Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 26.11.2010

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 От Хан­жон­ко­ва до Дран­ко­ва

 

Не толь­ко для оте­че­ст­вен­но­го, но и для все­го ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа рус­ская клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра все­гда бы­ла и ос­та­ёт­ся не­ис­чер­па­е­мым со­кро­ви­щем, кла­де­зем идей, мыс­лей, люд­ских су­деб, сю­же­тов. Стро­го го­во­ря, на­ча­ло бы­ло по­ло­же­но в 1909 го­ду Алек­сан­д­ром Хан­жон­ко­вым, эк­ра­ни­зи­ро­вав­шим лер­мон­тов­скую по­эму «Песнь про ца­ря Ива­на Ва­си­ль­е­ви­ча, мо­ло­до­го оп­рич­ни­ка и уда­ло­го куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва» и от­крыв­шим «этой филь­мой» (так тог­да го­во­ри­ли) ге­не­раль­ное на­прав­ле­ние раз­ви­тия рос­сий­ско­го ки­но­ис­кус­ст­ва. И что осо­бен­но прин­ци­пи­аль­но зна­чи­мо: он сра­зу же обо­зна­чил его ду­хов­ный и нрав­ст­вен­ный мас­штаб. Ведь за­пад­ное си­не­ма в пер­вое де­ся­ти­ле­тие жиз­ни так и ос­та­ва­лось, преж­де все­го, movie, то есть все­го-на­все­го за­бав­ля­ю­щим зри­те­ля «дви­же­ни­ем». Вспом­ним бра­ть­ев Лю­мь­ер с их «При­бы­ти­ем по­ез­да». Од­на­ко рус­ское мла­ден­че­с­кое ки­но – до сих пор ма­ло­ис­сле­до­ван­ная и по­лу­за­бы­тая эпо­ха эк­ра­ни­за­ций. Про­бел этот вос­пол­ня­ет за­ме­ча­тель­ная кни­га Ва­лен­ти­ны Ро­го­вой «Рус­ская ки­но­воль­ни­ца», из­дан­ная кон­цер­ном «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия».

Ав­тор зна­ко­мит чи­та­те­ля с ис­то­ри­ей филь­мов, со­здан­ных по про­из­ве­де­ни­ям вось­ми рус­ских пи­са­те­лей – Ни­ко­лая Го­го­ля, Ми­ха­и­ла Лер­мон­то­ва, Льва Тол­сто­го, Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на, Фё­до­ра До­сто­ев­ско­го, Ива­на Тур­ге­не­ва, Ни­ко­лая Не­кра­со­ва и Ан­то­на Че­хо­ва. Ат­мо­сфе­ра вы­со­кой ли­те­ра­ту­ры из­на­чаль­но фор­ми­ро­ва­ла наш ки­не­ма­то­граф, и все по­бе­ды до­ре­во­лю­ци­он­но­го ки­но свя­за­ны с ин­сце­ни­ров­ка­ми на­ци­о­наль­ной клас­си­ки. Они воз­ве­ли­чи­ли его до ста­ту­са ис­кус­ст­ва и оп­ре­де­ли­ли ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность «де­ся­той му­зы» на рус­ской поч­ве. А «крё­ст­ным от­цом» оте­че­ст­вен­ной эк­ра­ни­за­ции бес­спор­но яв­ля­ет­ся имен­но Хан­жон­ков, хо­тя и его ис­то­ри­че­с­кая мис­сия до сих пор по до­сто­ин­ст­ву не оце­не­на. Как и его со­рат­ни­ка Пе­т­ра Чар­ды­ни­на, сце­на­ри­с­та и ки­но­ре­жис­сё­ра. Как и мно­гих дру­гих, ак­тё­ров, опе­ра­то­ров и по­ста­нов­щи­ков филь­мов.

Ин­те­рес­но, что до 1912 го­да по про­из­ве­де­ни­ям Го­го­ля бы­ло сня­то 17 ки­но­вер­сий, Пуш­ки­на – 21, Че­хо­ва – 13, Кры­ло­ва – 7, Лер­мон­то­ва – 7. Ав­тор под­чёр­ки­ва­ет, что ве­ко­вые тра­ди­ции оте­че­ст­вен­но­го изо­б­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва ока­за­ли са­мое бла­го­твор­ное вли­я­ние на пла­с­ти­ку на­ци­о­наль­но­го филь­ма. Пер­вая ин­сце­ни­ров­ка «Мёрт­вых душ» – пре­крас­ное то­му под­тверж­де­ние. В этой по­ста­нов­ке ма­с­тер­ски пре­тво­ре­ны мо­ти­вы и дух го­го­лев­ской гра­фи­ки Алек­сан­д­ра Аги­на и Пе­т­ра Бок­лев­ско­го, на­шед­шие своё от­ра­же­ние не толь­ко в об­ли­ке и гри­ме пер­со­на­жей, но так­же в де­ко­ра­ци­ях и ми­зан­сце­нах. И что осо­бен­но цен­но – во вре­мя ки­но­съё­мок ак­тё­ры (А.Гон­ча­ро­ва, В.Сте­па­нов, А.По­жар­ская, сам Чар­ды­нин, сы­г­рав­ший Но­з­д­рё­ва, и дру­гие) чёт­ко про­из­но­си­ли го­го­лев­ский текст, а это для не­мо­го ки­но бы­ло со­вер­шен­но не­о­бя­за­тель­но. Но эк­ран­ная ар­ти­ку­ля­ция да­ла «Мёрт­вым ду­шам» «го­во­ря­щую жизнь», пол­ную ил­лю­зию дек­ла­ма­ции.

В «Но­чи пе­ред Рож­де­ст­вом» (1913 год) впер­вые в ис­то­рии ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа ис­пол­не­ние ак­тё­ра со­че­та­ли с пло­с­ко­ст­ной муль­ти­пли­ка­ци­ей. Так, ку­ра­жась, жут­кий чёрт вы­со­ко­го рос­та (Иван Моз­жу­хин) вдруг на гла­зах изум­лён­ных зри­те­лей ста­но­вил­ся раз­ме­ром с го­ро­ши­ну и за­ле­тал в кар­ман куз­не­ца Ва­ку­лы. Он же на­гло ка­чал­ся на сер­пе лу­ны, сво­бод­но па­ря в про­ст­ран­ст­ве. Оп­ти­че­с­кие фо­ку­сы опе­ра­то­ра Вла­ди­сла­ва Ста­ре­ви­ча бы­ли вос­хи­ти­тель­ны, ста­ли аб­со­лют­ным яв­ле­ни­ем в об­ла­с­ти спец­эф­фек­тов тог­даш­не­го ки­но­про­из­вод­ст­ва. Та­кой мощ­ной пе­ре­ко­ди­ров­ки язы­ка ли­те­ра­ту­ры на язык ки­но эк­ран­ное ис­кус­ст­во ещё не зна­ло.

По­сто­ян­ным хан­жон­ков­ским кон­ку­рен­том был Алек­сандр Дран­ков. В ки­нош­ной сре­де то­го вре­ме­ни, не за­щи­щён­ной ав­тор­ски­ми пра­ва­ми, ча­с­тень­ко про­цве­та­ли не толь­ко пла­ги­ат, ис­поль­зо­ва­ние удач­но най­ден­ных ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­ких хо­дов, но и иг­ра на опе­ре­же­ние, ког­да по­спеш­но смон­ти­ро­ван­ный сур­ро­гат дис­кре­ди­ти­ро­вал пер­во­на­чаль­ную кар­ти­ну и ис­клю­чал воз­мож­ность её про­ка­та. А бы­ло ещё и эле­мен­тар­ное во­ров­ст­во за­сня­той плён­ки, из ко­то­рой при­ми­тив­но стря­па­ли но­вую лен­ту. Дран­ков без за­зре­ния со­ве­с­ти поль­зо­вал­ся все­ми эти­ми ме­то­да­ми, бу­ду­чи по­на­ча­лу до­ве­рен­ным ли­цом Хан­жон­ко­ва (поз­же они ра­зой­дут­ся на­всег­да). У Дран­ко­ва бы­ла хо­ро­шая хват­ка, обо­ро­ти­с­тость, аван­тю­ризм, он сам на­зы­вал се­бя «пер­вым рус­ским ки­но­фа­б­ри­кан­том», не от­ли­ча­ясь чи­с­то­плот­но­с­тью в ма­те­ри­аль­ных де­лах. Но его филь­мы в ху­до­же­ст­вен­ном от­но­ше­нии бы­ли на­столь­ко сла­бы, что ча­с­то он тер­пел фи­нан­со­вый крах. Од­на­ко все­гда вста­вал на но­ги и к оче­ред­ной сво­ей не­удав­шей­ся афе­ре от­но­сил­ся лег­ко. Вот при­мер из ме­му­а­ров Хан­жон­ко­ва:

«Слу­чай столк­нул ме­ня вновь с Дран­ко­вым в Пе­тер­бур­ге… Это бы­ло не­о­жи­дан­но, и я, не­смо­т­ря на при­сут­ст­вие по­сто­рон­них лиц, не смог скрыть сво­е­го воз­му­ще­ния по по­во­ду его по­ступ­ка с «Ка­лаш­ни­ко­вым». Как толь­ко Дран­ков ус­лы­шал это на­зва­ние, то край­не до­б­ро­душ­но вос­клик­нул: «Я ду­мал, что-то се­рь­ёз­ное! А на «Ка­лаш­ни­ко­ве» ведь вы за­ра­бо­та­ли. А я по­те­рял… Так в чём же де­ло?» Дран­ков, этот сво­е­об­раз­ный фе­но­мен мла­ден­че­с­ко­го рус­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, пред­те­ча ны­неш­них про­дю­се­ров, об­ла­дал не­со­мнен­но по­ра­зи­тель­ным конъ­юнк­тур­ным моз­гом, но на ге­не­ти­че­с­ком уров­не не имел пред­став­ле­ния о че­ст­ном пред­при­ни­ма­тель­ст­ве и тог­даш­ней со­ли­дар­но­с­ти по­ря­доч­ных лю­дей. Рав­но как и о твор­че­с­ком са­мо­вы­ра­же­нии в пре­лом­ле­нии на эк­ра­не ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

Пост­скрип­тум. Мож­но ещё мно­го рас­ска­зы­вать об этой кни­ге, при­во­дить ин­те­рес­ные фак­ты ста­нов­ле­ния оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа. Но лю­бо­зна­тель­ный чи­та­тель сам смо­жет обо всём про­честь, об­ра­тив­шись за про­из­ве­де­ни­ем Ва­лен­ти­ны Ро­го­вой в на­шу ре­дак­цию. До­ба­вить хо­чу лишь сле­ду­ю­щее. Как жаль, что мно­гие филь­мы то­го вре­ме­ни не со­хра­ни­лись. Они уже ото­шли в об­ласть ле­генд. Те же, ко­то­рые чу­дом уце­ле­ли, на­хо­дя­щи­е­ся в глав­ной филь­мо­те­ке Рос­сии, вос­при­ни­ма­ют­ся ны­не как цел­лу­ло­ид­ный па­мят­ник ушед­шей эпо­хи, це­нив­шей вы­со­кое ак­тёр­ское и по­ста­но­воч­ное ма­с­тер­ст­во, пре­дан­ность «седь­мо­му ис­кус­ст­ву». Оба­я­ние этих лент без­гра­нич­но. Но ещё боль­ше жаль, что в на­ши дни тор­же­ст­ву­ю­ще пра­вят бал ду­хов­ные на­след­ни­ки Дран­ко­ва, ком­мер­сан­ты от ки­но и те­ле­ви­де­ния, сплош­ные рек­лам­щи­ки пу­с­то­ты.


 

Вол­шеб­ная стра­на

 

Что-то дав­но в на­шей га­зе­те не рас­ска­зы­ва­лось о кни­гах для де­тей. А ведь хо­ро­шая ли­те­ра­ту­ра срод­ни ре­ли­гии, окорм­ля­ет и ста­рых, и ма­лых. Ес­ли, ко­неч­но, не пре­вра­ща­ет­ся в огол­те­лую про­па­ган­ду и не слу­жит лож­ным иде­а­лам. А с юны­ми чи­та­те­ля­ми на­до быть осо­бен­но ос­то­рож­ным в сло­ве, лю­бую фальшь они чув­ст­ву­ют из­да­ле­ка. Тут нуж­на и пре­дель­ная ис­крен­ность с до­ве­ри­тель­ной ин­то­на­ци­ей (но не же­ла­ние на­вя­зать­ся в дру­зья), и пе­да­го­ги­че­с­кий дар, и чи­с­то­та сво­ей соб­ст­вен­ной ду­ши, и от­кры­тое серд­це, и, ра­зу­ме­ет­ся, та­лант ху­дож­ни­ка-пи­са­те­ля. Всё это есть у Свет­ла­ны Вью­ги­ной, чьи рас­ска­зы «Си­бир­ский ва­ле­нок» вы­шли в из­да­тель­ст­ве «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра» в се­рии «Школь­ная биб­ли­о­те­ка» (не­ког­да сверх­по­пу­ляр­ной в Со­вет­ском Со­ю­зе и воз­рож­да­е­мой вновь).

Вот что го­во­рит ста­рей­ший рус­ский пи­са­тель Ми­ха­ил Го­ден­ко в пре­дис­ло­вии к кни­ге: «Да­ле­ко не всем уда­ёт­ся так ис­крен­не и про­сто пи­сать для ма­лы­шей о кра­со­те и слож­но­с­ти на­ше­го бы­тия, о его мно­го­об­ра­зии. Каж­дая ме­лочь вол­ну­ет ав­то­ра, слов­но впер­вые уви­ден­ная гла­за­ми ре­бён­ка. Вот на тра­вин­ку опу­с­тил­ся тя­жё­лый жук – что бу­дет де­лать? А вот на ла­донь вспрыг­нул изу­м­руд­ный ля­гу­шо­нок – и це­лый мир от­ра­жа­ет­ся в его вы­пук­лых гла­зах. Кто-то в спеш­ке не за­ме­тит, прой­дёт ми­мо, а то и раз­да­вит. А у пи­са­тель­ни­цы из каж­дой та­кой встре­чи рож­да­ет­ся рас­сказ. Вро­де бы как лег­ко и про­сто на­пи­са­но, ни­ка­ких осо­бых ху­до­же­ст­вен­ных ухи­щ­ре­ний, а так и ви­дишь пе­ред со­бой ти­хий де­ре­вен­ский пей­заж, лю­бо­пыт­ную пти­цу или лес­но­го зве­ря, чув­ст­ву­ешь теп­ло де­ре­вен­ско­го кры­леч­ка или горь­ко­ва­тый за­пах че­рё­му­хи. А всё де­ло – в осо­бом чув­ст­ве сло­ва…»

Рас­ска­зы С.Вью­ги­ной не толь­ко о де­тях и их до­маш­них пи­том­цах – по­пу­гай­чи­ке Ро­ме, хо­мяч­ке Ко­но­па­с­ти­ке, фи­ли­не Уго­ше, ко­ро­ве Зо­зу­ле, щен­ке Ди­ке (это лю­би­мый пёс са­мой пи­са­тель­ни­цы), но и о не­по­вто­ри­мой кра­со­те рус­ской при­ро­ды. Но, рас­ска­зы­вая о при­ро­де, она в то же вре­мя про­дол­жа­ет го­во­рить о лю­дях, ка­кие они: до­б­рые или злые, от­зыв­чи­вые или рав­но­душ­ные, вни­ма­тель­ные или чёр­ст­вые. Гу­ляя с Ди­ком, Свет­ла­на все­гда уви­дит во­круг не­что та­кое, что не­пре­мен­но ос­та­но­вит её вни­ма­ние: ум­ную го­ро­жан­ку во­ро­ну, пер­вые рас­пу­с­тив­ши­е­ся ли­с­точ­ки, тро­га­тель­ных се­лез­ня и уто­чек в пру­ду. Вот из этой на­блю­да­тель­но­с­ти, по­гру­же­ния в оду­шев­лён­ный и не­о­ду­шев­лён­ный мир, до­мыс­ли­ва­ния его, ви­де­ния всех свя­зу­ю­щих ни­тей и рож­да­ют­ся её рас­ска­зы.

При­ня­то у нас от­кро­вен­но не­да­лё­ко­го че­ло­ве­ка на­зы­вать обид­ным про­зви­щем «си­бир­ский ва­ле­нок». Что со­вер­шен­но не­спра­вед­ли­во и по от­но­ше­нию к чу­дес­но­му краю, и к спа­си­тель­ной в жгу­чие мо­ро­зы обув­ке. А Свет­ла­на не­на­вяз­чи­во и с улыб­кой раз­вен­чи­ва­ет это по­ня­тие. Кот из её рас­ска­за, ко­то­ро­го так име­но­ва­ли, ока­зал­ся су­ще­ст­вом не толь­ко ум­ным и по­нят­ли­вым, но не­зло­би­вым и ла­с­ко­вым, не че­та мно­гим лю­дям из иных кур­ша­вель­ских мест в ту­ф­лях из кро­ко­ди­ль­ей ко­жи. Вы­зы­ва­ю­щим по­боль­ше люб­ви и ува­же­ния, чем гла­мур­ные без­дель­ни­ки.

Пост­скрип­тум. Ещё сле­ду­ет от­ме­тить за­ме­ча­тель­ные ри­сун­ки В.Ду­ги­на, ко­то­рые са­ми по се­бе не­сут ду­шев­ную ра­дость. Прав­да, хо­мя­чок ока­зал­ся раз­ме­ром с пер­сид­скую кош­ку, но ведь это не про­стой мир, а вол­шеб­ная стра­на дет­ст­ва, ку­да при­гла­ша­ет ав­тор. И ку­да так хо­чет­ся по­рой вер­нуть­ся.


 

Да­ры из че­мо­дан­чи­ка

В ма­га­дан­ском из­да­тель­ст­ве «Но­вая по­ли­гра­фия» два го­да на­зад вы­шла то­нень­кая книж­ка сти­хов Ана­то­лия Суз­даль­це­ва «При­бав­ле­ние све­та». Вто­рая, как на­пи­са­но, в его твор­че­с­кой би­о­гра­фии. Прав­да, о са­мой би­о­гра­фии по­эта в ан­но­та­ции не ска­за­но ни сло­ва, по­сколь­ку и са­мой ан­но­та­ции как та­ко­вой в кни­жеч­ке нет. Но есть фо­то­гра­фия ав­то­ра. На вид ему око­ло се­ми­де­ся­ти, ли­цо че­ло­ве­ка, мно­го по­ви­дав­ше­го, ку­ла­ки креп­кие. Ма­га­дан всё-та­ки. При­шлось про­во­дить соб­ст­вен­ное рас­сле­до­ва­ние, по­то­му что ста­ло ин­те­рес­но. О сти­хах поз­же.

Вы­яс­ни­лось: жур­на­лист, за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры Рос­сии, на Край­нем Се­ве­ре с 1966 го­да, в год вы­хо­да этой кни­ги от­ме­чал своё 70-ле­тие, ра­бо­тал ре­дак­то­ром га­зе­ты «По­ляр­ник» (на Чу­кот­ке), в «Се­вер­ной прав­де», «Си­не­го­рье», в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся вне­штат­ным кор­ре­с­пон­ден­том га­зет «Се­вер­ная над­бав­ка» и «Ко­лым­ский тракт» (го­во­ря­щие на­зва­ния), а пер­вый сбор­ник сти­хов «Да­лё­ко­го дет­ст­ва ре­ка» вы­шел опять же в Ма­га­да­не в 2002 го­ду. Ма­ло­ва­то ин­фор­ма­ции. Ещё вы­яс­ни­лось, что в про­шлом го­ду он яв­лял­ся од­ним из со­ста­ви­те­лей сбор­ни­ка сти­хов ре­прес­си­ро­ван­ных по­этов «По­люс лю­то­с­ти», в раз­ное вре­мя от­бы­вав­ших на­ка­за­ние на тер­ри­то­рии быв­ше­го тре­с­та «Даль­ст­рой», ку­да вхо­ди­ли Ма­га­дан­ская об­ласть, Чу­кот­ка, се­ве­ро-вос­точ­ная часть Яку­тии, ча­с­ти Ха­ба­ров­ско­го и При­мор­ско­го кра­ёв. Так­же и моя ро­ди­на, ко­ро­че. А в 2009 го­ду Ана­то­лий Фё­до­ро­вич Суз­даль­цев на го­род­ском кон­кур­се, по­свя­щён­ном 70-ле­тию Ма­га­да­на, за­во­е­вал пер­вое ме­с­то в но­ми­на­ции «По­эзия» за сти­хо­тво­ре­ние «Ма­га­дан». Вот, соб­ст­вен­но, и всё, что уда­лось на­ко­пать.

Од­на­ко судь­бу по­эта луч­ше все­го про­сле­жи­вать по его сти­хам. Се­ми­де­ся­ти­ле­тие ав­то­ра и го­ро­да, с ко­то­рым он свя­зал свою жизнь, ин­фер­наль­но ви­дят­ся поч­ти в каж­дой его строч­ке. К то­му же, под все­ми сти­хо­тво­ре­ни­я­ми про­став­ле­ны да­ты на­пи­са­ния. На­чи­ная с пя­ти­де­ся­тых го­дов. Но я ещё ни­где и ни у ко­го не встре­чал, что­бы вре­мя со­зда­ния не­боль­шо­го по объ­ё­му сти­хо­тво­ре­ния бы­ло обо­зна­че­но так: «1956, 2002». Это го­во­рит о том, что ав­тор со­рок шесть лет но­сил в сво­ей ду­ше строч­ки, жил с ни­ми, му­чил­ся в них, воз­вра­щал­ся к ним па­мя­тью и серд­цем, от­шли­фо­вы­вал в уме, по­ка не по­ста­вил окон­ча­тель­ную точ­ку. Та­кое твор­че­с­кое бо­ре­ние до­ро­го­го сто­ит. Вот на­ча­ло это­го сти­хо­тво­ре­ния – «Че­мо­дан­чик»:

 

С го­ро­да­ми боль­ши­ми

по­ка что я ма­ло зна­ком,

Но слы­хал: каж­дый пя­тый в них

ес­ли не вор, то об­ман­щик.

Вот к трам­ваю иду от вок­за­ла,

в ру­ке че­мо­дан­чик,

Де­ре­вян­ный та­кой че­мо­дан­чик

с ви­ся­чим зам­ком…

 

В по­кла­же у па­рень­ка из ра­бо­че­го по­сёл­ка, «где хва­та­ет жу­лья», не­хи­т­рый скарб: учеб­ни­ки, ма­ми­на ва­рё­ная ку­ри­ца с ша­неж­ка­ми, ат­те­с­тат и те­т­радь со сти­ха­ми. И на­каз род­ни: во­ро­тить­ся с по­бе­дой, сту­ден­том. Па­рень один в этом чу­жом го­ро­де.

 

…Впро­чем, что это я тре­пе­щу,

как оси­но­вый лист?

Вон как мно­го цве­тов здесь,

ка­кой от них за­пах мед­вя­ный,

И до­ма вы­со­ки,

и ас­фальт изу­ми­тель­но чист.

Го­род­ские дев­чон­ки,

как вы­яс­нил я меж­ду де­лом,

По­сме­лей, чем у нас.

Я при­ме­тил в трам­вае од­ну.

По­че­му она ве­се­ло так на ме­ня

по­гля­де­ла

И не мне ль улыб­ну­лась по­том,

от­вер­нув­шись к ок­ну?

А ду­ша у ме­ня лишь од­ною меч­тою

со­гре­та:

Мо­жет, са­мое важ­ное в го­ро­де этом

най­ду…

 

Нет, во­все не слу­чай­но сбор­ник сти­хов на­зван имен­но так. В сти­хах ма­га­дан­ско­го, да про­сто рус­ско­го по­эта дей­ст­ви­тель­но мно­го све­та, он лю­бит жизнь, ка­кой бы по­рой горь­кой она ни бы­ла, лю­бит сво­их близ­ких, су­ро­вую при­ро­ду Край­не­го Се­ве­ра и Даль­не­го Вос­то­ка:

 

…Ес­ли б (с тай­ным уп­рё­ком,

со­чув­ст­ви­ем?)

нас хоть од­наж­ды спро­си­ли:

«Вы за­чем здесь жи­вё­те, дру­зья?»,

мы б с от­ве­том не ста­ли спе­шить.

Что ска­зать? Это на­ша зем­ля,

это на­ша Рос­сия!

Кто-то дол­жен здесь жить.

 

Пост­скрип­тум. На­вер­ное, са­мое важ­ное в том да­лё­ком 1956 го­ду мо­ло­дой па­рень всё-та­ки на­шёл – это его по­эти­че­с­кий дар, ко­то­рый он бе­реж­но хра­нит в сво­ём твор­че­с­ком че­мо­дан­чи­ке и де­лит­ся им с людь­ми.


 

 

 

 

 

 

 

 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования