с­ти и от­ка­зы­ва­юсь от ин­тер­вью, не же­лая ко­го-то пу­с­кать в свой мир. Мне нра­ви­лось чьё-то вы­ра­же­ние, что ду­ша – это не рас­кры­тая кни­га, ко­то­рую обя­за­тель­но долж­ны все про­честь. Дать ин­тер­вью – это пусть не­множ­ко, но при­от­крыть дверь сво­ей ду­ши. Но ва­ша кни­га вы­дви­ну­та на мно­же­ст­во пре­стиж­ных пре­мий, вас всё рав­но бу­дут до­ни­мать с прось­ба­ми об ин­тер­вью.

Мне нра­вит­ся, что ме­ня не зна­ют, и мне по­ка со­вер­шен­но не хо­чет­ся вы­хо­дить из «под­по­лья». Пи­ши­те про кни­гу, ав­тор – это на­мно­го ме­нее ин­те­рес­но.

Кни­га кни­гой, но чи­та­те­лям ин­те­ре­сен и сам ав­тор.

Я мо­гу от­ве­тить на ва­ши во­про­сы, Егор, мне это не­труд­но. Всё рав­но, на­вер­ное, так или ина­че, при­дёт­ся де­лать что-то по­доб­ное, воз­мож­но, что Ва­ши во­про­сы мне да­же в чём-то по­мо­гут пред­ста­вить, как это вы­гля­дит. Я про­чи­таю Ва­шу ста­тью с боль­шим ин­те­ре­сом.

Спа­си­бо, Ма­ша.

Пер­вое, что ме­ня ин­те­ре­су­ет, что­бы быть точ­ным. «Дом» – это пер­вое ва­ше ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, или бы­ли ещё пуб­ли­ка­ции до «До­ма»?

«Дом» – моё пер­вое ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. Дру­гих пуб­ли­ка­ций не бы­ло.

Вто­рое. Что за­ста­ви­ло вас взять­ся за эту те­му. На­сколь­ко я вы­чи­тал из не­та, вы ху­дож­ник-муль­ти­пли­ка­тор, я бы не уди­вил­ся, ес­ли бы вы на­пи­са­ли про­сто «сказ­ку» на та­кую те­му? Что-то долж­но бы­ло быть или лич­ное, или ещё что-то, ес­ли воз­мож­но, объ­яс­ни­те это «что-то»?

Что за­ста­ви­ло взять­ся за эту те­му? Не знаю. По-мо­е­му, это ско­рее те­мы на­хо­дят нас, чем мы их. В мо­ём слу­чае это бы­ли пер­со­на­жи. Они на­шли ме­ня, а по­том уже за­ста­ви­ли вы­ст­ро­ить для се­бя под­хо­дя­щий им мир. (Кста­ти, ин­фор­ма­ция на сай­те Боль­шой Кни­ги оши­боч­на. Я не ху­дож­ник-муль­ти­пли­ка­тор. Здесь, на­вер­ное, от­ча­с­ти моя ви­на. По­сы­лая в из­да­тель­ст­во «Лайв­Бук» крат­кую би­о­гра­фию, я на­пи­са­ла: «ра­бо­та­ла на Ар­мен­филь­ме в от­де­ле муль­ти­пли­ка­ции». На­до бы­ло уточ­нить, что про­сто ху­дож­ни­ком.)

Тре­тье. Клич­ки де­тей. Я сам быв­ший вос­пи­тан­ник дет­ско­го до­ма, мой при­ём­ный отец дол­го про­ра­бо­тал ди­рек­то­ром дет­ско­го до­ма, но клич­ки у нас бы­ли про­сты­ми: За­яц, Ква­ка, Щу­ка, ну и т.д. У вас клич­ки не­о­быч­ные, бо­лее то­го, у них име­ет­ся му­зы­каль­ная то­наль­ность. Они про­из­но­сят­ся очень лег­ко и не­при­нуж­дён­но: Та­ба­ки, Лорд, Сле­пой и т.д.

Тре­тий во­прос не сов­сем по­ня­ла. По­че­му та­кие стран­ные клич­ки? Мне ка­за­лось, что да­же слиш­ком из­би­тые. У нас в ху­до­же­ст­вен­ном учи­ли­ще на по­до­кон­ни­ке бы­ли вы­ре­за­ны но­жом клич­ки тех, кто за­ни­мал эту ма­с­тер­скую до нас. И да­же там бы­ли обя­за­тель­ные Чёр­ный и Тол­стый. А на па­рал­лель­ном кур­се учил­ся, на­при­мер, Пло­с­кий. Стран­ная клич­ка, да? Мо­жет, здесь де­ло в том, что Вы из дру­го­го по­ко­ле­ния?

Чет­вёр­тое. На­вер­ное, са­мое глав­ное. Фор­ма на­пи­са­ния и ком­по­зи­ци­он­ное по­ст­ро­е­ние. Фор­ма на­по­ми­на­ет мне сказ­ки об Али­се Кэр­рол­ла с му­д­ро­с­тью и гру­с­тью «Ма­лень­ко­го прин­ца» Эк­зю­пе­ри. По­че­му имен­но та­кая фор­ма, как бы вы са­ми её для се­бя сфор­му­ли­ро­ва­ли?

Фор­ма на­пи­са­ния и ком­по­зи­ция. Бо­юсь по­вто­рить­ся, но ду­маю, что ма­те­ри­ал дик­ту­ет от­ча­с­ти и фор­му про­из­ве­де­ния. Ма­те­ри­ал и лич­ные при­ст­ра­с­тия ав­то­ра. Я люб­лю сказ­ки и до сих пор с удо­воль­ст­ви­ем чи­таю кни­ги, ко­то­рые по­ку­паю для сво­их сы­но­вей. Для ме­ня сказ­ка – это се­рь­ёз­но, и свою кни­гу я от­но­шу к жа­н­ру «го­род­ской сказ­ки», хо­тя это, на­вер­ное, не сов­сем пра­виль­но, но та­ко­го по­ня­тия, как «до­мо­вая сказ­ка», не су­ще­ст­ву­ет, так что я ис­поль­зую на­и­бо­лее под­хо­дя­щий тер­мин.

От­но­си­тель­но ком­по­зи­ции. Бо­юсь, эта те­ма тре­бу­ет про­ст­ран­ных и дол­гих рас­суж­де­ний, и все они до­ста­точ­но аб­ст­ракт­ны. Кон­крет­но в мо­ём слу­чае фор­ма и струк­ту­ра кни­ги по­ста­ви­ли ме­ня в до­ста­точ­но жё­ст­кие рам­ки. Я по­ня­ла это, ког­да при­шлось вы­бро­сить из тре­ть­ей кни­ги сце­ны про­ис­хо­дя­ще­го за пре­де­ла­ми До­ма. Они бы­ли не­об­хо­ди­мы сю­жет­но, но на­столь­ко не вос­при­ни­ма­лись еди­ным це­лым с ос­нов­ным тек­с­том, что при­шлось с ни­ми рас­стать­ся. Так что фор­ма про­из­ве­де­ния, его струк­ту­ра ино­гда дик­ту­ют и ста­вят ав­то­ру свои ус­ло­вия. Впро­чем, как и пер­со­на­жи.

Пя­тое. Прав­да, что кни­га бы­ла на­пи­са­на ещё 10 лет на­зад и всё это вре­мя ле­жа­ла в сто­ле? Не­множ­ко при­от­крой­те ис­то­рию со­зда­ния кни­ги.

Кни­га бы­ла на­пи­са­на при­мер­но в 97-м. Ва­ри­ант, ко­то­рый до­ста­точ­но бли­зок к то­му, что чи­та­ли Вы. А са­мый пер­вый, сов­сем не по­хо­жий на этот, был на­пи­сан в кон­це вось­ми­де­ся­тых. Я на­ча­ла пи­сать о До­ме, ког­да бы­ла ро­вес­ни­цей его ге­ро­ев. А ри­со­ва­ла их рань­ше, чем на­ча­ла о них пи­сать. Так что за­мы­сел и ге­рои на­мно­го стар­ше, чем са­ма кни­га. Ту, са­мую пер­вую вер­сию, я от­пе­ча­та­ла на пе­чат­ной ма­шин­ке, про­ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ла и от­да­ла в пе­ре­плёт. По раз­ме­ру и ве­су по­лу­чил­ся эн­цик­ло­пе­ди­че­с­кий сло­варь. Пе­чат­ная ма­шин­ка не да­ёт воз­мож­но­с­ти фор­ма­ти­ро­вать текст и пе­ча­тать с двух сто­рон ли­с­та. Фи­нал там от­сут­ст­во­вал. Са­ма ис­то­рия бы­ла на­мно­го мрач­нее, па­фос­нее и кро­ва­вее. Лет че­рез пять я вер­ну­лась к ней. В ме­с­те, где я ра­бо­та­ла, был ком­пью­тер с прин­те­ром, тог­да они бы­ли в ди­ко­вин­ку, и все кто мог ста­ра­лись как-то вос­поль­зо­вать­ся эти­ми бла­га­ми. Пе­ча­та­ли все под­ряд, да­же ссо­ри­лись. Тог­да я на­пи­са­ла вто­рой ва­ри­ант кни­ги, а сра­зу по­сле не­го – тре­тий. Они не­мно­го от­ли­ча­лись, хо­тя там бы­ло до­воль­но мно­го об­щих сцен. К во­про­су о ком­по­зи­ции. Пер­вая кни­га бы­ла от ли­ца Ку­риль­щи­ка, вто­рая о Куз­не­чи­ке, тре­тья «Ша­ка­ли­ный вось­ми­днев­ник». Я рас­пе­ча­та­ла её в трёх эк­земп­ля­рах, раз­де­лив на два то­ми­ка. Про­дол­же­ние то­же бы­ло, но толь­ко раз­роз­нен­ные, не­за­кон­чен­ные гла­вы. Фи­на­ла не бы­ло. Я не пи­са­ла его спе­ци­аль­но. Хо­те­лось иметь ка­кое-то ув­ле­ка­тель­ное за­ня­тие в ста­ро­сти. Глу­по, ко­неч­но, но тог­да я не ду­ма­ла о том, что ста­рость бы­ва­ет раз­ная. На сле­ду­ю­щий год, по­бы­вав в Моск­ве, я ос­та­ви­ла один эк­земп­ляр в пе­ре­плё­те за­ме­ча­тель­ной жен­щи­не Аэ­ли­те Се­мё­нов­не. Дру­гих та­ких лю­дей, как она, я не знаю. По-мо­е­му, они во­об­ще не встре­ча­ют­ся в при­ро­де. Это был 98 год. Вот от­сю­да мо­же­те, на­вер­ное, от­счи­ты­вать те де­сять лет, ко­то­рые она (ру­ко­пись) про­ле­жа­ла в чьём-то сто­ле. Я не знаю, чей стол име­ет­ся в ви­ду. Мо­жет, Ле­о­ни­да Зу­б­ри­ло­ва (сы­на тё­ти Эл­лы, ко­то­рой я да­ри­ла книж­ку), а мо­жет, это был стол Ан­д­рея Лу­пан­ди­на (его дру­га). Во­об­ще ис­то­рия пе­ре­ме­ще­ний мо­ей ру­ко­пи­си по Моск­ве ос­та­лась для ме­ня за­гад­кой. Я знаю толь­ко, что в 2008 го­ду Ан­д­рей (с ко­то­рым я лич­но ни­ког­да не встре­ча­лась) пред­ло­жил её из­дать.

Вот. Са­мым страш­ным во­про­сом ока­зал­ся пя­тый. А ка­за­лось, что дол­жен был быть чет­вёр­тый.

Мы про­во­дим всю на­шу жизнь, пы­та­ясь пре­дот­в­ра­тить смерть. Пи­та­ем­ся, изо­б­ре­та­ем, лю­бим, мо­лим­ся, сра­жа­ем­ся, уби­ва­ем. Но что мы зна­ем о смер­ти на са­мом де­ле? Толь­ко то, что ни­кто не воз­вра­ща­ет­ся. Мо­е­му дру­гу 16 но­я­б­ря ис­пол­ни­лось бы 23 го­да. Ис­пол­ни­лось бы…

Нам суж­де­но те­рять тех, ко­го мы лю­бим, а ина­че от­ку­да нам знать, что они так важ­ны для нас? И что де­лать, ког­да ты те­ря­ешь близ­ко­го че­ло­ве­ка? Опу­с­кать ру­ки? Всё бро­сать? Нет!.. Нуж­но ста­рать­ся изо всех сил, что­бы убе­дить­ся, что ты ещё жив. Что ка­са­ет­ся бо­ли… Это жизнь! А рас­те­рян­ность и страх долж­ны на­пом­нить, что где-то су­ще­ст­ву­ет что-то луч­шее. То, за что сто­ит бо­роть­ся!


Подготовил материал Артур АКМИНЛАУС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования